Субъекты менеджмента — менеджеры — руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.
В настоящее время понятия «менеджер», «бизнесмен», «предприниматель» широко употребляют как в практике, так и в научной и учебной литературе. Такое соседство понятий иногда вносит неясность и путаницу в определение функций этих лиц, поэтому необходимо выяснить «кто есть кто».
Бизнес — это предпринимательская деятельность, дело или занятие, которые являются источником получения прибыли (наживы). Предприниматель как собственник выполняет свои функции самостоятельно, личным трудом создает продукты (услуги), принимает необходимые решения по ходу развития своего дела, обеспечивает производственную деятельность ресурсами, реализует продукцию и присваивает результаты собственного труда.
Собственного труда предпринимателя недостаточно, когда возрастают масштабы производства, расширяется спектр выпускаемой продукции, организуются филиалы, дочерние компании, предприятие выходит со своей продукцией за рубеж. Каждая функциональная область работы предприятия (снабжение, производство, сбыт и т.д.) становится самостоятельным направлением, т. е. происходит разделение функций на производственные и управленческие, что требует профессионального управляющего ими. Здесь и появляется на рынке труда рабочая сила соответствующей специальности — профессиональный менеджер.
Основы менеджмента. Простыми словами про менеджмент организации и компетенции менеджера
По одной из точек зрения категория «менеджер» распространяется на: руководителей организации; руководителей структурных звеньев; организаторов определенных видов работ (администраторов).
предприниматель, бизнесмен и менеджер — это близкие понятия, но не одно и то же. Бизнесмен — это собственник, применяющий свой или заемный капитал в целях получения прибыли или предпринимательского дохода. Он может не занимать в своем предприятии никакой официальной должности, но может и входить в его правление или попечительский совет.
Слово «менеджер» имеет несколько значений:
1) наемный профессиональный управляющий;
2) специалист по управлению производством;
3) предприниматель в профессиональном спорте.
Таким образом, менеджер — это наемный работник, занимающий определенную руководящую должность в данной организации. В то же время менеджер в ряде случаев может быть совладельцем этого предприятия, иметь его акции.
В работе менеджера и предпринимателя есть общие черты оба преследуют цели, поставленные ими перед предприятием; применяют определенные способы управления; планируют, координируют и контролируют деятельность работников предприятия; работают на свой страх и риск. Один рискует своей должностью, второй — собственным капиталом. Для России это новое явление. Ранее руководители рисковали своей должностью, а в сталинские времена и свободой.
Менеджеры решают, какие цели в области производительности поставить перед организацией, какие» методы получения продукции использовать, какие формы стимулирования наиболее приемлемы и др. Именно руководители своей организованностью, личным примером задают тон в организации. Именно они определяют, будет ли организация в своей работе ориентироваться на качество, производительность и на потребителей или останется к ним безразличной.
Менеджмент. Урок 15. Цели, задачи и функции менеджера организации
Содержание самого понятия «управленческий персонал» трактуется довольно широко и неоднозначно. Международная организация труда (МОТ), например, рассматривает управленческий персонал как часть более широкой категории работников, в которую, кроме менеджеров, входят и другие специалисты-профессионалы. Основанием для этого считается тесная связь в работе менеджеров и специалистов. Они зависят друг от друга и, работая в постоянном контакте, обеспечивают запланированное развитие организации.
Что могут сделать менеджеры для успеха организации и как они это смогут сделать? Как показывает теория и практика менеджмента, менеджеры обязаны:
1) принимать решения, которые должны быть практически реализуемыми;
2) установить общие характеристики организации, чтобы понять работу руководителя в целом и взаимодействие компонентов этой работы;
3) учитывать различия между организациями, которые называются ситуационными переменными. Последние распадаются на две основные категории: внутренние и внешние переменные;
4) использовать интегрированный подход при принятии решений, так как все многочисленные ситуационные переменные и все функции управления взаимосвязаны и их нельзя рассматривать независимо друг от друга;
5) понимать, что не существует отработанных в любой ситуации «правильных» ответов. Нужен гибкий, творческий подход к переменам.
