Теория систем изучает закономерности организации, структурирования, функционирования, поведения и существования любого объекта в качестве системы. Методологической основой построения теории систем стали такие универсальные научные принципы как:
1. Целостность – это закон устойчиво-динамичного состояния системы при сохранении внешней формы и содержания в условиях взаимодействия с окружающей средой;
2. Дискретность – это закон деления целого образования на элементарные частицы (элементы системы);
3. Гармония – это закон формирования связей при обмене энергией, информацией и веществом между элементами системы и между целой системой и окружающей ее средой;
4. Иерархия – это закон построения отношений между элементами целого образования (структура управления системой);
5. Адекватность – это закон соотношения симметрии и диссиметрии в природе как степень соответствия описания реальной системы формальными методами.
Система – это целостное структурное образование, выделяемое исследователем из окружающей среды на основе единства функционирования множества взаимосвязанных объектов в качестве элементов, обладающих определенными свойствами, связями и отношениями.
Субъективные методы исследования и Объективные методы исследования
К свойствам, которые характеризуют понятие «система», относятся:
1. Наличие элементов, которые могут быть описаны атрибутами (свойствами самих элементов);
2. Наличие разного вида связей между элементами, которые определяют степень их организации в целом (функциональные свойства);
3. Наличие отношений между элементами, которыми определяются уровни иерархии в строении целого образования (свойство соотношения);
4. Наличие цели существования системы, которая определяет целесообразность ее существования в окружающей среде (свойство самоуправления или управления).
5. Наличие языка описания состояния и функционального поведения системы (свойство изоморфизма, многообразия средств описания).
В любой организации при выработке каждого конкретного решения есть люди, вырабатывающие это решение, и люди, это решение реализующие (исполнители). Первые образуют управляющую систему. Вторые – объект управления.
В деятельности практически любой организации можно выделить шесть функциональных областей, в которых заняты члены организации. Это:
- основная деятельность;
- маркетинг; — финансы;
- управление персоналом;
- руководство (лидерство);
- информационное обеспечение.
Каждое решение, как правило, затрагивает отдельные стороны деятельности компании, т. е. те или иные функциональные области: производство, финансы, маркетинг и др. Если решение направлено, например, на совершенствование производства, то объектом управления будут люди, работающие в производственных подразделениях. В этом случае все остальные подразделения компании (все остальные функциональные области), образуют внутреннюю среду организации. Этапы решения проблемных ситуаций
1 Формирование целей — Система целей
«Методы исследования клиентского опыта как необходимый арсенал CPO»
2 Анализ системы и выявление проблем — Концептуальная модель системы
3 Описание проблем — Факт наличия проблем и их описание
4 Анализ проблем — Схема проблем и выводы об актуальности, важности и сложности проблем
5 Генерирование альтернатив — Концептуальные модели новой системы (средства) решения проблем
6 Выбор решения — Один из вариантов: оптимальный, лучший, приемлемый
7 Подготовка к изменениям- Обеспечение ресурсами участников изменений
8 Внесение изменений — Мероприятия по нейтрализации противников и поддержка сторонников изменений
9 Оценка эффективности решений — Определение степени успешности достижения цели
10 Корректировка решений — Внесение изменений в решения
Основные требования, предъявляемые к формулированию целей:
1. Конкретность (предметная направленность, адресность и временная определенность);
2. Точность и полнота;
3. Отсутствие противоречий и согласованность;
Схема формирования проблемного поля включает в себя следующие этапы:
1. Составление каталога проблемных ситуаций;
2. Уточнение каталога проблемных ситуаций;
3. Установление связей между проблемными ситуациями;
4. Агрегирование проблемных ситуаций;
5. Построение схемы проблемных ситуаций.
1. Ю. Лапыгин «Системное решение проблем» – М.: Эксмо, 2008.
2. М. Алексеева, С. Балан «Основы теории систем и системного анализа» – СПб.: Издательство СПбГИЭУ, 2002.
3. В. Анфилатов, А. Емельянов, А. Кукушкин «Системный анализ в управлении» – М.: Финансы и статистика, 2002.
4. В. Платов «Системный анализ в менеджменте» – М.: Издательство ВАВТ, 2005.
Ключевые слова:
Источник: hr-portal.ru
Методы исследования в менеджменте и их сущность
Методы исследования в менеджменте – инструменты, необходимые для решения задач управления в любой компании. В статье приведены основные подходы к изучению вопросов менеджмента организации.
Что такое исследование?
