Благотворительность давно стала нормой для многих людей. К сожалению, есть люди и организации, которым нужна помощь. Поэтому многие предприниматели жертвуют деньги или необходимые вещи в адрес фондов, школ и других организаций. Однако, бухгалтер должен правильно учесть все «добрые» расходы.
Что такое благотворительность
Благотворительность — это добровольная помощь, которую осуществляют юридические и физические лица в адрес любых других лиц. Форма бывает разной:
- передача имущества и денежных средств;
- безвозмездное выполнение работ или услуг;
- иная поддержка.
В благотворительности всегда есть два участника: кто-то оказывает помощь, а кто-то ее получает. Законодательство делит всех на три категории:
- Благотворители — те, кто «осуществляет бескорыстную передачу в собственность имущества или денежных средств». Также сюда входит и оказание услуг.
- Добровольцы — физические лица, которые безвозмездно выполняют работы и оказывают услуги. Иными словами — это волонтеры и волонтерские организации.
- Благополучатели — те, кто получает помощь от благотворителей и добровольцев.
Как учитываются налоги
Налог на прибыль
Стоимость безвозмездно переданного имущества и расходы на него не учитываются при налогообложении прибыли. Они не отвечают требованиям п.1 ст. 252 НК РФ — они не направлены на получение дохода.
Расходы по стоимости и передаче в благотворительность имущества, работ или услуг есть в перечне расходов, которые не учитываются при налогообложении прибыли.
Единый налог
При расчете единого налога при УСН, расходы на благотворительность также не учитываются. Объясняется это просто: затраты на благотворительность не внесены в перечень расходов, на которые компании на «упрощенке» могут уменьшать полученную прибыль.
НДС
Передача товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках благотворительности не облагается НДС. Все эти действия попадают подпадают под льготу.
Для того чтобы воспользоваться этой льготой, компании нужно иметь подтверждающие документы:
- договор или контракт с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров, выполнение работ или оказание услуг;
- копии документов, подтверждающих принятие благотворительной помощи;
- акты или другие документы, свидетельствующие о целевом использовании полученной помощи.
Как отразить в бухучете
Общий порядок признания расходов в бухгалтерском учете установлен в ПБУ 10/99. В пункте 17 сказано: «расходы хозяйствующего субъекта подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от его намерения получить выручку». Все расходы подразделяются на:
- расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы.
Организация должна исключить из расчета налоговой базы по налогу на прибыль затраты на благотворительность. Сделать это нужно во всех отчетных периодах. По этому показателю в бухгалтерском учете образуется постоянное налоговое обязательство. Проводки следующие:
Дебет 76 — Кредит 51 — перечислены денежные средства в форме пожертвований;
Дебет 76 — Кредит 41 — переданы в рамках благотворительной помощи товары;
Дебет 91 — Кредит 76 — расходы на пожертвование отнесены в состав прочих расходов;
Дебет 91 — Кредит 76 — стоимость товаров, переданных на пожертвование, отнесена в состав прочих расходов;
Дебет 91 — Кредит 68 — начислен НДС со стоимости безвозмездно переданных товаров;
Дебет 99 — Кредит 68 — отражено постоянное налоговое обязательство со стоимости перечисленных денежных средств, переданных товаров и суммы НДС.
Источник: astral.ru
Перечисления на ДМС работников можно учесть в расходах при УСН
В расходах при УСН можно учесть суммы, перечисленные работодателем на добровольное медицинское страхование своих работников (Письмо Минфина России от 10 февраля 2017 г. № 03-11-06/2/7568). «Упрощенцы» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», согласно НК РФ могут учесть в составе расходов оплату труда и больничных пособий своих работников (пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Пункт 2 статьи 346.16 Налогового кодекса позволяет включить в «упрощенные» расходы затраты на оплату труда по правилам налогообложения прибыли. То есть по правилам статьи 255 кодекса. Суммы платежей, которые работодатели перечисляют страховым организациям по договорам добровольного медицинского страхования (ДМС), заключенным в пользу работников пункт 16 этой статьи в то же время относит к расходам на оплату труда. При этом срок действия ДМС-договоров — не менее одного года.Обязательное условие: страховые организации, в которых застрахованы работники, должны иметь лицензию, выданную в соответствии с российским законодательством. Таким образом, если все эти условия соблюдены, взносы по договорам ДМС в пользу работников фирма (предприниматель), применяющая УСН, может включить в состав расходов с учетом ограничения: в размере не более чем 6% от всей суммы расходов на оплату труда.
- Сопровождение грантов
- Аутсорсинг казначейского сопровождения
- Комплексное бухгалтерское обслуживание
- Нулевая отчетность
- Ведение внешнеэкономической деятельности
- Ведение кадрового учета и расчет зароботной платы
- Ведение платежей
- Разблокировка расчетного счета
- Восстановление учета
- Консалтинг
- Прочие бухгалтерские услуги
- Консультация
- Аудит бухгалтерской отчетности
- Кадровый аудит
- Обязательный аудит
- Финансовый аудит
- Налоговый аудит
- Инициативный аудит
- Эксперсс-аудит
- Консультация
- Предоставление интересов в суде
- Юридический арбитраж
- Досудебное урегулирование споров
- Налоговые споры
- Прочие юридические услуги
- Регистрация
- Переригестрация
- Реорганизация
- Ликвидация
- Смена системы налогообложения
- Структурное подраздение
- Разработка схем налогообложения
- Оптимизация налоговой нагрузки
- Примеры выполненных работ
- Лицензия на алкоголь
Источник: cleanbuh.ru
Бухгалтерские проводки по выплате материальной помощи сотруднику

Бухгалтерское отражение выплаты материальной помощи в учете осуществляется на основании приказа:
- основанием для поддержки является заявление сотрудника;
- размер выплат зависит от внутреннего документа и законов;
- операции ведутся на счете 70;
- налогообложение зависит от вида и размера пособия.
Материальная помощь оказывается сотрудникам работодателем в случае нужды. Законодательно не существует обязанности бескорыстно помогать своим работникам, но если у предприятия есть возможность и желание сделать это, то нужно следовать утвержденному порядку.
Основания для поддержки
Прежде всего, необходимо понять, что выплата материальной помощи никак не может считаться вознаграждением за заслуги перед предприятием. Неважно, как работает сотрудник, сколько лет, ценен ли он для работодателя. Материальная помощь – это социальная поддержка.
Чтобы у работников возникало право просить компанию о помощи, необходимо разработать внутренний документ – положение о социальных гарантиях. В документе должны быть описаны ситуации, которые подлежат вспомоществованию, условия получения и размер выплат.
Существует стандартный набор ситуаций, в которых работникам может понадобиться материальная помощь:
- Рождение (усыновление) ребенка.
- Смерть близкого родственника.
- Смерть самого сотрудника.
- Стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации.
- Терроризм.
- Вступление в брак.
- Отпуск.
- Высокие затраты на лечение.
Главными условиями оказания вспомоществования являются:
- наличие заявления от просителя;
- подтверждающие случившееся документы;
- единовременность (это условие не касается выплат в связи со стихийными бедствиями, ЧС и терроризмом).
От автора! Помощь могут оказать не только работодатели, но и государственные органы, например фонд социального страхования.
Откуда предприятию взять деньги?
Набор проводок по выплате материальной помощи сотруднику стандартный и не зависит от источника финансирования. Предприятие может выбрать, откуда ей взять средства для поддержки своих работников:
- из прибыли текущего года;
- из нераспределенной прибыли за прошлые годы.
Но для этого нужно понимать, что нераспределенной прибылью прошлых лет распоряжаются только владельцы предприятия:
- акционеры;
- единственный участник;
- совет директоров.
У директора компании нет полномочий распоряжаться нераспределенной прибылью, которая скапливается на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». В случае если владельцы бизнеса все же решили распределить накопленную прибыль, они должны в письменном виде издать решение для руководства компании.
Для такого решения нет унифицированной формы, просто нужно указать:
- место и время проведения собрания;
- присутствие участников;
- размер распределяемых денег;
- направление для использования прибыли.
В случае если для оказания помощи применяется прибыль текущего года, то руководство компании самостоятельно принимает решение, не дожидаясь согласия учредителей.
Какие использовать операции?
Проводка, которую должен сделать бухгалтер при начислении помощи:
- Дт 91.2 «Прочие расходы» Кт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» – для своего сотрудника;
- Дт 91.2 Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – для родственников сотрудника (в случае его смерти).
Примечание от автора! Материальную помощь на предприятии могут выплачивать не только действующим, но и бывшим сотрудникам, а также их родственникам.
Поэтому при выдаче денежных средств проводки будут зависеть от получателя поддержки и способа выплаты:
- Дт 73 Кт 50 «Касса» – при получении наличности сотрудником;
- Дт 73 Кт 51 «Расчетные счета» – при использовании безналичных расчетов;
- Дт 76 Кт 50 (51) – когда денежная помощь оказывается родственникам умершего работника.
За что надо заплатить налоги?
Работодатель волен установить любой размер вспомоществования, но бухгалтерии надо знать, с какой части уплатить налоги. Условия налогообложения видов материальной поддержки можно найти в статье 217 Налогового кодекса РФ.
Условия налогообложения
Не подлежат налогообложению выплаты по случаю:
- смерти сотрудника;
- смерти близкого родственника работника;
- рождению (усыновлению) ребенка до 50 000 рублей;
- стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций и терроризма.
Все прочие виды материальной помощи свыше 4 000 рублей облагаются налогом на доходы физических лиц 13% и страховыми взносами.
От автора! По своему желанию работодатель может выдавать матпомощь работнику по любому другому поводу, например при смерти дальнего родственника.
Также нужно учитывать, что материальная поддержка не оказывает влияния на среднедневной заработок при расчете больничного или отпускных.
Пример выделения вспомоществования сотрудникам
Например, юрист ООО «Рассвет» Иванов А.А. попросил материальную помощь к отпуску. В Положении о социальных гарантиях предприятия указано, что такой вид выплат составляет 50% от оклада работника. В данном случае заработная плата – 35 000 рублей в месяц. Бухгалтер получил приказ от руководителя выплатить помощь Иванову согласно Положению.
В то же время к руководству обратился токарь Петров В.В. с просьбой о материальной поддержке по случаю смерти своего дяди. В Положении о социальных гарантиях не предусмотрен такой случай, но директор пошел навстречу работнику и приказал выдать ему 10 000 рублей. Выполнен расчет:
Начисленная заработная плата
Размер материальной помощи в рублях
Налогооблагаемая часть матпомощи
Источник: moneymakerfactory.ru
