Методы генерирования бизнес идей это

Образец ссылки на эту статью: Толкачев А.Н. Креативные способы генерации идей в менеджменте // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 3. С. 8.

УДК 392.91

КРЕАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ГЕНЕРАЦИИ ИДЕЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Толкачев Андрей Николаевич

В статье автор раскрывает ресурсы творческой деятельности человека, являющиеся основой для создания оригинальных идей. Анализируются виды этих ресурсов, мотивирующих творческое поведение менеджера. Показаны условия развития указанных ресурсов в виде соответствующих подходов менеджера к разработке идей.

Ключевые слова: творческий процесс; оригинальные идеи; ресурсы творческой деятельности; интуиция; креативность; конвергентное мышление; творческие действия.

CREATIVE WAYS OF GENERATING IDEAS IN MANAGEMENT

Tolkachev Andrei Nikolaevich

In the article the author reveals the resources of a person’s creative activity which is the basis for creating original ideas. Types of these resources motivating a manager’s creative behavior are analyzed. Conditions of developing the specified resources in the form of a manager’s corresponding approaches to ideas development are also shown.

Как генерировать идеи | Дмитрий Кавка | Prosmotr

Keywords: creative process; original ideas; resources of creative activity; intuition; creativity; convergent thinking; creative actions.

В современных условиях бизнеса умение менеджера организовать творческий процесс является необходимым критерием его конкурентоспособности [5, с. 12]. Творчество всегда представляет собой относительно уникальное сочетание выразительных форм, необходимое для достижения определенной цели, рассчитанное на восприятие и поведение целевой аудитории.

Творчество как процесс самореализации субъекта индивидуальными и оригинальными методами основано на таких свойствах личности как вдохновение и воодушевление. Это порождает создание оригинальной идеи в том смысле, что данная идея — это новое видение или мысль, возникающая за счет соединения концепций, ранее не связанных друг с другом. Причем независимо от того, является ли идея оригинальной или модернизируемой [3, с. 43].

Каковы же ресурсы творческой деятельности?

Первым из таковых ресурсов можно назвать интуицию. Как сказал Дэвид Линч: «Превыше всего ценю интуицию, она объединяет мышление и чувство вместе, и она выше, чем интеллект и эмоции, взятые по отдельности» [2, с. 76].

  1. Телесная (или физическая) интуиция.

Люди, у которых развит этот вид интуиции, получают интуитивные подсказки через физические ощущения – боль или удовольствие, апатию или прилив сил, и делают выводы относительно своего потенциального успеха в том или ином событии на основании своего самочувствия. В книге Лауры Дей «Самоучитель по развитию интуиции» приводится пример из жизни знаменитого миллионера Джорджа Сороса.

В своей книге «Сорос о Соросе» он так описывает свои физические ощущения в ответ на колебания котировок акций: «Я чувствую боль. Я в очень большой степени полагаюсь на животные инстинкты. Когда я активно управлял Фондом, у меня болела спина. Я интерпретировал начало острой боли как сигнал того, что в моих делах что-то не так.

Методы генерации креативных идей от Майкл Джанда

Боль в спине говорила мне, что именно не в порядке (допустим, низ спины — для краткосрочных инвестиций, левое плечо – для валюты), но она побуждала меня к поиску неполадок» [1, с. 102]. Дж. Сорос не полагается на научные знания, например «бычий тренд», «боковой тренд» или «медвежий тренд» — Дж. Сорос полностью доверяет интуиции…

  1. Эмоциональная интуиция.

Эмоциональная интуиция обращается к нашим чувствам, и с помощью, например «необъяснимой» тревоги, беспокойства или страха сигнализирует нам: «что-то тут не так». Эмоции (гнев, страх) испокон веков служили нам для реакции на опасность (думать некогда!), поэтому этот вид интуиции пытается предупредить нас с помощью ощущения первобытного страха об угрожающей нашей жизни или здоровью опасности.

  1. Интеллектуальная интуиция «вызревания» интуитивного решения.

Вторым ресурсом после интуиции, являются дивергентные способности.

Дивергентные способности (креативность) – это умение выдвигать максимальное количество интересных и необычных идей применительно к одному и тому же объекту, ломать стереотипы.