Само понятие «исследование» включает в себя комплекс действий по выявлению проблемных вопросов, установлению их роли и места в изучаемой области, изучение и описание взаимосвязей и закономерностей изменения предметов, явлений и их свойств. А также поиск и обоснование решений по использованию полученных знаний для улучшения изучаемой системы или решения поставленных в исследовании задач.
Любое исследование имеет определенную цель. В менеджменте исследования направлены на повышение эффективности функционирования системы управления. При этом могут ставиться самые разные задачи, решающие возникшие проблемы менеджмента или повышающие качество последнего.
Предмет и объект исследования в менеджменте
Все методы исследования в менеджменте направлены на изучение объекта – системы управления. Что же она собой представляет?
В основе управления стоит личность, лидерские качества которой позволяют формировать вокруг себя сеть взаимосвязанных элементов управления, работающих по установленному регламенту. Если же объектом исследования менеджмента является система управления, то объектом управления является фирма (организация). Таким образом, благополучие и развитие последней также входит в объект исследования.
Предметом исследования в менеджменте обычно является противоречие или проблема управленческого процесса.
Основы методологии исследований в системе управления
Методология и методы исследований в менеджменте зависят целиком и полностью от выбранного подхода. Последний бывает концептуальным, аспектным и системным.
Одна и та же проблема может иметь разный аспект, например социальный или экономический, в зависимости от «ракурса» ее рассмотрения.
Концепция – более широкое понятие и включает разработку основных положений для исследования перед началом самого процесса изучения проблемы.
Наиболее популярным сегодня является системный подход к исследованию. Система, как уже говорилось выше, представляет собой сеть взаимосвязанных элементов, поэтому такой подход позволяет наиболее широко и всесторонне изучить объект исследования и достичь поставленной цели. Системный подход также предполагает изучение внешних факторов, явлений и объектов, которые могут повлиять на исследуемый объект. Конкретизация целостности системы также приводит к более тщательному изучению ее внутренних взаимосвязей, устойчивости, рисков.
Целеполагание – один из ключевых аспектов методологии исследований в менеджменте. Любая система управления нуждается в двух группах целей – внешней и внутренней, которые должны быть взаимосвязаны и не противоречить друг другу.
Подход к исследованию также может носить эмпирический или научный характер. Эмпирическим, или опытным, называют подход, включающий конкретные экспериментальные инструменты получения новых знаний.
Второй подход включает методы научного исследования в менеджменте. Этот поход позволяет более точно изучить проблематику управления в организации и подобрать обоснованно эффективное решение.
Какие бывают методы исследования в менеджменте?
Существует множество инструментов, методов, методик, приемов изучения систем управления. Как разобраться в таком многообразии? На что обратить внимание?
Ответ на все эти вопросы каждый менеджер ищет самостоятельно, однако процесс поиска можно упростить путем грамотной группировки.
Классификация методов исследований в менеджменте включает два основных кластера: теоретический и эмпирический.
Теоретические методы основываются на базе знаний и логических умозаключений, которые содержатся в книгах, учебниках, монографиях, статьях. Эмпирические же (опытные, прагматические) методы оперируют к экспериментам и мнениям специалистов. Нельзя авторитетно заявить, какие методы лучше, так как они по-разному рассматривают одну и ту же проблему. Поэтому в практике менеджмента, как правило, встречается синтез нескольких методов и инструментов.
Теоретические методы
Методы исследования проблем менеджмента нередко опираются на теорию управления как ключевую научную базу.
В первую группу входит метод восхождения от абстрактного к конкретному. Он предлагает исследователю пройти путь от общего к частному, то есть, опираясь на объективные знания, сделать выводы о решении конкретной проблемы менеджмента.
Абстрагирование как метод исследования предлагает игнорировать незначительные элементы системы управления для выявления ключевых взаимосвязей, в том числе путем моделирования бизнес-процессов.
Группа теоретических методов не может не включать анализ и синтез, позволяющие разделить (декомпозировать) объект исследования для последующего независимого изучения и воссоединения для воссоздания прежней конструкции с осознанием протекающих внутри системы процессов.
Дедукция и индукция также являются яркими представителями первой группы, которые основываются на логических выражениях: от частного к общему (индукция), от общего к частному (дедукция), от частного к частному (трансдукция).
Практические методы
Прагматические методы исследования менеджмента организаций часто используются для первичной оценки проблемы.
Наблюдение – самый очевидный из методов эмпирики. Информация собирается со всех задействованных в процессе управления подразделений компании. Главным критерием является невмешательство исследователя в бизнес-процесс в процессе наблюдения.
Сравнительный метод предполагает наличие аналога или эталона, с которым можно будет сопоставить показатели исследуемого объекта.