Эффективный руководитель, принимая во внимание ситуационные переменные, понимает, что не существует единственного «правильного» способа совершения чего-то. Оптимальный выбор — это выбор того, что наиболее соответствует ситуации, сложившейся на данное время.
По мере роста организации менеджмент разделяется на всё более мелкие элементы, происходит специализация управленческих функций в рамках профессиональной группы, развивается иерархия менеджмента. Следовательно, в определении сфер деятельности менеджеров, особенностей работы на том или ином месте очень важно рассмотреть горизонтальное и вертикальное разделение труда в аппарате управления организацией.
В отечественной теории и практике управления принято выделять в связи с горизонтальным разделением труда три группы управленческих кадров:
• руководители — управленческий персонал, который определяет работу других людей. Причем эта группа делится на две части — линейных руководителей (их подчиненные выполняют производственные функции) и функциональных руководителей (их подчиненные выполняют функции управления);
• специалисты — управленческий персонал, выполняющий непроизводственную работу (управленческие функции), требующую высокой квалификации;
• служащие — управленческий персонал, выполняющий непроизводственную работу (функции управления), не требующую высокой квалификации.
Горизонтальное разделение труда называют также специализацией между областями менеджмента.
Функциональные менеджеры несут ответственность за отдельные элементы деятельности организации, такие как управление персоналом, исследованиями, маркетингом»или производством.
Генеральные менеджеры обычно возглавляют подразделения организации, такие как отделение или дочерняя компания, призванные выполнять комплекс функций.
Генеральный менеджер несет ответственность за общую деятельность организации иди подразделений, а следовательно, полагается на управленцев, ответственных за выполнение отдельных функций.
Линейные менеджеры несут ответственность за выполнение функций, напрямую связанных с производством или поставкой продукта услуг потребителям. В зависимости от уровня они могут управлять магазином торговой компании, группой медсестер, департаментом по социальной работе или производственной деятельностью предприятия.
Аппаратные менеджеры отвечают за исполнение непроизводственных функций деятельности предприятия, таких как финансы, персонал, закупки или правовые вопросы. При управлении подчиненными аппаратные менеджеры обычно действуют также, как линейные менеджеры.
Менеджеры низового уровня осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки. Средний уровень — самый многочисленный, составляющий, по некоторым данным, 50 — 60% общей численности управленческого персонала организации, включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях, которые состоят из нескольких первичных образований (структурных единиц); сюда входят также менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятия, его филиалов и отделений, а также руководители вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов Высший уровень — это администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией в целом, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами На этом уровне занято всего 3 — 7% общего управленческого персонала.
Требования к профессиональной компетенции менеджеров очень разнообразны.
Требования к профессиональной компетенции менеджеров
1. Понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента.
2. Знание должностных и функциональных обязанностей менеджера, способов достижения целей и повышения эффективности работы организации.
3. Умение использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе.
4. Владение искусством управления человеческими ресурсами.
5. Владение искусством налаживания внешних связей.
6. Способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию — знания и умения использование менеджером достижений многих наук для решения своих основных проблем
Менеджер — это профессиональный управляющий, представитель особой профессии, имеющий специальную подготовку.
Для менеджмента характерны:
• специальная организация функционирования коммерческих предприятий;
• экономические соображения как базовая основа для действия системы;
• специальная деятельность по руководству организацией;
• выполнение менеджером организации маркетинговой деятельности в качестве своей главной функции;
Менеджер — это член организации, осуществляющий руководство людьми, определяющий цели работы и принимающий решение по эффективному взаимодействию в цепочке «люди — цели». Организация не может существовать без менеджеров.
Основные функции менеджеров — поиски возможностей и поддержки подчиненных. Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры играют четыре группы ролей в организации.
Во-первых, менеджер выступает в качестве руководителя, формирует отношения внутри и вне организации, осуществляет мотивацию членов организации на достижение целей, координирует их усилия и, наконец, выступает в качестве представителя организации.
Во-вторых, это информационные роли, состоящие в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации.
В-третьих, это роли по принятию решения, выражающиеся в том, что менеджер выбирает направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки.
