«Государственная регистрация представляет собой внесение в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГРИП) уполномоченным органом сведений:
- 1) о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя;
- 2) о прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;
- 3) иных сведений, предусмотренных законом» [1] .
«Функция по государственной регистрации осуществляется территориальными органами ФНС России (далее — регистрирующий орган)» [2] . «Регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства в срок не более чем три рабочих дня со дня представления документов в регистрирующий орган» [3] .
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом [4] . «Представить документы на регистрацию может непосредственно сам заявитель (будущий ИП) или его представитель. Передача документов на регистрацию по просьбе заявителя может быть осуществлена нотариусом» [5] .
заявление о государственной регистрации ип
«Основанием для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) является Решение о государственной регистрации. Внесение такой записи признается моментом государственной регистрации» [6] . Процедура регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя завершается посредством передачи ему документа, подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр.
«С 01.01.2017 таким документом является Лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей» [7] . До этой даты Лист записи являлся только приложением к Свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
«Документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРИП, выдается (направляется) заявителю регистрирующим органом не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации. Если документы на регистрацию подавал нотариус, то документы, подтверждающие факт внесения записи в реестр или факт отказа в такой регистрации, направляются также нотариусу, который и передает их заявителю» [8] .
На основании сведений, содержащихся в ЕГРИП, налоговые органы осуществляют постановку индивидуального предпринимателя на учет в качестве налогоплательщика (п. 3 ст. 83 НК РФ).
На следующий рабочий день после государственной регистрации сведения, содержащиеся в ЕГРИП, направляются регистрирующим органом в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей. Указанные сведения представляются в форме электронного документа (п. 3.1 ст. 11 Закона № 129-ФЗ).
Программа подготовки документов для государственной регистрации (ППДГР)
В ряде случаев государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя не допускается (п. 4 ст. 22.1 Закона № 129-ФЗ), а именно:
- — «если лицо уже зарегистрировано в качестве ИП и его государственная регистрация в таком качестве не утратила силу;
- — не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью;
- — не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
- — не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.
Кроме того, не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, который намерен осуществлять виды деятельности, указанные в п. «к» п. 1 ст. 22.1 Закона № 129-ФЗ, в случае если он имеет или имел судимость, подвергается или подвергался уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности» [9] .
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч руб. (ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ) [10] . Более серьезный штраф (от ста тысяч до двухсот тысяч руб.) ожидает таких лиц, если они будут осуществлять незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. Помимо штрафа будет конфискована и вся продукция.
Согласно п. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, по умолчанию применяются правила Гражданского кодекса, регулирующие деятельность коммерческих юридических лиц. Упрощенно ИП является физическим лицом, наделенным правами и обязанностями лица юридического.
Для индивидуальных предпринимателей законодательство устанавливает ряд особых случаев прекращения предпринимательской деятельности, не зависящих от их воли:
- 1) смерть [11] ;
- 2) признание банкротом [12] ;
- 3) лишение права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок по приговору суда (п. 5 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ);
- 4) аннулирование документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в РФ, окончание срока действия указанного документа (п. 6 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ);
- 5) прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке по решению суда на общих основаниях (п. 3 ст. 23, п. 3 ст. 61 ГК РФ).
Поскольку законом не установлено специальных правил добровольного прекращения индивидуальным предпринимателем деятельности, гражданин принимает такое решение самостоятельно (п. 3 ст. 23 ГК РФ).
- [1] Ст. 1 Закона № 129-ФЗ.
- [2] Постановление Правительства РФ № 319 от 17.05.2002; абз. 2 п. 1,п. 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506.
- [3] П. 3 ст. 22.1 Закона № 129-ФЗ.
- [4] П. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.
- [5] Ст. 9 и И Закона № 129-ФЗ.
- [6] Ст. 11 Закона № 129-ФЗ.
- [7] Форма № Р60009 утв. приказом ФНС России от 12.09.2016 N ММВ-7-14/48K®.
- [8] П. 3 ст. 11 Закона № 129-ФЗ.
- [9] ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
- [10] Кодекс об административных правонарушениях РФ.
- [11] П. 2 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ, абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального законаот 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».
- [12] П. 3 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ, п. 3 ст. 216 Закона о банкротстве.
Источник: studme.org
Особенности государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей
Государственная регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляется ФНС России.
При государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств применяется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (ОКВЭД2)».
Сведения о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей размещаются на официальном сайте ФНС России в сети Интернет ежедневно (Приказ Минфина России от 05.12.2013 N 115н) с помощью сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП» по адресу https://egrul.nalog.ru/index.html.
Перечень документов, представляемых в налоговый орган для государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей:
1. Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р21001.
(См. требования к оформлению формы N Р21001, образцы заполнения формы N Р21001).
2. Копия основного документа, удостоверяющего личность физического лица (паспорт РФ и др.).
3. Документ об уплате государственной пошлины в размере 800 руб.
Юридический и фактический адрес
По общему правилу место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ).
Однако, организациям не запрещается иметь и другие адреса, которые могут относиться к ее филиалам (представительствам), обособленным подразделениям, торговым объектам и пр.
