Методология это совокупность различных способов представления объектов определенной предметной области и связей между ними в виде какой-либо модели.
Если говорить об организации, то ее предметная область – некоторая часть ее деятельности, которая легко выделяется (например, финансовая деятельность) и может быть разбита на простые элементы или процессы.
Суть методологии заключается в том, чтобы пользователь имел какой-либо стандартизированный алгоритм шагов, который позволяет достичь заданного результата. Модель можно считать эффективной, если она приносит результаты в соответствии с поставленными целями и задачами.
Важнейшими понятиями любого метода моделирования бизнес-процессов являются понятия объекта и связи. Каждый объект модели отражает некоторый реальный объект так называемой предметной области (организации), люди, документы, машины и оборудование, программное обеспечение и т. д. Как правило, в рамках одного метода объекты модели, отражающие различные сущности реального мира, также являются разными. Связи предназначены для описания взаимоотношений объектов друг с другом. К числу таких взаимоотношений могут относиться: последовательность выполнения во времени, связь при помощи потока информации, использование другим объектом и т. д. [9]
Моделирование бизнес-процессов: для чего использовать и как эффективно организовать
Для каждого объекта и связей характерны ряд параметров, или, как принято говорить, атрибутов, отражающих определенные характеристики реального объекта. Состав атрибутов зависит от типа отображаемого при помощи модели реального объекта организации. Атрибутами могут служить такие характеристики, как номер объекта, название, описание, длительность выполнения (для функций), стоимость и др.
На практике при создании моделей организации описание атрибутов объектов модели осуществляется при помощи специальных инструментальных средств моделирования бизнес-процессов. Это позволяет сделать из простейшего «описания» бизнес-процесса более сложную «модель», на основе которой производят определенные вычисления, осуществляют анализ и оценку процесса.
Методология моделирования бизнес-процессов ARIS
Эта концепция имеет два основных преимущества:
- позволяет выбрать методы и интегрировать их, опираясь на основные особенности моделируемого объекта;
- служит базой для управления сложными проектами, поскольку благодаря структурным элементам содержит встроенные модели процедур для разработки интегрированных информационных систем. [11]
Методология ARIS основана на подходе к формализации данных о деятельности организации, графическом представлении в виде различных моделей. Графическое представление является удобным и доступным для понимания для любого вида пользователей.
Модели в методологии ARIS должны быть детализированы с такой степенью, которая продиктована целями проекта, ради которого производится моделирование. Модели используются для анализа бизнеса и создания решений по реинжинирингу бизнес-процессов, внедрения информационных систем управления.
Методология ARIS. Моделирование и анализ бизнес процессов. Лекция 5. Тусур 3 курс.
Методология ARIS реализует принципы структурного анализа и позволяет определить и отразить в моделях основные компоненты организации, протекающие процессы, производимую и потребляемую продукцию, используемую информацию, а так же выявить взаимосвязи между ними. [7]
Модели ARIS включают в себя знания об организационной структуре, протекающих в организации процессах, взаимодействия со сторонними организациями, внутренние документы организации, последовательность этапов процессов, должностные инструкции организационных единиц и сотрудников.
В методологии ARIS предусмотрен репозиторий данных, который позволяет проводить верификацию моделей. В репозитории хранится вся информация, которая делает процесс анализа и моделирования целостным и непротиворечивым. Репозиторий представляет собой базу данных, где хранятся все модели и объекты. Он позволяет разработать интегрированную, целостную модель описываемой предметной отрасли.
Методология ARIS дает возможность рассматривать организацию с разных точек зрения. Это достигается путем использования различных моделей для описания на разных уровнях. Объект может рассматриваться с точки зрения организации, системы управления, структуры и многих других.
Богатый набор методов моделирования в методологии позволяет строить большое количество различных моделей, которые отражают различные особенности моделируемой предметной области организации.
Моделирование процессов верхнего уровня
Основные процессы — бизнес-процессы, которые составляют основной бизнес компании. Они добавляют ценность продукции, формируют поток доходов. Простой пример основного процесса – производство продукции.
Вспомогательные процессы — бизнес-процессы, которые создают инфраструктуру предприятия. Например, бухгалтерский учет, подбор персонала, техническая поддержка, АХО.