  1. Беглость: скорость генерирования большого числа идей в определенную единицу времени.
  2. Гибкость: число категорий ответов. Например, ответы типа: «из журнала можно сделать коллаж, разрисовать, поставить картинку в рамку» относятся к одной категории — создание искусства. Гибкость определяется способностью к продуцированию разнообразных идей с переключением с одного класса объектов на другой и находя в объекте новые признаки и новое использование. Сумев рассмотреть предмет (ситуацию, событие, слова) с разных ракурсов, вы сможете научиться находить наилучшие решения.
  3. Оригинальность — это умение отойти от стереотипов (шаблонов), и продуцировать отдаленные ассоциации, метафоры, нестандартные решения. Оригинальность — число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если между ним и искомым предметом много промежуточных сфер. Один оригинальный ответ — 5 баллов. Все баллы за оригинальные ответы суммируются.
  4. Чувствительность: способность воспринимать необычные моменты в деталях, видеть неопределенность или противоречия, а также умение оперативно переходить от одной идеи к другой. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.
  5. Образность: стремление выражать свои мысли с помощью ассоциаций и символов, работать в воображаемом контексте, умение находить сложное в том, что кажется абсолютно простым, и видеть простоту там, где все выглядит запутанным.

Третьим ресурсом можно признать конвергентные способности.

Конвергентное мышление – это нахождение единственно правильного решения в заданных условиях деятельности. Например, тест на определение IQ.

Три свойства интеллекта представляют способности к конвергентному мышлению:

Уровневые свойства: скорость восприятия, концентрация внимания, словарный запас, сенсорное различение и так далее.

Комбинаторные свойства: умение сочетать имеющийся багаж знаний с элементами поставленной задачи, выявлять взаимосвязи, закономерности и различные соотношения.

Процессуальные свойства: стратегии трансформирования полученных сведений, способы интеллектуальной деятельности и ее операции.

Указанные ресурсы развиваются в том случае, если менеджер задействует соответствующие подходы к разработке идей. Речь идет о коммуникационном и психологическом подходе.

В итоге данного анализа можно назвать те творческие действия, которые будут мотивировать, а также максимально характеризовать творческое поведение, как основу для генерации и творческого воплощения идеи. В приведенный ниже перечень включены методы креатива.

