Мои студенты – творческие личности. Будущие режиссеры кино и телевидения грезят об известности, славе и, казалось бы, ничего не должно их останавливать: яркие, амбициозные дерзкие. Но всякий раз рождение нового проекта – мучение. Думается, что не получиться, что нет ресурса, что не хватает опыта.
Однажды я вспомнила про коучинговую практику и предложила им разрешить себе помечтать, а затем посмотреть на полученный список идей и найти способы их реализовать. Сначала отнеслись с сомнением. Но как потом загорелись глаза! Оказалось, что все ограничения только у нас в голове.
Легенда
Говорят, великий мультипликатор и сказочник Уолт Дисней постоянно искал способы улучшить работу своей команды. Ему было важно, чтобы рождались оригинальные мысли, новые подходы, а идеи обязательно воплощались в жизнь. Но те, кто могли придумывать классные истории совершенно не справлялись с их созданием, не умели просчитывать бюджет и риски, не понимали, как справиться с проблемами производства. А те, кто хорошо считал и организовывал, губили на корню творческую идею, работали шаблонными схемами.
Так появился Метод Уолта Диснея. На одном этаже здания, с прекрасным видом из окна он разместил мечтателей. Тех, кто легко витал в облаках и фантазировал. На другом этаже находились реалисты, сотрудники, которые облекали в продюсерскую концепцию все то, что пришло в голову мечтателям. И на третьем этаже подключались к проекту критики.
Они оценивали всевозможные трудности реализации и находили способы с ними справится.
Суть техники Уолта Диснея
Основная идея метода Уолта Диснея – взгляд на задачу с трех различных сторон. А именно с позиции мечтателя, реалиста и критика (некоторые современные практики называют последнего антикризисным менеджером). Это дает возможность всесторонне исследовать проблему, цель или идею, а затем принять решение. По сути такой подход помогает преодолевать ментальные блоки, выходить за рамки привычного мышления и находить новые способы действий.
Метод Уолта Диснея применяют, когда нужно:
- дать волю творчеству для поиска креативных решений;
- выявить ограничивающие убеждения и внутреннее сопротивление;
- определить возможные риски и предусмотреть «страховку»;
- создать «дорожную карту» движения к цели;
- начать делать!
История 2.
Передо мной сидела молодая, талантливая девушка, эксперт по продвижению в социальных сетях. Ей нужна была моя коучинговая поддержка в запуске нового проекта. Проблема была в том, что самостоятельно она никак не могла выстроить методику реализации проекта, да и вообще определиться какой именно вариант выбрать. Мешали страхи, неуверенность и высокий уровень ответственности.
Запрос на коуч-сессию звучал так: Хочу создать интересный для меня и нужный для моей аудитории проект за 2 недели. Для поиска нужной стратегии я предложила технику Уолта Диснея. Первый этап пробудил вдохновение и дал энергию. Как из рога изобилия на лист бумаги выгружалось всё, что долго томилось в голове и требовало выхода.
Уже здесь появилось понимание как много интересных идей есть у клиента, какие уникальные подходы можно использовать. На втором этапе удалось придать структуру всем творческим задумкам и выделить важное. На третьем этапе анализ рисков показал слабые места, но, при этом, тут же возникли идеи по их укреплению. Завершали сессию, имея на руках модель проекта и четкий план действий на ближайшее время.
Алгоритм метода Уолта Диснея
1. Сформулировать задачу
2. Посмотреть на задачу с точки зрения мечтателя. Зафиксировать все идеи и мысли.
Важно: создать атмосферу, выбрав удобное место. Красивый вид из окна, чашка любимого чая, аромат духов, у каждого человека свой способ расслабиться и позволить себе мечтать.
Главный девиз – мечтателю можно всё!
- Что хочется создать?
- Как это выглядит?
- Почему это важно?
Девиз реалистов – предположим, что мечта осуществима!
- Как эта идея может быть воплощена в жизнь?
- Что поможет реализовать задуманное?
- Как это делать?
Девиз критика – решим любую проблему!
- Где «слабое звено»? Что можно усилить?
- Если возникнет проблема, что можно сделать по-другому?
- А чем мне важно помнить, чтобы преодолеть сложности?