В-четвертых, это согласующие роли по поддержанию балансов интересов и по разрешению конфликтов. Они состоят в том, что менеджер определяет разумный баланс интересов при разработке систем или выполнении операций в «цепочках»: собственник — менеджер — исполнитель (служащий); разработчик — производитель — посредник — продавец — потребитель товара и др.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что включает в себя понятие «менеджмент»?
2. В чём состоит отличие управления от менеджмента?
3. Что является главной целью менеджмента?
4. Какие задачи рассматривает менеджмент?
5. Какие аспекты рассматривает менеджмент?
6. Что является объектом и субъектом менеджмента?
7. Дайте классификацию принципов управления.
8. Какой смысл содержит в себе понятие «менеджер»?
9. Какие групповые роли играет менеджер в организации?
10. Перечислите основные требования, предъявляемые к профессиональной компетенции менеджеров.
Категории
- Безопасность жизнедеятельности в техносфере (14)
- Бухгалтерский учет, анализ и аудит (5)
- Гуманитарные науки (56)
- Естественные науки (20)
- Информатика и вычислительная техника (27)
- Медицина (3)
- Менеджмент организации (20)
- Науки о человеке и обществе (2)
- Общетехнические дисциплины (18)
- Прикладная информатика в экономике (3)
- Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем (2)
- Прочее (14)
- Социальная работа (26)
- Технология машиностроения (9)
- Финансы и кредит (25)
- Электротехника и промышленная электроника (3)
- Юриспруденция (28)
Свежие записи
- 8.13 Правоприменительная деятельность и средства массовой информации
- 8.12. Психологическая характеристика деятельности инспектора ГИБДД
- 8.11. Психологическая характеристика деятельности участкового инспектора
- 8.10. Психологическая характеристика деятельности инспектора ОБЭП
- 8.9. Психологическая характеристика деятельности инспектора таможни
Материал представлен на сайте исключительно в ознакомительных целях.
Все права принадлежат авторам этих материалов.
Источник: libraryno.ru
Задачи, роли, функции менеджера
Организация не может существовать без менеджеров. Их основными функциями являются:
Ø Менеджеры обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;
Ø Менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;
Ø Менеджеры разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющемся окружении;
Ø Менеджеры обеспечивают служение организации интересам тех лиц и учреждений, которые контролируют организацию;
Ø Менеджеры являются основным информационным звеном связи организации с окружением;
Ø Менеджеры несут формальную ответственность за результаты деятельности организации;
Ø Менеджеры официально представляют организацию в церемониальных мероприятиях.
Основные задачи менеджера:
1) Постановка целей
2) Организация работ
3) Мотивация и общение
4) Измерение показателей
5) Развитие подчиненных
Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры играют в организации ряд разнообразных ролей. Среди них можно выделить три ключевые роли (по О.С. Виханскому и А.И. Наумову:
1) Роль по принятию решений. Она выражается в том, что менеджер определяет направление движение организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер. Будучи наделенным правом принятия решения, менеджер несет ответственность за последствия принятого решения.
Поэтому он должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения. Это может сделать специалист по подготовке решений или даже машина. Менеджер должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении. Это бывает зачастую сделать гораздо труднее, чем рассчитать оптимальное решение.
2) Информационная роль. Суть: менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок, разъясняет политику и основные цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, насколько он может ясно и четко доводить информацию до членов организации, сильно зависит результат его работы.
3) Межличностная роль, т.е. менеджер выступает в роли руководителя. Он формирует отношения внутри организации и вне ее, мотивирует членов организации на достижение целей, координирует их усилия на достижение конечных целей.
Дата добавления: 2016-07-27 ; просмотров: 3195 ;
Источник: poznayka.org
Вопрос 1. Введение в менеджмент.
Менеджмент — это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами.
В нашем определении заключены две важные идеи: 1) основные функции управления, а именно планирование, организация, лидерство и контроль, 2) эффективное и производительное достижение целей организации. Выполнение основных функций управления предполагает использование менеджерами различных навыков и умений (некоторые из них, концептуальные, человеческие и технические, мы рассмотрим уже в этой главе).