  1. Найдите новость! Новостью может быть человек, картина, фильм, запись в ЖЖ, старая найденная записка, фотография, выставка, брошенная вещь на чердаке. Для одного — это развалины Критского дворца, для другого – чашечка кофе на Bahnhofstrasse в Цюрихе. Вот испуг Jasper Goodall, иллюстратора из Англии: «Однажды я сидел в кафе в Берлине, и мне в голову пришло столько идей, что я не знал, что с ними со всеми делать».
  2. Открывайте референсы! На улице, в сети, в альбомах любое изображение или фотография могут открыть новую идею, и Вы сможете точнее передать детали.
  3. Нарушайте правило! Найдите правило, которое можно наРУШИТЬ (даже если это правило продуктивности). Генри Миллер нарушил все правила и получился роман «Тропик рака». С.С. Прокофьев нарушил каноны классической музыки и сегодня самый исполняемый композитор в мире. Ванесса Мэй открыла новый стиль, сумев сплавить акустическую и электрическую скрипки с современными ритмами – техно, джаз, рэггей…
  4. Создавайте ассоциацию! И Вы найдете на первый взгляд невидимую связь образов в Вашем сознании. Например, дом ассоциируется с кораблем, потерявшим курс в океане. А корабль с путешествием, а путешествие с фотографией в альбоме… Посмотри, сколько ассоциаций увидел З. Фрейд, когда нырнул в свои сны.
  5. Проведите аналогию. Снимите признаки с того объекта, что Вам интересен, и перенесите на свой объект. И зафиксируйте свой неожиданный взгляд на образе жизни, внешности, стереотипных представлениях реальности.
  6. Создайте свой прототип. Прототип станет носителем образа. Набросьте свое внимание на образ, хотя бы на несколько сотен или тысяч секунд. Теперь пробуйте его в разных ситуациях. Посмотрите, сколько увидел Дега в балеринах и прачках.
  7. Сделайте ремикс любого произведения. Возьмите то, что тебя зацепило – сделайте новый прорыв! Задайте другое направление, ритм и темп!
  8. Секвестируйте. Разбивайте свои крупные долгосрочные проекты на мелкие куски и наслаждайтесь каждым, как куском руды, как самородком, добытым с глубин неосвоенных рудников.
  9. Займитесь купажированием. Смешайте идеи как вина и пробуйте, пока не получите то, что вкусно. Все новые идеи — это различные комбинации уже существующих. Прообразом печатного станка И. Гутенберга был винный пресс. Современный факс — это комбинация телефона и фотокопировального устройства.
  10. Выращивайте гиперболы. Пусть все преувеличено. Но в преувеличенном можно разглядеть то, что не было видно сразу. Гиперреализм выпячивает невидимое.
  11. Создавайте фантасмагории. «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фиордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», — говорил Эдвард Мунк об истории создания картины «Крик».
  12. Организуйте переворот. Возьмите вещь и спроецируйте какое-то ее качество наоборот — уже прикольно. Переверните знакомую ситуацию.
  13. Деконструируйте. Разложите объект, проблему, ситуацию на части, посмотрите на каждую из них. Анализируйте! Разбросайте, чтобы найти в каждом шаге новые решения, а затем соедините все части в любой конфигурации и последовательности, если не складывается – займитесь любым куском.
  14. Применяйте итерацию (с лат. iteratio — повторяю). Это любимый прием альпинистов. Это процесс, в котором каждый предыдущий результат действий используется следующим этапом.
  15. Придумайте фан-фикшен для уже существующего персонажа.
  16. Делайте сиквелы. Продолжайте чужие сюжеты с теми же персонажами.
  17. Заразитесь Метонимией. И создадите образы, из которых как создатель Франкенштейна, извлечете то, что у него было всегда и добавите что-то новое от других.
  18. Превратите любую ситуацию в абсурд. Взгляните на предмет или ситуацию, где понятен смысл происходящего – внесите туда людей или предметы, которые лишают предмет или ситуацию смысла – все становится абсурдным — получаем новое видение, значение ситуации.
  19. Сравнивайте! И можно переоценить существующие ценности. «Оденьте скафандр» синектики, чтобы сделать погружение в ситуацию объекта. Ставим себя на место объекта – входим в ситуацию — решаем проблему.
  20. Метаморфозы происходят с нами каждую секунду, пора обратить на них внимание. Перевоплощается все, а не только избитая примерами бабочка из гусеницы.
  21. Создавайте скрапбук. Вырезайте страницы из журналов и лица из фотографических карточек и создавайте из них коллажи в своем скрапбуке. Как гениальный С.И. Параджанов!
  22. Назовите свое занятие! Нейминг помогает сфокусироваться. Бегло придумайте название своему любимому занятию (хобби) любым словом, которое придет в голову. Например, игра, баловство, шалость, розыгрыш, сумасбродство, хобби, украшение мира, сочинительство, творчество и т.п. Запомните! Фиксация названия — фиксация создания.
Читайте также:  Как перейти в средний бизнес

Сегодня, когда для журнала нужно взять интервью у какой-нибудь зарубежной VIP-персоны – используем какую-нибудь «фишку», как вы догадались, из 133 инструментов креатива, и эксклюзивное интервью непременно выйдет в номер. По сути, так и произошло с известными зарубежными бизнесменами Брайаном Трейси, Бобом Дорфом, Алланом Пизом, Ларсом Валлентином, Малкольмом Макдональдом, Рашидом Каримом, Нилом Уайтхедом и другими. По телефону и скайпу договорились с их промоутерами и получили в разговоре ценные сведения [4, с. 54].

Таким образом, креативный подход используем давно и успешно, это необходимо планировать в концептуальном плане на старте любого проекта. «Все успешные люди когда-то начинали с нуля» [6, с. 8], — так сказал в одном из интервью Брайан Трейси.

Список литературы

  1. Дей Л. Самоучитель по развитию интуиции. Библиотека практической психологии. М.: ACT, Астрель, 2001.
  2. Линч Дэвид. Поймать большую рыбу. Медитация, осознанность и творчество. М.: Эксмо, 2009.
  3. Толкачев А.Н. Личные продажи: практика и новые подходы. М.: Эксмо, 2010.
  4. Толкачев А.Н. Эффект звонка. Санкт-Петербург: Питер, 2016.
  5. Толкачев А.Н. Коммерческое право: учебное пособие. М.: Дашков и К°, 2014.
  6. Трейси Б. Все успешные люди когда-то начинали с нуля // Event-маркетинг. 2014. N 4.