История 3.
Команде компании по производству одежды предстояло запустить на рынок новый продукт. У каждого был свой взгляд на происходящее, у компании были определенные трудности и все переговоры сводились к фразе: «Это невозможно!». В работе с коучем команда смогла объединиться в три группы, и каждая поочередно побывала в роли мечтателя, реалиста и критика, действуя по методу Уолта Диснея. В результате совместно были выбраны самые яркие идеи, намечен план движения к цели.
Где еще можно использовать метод Уолта Диснея?
- генерация бизнес-идей;
- разработка стратегии компании;
- анализ конфликта или проблемы;
- составление карьерного плана;
- принятие решений в сложных вопросах.
Резюме
Техника великого мультипликатора помогает как с личными, так и с командными запросами. Неважно какого масштаба проект предстоит придумать, создать и реализовать. Взгляд с разных позиций дает возможность проявиться противоположным мнениям, выслушать мысли каждого, заявить о необычных идеях, не бояться осуждения, задействовать динамику группы или внутреннюю энергию личности.
Экспертные роли позволяют повысить мотивацию, всё больше совершенствовать собственные идеи, распознавать возможные риски на ранней стадии и устранять их.
Еще одна особенность метода Уолта Диснея – универсальность. Она подходит и мечтателям «в розовых очках», и тем, кто привык опираться на логику и заядлым скептикам. Каждый сможет реализовать свои привычные стратегии, выйти за их рамки, расширить свой «обзор» и увидеть новые пути. Так снимаются страхи и напряженность, появляется конкретный план и четкие шаги. Невозможное становится возможным!
Источник: coachcentrug.ru
Креативная стратегия Уолта Диснея
Креативность, креативное мышление, креативщики – эти и подобные им слова сегодня всё чаще можно услышать при разговоре с разными людьми. Начальник на работе требует развивать креативность, в частных школах опытные педагоги развивают в детях креативное мышление, какой-нибудь интернет-проект ищет креативщиков в свою команду и т.д. Сегодня без креативности, как говорится, никуда, т.к. время шаблонов, клише и устоявшихся тенденций уже прошло. Но что же за «зверь такой» — эта пресловутая креативность?
Познать лучше креативность как феномен, изучить свой творческий потенциал и научиться его развивать вы можете на онлайн-программе «ТРИЗ на практике».
Что такое креативность?
Вообще, термин «креативность» происходит от английского слова «create», что означает «творить» или «создавать». И понимается под ним творческий потенциал человека, который характеризуется готовностью к тому, чтобы принимать и создавать принципиально новые идеи, отличные от общепринятых или традиционных концепций мышления. Также креативностью называют способность человека к решению проблем. Если же обратиться к идеям американского психолога Абрахама Маслоу (кстати, не будет лишним ознакомиться с его Пирамидой потребностей), то он трактует креативность как творческую направленность индивида, изначально свойственную всем (врождённую), но утрачиваемую многими людьми по причине определённых факторов, таких, к примеру, как особенности образования, воспитания, социальных условий и т.д.
На локальном (бытовом) уровне креативность может проявляться в форме смекалки – способности к достижению целей, поиску выхода из сложных ситуаций посредством применения обстановки, подручных предметов и обстоятельств неординарным способом. А на более масштабном уровне креативность проявляется в нестандартном и остроумном преодолении трудностей, причём, обычно с использованием скудного набора инструментов или ресурсов, если речь идёт о материальных потребностях, а также в нешаблонном подходе к решению задач и удовлетворению нематериальных потребностей.
И как становится понятным из определения, креативность, как и любую другую способность, можно не только потерять, но и напротив – развивать, постепенно раскрывая свой личностный потенциал. Самих же способов развития креативности сегодня существует немало – это и метод мозгового штурма, и метод синектики, и метод фокальных объектов, и некоторые другие. Однако одним из самых известных, популярных и эффективных методов раскрытия творческого потенциала считается креативная стратегия Уолта Диснея.
Креативная стратегия Уолта Диснея
Прежде чем мы приступим непосредственно к описанию стратегии, важно сказать, что её автором является отнюдь не Уолт Дисней, как можно подумать, а Роберт Дилтс. И дабы исключить различного рода непонимания, скажем по несколько слов о каждом из этих людей .
