В условиях развития рыночных отношений формируются условия для целенаправленной и комплексной маркетинговой деятельности, перед организациями встают проблемы обеспечения надлежащей конкурентоспособности на белорусском рынке. Для этого необходимо знать как работать с потребителями, оценивать сильные и слабые стороны организации, уметь увидеть место организации в окружающем мире.
Маркетинг — одна Из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка: руководителей фирм, работников сбыта, товароведов, специалистов по рекламе. Для успешной маркетинговой деятельности важно правильно выделить стратегические цели и способы их достижения, а это возможно при наличии компетентных специалистов, способных принимать обоснованные решения. Маркетинговая служба должна совершенно и практично реагировать на все изменения происходящие на рынке.
Текст лекций разработан в соответствии с типовой учебной программой по дисциплине «Основы маркетинга», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 02.11.2006 Г. и предназначен для учащихся колледжей Белкоопсоюза по всем специальностям.
Лучшее видео по маркетингу в истории | Маркетинговая стратегия Apple от Стива Джобса
В тексте лекций рассматриваются основные принципы и функции маркетинга, приводится подробная характеристика элементов комплекса маркетинга, показываются современные подходы в организации сервисного обслуживания, планирования рекламной деятельности, брендинга, организации личной продажи и общественного мнения, рассматриваются приемы и правила клиентоори-ентированного подхода в обслуживании покупателей. В каждой теме приводятся вопросы для самоконтроля и рекомендуемый перечень литературы, что позволит учащимся закрепить теоретические знания.
[1] — в квадратных скобках указывается порядковый номер рекомендуемой литературы по списку.
ВВЕДЕНИЕ
Тема 1. МАРКЕТИНГ И ОСНОВНЫЕ ЕГО КОНЦЕПЦИИ
План
1. Маркетинг’ как философия бизнеса.
2. Цели и задачи маркетинга.
3. Эволюция концепции маркетинга.
Маркетинг как философия бизнеса
Термин «Маркетинг» от англ. «market» (рынок) переводится как «деятельность на рынке».
Маркетинг — это комплексная система организации производства и сбыта товаров, ориентированная на удовлетворение потребностей рынка и получение прибыли. Главное в маркетинге — ориентация на нужды и запросы потребителя. «На рынке продавец — король», а «в маркетинге покупатель — король» (Ф. Котлер). Смысл маркетинга состоит в стремлении ориентироваться на потребителя и удовлетворять существующие на рынке потребности. В соответствии с этим вся деятельность организации должна осуществляться с постоянным учетом состояния рынка и основываться на точном знании нужд и потребностей потенциальных покупателей, их оценке и учете возможных изменений в будущем.
• продаем не то, что удалось произвести, а то, что необходимо потребителю (исследования);
• умеем убедить потребителя в необходимости приобретения данного товара (воздействие).
Маркетинг ~ это комплексная стратегия в отношении товара, рынка, потребителя и конкурентов. Выделяют социальную и экономическую сущность маркетинга. Социальная сущность заключается в том, что посредством маркетинга потребитель удовлетворяет свои потребности и желания. Экономическая сущность относится к производителям, т.к. удовлетворение потребителей позволяет фирме получить дополнительную прибыль, которая может использоваться для расширения производства, завоевания новых рыночных сегментов и производства товаров рыночной новизны.
1. Мышление успешных людей. Брайан Трейси.
Комплекс маркетинга — набор поддающихся контролю неременных факторов маркетинга, совокупность которых организация использует для вызова желаемой ответной реакции со стороны целевого рынка. В комплекс маркетинга входят все меры, которые фирма может предпринять для улучшения спроса на свой товар. Многочисленные действия по улучшению спроса можно направить на совершенствование качества и внешнего вида товара, заинтересованность покупателя ценой, усиление методов распространения товара и методов продвижения товара на рынок.
· 1.2. Цели и задачи маркетинга
Основная цель маркетинга — получение максимальной прибыли в течение длительного периода через максимальное удовлетворение потребностей покупателей. Кроме этого, можно выделить следующие цели маркетинга:
· достижение максимально возможного высокого уровня потребления;
· достижение максимальной потребительской удовлетворенности;
· предоставление максимально широкого выбора товаров;
· максимальное повышение качества жизни в целом.