References

  1. Dey L. Samouchitel po razvitiyu intuitsii. Biblioteka prakticheskoy psikhologii. M.: AST, Astrel, 2001.
  2. Linch Devid. Poymat bolshuyu rybu. Meditatsiya, osoznannost i tvorchestvo. M.: EKSMO, 2009.
  3. Tolkachev A.N. Lichnye prodazhi: praktika i novye podkhody. M.: EKSMO, 2010.
  4. Tolkachev A.N. Effekt zvonka. Sankt-Peterburg: Piter, 2016.
  5. Tolkachev A.N. Kommercheskoe pravo: uchebnoe posobie. M.: Dashkov i K, 2014.
  6. Treisi B. Vse uspeshnye lyudi kogda-to nachinali s nulya — Event-marketing. 2014. no 4.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ БИЗНЕС И ДИЗАЙН РЕВЮ

Источник: obe.ru

Методы генерации идей

Методы генерации идей

Генерация идей ― это процесс, в ходе которого формируется фундамент для новых концепций, технологий и проектов. Не всегда решения даются легко, часто человек даже не знает, с чего начать. Для оптимизации процесса используют методы генерирования идей. Самый известный из них ― мозговой штурм, но не единственный. Лучший результат получают путем комбинации нескольких методов.

Необходимо пробовать разные техники для решения разноплановых задач.

Общие правила

  • Рассматривать все варианты. Желательно записывать их в отдельную тетрадь. Даже если концепт изначально выглядит нерабочим, позже он может оказаться частично полезным.
  • Осторожно относиться к критике. Некоторые методы генерации новых идей подразумевают моментальное обсуждение недостатков. Другие, напротив, исключают критику в процессе. Говорить о слабых сторонах следует осторожно и максимально нейтрально.
  • Не бояться показаться абсурдным. Постарайтесь отключить внутреннего критика, особенно если нужны нешаблонные решения.
  • Задавать вопросы и искать ответы на них. В процессе дискуссии могут рождаться новые концепты.
  • Не углубляться в детали. Это сэкономит время и силы. Длительное обсуждение одного факта помешает быстро переключаться между задачами.
  • Работать на количество. На этапе генерации важно подготовить как можно больше потенциальных концептов. Отсев можно провести позднее. Если объединить эти этапы, можно лишиться большей части неординарных решений.

При командном генерировании идей и механизмов их реализации обязательно помните о целях. Задача команды ― собрать больше решений. Не забывайте, что вы все состоите в едином коллективе и работаете над одним общим вопросом. Это поможет избежать конфликтов и чрезмерной личной заинтересованности в продвижении конкретных концептов.

Топ-9 методов генерации идей

Если классический мозговой штурм не дал желаемых результатов, можно попробовать альтернативные методы или их комбинации. В каждом случае выбор способа индивидуален, так как значение имеют даже личностные особенности участников.

1. Обратный мозговой штурм.

Обратный механизм генерирования идей был разработан компанией General Electric. Методика подходит для улучшения уже имеющихся продуктов и услуг. Также она помогает вовлечь в процесс менее активных участников дискуссии. Обратный мозговой штурм хорошо сочетается с прямым.

Вы сосредотачиваетесь только на недостатках объекта обсуждения. Например, выделяете препятствия, с которыми может столкнуться клиент при получении услуги.

Из всех обнаруженных недостатков нужно сформировать список, затем к каждому пункту подобрать несколько вариантов решений.

2. Шесть шляп мышления.

Шесть шляп мышления ― второй по популярности метод генерации идей после мозгового штурма. Техника основывается на использовании элементов ролевой игры. Методика лучше подходит для коллективных обсуждений, хотя допускается и одиночное применение.

Автор методики Эдвард де Боно предлагает менять образы мышлений вместе с условными «шляпами». Каждый участник дискуссии берёт на себя отдельную роль и генерирует или обсуждает идеи, опираясь на свою позицию.

Если метод применяется самостоятельно, придётся менять «шляпы» последовательно, вести внутренний диалог и записывать основные тезисы.

Техника насчитывает шесть «шляп» и закрепленных за ними ролей.