Роберт Дилтс является одним из пионеров нейролингвистического программирования, автором множества НЛП-техник (приёмы генеративного НЛП, реимпринтинг, стратегия грамотного письма и другие), статей и книг на соответствующую тему, а также тренером и консультантом в этой же сфере. Робер Дилтс был одним из первых учеников основателей НЛП – Ричарда Бендлера и Джона Гриндера, а также проходил обучение у Грегори Бейтсона и Милтона Эриксона, что придаёт ему, как специалисту, ещё больше авторитета.
Уолт Дисней наверняка известен вам по замечательным мультфильмам. Этот человек был художником-мультипликатором, актёром, кинорежиссёром, сценаристом и продюсером. Также он основал компанию «Walt Disney Productions», ставшую впоследствии настоящей мультимедийной империей «The Walt Disney Company». На его счету создание первых за всю историю кинематографа звуковых и музыкальных мультфильмов, 111 снятых и 576 спродюсированных фильмов.
Очевидно, что и Роберт Дилтс, как специалист в своей области, и Уолт Дисней, как специалист в своей, являются не просто профессионалами, но людьми с потрясающим творческим потенциалом и завидной степенью креативности. Соответственно, можно сделать и вывод, что рассматриваемая нами стратегия заслуживает пристального внимания.
Уолт Дисней в своей деятельности использовал множество эффективных стратегий творчества (отсюда, кстати, и само название стратегии), благодаря чему его творения и сегодня пользуются огромным успехом среди миллионов телезрителей по всему миру, и доставляют им массу удовольствия и позитивных эмоций.
Роберт Дилтс сумел выявить из всех применявшихся Уолтом Диснеем стратегий одну наиболее продуктивную. Наибольшая ценность этой стратегии заключается в том, что она может применяться во множестве сфер жизнедеятельности. А её основная цель выражается в организации мыслительного процесса человека при планировании так, чтобы способствовать активизации его творческого потенциала, причём, в любое необходимое время и в любом месте. Отсюда вытекают и принципы стратегии.
Принципы креативной стратегии Уолта Диснея
Основополагающим принципом креативной стратегии Уолта Диснея является выделение четырёх позиций мышления (можно даже сказать – позиций восприятия) – это позиции «Мечтатель», «Наблюдатель», «Реалист» и «Критик». Дело в том, что у обычного человека эти позиции всегда смешаны, а с помощью целенаправленного их выделения можно максимально реализовать присущие им возможности независимо друг от друга.
Следующим важным принципом является то, что все позиции представляют собой единый механизм, целью которого является разработка наилучшего способа реализации любого проекта.
Далее мы приводим пошаговое описание стратегии.
Шаги креативной стратегии Уолта Диснея
Всего можно выделить 12 шагов стратегии творчества Уолта Диснея.
- Подготавливаем в пространстве четыре места.
- Входим в позицию «Мечтатель». Представляем в своём воображении самую лучшую, идеальную возможность реализации нашего проекта. Представляем самый лучший образ самих себя, а также то, как мы реализуем наш проект. Наибольших результатов можно достичь посредством визуализации, когда всё, что мы воображаем, представляется в форме красочного цветного кино.
- Входим в позицию «Наблюдатель». Здесь нашей задачей является налаживание эффективного взаимодействия всех позиций и осуществление корректной связи между ними. Необходимо оценить продуктивность работы «Мечтателя», дать соответствующие рекомендации и после этого мысленно передать репрезентацию плана реализации проекта от «Мечтателя» к «реалисту».
- Входим в позицию «Реалист». Берём на себя роль человека дела, который получает огромное удовольствие от деятельности. Рассматриваем план реализации проекта и отбираем из него только то, за что мы стопроцентно сможем поручиться. Нужно подумать о том, при помощи каких реальных действий возможно реализовать проект.
- Входим в позицию «Наблюдатель». Проводим оценку продуктивности работы «Реалиста», делаем выводы и, если это необходимо, вносим корректировки и дополнения. После этого передаём обработанную идею от «Реалиста» к «Критику».