Процессы управления — бизнес-процессы, которые осуществляют управление организацией как единой системой. В качестве примеров процессов управления можно привести планирование, контроль достижения целей.
Процессы развития – бизнес-процессы, которые определяют тенденции и направления развития основных процессов в зависимости от анализа и прогнозируемых направлений развития организации.
При подготовке каждого проекта, проводимого в среде ARIS, необходимо определиться с набором используемых типов моделей, а, следовательно, объектов, их атрибутов и связей.[7]
- Необходимо использовать VAD-диаграммы для моделирования процессов верхнего уровня компании и групп процессов.
- Необходимо использовать PSD-диаграммы для моделирования сценариев процессов.
- Необходимо использовать eEPC-диаграммы для моделирования логики процесса и процедуры.
- Необходимо использовать FAD-диаграммы для моделирования окружения функции. [21]
Событийная цепочка процесса (Extended event driven process chain,eEPC) описывает последовательность выполнения функций бизнес-процессов, где для каждой функции определены начальные и конечные события, логика выполнения бизнес-процессов и результаты выполнения функций и многое другое. [8]
В процессе моделирования я немного скорректировал методику моделирования. Для описания процессов верхнего уровня и групп процессов я использовал VAD-диаграммы. Для описания логики процесса я использовал eEPC-диаграммы.
Я не стал строить модель сценариев процесса, поскольку процесс «Пусконаладочные работы» независимо от объекта всегда имеет один сценарий, который соответствует основному процессу. Во многом это связано со спецификой проведения пусконаладочных работ в ОАО «Газпром», предписанных стандартами организации. Также я не стал моделировать окружение процесса пусконаладочных работ, поскольку все объекты, необходимые для описания окружения доступны на eEPC-диаграмме при использовании фильтра “Entire Method” в ARIS Toolset 6.2.
Я считаю, что для выполнения задач и достижения цели ВКР достаточно использовать VAD-диаграммы и eEPC-диаграммы. Моделирование сценариев процесса и окружения процесса было бы излишним.
Бизнес-процесс может быть декомпозирован на несколько подпроцессов, которые имеют собственные атрибуты, однако также направлены на достижение цели основного бизнес-процесса. Такой анализ бизнес-процессов обычно включает в себя составление карты бизнес-процесса и его подпроцессов, разнесенных между определенными уровнями активности. [13]
Источник: psihdocs.ru
Методологии моделирования бизнес-процессов
Создание модели бизнес-процесса должно выполняться с использованием специально разработанных для этого средств моделирования. Существуют несколько методологийописания (или моделирования) бизнес-процессов. Наиболее простыми являются:
1) Блок-схема бизнес-процесса, состоящая из действий и принимаемых решений, взаимосвязанных друг с другом;
2) Словесное описание бизнес-процесса, отвечающее также на вопрос каковы затраты времени и денежных средств на принятие решений, ожидание и осуществление действий в бизнес-процессе.
К сожалению, кроме несомненных достоинств – простоты и очевидности – эта методология является недостаточно наглядной и удобной для определения эффективности реализации бизнес-процесса. Поэтому был разработан ряд более эффективных методологий, наиболее распространенными из которых являются следующие:
1) Методология структурного анализа и проектирования (SASD). Эта методология основана на классической и весьма успешной методологии структурного проектирования программного обеспечения и информационных систем. Так как в разработке прикладных программ и информационных систем приходится постоянно иметь дело с различными информационными процессами, то неудивительно, что разработанные для этого методологии оказались вполне применимыми и для моделирования бизнес-процессов.