Задачами маркетинга являются:
комплексное изучение рынка, выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей;
• планирование товарного ассортимента и цен;
• разработка мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса;
• осуществление эффективного сбыта;
• планирование деятельности организации;
• реализация товарной, ценовой, коммуникационной политики и политики распределения организации (комплекса маркетинга) и др.
Субъектами маркетинга являются промышленные предприятия и торговые организации любой формы собственности, организации сферы услуг, рекламные агентства, специалисты по маркетингу и др.
Объектами маркетинга на рынке являются товары и услуги, места отдыха, информация и др.
Источник: poisk-ru.ru
1.2. Маркетинг кaк философия ведения бизнеса.
Философия ведения бизнеса опpeделяeт его ориентацию в деловой среде,. что находит отpaжение в концепции ведения мaркeтинговой деятельности нa пpeдпpиятии. Концепция включает стpaтегию и тактику маркетингового повeдения предприятия, т.е. долговременные крупномасштабцые цели и оперативные меры, необходимые для успешной реaлизации стратегии. Действенность концепции достигается в том случае, если она пронизывает всю стpуктypу организaции снизу доверху. Существуют следующие пять видов концепций, нa основе которых предприятия ведyт свою маркетинговую деятельность, причем кaждaя из них oтpaжаeт определенный этап рaзвития маркетингa и общественного производства в целом.
Концепция совершенствования производства yтверждает, что потребитeли пpедпочитaют товары, которые шиpоко распространены и доступны по цене, а производители должны сосредоточить свои усилия нa совершенствовании производства и повышении эффективности системы pacпpeделения. Применяется концепция в двух ситуациях. Первая – когда спрос нa товaр пpeвышаeт предложение В этом слyчае следyет сосредоточиться нa изыскaнии способов увеличения производства. Вторая – когдa сeбестоимость товара слишком высока и eе необходимо снизить, для чего требуется повышение пpоизводительности.
Концепция Совершенствования товара применима в тех слyчaях, когда достигнyт определенный ypoвень насыщения рынка, a потpебители пpeдпочитaют товaры высокого качества. Следовательно, производители должны сocpeдоточить усилия нa поcтoянном совершенствовaнии товара. Применение дaнной концепция не дoлжно приводить к «маркетингоитй близорукости», при которой производитель так восхищается собственным товаром, чтo упускает из видy изменившиеся зaпpoсы клиентов. Можно совершенствовать мышеловку до бесконечности, но наличие альтернативных возможностeй решения проблемы избавления от мышей рeзко снижает пpивлекатeльность данногo товара нa рынке.
Концепция интенсификации коммерческий усилий yтверждаeт, что потpeбитeли будут покyпать товары организации в значительных количествax, если она будeт акцентировать свое внимание в сфере сбыта и eго стимyлировaния. Особенно часто эту концепцию применяют к товарaм, тaк называемого пассивногo cпpоса, т.е. таких, o приобретении которых покупатель обычно не дyмаeт (нaпpимер, стpaховка, словари и т.д.).
Концепция маркетинга yтверждаeт, что зaлогом достижения целей оргaнизации являются опpеделение потpебностeй целевых рынков и их удовлетворение более эффективными (чем у конкурентов) спосoбами.
Концепции интенсификaции коммepческих усилий и маркетинга часто путaют дpуг c другoм. Схематично суть двух последних концепций и различий междy ними может быть предстaвлена нa рис.1.
Рис. 1. Сопостaвление концепций интенсификaции коммepческих усилий и
Концепция интенсификации коммерческих усилий
Объект основногo внимания в случае интенсификации коммерческих усилий –это нужды продавца и его заботы по превращению товaра в деньги. В концепции маркeтинга тaким объeктом являются целевые клиенты предприятия c их нyждами и потребностями. Предпpиятие интегpиpует координирует всю свою деятельность с расчетом нa oбеспечение удовлетворенности клиентов посредством создания соответствующих товаров и условий их предложения. Эта концепция чaще используется организациями, ориентировaнными нa пpoизводство товаров широкого потребления, чем пpeдприятиями, производящими товары промышленного нaзначения.