- Входим в позицию «Критик». Настраиваемся позитивно. На этом этапе требуется проанализировать наш план, спрогнозировать возможные препятствия и ошибки и предупредить их. Сделать это нужно ещё до реализации плана. Очень важно также сформулировать для «Мечтателя» необходимые вопросы и задачи, подумав о возможных проблемах. Что может произойти в процессе реализации? Может ли наш проект как-то и на что-то отрицательно повлиять? Требующиеся задачи по доработке плана следует указать именно в позитивной форме.
- Входим в позицию «Наблюдатель». Оцениваем продуктивность работы «Критика». При необходимости, дополняем её. Далее передаём информацию, обработанную «Реалистом» и «Критиком» «Мечтателю» на последующую доработку.
- Входим в позицию «Мечтатель». Проводим анализ информации, полученной на предыдущем этапе, и уже на основе его создаём модифицированный и обновлённый образ нашего проекта. Проект теперь должен выглядеть более чётко, и приобрести более осязаемые очертания.
- Входим в позицию «Реалист» и затем в позицию «Критик» (между ними входим в позицию «Наблюдатель»). В данном случае важно обработать дополнительную информацию. Происходит это таким же образом, как на предшествующих этапах.
- Входить поочерёдно во все позиции требуется до тех пор, пока разработанным планом реализации не будут окончательно удовлетворены все «участники».
- Интегрируем позиции. Как только наш план будет окончательно оформлен и доработан, нужно войти в каждую из позиций, кроме позиции «Наблюдатель», и обратить внимание на все состояния и способы работы с планом реализации, которые характерны для каждой из позиций. После этого объединяем их в себе в одно целое.
- Подстраиваемся к будущему. На данной стадии у нас есть полная «картинка» плана реализации нашего проекта и всех действий, необходимых для достижения требуемого результата. На основе этого мы продумываем свои первые практические шаги и приступаем к их осуществлению.
Креативная стратегия Уолта Диснея является очень эффективной на практике. Важно знать, что пользуются ей не только мультипликаторы, кинорежиссёры и сценаристы, но и люди, чья жизнь и деятельность связаны с совершенно другими вещами, например, бизнесмены, предприниматели, люди искусства, учёные и даже домохозяйки.
Попробуйте применить стратегию творчества Уолта Диснея на практике, и вы сами сможете убедиться в том, насколько она мощна и результативна!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- 7 реальных способов улучшить креативность
- Дизайн-мышление на все случаи жизни
- ТРИЗ и дизайн-мышление в обычной жизни
- Развитие креативности: подборка полезных материалов
- Как прокачать творческие мышцы. 50 оттенков креативности: инфографика
- Как найти свою креативность
- 6 убийц креативного мышления
- Прокачайте креативность
- Приемы развития креативности
- Секреты изобретателей: подборка полезных материалов
Источник: 4brain.ru
Метод Диснея: преодоление ментальных блоков
Если встречи затягиваются без вдохновения и неэффективно, то это либо из-за невдохновленных и неэффективных людей, которые присутствуют на трагедии, либо из-за состава группы. Этой проблеме сейчас посвящены многочисленные творческие приемы. Один из старейших и самых известных — так называемый Дисней метод (или же Метод Уолта Диснея), который основан на трех важных ролях внутри группы. Фактически, современные исследователи творчества согласны с тем, что группы работают более творчески, чем более неравномерно они составлены .
Диснеевский метод: мечтатель, реалист, критик
Ключевая проблема частого эгалитаризма заключается в том, что Простота вместо разнообразия: Там, где все сразу соглашаются, тики одинаковы и обладают схожими талантами, либо ничего не выходит, либо только проваливается. Групповая динамика пресекается в зародыше.
С другой стороны, если команды состоят из людей с максимально разным опытом (ключевое слово: Разнообразие), которые могут быть средними, с разными Слабые и сильные стороны, они побеждают даже самую блестящую команду, когда дело доходит до инноваций мастер на все руки.
В исследованиях сейчас три модели доминирующей группыкоторые различаются как своей дифференциацией, так и одновременно количеством членов группы:
- Метод Диснея (3 роли)
- Шесть мыслящих шляп DeBono
- 9 командных ролей Белбина
Здесь и сейчас нас интересует самый простой, но не менее эффективный творческий прием — Дисней метод.