В настоящее время Высший арбитражный суд РФ (далее ВАС РФ) сформулировал свое мнение по вопросам судебной практики, которые связаны с достоверностью адресов юридических лиц (Постановление Пленума ВАС РФ № 61 от 30 июля 2013 г. «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»):
- организация несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по ее адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя;
- недостоверность адреса может стать поводом для принудительной ликвидации организации в судебном порядке. Предварительно юридическому лицу должна быть предоставлена возможность представить достоверные сведения об адресе.
ВАС РФ говорит о том, что место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных документах, определяется указанием наименования населенного пункта (муниципального образования). В связи с этим изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица в рамках его места нахождения, указанного в учредительных документах, не требует внесения изменений в учредительные документы независимо от того, был ли в них ранее указан такой адрес, если только иное прямо не предусмотрено учредительными документами юридического лица.
Если ИФНС неоднократно направляла компании почтовую корреспонденцию по юридическому адресу, но письма возвратились в инспекцию с пометками «адресат выбыл», «по адресу не числится», «за истечением срока хранения» и т д. В такой ситуации налоговики могут посчитать, что указанный в ЕГРЮЛ адрес недействителен и сообщат об этом в банк, в котором у компании открыты счета (пункт 4 письма ФНС России от 25.06.14 № СА-4-14/12088). Опасность в том, что несообщение банку о смене адреса, в свою очередь, может стать основанием для расторжения договора банковского счета по решению суда (письмо ФНС России от 23.12.11 № АС-4-2/22130).
Помимо этого, при выявлении недостоверных адресов ФНС России рекомендует инспекциям предпринимать следующие меры:
- вносить сведения о недостоверности адреса в ЕГРЮЛ (после доработки программного обеспечения);
- направлять в адрес юридического лица, его учредителей, лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, уведомление о необходимости представления в течение месяца со дня получения уведомления достоверных сведений об адресе места нахождения организации (письмо ФНС России от 25.06.14 № СА-4-14/12088).
Есть ли риски для организации в случае, если она не перерегистрируется в ИФНС по фактическому местопребыванию? Конечно.
Каковы они? Читайте далее:
1. Штрафы:
При обнаружении факта отсутствия организации по месту ее регистрации нарушитель может быть привлечен к административной ответственности:
- по ч.3 ст. 14.25 КоАП РФ, в соответствии с которой несвоевременное представление сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (его функции выполняет ФНС), если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб.
- по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице может обернуться штрафом для должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб.
Следует обратить внимание и на то, что к административной ответственности теперь могут быть также привлечены учредители (участники) юридических лиц (за нарушения по ст. 14.25 КоАП РФ они несут ответственность как должностные лица). Данное дополнение включено в примечание к ст. 2.4 КоАП РФ.
Важно! Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Но при длящемся административном правонарушении (выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом) указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Кроме того, осуществление деятельности в любом территориально обособленном от организации подразделении, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, приводит к образованию обособленных подразделений. В случае если налогоплательщик письменно не сообщит об этом в налоговый орган в течение одного месяца с момента их создания, может наступить ответственность:
- по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ;
- по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за непредставление в срок сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в виде штрафа для должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.
2. Внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений
С 01.01.2016 г. регистрирующий орган может вносить записи о недостоверности сведений о юридическом лице самостоятельно без заявлений юридического лица и вынесения судебных актов.
Запись о недостоверности сведений о юридическом лице может быть внесена в отношении сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (то есть в отношении сведений об адресе, месте нахождения юридического лица, руководителе и (или) учредителе (участнике) юридического лица).
3. Ликвидация
С 01.01.2016 юридическое лицо, принявшее решение об изменении своего места нахождения, прежде чем подать документы для государственной регистрации изменения места нахождения, должно позаботиться о том, чтобы в ЕГРЮЛ появилась информация о готовящейся смене места нахождения. Для этого в течение трех рабочих дней с момента принятия решения об изменении места нахождения в ФНС по текущему месту нахождения следует подать соответствующее заявление с приложением к нему решения и документов, подтверждающих наличие права пользования, например, у юридического лица, в отношении объекта недвижимости, находящегося по адресу, относящемуся к новому месту нахождения. Только через 20 дней после появления в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в налоговую инспекцию можно будет представить документы для указания в реестре нового места нахождения организации.
Важно! На юридических лиц возложена обязанность в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сообщать об этом в налоговую инспекцию по месту своего нахождения (п. 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ). Поэтому целесообразно, как минимум, письменно проинформировать инспекцию о реальном адресе компании.
Более того, логично принять меры к внесению изменений в учредительные документы.
Если реакции на уведомление не последует, то ФНС России советует инспекциям обращаться в суд с требованием ликвидировать «молчуна» (п. 5 письма ФНС России от 25.06.14 № СА-4-14/12088).
А мы советуем не дожидаться санкций, а своевременно обратиться к нашим юристам!
- Звоните нам:
+7 495 22-888-38 - Обратный
звонок - Оформляйте
запрос - Контроль
качества
Источник: cbsu.ru