Также к прагматическим относят метод полемики (дискуссии). Такое аргументированное обсуждение вопросов менеджмента организации, как правило, проводят в рамках первичной оценки сложившейся ситуации (спланированное совещание у директора). Полемика может проходить и между исследователями.
Методы моделирования
Моделирование является одним из наиболее востребованных теоретических методов оценки эффективности функционирования системы управления и проведения исследований для ее улучшения.
Модель представляет собой «изображение» реального объекта, но не в статическом состоянии, а в положении функционирования, приближенного к действительным условиям. Для моделирования приходится прибегать и к методу абстрагирования, то есть исключать из рассмотрения неключевые факторы и процессы. Запуск модели может показать не только существующие проблемы менеджмента, но и спрогнозировать действие негативных факторов на систему в будущем.
Экспертные методы
Метод экспертных оценок – широко распространенный эмпирический метод, основанный на мнении компетентных специалистов. Несмотря на простоту получения таких оценок, существует множество примеров неверного их сбора или толкования, что приводит к негативным результатам исследования.
Процесс экспертного исследования включает несколько этапов.
Во-первых, проводятся подготовительные работы по сбору группы экспертов и оформлению необходимых документов.
Затем проходит детальное изучение проблемы.
Исследование продолжается путем разработки вариантов решения поставленной задачи.
Внедрение готового решения происходит не без участия экспертов.
Как правило, проводят групповую экспертизу, в связи с чем во главу угла ставится процесс подбора специалистов. Для этого стоит определиться с формой прохождения экспертизы: эксперты могут обсуждать проблему вместе и выдавать готовое коллективное решение или же работать автономно и излагать свои идеи письменно каждый в отдельности.
Какие бы методы исследования в менеджменте ни применялись, итоговый документ – важнейшее завершение всей работы. Так и в методе экспертизы важно правильно заполнять бланки и записывать мнения и идеи, безошибочно выделяя суть.
Зарубежные методы исследования менеджмента
Методы исследования в менеджменте в последнее время включают такой экспертный метод, как СВОТ-анализ. Это зарубежная практика четырехфазного анализа, которая включает оценку сильных и слабых сторон компании, а также ее возможности и внешние угрозы.
Часто также применяется метод мозгового штурма. Его суть заключается в поиске максимального количества идей на заданную тему в рамках одного или нескольких часов. Это тоже подвид экспертного метода, однако анализ методов исследования в менеджменте показал, что при решении творческих задач, метод «накидывания идей в считаные минуты» показывает себя как один из лучших.
В заключение стоит отметить, что на сегодняшний день есть много литературы, содержащей самые разнообразные методы исследований в менеджменте. Учебник или монография на эту тему будут, безусловно, полезны для выбора инструмента исследования, однако не стоит забывать о специфике систем управления в различных организациях.
Источник: fb.ru
Методы исследования бизнес систем
- Главная
- Наша библиотека
- Статьи
- Учебники и пособия
- Монографии
- Обзоры на книги
- Маркетинговые исследования
- Готовые бизнес-планы
- О журнале
- Опубликовать статью
- Оформление статьи
- Стоимость и сроки публикации
- Порядок рецензирования
- Статьи
- Контакты
- Главная
- Исследование систем управления
- Классификация методов исследования систем
Классификация методов исследования систем
Всю совокупность системных методов исследования можно разбить на три большие группы.
Первая группа — методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации. Они включают: метод «мозговой атаки», метод типа «сценариев», метод экспертных оценок, метод типа «Дельфи», методы типа «дерева целей», «деловой игры», морфологические методы и ряд других методов.
Вторая группа — методы формализованного представления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления. Среди них можно выделить следующие классы:
— аналитические (включают методы классической математики — интегральное исчисление, дифференциальное исчисление, методы поиска экстремумов функций, вариационное исчисление и другие, методы математического программирования, теории игр);
— статистические (включают теоретические разделы математики — математическую статистику, теорию вероятностей — и направления прикладной математики, использующие стохастические представления — теорию массового обслуживания, методы статистических испытаний и другие методы статистического имитационного моделирования);
— теоретико-множественные, логические, лингвистические, семиотические представления (разделы
дискретной математики, составляющие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, автоматизации проектирования, информационно-поисковых языков);
— графические (включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.).
К третьей группе относятся комплексные методы: комбинаторика, ситуационное моделирование, топология, графосемиотика и др. Они сформировались путем интеграции экспертных и формализованных методов. К третьей группе также относят методы исследования информационных потоков.
Выходные данные:
Менеджмент: Экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 384с.
Источник: port-u.ru