Модель мышления на самом деле восходит к создателям Mickey Mouse, Donald Duck, Goofy уголке мечты» любимого кафе и проведите мозговой штурм. Даже спортзал поддается этой роли. Было доказано, что физические упражнения, отвлечение и расслабление порождают идеи.
Для этой смены местоположения важно, чтобы у вас был короткий так называемый разделитель набор — не плавно принимая соответствующие перспективы, но промежуточный короткая, нейтрализующая пауза Побалуйте себя и переключитесь на тягу. Не слишком короткий, но и не слишком длинный. От пяти до десяти минут для этого достаточно.
Пример метода Уолта Диснея: как можно использовать этот метод?
Как уже было сказано, метод Диснея подходит в качестве Интеллектуальная игра для людей а также для команд или групп. С творческими технологиями вы можете найти не только новые идеи, но и другие. Проблемные зоны решать. Например:
- Генерация бизнес-идей
- Разработка стратегии
- Анализ конфликта
- Анализ проблемы
- принимать решение
- Карьерный рост, карьерный план
Метод группы Уолта Диснея
Например, внутри группы четыре угла в каждом из которых вы можете использовать Стулья для участников и собрать членов команды. Затем каждому углу назначается определенная роль.
Также рекомендуется, особенно для неопытных команд. Использование лидера группы, Наблюдатель или модератор, который следит за тем, чтобы не было запретов на мышление и чтобы все участники во всех уголках вели себя в соответствии со своими ролями (см. Рисунок в качестве примера):
После модератора группы Объяснение задачи затем начинает перемещать стулья или перемещать углы.
В больших группах вы также можете выбрать их в зависимости от их сильных сторон и Мышление предпочтения распределить их по отдельным местам, а затем Документы с идеямикоторые сновидцы развивают последовательно и в группах. В этом случае модератор берет на себя задачу передать и, при необходимости, объяснить.
Вы можете найти больше об этом в этих PDF-файлах:
- Метод Уолта Диснея PDF
- Самообучение: Победите внутреннего критика (PDF)
- Советы по мышлению: Стулья для размышлений Уолта Диснея (PDF)
Недостатки метода Уолта Диснея: слабые стороны группы
Конечно, есть такие простые модели слабые стороны. К сожалению, в повседневной жизни редко бывает, чтобы команды формировались именно из этих трех человек. Скорее, состав часто зависит от того, кто в настоящее время доступен, от иерархии или от технической компетенции.
Точно так же метод Диснея не учитывает, что есть что-то вроде Стремление к конкуренции, симпатиям и антипатиям между членами команды, что, конечно, значительно мешает их совместной работе.
Кроме того, метод Уолта Диснея — это прежде всего Технология генерации идей представляет. Сам творческий процесс, конечно, еще не закончен. После этого обычно необходимо разработать прототипы или провести реальные испытания и практические проверки. Часто на этапе разработки скрываются дополнительные подробные проблемы — и процесс или этот ролевая игра начинается с самого начала.
Это полезно Методы и творческие приемы тем не менее: вы их точите Самосознание:
- Какие роли уже заняты в команде?
- Какой мне больше подходит?
- С каких точек зрения я еще не смотрел на этот вопрос?
Кто его оптимальная функция для группы признает, может в полной мере использовать свои сильные стороны и целенаправленно компенсировать свои недостатки.
Вероятность Неудача команды очевидно, уменьшается, тем меньше оказывается разрыв между личным и внешним восприятием отдельных членов.
Другие читатели найдут эти статьи интересными:
- Техники творчества: Развивайте новые идеи
- Творческие места: Найдите лучшие идеи
- Метод Осборна: Вызывать ассоциации
- СКАМПЕР: Проявите творческий подход, задав 7 вопросов
- Мозговой штурм: Правила, методы, советы
- Согревание мозгов: Альтернатива мозговому штурму
- Создайте интеллектуальную карту: Советы и онлайн-инструменты
- Дизайн-мышление: Творчество с методом
- Сторонний мыслитель: Какой ты мыслитель?
- 5 самых больших мифов о творчестве
Источник: ru.build-innovation.com