Менеджмент — и искусство, и наука. Искусство, потому что многим из необходимых менеджеру навыков невозможно научиться, даже читая пусть самые умные книги. Менеджмент, как и игра в бильярд или теннис, требует практики. Но это и наука.
Нам приходится иметь дело с огромной и постоянно пополняющейся базой знаний и данных о процессе управления и методах повышения эффективности работы организации, которые можно усвоить с помощью учебников. Таким образом, менеджер должен иметь формальное образование и практический опыт, уметь сочетать науку и искусство.
УПРАВЛЕНИЕ — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
Уровни управления и типы менеджмента
Один из наиболее важных, определяющих обязанности менеджера факторов — его положение в организационной иерархии (см. рис. 1.3).
На самой вершине пирамиды находятся высшие менеджеры , или менеджеры высшего звена, топ-менеджеры, несущие ответственность за деятельность организации в целом: президенты компаний, председатели советов директоров, главные исполнительные директора и исполнительные вице-президенты. Высшие менеджеры отвечают за определение целей организации, разработку стратегий их достижения, контроль за внешней средой и интерпретацию событий, в ней происходящих, а также принятие значимых для всей компании в целом решений. Они работают на долгосрочную перспективу, их интересуют тенденции развития внешней среды и общий успех деятельности фирмы. Среди важнейших обязанностей менеджеров высшего звена — осуществление коммуникаций, донесение своего видения организации до всех ее членов, формирование корпоративной культуры и поддержание предпринимательского духа. Высшие менеджеры должны во все большей степени вовлекать в процесс труда всех своих подчиненных, предоставлять им возможности наиболее полно реализовывать свои знания, навыки и способности.
Менеджеры среднего звена занимают позиции на промежуточных уровнях властной пирамиды и отвечают за деятельность важнейших бизнес-единиц, подразделений и отделов организации. Как правило, «под» средним звеном находятся еще два и более уровней управления. «Золотая середина» организации несет ответственность за реализацию принятых высшим руководством общих стратегий и процедур и ориентирована прежде всего на краткосрочные перспективы. Менеджеры среднего звена должны поддерживать хорошие отношения с равными себе по должности коллегами, способствовать развитию командной работы и разрешать конфликты.
Современные тенденции реструктуризации и сокращения управленческого аппарата корпораций в наибольшей степени ударили именно по менеджерам среднего звена. Во многих компаниях от них попросту отказались, что позволило существенно повысить производительность труда. Традиционная пирамидальная структура организации становится более плоской, а значит, ускоряются передача информации с высших уровней на низшие, процесс принятия решений. Участие менеджеров в работе над несколькими проектами и не требующее введения дополнительных должностей горизонтальное управление позволяют организации получить максимальную отдачу от своих «ресурсов среднего звена».
Менеджеры первой линии (низшего уровня ) несут непосредственную ответственность за производство товаров и услуг, т. е. находятся на первом или втором уровнях управления, занимая должности мастеров, линейных менеджеров, офис-менеджеров и т. д. Они обязаны выполнять установленные правила и процедуры, обеспечивая эффективность производства, предоставлять техническую помощь, мотивировать подчиненных, уделяя основное внимание выполнению повседневных задач.
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
Существенное влияние на деятельность менеджеров оказывает их положение в горизонтальной плоскости. Функциональные менеджеры отвечают за работу отделов, выполняющих одну из необходимых для ведения операций организации функций. Все их подчиненные обладают схожими навыками и опытом.
К числу функциональных отделов относятся отдел рекламы, отдел продаж, отдел человеческих ресурсов, производственный отдел, финансовый отдел и бухгалтерия. Линейные менеджеры несут ответственность за деятельность производственных и марке тинговых отделов, выпускающих и продающих товары или услуги. Отдельно можно выделить финансовых менеджеров и менеджеров по человеческим ресурсам , работа которых обеспечивает деятельность линейных отделов.
Генеральные менеджеры отвечают сразу за несколько выполняющих различные функции отделов. Например, генеральный менеджер самостоятельного подразделения отвечает за все функционирующие в нем отделы. Обязанности генеральных менеджеров во многом схожи с функциями менеджеров проектов, так как им приходится координировать работу сотрудников самых разных отделов.