2) Методология SADT представляет собой дальнейшее развитие методологии структурного анализа и проектирования. [7]
3) Методология IDEF. Это наиболее глубоко проработанная и наиболее обширная методология, которая позволяет описывать не только бизнес-процессы, но и функциональные блоки (например, маркетинг или финансы), различные объекты на предприятии и действия над ними (например, весь комплекс процессов обработки и выполнения заказа клиента), а также состояние и динамику развития бизнес-единиц предприятия и предприятия в целом.[15] Методология IDEF состоит из 14 компонентов, наиболее важными из которых являются:
-IDEF0 (методология моделирования функциональных блоков);
-IDEF1 (методология моделирования информационных потоков на предприятии);
-IDEF2 (методология моделирования динамики развития предприятия);
-IDEF3 (методология документирования бизнес-процессов в предприятия);
-IDEF4 (методология описания различных объектов на предприятии и действий над ними);
-IDEF5 (методология описания текущего состояния предприятия и тенденций его изменения).[20]
Задачи, которые приходится решать в ходе реинжиниринга, обычно характеризуются высокой степенью сложности и большой ответственностью. Опыт неудач первых лет развития этого направления показал, что успешный реинжиниринг не может быть осуществлен без твердой методологической основы. Приведенные выше методологии проведения реинжиниринга бизнес-процессов, разработаны ведущими консалтинговыми фирмами мира.
В проведении реинжиниринга участвуют специалисты двух типов — профессионалы в области реконструируемого бизнеса и разработчики информационных систем. Опыт реинжиниринга показывает, что по-настоящему успешное и новаторское внедрение информационных технологий является уникальным творческим процессом: управляющие компаний и специалисты-технологи, знакомясь с методами информационных технологий, сами делают открытия относительно возможностей их использования в своем конкретном бизнесе. В то же время, создание высококачественных информационных систем требует участия профессионалов в области информационных технологий. Возникает проблема поиска общего языка, которая стоит на пути интеграции современных технологий моделирования и разработки сложных систем. Именно эта тенденция и наблюдается сейчас в развитии методологий и инструментальных средств реинжиниринга бизнес-процессов.[11]
Объектно-ориентированное моделирование признано сегодня базовой методологией реинжиниринга бизнес-процессов. Традиционно, создавая информационные системы организаций, разработчики отталкивались от данных.
В результате, используемые ими подходы к моделированию систем были ориентированы на описание данных о сущностях реального мира и их взаимосвязей, но не на поведение этих сущностей. Поскольку реинжиниринг ориентирован на процессы, а не на данные, традиционные подходы оказались мало пригодны. Объектно-ориентированный подход является в настоящее время единственным подходом, позволяющим описывать как данные о сущностях, так и их поведение. Кроме того, он обеспечивает создание прозрачных, легко модифицируемых моделей бизнеса и информационных систем, допускающих повторное использование отдельных компонентов.
CASE-технологии использовались в реинжиниринге практически с самого начала, причем с ориентацией на разработчиков информационных систем. В настоящее время их начинают объединять с другими современными технологиями, в первую очередь, с объектно-ориентированными.
Имитационное моделирование обеспечивает наиболее глубокое представление моделей для непрограммирующего пользователя, а также наиболее полные средства анализа таких моделей. Модели создаются в виде потоковых диаграмм, в которых представлены основные рабочие процедуры, описано их поведение, а также информационные и материальные потоки между ними. Однако построение реальных имитационных моделей является довольно трудоемким процессом, а их детальный анализ, выходящий за рамки простого сбора статистики по срокам и стоимостям, зачастую требует от пользователя специальной подготовки. Для описания рабочих процедур может понадобиться дополнительное программирование. Таким образом, при попытке привлечь менеджеров к непосредственному использованию средств имитационного моделирования возникают определенные трудности.
Чтобы преодолеть эти трудности, в настоящее время начинают использовать методы инженерии знаний. С их помощью можно непосредственно представлять в моделях плохо формализуемые знания менеджеров о бизнес-процессах и, в частности, о рабочих процедурах. Кроме того, решается проблема создания интеллектуального интерфейса конечного пользователя со сложными средствами анализа моделей.
Методы быстрой разработки приложений позволяют сокращать время создания поддерживающих информационных систем и, следовательно, используются не только в ходе реинжиниринга организации, но и на этапе эволюционного развития, сопровождающегося постоянными модификациями и улучшениями информационных систем предприятия. [22]
Переход к использованию интегрированных методологий и средств только начинается. В числе консалтинговых фирм, поддерживающих интегрированные методологии, следует указать организацию Coopers https://studopedia.info/5-66149.html» target=»_blank»]studopedia.info[/mask_link]