  • Синяя. Участник организует, управляет и следит за процессом. Его задача ― направлять остальных, чтобы обсуждение было последовательным и эффективным.
  • Зеленая. Член команды отвечает за непосредственное генерирование идей. Он предлагает варианты решения проблем, улучшения существующих продуктов и концепты новых проектов.
    Чёрная. Человек в этой «шляпе» учитывает все негативные стороны. Он рассматривает возможные недостатки, риски и препятствия.
  • Жёлтая. Участник подчеркивает позитивные факторы, описывает преимущества, выгоды и отличия от конкурентов.
  • Красная. Член команды выступает с позиции чувств и эмоций. Он может высказываться позитивно или негативно, главное обосновывать свои мысли и не переходить на личности.
  • Белая. Человек озвучивает все относящиеся к объекту обсуждения факты и итоги дискуссии.
Читайте также:  Сколько можно заработать на рекламном бизнесе

Желательно сделать таблицу со всеми «шляпами». Под каждой из них нужно записывать соответствующие идеи, сформированные во время дискуссии. В конце должен получиться список из концептов и вариантов улучшений.

Методы генерации идей

3. Метод аналогий.

Другое название техники ― метод синектики. Это узконаправленный способ, который помогает найти решение существующих проблем. Чаще всего его применяют для усовершенствования услуг и продуктов.

Объект обсуждения рассматривают с 4 позиций:

  • Прямая. Предмет сравнивают с другими, чтобы перенять устройство и принцип работы. Например: ласты и рыба, сердце и насос.
  • Субъективная. Человек вживается в роль объекта и старается оценить ситуацию с его точки зрения. Что он ощутил, если бы стал самолетом? Такой подход помогает понять, с какими препятствиями можно столкнуться при реализации проекта.
  • Символическая. На этом этапе выделяют любые подходящие метафоры, сравнения, противоречия и парадоксы. Техника позволяет обратить внимание на те стороны и факторы, которые ранее не были замечены.
  • Фантастическая. Часть препятствий игнорируется, проблемы позиционируются как уже решенные. Участники пропускают тот вопрос, ответ к которому не могут подобрать, и продолжают обсуждение. После этого к проблеме возвращаются и повторно пытаются найти решение.

Оценку и отсев непригодных идей проводят отдельно. Метод аналогий считается сложным, поэтому перед его применением желательно пройти небольшую подготовку. В обсуждениях разных идей должны участвовать одни и те же люди, так как новым будет сложно включиться в процесс.

4. SCAMPER

SCAMPER ― это аббревиатура из 7 слов, каждое из которых отражает собой потенциальный вариант решения задачи. Метод генерирования идей подходит как для командной, так и для одиночной работы.

Чтобы понять, как действует техника SCAMPER, нужно расшифровать аббревиатуру по буквам:

  • S. Substitute ― заменять. Рабочий процесс делят на шаги и думают, какие детали в нем можно заменить, чтобы повысить общую эффективность.
  • C. Combine ― комбинировать. В некоторых случаях разумно использовать не отдельные материалы, услуги или функции, а совместить их.
  • A. Adapt ― адаптировать. Нужно найти уже готовые идеи, которые можно видоизменить и применить. В этом случае хорошо работает поиск аналогий, примеров конкурентов и концептов из других сфер.
  • M. Modify и magnify ― модифицировать и увеличивать. На этом этапе рассматривают возможные улучшения уже существующих объектов и процессов.
  • P. Put to other uses ― использовать для других целей. Попробуйте сделать рассматриваемый объект более универсальным. Подумайте, как расширить функционал, выделиться среди конкурентов.
  • E. Eliminate ― устранить. Иногда для усовершенствования достаточно просто удалить лишние элементы или шаги.
  • R. Rearrange и reverse ― изменение порядка, противоположность. Суть этого шага заключается в реорганизации. Таким образом иногда удается добиться оптимизации процессов.

SCAMPER ― это универсальный метод, характеризующийся генерацией множества идей. Он подходит для решения широкого спектра задач. Технику часто используют в рамках мозгового штурма.

5. Метод ментальных карт.

В первую очередь призван классифицировать и структурировать уже имеющиеся данные. Он помогает наглядно представить информацию в упрощенном виде и подчеркнуть связи.

Техникой дополняют другие методы генерации идей для проектов, чтобы оптимизировать процесс, акцентировать внимание участников и сократить количество фактических ошибок.

Для сессии подготавливают набор связанных с проектом карточек. В центре размещают изображение, символизирующее главный объект или проблему. Вокруг карточки рисуют дополнительные ветки, связывая проект с условиями, актуальными вопросами и фактами. В процессе схема расширяется, часть карточек убирают или перемещают.

6. Матрица возможностей.