Менеджеры проектов играют жизненно важную роль в современных организациях. При создании новых товаров они координируют взаимодействия маркетологов, финансистов и производственников. По мере того как организации сокращают уровни управления, переходя на более плоские, горизонтальные структуры, потребность в менеджерах проектов возрастает. Одно из основных требований к таким руководителям — развитые человеческие навыки, так как для достижения успеха проекта им необходимо координировать работу самых разных сотрудников.
размер организации — это лишь один из нескольких факторов, которые определяют, сколько уровней управления должна иметь компания для достижения оптимальных результатов. Социолог Талкотт Парсонс рассматривает эти три категории с точки зрения функции, выполняемой руководителем в организации. Согласно определению Парсонса, лица на техническом уровне в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг. Лица, находящиеся на управленческом уровне, в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации. Руководители на институциональном уровне’ заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией организации к различного рода переменам, управлением отношениями между организацией и внешней средой, а также обществом, в котором существует и функционирует данная организация.
Более общеупотребимый способ описания уровней управления состоит в выделении руководителей (управляющих) низового звена, или операционных управляющих, руководителей (управляющих) среднего звена и руководителей (управляющих) высшего звена.
Руководители низового звена. Младшие начальники, которых также называют руководителями первого (низового) звена или операционными руководителями — это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими).
Младшие начальники в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой управления в школе бизнеса. Большая часть руководителей вообще — это руководители низового звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве.
Высший организационный уровень — руководство высшего звена — гораздо малочисленное других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена — всего несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе — это председатель Совета, президент, вице-президент корпорации и казначей корпорации. В армии их можно сопоставить с генералами, в среде государственных деятелей — с министрами, а в университете — с канцлерами (ректорами) колледжей. Они отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации.
Навыки управления.
Некоторые исследователи составили списки навыков и умений, которыми должны обладать руководители организаций или подразделений, но мы объединим их в три категории: концептуальные, человеческие и технические, степень необходимости которых варьируется в зависимости от положения менеджера на служебной лестнице.
Концептуальные навыки — это когнитивные (познавательные) способности человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время четко выделять взаимосвязи ее частей. К числу таких навыков относятся мышление менеджера, его умение обрабатывать поступающую информацию и его способности к планированию.
Концептуальные навыки необходимы всем менеджерам, но особое значение они имеют для руководителей высших уровней организации, которые должны уметь схватывать суть каждой возникающей ситуации, выделять важнейшие ее факторы и предугадывать дальнейшее развитие событий.
Под человеческими навыками понимают способности менеджера к работе с людьми и посредством людей , а также умение эффективно взаимодействовать в качестве члена команды, проявляющиеся в том, как менеджер относится к сотрудникам: как он мотивирует их, как содействует их деятельности и координирует ее, подает пример, как он общается и разрешает конфликты. Обладающий развитыми человеческими навыками менеджер мотивирует подчиненных к самовыражению, стимулирует их вовлеченность в деятельность организации. Роль человеческих навыков менеджера постоянно возрастает, чему способствуют и глобализация, и возрастание степени многообразия рабочей силы.
Технические навыки — это специальные знания и умения, необходимые для выполнения рабочих задач , т. е. навыки использования методов, технологий и оборудования, необходимых при выполнении конкретных функций, таких как исследования и разработки, производство или финансы. Владение менеджера техническими навыками предполагает наличие профессиональных знаний, аналитических способностей и умения правильно применять инструментальные и иные средства для разрешения проблем в данной конкретной области.
Роли менеджеров
Управленческая деятельность может быть описана в терминах исполнения менеджерами десяти основных ролей (см. табл. 1.1). Роль — это набор представлений о поведении менеджера.
Основные роли могут быть сгруппированы в три концептуальные категории: информационные (управление информацией), межличностные (управление людьми) и связанные с принятием решений (управление действиями). Каждая роль предполагает выполнение определенных видов деятельности, что в конечном итоге и обеспечивает выполнение всех четырех управленческих функций (планирование, организация, лидерство и контроль). Роли могут выполняться одновременно.
Таблица 1.1. Десять ролей менеджеров
Источник: socioline.ru