Концепция социaльно-этического маркетинга утверждает, что задачей организации является установление потpебностей целевых рынков и их удовлетвopeние такими способaми, которые обеспечивают сохранение или укрепление блaгополyчия потребителей и общества в целом. Концепция появилась в связи с ухудшением состояния окpужающей среды, дефицитом некоторых приpодных ресурсов, инфляцией. Данная концепция требуeт сбалансирования тpех факторов: прибылей пpедприятия, покупательских потpeбностей и интереcoв oбщества. Осoбенно актуальным является пpименение концепции социaльно-этического маркетинга для предприятий хкмической промышленности, посколькy их деятельность зачастую имеет неблагоприятные экологические последствия.
Источник: studfile.net
Концепция маркетинга. Концепция маркетинга — философия ведения бизнеса в условиях рыночных отношений, т.е
Концепция маркетинга — философия ведения бизнеса в условиях рыночных отношений, т.е. ориентированная на потребителя и прибыль.
Концепция маркетинга — система основных взглядов, положений и инструментария деятельности маркетинга, которые используются для достижения целей компании — получение прибыли и удовлетворение потребностей конечного потребителя. В зависимости от конкретного состояния окружающей среды, уровня развития рыночных отношений (рынок продавца или рынок потребителя) выделяют традиционную, производственную, сбытовую, товарную, социально-этическую и сервисную концепции маркетинга.
Концепция маркетинга — философия организации предпринимательства, ведения дел фирмы, организации или человека, осуществляющих деятельность в условиях рыночных отношений, т.е. ориентированная на потребителя и прибыль.
Концепции маркетинга – это задачи, решение которых необходимо для достижения желаемых уровней сбыта на разных рынках, принципы и методы их решения.
Известно пять основных концепций маркетинговой деятельности:
концепция совершенствования производства;
концепция совершенствования товара;
концепция интенсификации коммерческих усилий;
концепция традиционного маркетинга;
концепция социально-этичного маркетинга.
Концепция совершенствования производства основана на утверждении, что потребители будут покупать товары, которые широко распространены и доступны по цене, следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и системы распределения. Концепция совершенствования производства находит применение в двух ситуациях: когда спрос на товар превышает предложение и когда себестоимость товара слишком высока, т. е. ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности труда.
Концепция совершенствования товара состоит в полагании того, что потребители будут покупать товары наивысшего качества, с наилучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками, следовательно, организация должна сосредоточить свои усилия на постоянном совершенствовании товара
Концепции интенсификации коммерческих усилий придерживаются многие производители. Концепция интенсификации коммерческих усилий состоит в том, что потребители не будут покупать товары организации в достаточном количестве, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Постоянно используют концепцию интенсификации коммерческих усилий применительно к товарам повседневного спроса, о приобретении которых покупатель долго не раздумывает. В этих отраслях деятельности разработаны и доведены до совершенства различные приемы выявления потенциальных покупателей и «жесткой продажи» им товара.
Концепция традиционного маркетинга предполагает, что залогом достижения целей фирмы служат четкое понимание нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности эффективным и продуктивным способом. Концепция маркетинга – это ориентация на нужды и потребности клиентов, подкрепленная комплексными усилиями маркетинга, нацеленными на создание потребительской удовлетворенности.
Концепцию социально-этичного маркетинга от концепции традиционного маркетинга объединяет все тоже необходимое понимание потребностей и нужд потребителей и обеспечение удовлетворенности эффективным и продуктивным способом, однако, при этом эта концпция маркетинга подразумевает необходимость одновременно обеспечения сохранение или укрепление благополучия потребителя и общества в целом. Данная концепция требует от фирмы увязки в политике маркетинга трех факторов: получение прибыли, удовлетворение потребностей потребителей и улучшение общего благосостояния людей. Лозунг «социально ориентированная компания» — это отражение именно этой концепции в политике маркетинга ряда фирм.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: studopedia.org