Матрица возможностей ― метод генерации новых идей, который подразумевает переход от общего к частному. Участникам обсуждения предлагается не выдвигать комплексные решения, а предоставить список с несколькими вариантами для каждой характеристики или проблемы.

Для задачи подготавливают небольшую таблицу. Первый столбец выделяют для характеристик или других входных данных. Каждую строку заполняют подходящими вариантами без учета общей картины.

В нее вписывают, например, сегменты аудитории, материалы, идеи для оформления дизайна. В конце составляют список всех возможных комбинаций, непригодные сочетания отсеивают.

7. Метод Уолта Диснея.

Генерация новых идей через ролевую игру применялась еще до разработки метода «шести шляп». Эту технику успешно практиковал Уолт Дисней, основатель одноимённой компании.

Нужно последовательно оценить ситуацию с позиции мечтателя, реалиста и критика.

Сначала выписать в блокнот все идеи, даже самые абсурдные, затем проанализировать их с учетом имеющихся ресурсов и возможностей. В конце рассмотреть все недостатки каждого варианта, выявить слабые стороны и подумать, как их можно устранить.

8. Переворот.

Некоторые методы генерирования инновационных идей подразумевают анализ проблемы с обратной стороны. Одна из таких техник ― переворот. Методика подходит для решения отдельных задач.

Сначала необходимо сформулировать основную проблему. После записать все мысли, связанные с ней. Это могут быть не только варианты решения, но и возможные аналогии, цифры, факты. Затем нужно изменить каждый пункт так, чтобы его значение стало противоположным.

Полученные «перевернутые» мысли анализируют. В процессе стараются подобрать такие условия, при которых измененные пункты могли бы помочь с решением проблемы. Новые возникшие идеи записывают на отдельной странице. В конце выделяют лучшие концепты и при необходимости дорабатывают их.

9. Инсайтный метод.

Широко распространен в сфере искусства. Он позволяет уловить образы и идеи, которые обычно остаются глубоко в подсознании. Происходит это за счет фиксации снов на бумаге.

Чтобы мозг продолжал работать даже ночью, перед сном нужно подумать о той задаче, которую нужно решить. Сформулировать основную проблему. Оставить рядом блокнот и ручку. Когда вы проснетесь, сразу запишите увиденное. Важно сделать это в течение первых 5 минут, не анализируя содержимое, иначе можно забыть часть деталей.

Выделите самые яркие образы, которые вы видели. Опишите основные предметы, действующие лица и сюжет. Попробуйте провести параллели между увиденным и поставленной перед вами задачей.

Методы генерации идей - Инсайтный метод

Навык генерации идей важно постоянно развивать, чтобы мыслить нешаблонно, находить креативные и оригинальные идеи, видеть неординарный подход к решению проблем.

Источник: takemytime.ru

Методы генерации идей

Андрей Батурин

Каждый человек-творец рано или поздно оказывается в ситуации, которую можно назвать креативным тупиком, творческим кризисом или параличом, боязнью белого листа. Нет идей, когда они так нужны, и все тут!

С креативом на самом деле все просто: на 95% это постоянный труд и лишь на 5% — случайная удача. Поэтому надо завести собственный арсенал методов генерации идей и использовать его по назначению.

Сделать такую подборку нас вдохновила книга Константина Шереметьева «Бешеный креатив». Автор описал большинство из тех приемов, примеры или аналоги которых мы приведем ниже.

Прелесть в том, что можно, познакомившись с таким подходом, изобретать новые методы генерации идей в бессчетном количестве! Ведь творчество — это то, что с трудом поддается точному математическому анализу.

Важно придать своему мышлению гибкость и подвижность, чтобы столкнуть схему умозаключений со стандартных рельсов.

Внимание: иногда приходящие в голову идеи выглядят забавно, нелепо, натянуто, дурашливо, неправдоподобно. Это даже хорошо, а почему — поговорим на стадии сортировки.

Кстати, в качестве подсказки вполне можно использовать нашу статью о том, как оценить креативность идеи.

Применяйте подходы, с которыми мы познакомим вас ниже, но не ограничивайтесь ими. Собирайте десятки, сотни, тысячи новых идей!

Игра конфигураций

Играйте формами предметов! Иногда итог получается ошеломляющим и поэтому привлекательным, неординарным. Мы привыкли, что арбуз — большой, круглый, сладкий. А в Японии уже более 30 лет выращивают арбузы прямоугольной формы. Именно такой подход — игра формой — подарил нам ковшики в виде котов, «обнимающую» подушку, детскую кровать в виде пиратского корабля.

Книга жалоб и предложений

По закону о торговле она должна быть в каждом магазине. Но полезна она не только там! Такой виртуальной книгой давно стали отзывы в Интернете, обсуждения на форумах и т. д. Почему это полезная информация? Представьте, что вам поручили усовершенствовать ваш продукт. Но вам он кажется идеальным.

Читайте также:  Как запустить успешный бизнес

Вы не получите объективных данных, пока не познакомитесь с чужим мнением. Поэтому изучите отзывы, а если их нет – ставьте себя на место критика и выискивайте недостатки (в товаре, идее, рекламе, сайте, процессе). Чем не метод генерации идей?

Трансформер

Суть в том, что предмету, над которым вы размышляете, умозрительно можно придать любую форму, изменять его линии или компоненты даже против законов физики.

играйте формами и конструкциями

Попробуйте сделать что-то гибким, мягким или подвижным, как глина или пластилин, разбейте его на компоненты, которые можно сочетать различным образом, каждый раз получая новый результат.

Таким путем вы сможете избавиться от привычного шаблона. К примеру, представьте, что смартфон больше не твердый, а гибкий. Это могло бы решить проблему многих его поломок.

Сила нейминга

Представьте себе чашку: сразу появится образ вместилища для напитков с ручкой. Если вы при этом проектируете принципиально новую чашку, креатива не получится.

Попробуйте либо думать о предмете отвлеченно («штука»), либо присвойте ему вымышленное название («куздра»), либо сразу называйте чем-то явно никак не связанным с этой вещью («синхрофазотрон»). Это поможет освободиться от типичных представлений.

Лучшие из лучших

Хороший прием для снятия мысленных барьеров. Он состоит в том, что вы берете любое свойство предмета и думаете, как сделать его «самым» лучшим.

Предположим, вам нужно создать новый горшок для цветка. Какие его качества можно развить до совершенства? Самый удароустойчивый, самый прозрачный, самый экологичный, самый вместительный, самый универсальный и т. д.

Отсутствующее звено в цепи

Совет поможет, если вы взялись оптимизировать какой-то рабочий процесс. Составьте подробный план: допустим, распишите воронку продаж, все действия, которые потенциальный покупатель совершает на сайте. Оцените каждый шаг: он действительно нужен? Что будет, если его исключить?

Может, без лишнего звена станет лучше?

К примеру, так можно поступить с формой регистрации в интернет-магазине, которая, если честно, многих раздражает. Ведь вы и так можете получить ФИО и контактные данные клиента, когда он произведет оплату или закажет доставку.

Ничего лишнего

Собственно говоря, это логическое продолжение метода про изъятие лишнего звена. Вы берете предмет своих размышлений и оставляете только те основные свойства, без которых он полностью потеряет свою функциональность.

Поразмышляем об этом на таком примере: в окружающем мире слишком много чрезмерности, мы перегружены вещами. Социальные алгоритмы часто заставляют нас совершать массу лишних действий. Вспомните, что не так уж и давно приходилось каждый месяц стоять в очереди в банк, чтобы внести плату за квартиру. Сейчас нужно просто навести камеру смартфона на квитанцию или вообще подключить автоплатеж. Попробуйте свести функциональность к абсолютному минимуму.

Вишенка на торте

А теперь обратный подход — добавьте то, чего раньше не было. Некое приятное, необычное дополнение, которое вовсе не обязано быть функциональным.

Представьте, что в саду можно обустроить ровные грядки с цветами. Они обычные! Цветы растут, но взгляду не на чем остановиться. А можно расположить их в нестандартном порядке, устроить альпийскую горку, чередовать по времени цветения и т. д.

Принцип этого метода генерации идей в том, чтобы добавить некую декоративную изюминку, которая привнесет не функцию, но красоту!

Сочетать несочетаемое

Ну или плохо сочетаемое. Мы привыкли, что телефон уже давно оснащен будильником и календарем. Дальше — больше: в нем появился ежедневник, записная книжка, музыка, электронные книги и т. д. О приложениях совсем умолчим. Но если бы лет 30 назад вы рассказали своей бабушке, что с помощью телефона можно посчитать шаги, которые вы проходите ежедневно, она бы испугалась за вас.

пробуйте соединить даже то, что не соединяется

Теоретически соединить можно два любых объекта.

Экспериментируйте! В большинстве случаев вы посмеетесь над результатом, но можно внезапно сделать ценное открытие. К примеру, туристы очень благодарны изобретателям за «3 в 1» – вилки-ложки-ножа.

Развить идею до логического конца

Допустим, вы продаете только корм для домашних животных. Но при этом вы прекрасно знаете, что еще часто покупают владельцы питомцев: лотки, наполнители, миски, ошейники, поводки, одежду, игрушки и пр. Если вы предложите своим покупателям не только корм, а весь комплекс товаров для животных, то решите многие их проблемы, за что вам, конечно, будут благодарны. Поразительно, но идея полного комплекса услуг весьма очевидна, хотя применяют ее не всегда.

Убрать человеческий фактор

Как бы стремительно не развивались технологии, риск ошибки есть всегда. Причем связан он чаще всего с поведением людей. Любой человек может быть уставшим, невнимательным, мы склонны отвлекаться на личные переживания во время работы. Подумайте, как обезопасить какой-либо товар или услугу от ошибок, обусловленных именно человеческим фактором. Возможно, это будет некая система контроля, проверки, автоматизация процесса и т. д.

Когда появились автопилоты, полеты стали более безопасными. Почему? Потому что работа прибора основана на точных вычислениях и алгоритмах. Он не хочет спать, не устает, не подвержен рефлексии. Интересно, что первый прототип автопилота был изобретен еще в 1912 году американским инженером Э. Сперри.

Как бы поступил на моем месте…?

Никто не запрещает вам на время отождествить себя со своим любимым литературным персонажем, звездой кино или знаменитым ученым. Просто представьте, что вы Шерлок Холмс (Маргарет Тэтчер, Золушка, Исаак Ньютон или кто-то другой) и подумайте, как бы этот человек (животное, существо?) повел себя при таком положении вещей, о чем бы подумал, какие бы внес предложения. Можно даже перенести свое мышление не на позицию другого человека, а на какой-либо предмет.

Не бойтесь почувствовать себя другим человеком

Кажется, что это слишком напоминает игру. Но попробуйте такой метод генерации идей: в голову могут прийти фантастические замыслы!

5 чувств + 1

Вы, конечно, взрослый человек, и знаете, что компьютерную клавиатуру есть нельзя, это невкусно! А если она из шоколада — можно. Первую плитку шоколада создали в 1819 году в Швейцарии. А фигурным делать его начали спустя 20 лет, с 1839 года — сначала в Германии, а затем в Бельгии в виде зверушек, игрушек, пасхальных яиц и кроликов.

Теоретически любой предмет из нашего обихода можно критически оценить с точки зрения другого органа восприятия. Чувств, как мы помним, у человека 5 плюс интуиция, которая настолько загадочна, что до сих пор под вопросом.

Используйте все доступные вам чувства для генерации идей. Пробуйте оценить предмет своих размышлений с помощью слуха, зрения, вкуса, осязания, обоняния, +/- интуиции.

Сформируйте список вопросов по каждому чувству:

  • Как сделать, чтобы это выглядело выразительнее, соблазнительнее, заметнее или незаметнее?
  • Как это звучит? Что будет, если добавить звук или полностью отключить его? Ведь додумался же кто-то сделать брелок для ключей с сигналом для поиска!
  • Что чувствуешь, когда берешь это в руки? Как улучшить или сделать тактильные ощущения необычными, лучше, оригинальнее?
  • Что с запахом? Что случится, если это будет пахнуть иначе? Если добавить запах, которого пока нет?

И напоследок: как эта вещь может предсказывать будущее? Хотя бы прогноз погоды на завтра? Можно ли с помощью этого проверить свои предчувствия, догадки?!

Тело как улика

Логика проста: если для генерации идей можно использовать органы чувств, то почему не использовать тело? Очень возможно, что именно такой прием дал нам получение доступа по сканированию лица или сетчатки глаза, разблокировку девайсов по отпечатку пальца и т. д.

Также старайтесь уйти от привычных схем мышления и думайте: как с помощью этого можно помочь телу? Как тело может помочь решить эту проблему?

Используйте тело как генератор идей

Первые прототипы айтрекеров были изобретены еще в начале 20 века. Конечно, они были несовершенны! Но если бы не такие смелые открытия, вряд ли сейчас этот гаджет мог быть доступен практически всем желающим.

Вся мудрость мира — в природе

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин