Методы оценки бизнеса при покупке

Риски. Одной актуальной для рынка готового бизнеса проблемой является оценка рыночной стоимости предприятия — в России отсутствуют соответствующие стандарты. Покупатель рискует уплатить за бизнес чрезмерно высокую цену: компания принесет новому владельцу либо очень небольшую прибыль, либо инвестор окажется неспособным оплатить кредиты, необходимые для финансирования приобретения.

Малый бизнес сложно оценить по ряду причин. Во-первых, малые компании находятся в собственности достаточно узкого круга лиц, которых зачастую объединяют либо родственные, либо дружеские отношения. Данное обстоятельство бывает определяющим в построении системы управления бизнесом, его отчетности.

Такие предприятия страдают отсутствием множества документов, позволяющих оценить их реальную прибыль, не имеют стратегических планов развития, да и самой потребности раскрывать объективные сведения о своей деятельности у таких фирм не имеется. Иными словами, бизнес строится «по-домашнему» (на Западе такие компании называются «закрытыми»).

Методики Оценки Стоимости Бизнеса

Во-вторых, малый бизнес зачастую являются как бы продолжением своего владельца, хозяин испытывает к нему определенную эмоциональную привязанность, затрудняющую объективную оценку компании и приводящую к завышению цены. Наконец, поскольку стоимость бизнеса основана на том, какую прибыль он может принести под руководством потенциального покупателя, точное прогнозирование становится гипотетическим.

Небольшие компании как производители прибыли исключительно неустойчивы — далеко не факт, что успешное функционирование бизнеса продолжится при смене собственника. В нашей практике есть немало примеров того, что объемы продаж и доходы компании увеличивались в несколько раз после смены собственника-управляющего. И, напротив, иногда приходится констатировать, что в прошлом успешные фирмы терпят неудачу. Таким образом, процесс оценки, с точки зрения предполагаемых будущих доходов, может выглядеть абсолютно по-разному для покупателя и продавца.

В 2002 г. был продан цех по производству кондитерских изделий. Бизнес находился в упадке, давая 2 тыс. долл. прибыли в месяц. Новый собственник изменил систему оплаты труда коммерческого директора и менеджера по продажам, оптимизировал ее доставку за счет планомерного охвата районов и изменения графика работы. Кроме того, он перевел бизнес из Москвы в ближнее Подмосковье, принял меры по модернизации производства. В результате прибыль возросла в несколько раз, и вложенные в покупку 40 тыс. долл окупились всего за 7 месяцев.

Процедура оценки бизнеса далека от строгих научных формул — не одно уравнение неспособно учесть все факторы, которые должны быть приняты во внимание. Следует предостеречь от использования ряда традиционных подходов, в силу своей простоты удобных, но неприменимых для оценки бизнеса. Особо надо отметить опасности сравнительного подхода.

Читайте также:  Типы организационных структур бизнеса

Проблема в том, что в отличие от большинства других товаров бизнес как объект купли-продажи не может быть подвергнут точному, корректному сравнению, так как доходы зависят от уникальных характеристик компании, немногие предприятия имеют достаточное количество общих экономических черт. Другой неудачной методикой, используемой для оценки малого бизнеса, является оценка каждого продаваемого актива, входящего в состав предприятия, с последующим их сложением. Сложность здесь возникает при оценке «гудвилл» — нематериального актива, который может быть наиболее ценным из всех составляющих имущества предприятия.

Продажа бизнеса 06. Методы оценки бизнеса. Влад Чернов

В практике нашей компании мы пришли к выводу, что наиболее логичным индикатором стоимости бизнеса является его рентабельность. В своей работе используем так называемую методику оценки бизнеса при существующем использовании — в данном случае учитываются показатели, демонстрируемые предприятием здесь и сейчас. Потенциал и перспективы выступают только как вторичный фактор — покупатель не должен платить за то, что в конечном итоге будет создано его собственным трудом.

Схема оценки. Правильная оценка бизнеса может быть проведена только профессионалом. Однако покупатель может попытаться самостоятельно определить примерную стоимость компании, следуя предложенной ниже схеме.

1. Определите текущие доходы.

«Реконструируйте» отчет о доходах продавца с целью определения реальной текущей производственной прибыли предприятия до уплаты налогов. При этом ключевое значение имеют именно текущие доходы, а не потенциал компании.

2. Установите размер приемлемой для Вас прибыли от инвестированного капитала.

На этом этапе установленные доходы переводятся в стоимость бизнеса. Здесь надо определить минимальный приемлемый для вас доход от капиталовложений. При нынешней рыночной конъюнктуре российские инвесторы, приобретая бизнес, работающий на арендованных площадях, претендуют на доходность вложений от 60 до 150% годовых в валюте.

Для компаний, продаваемых вместе с находящейся в собственности недвижимостью, соответствующий показатель равен 20-50%. Но вам, в любом случае, необходимо установить свои собственные инвестиционные цели. К примеру, если бизнес приобретается с целью быстрой перепродажи со значительной прибылью, то можно говорить о большом доходе, получаемом не от непосредственных операций предприятия, а от его продажи.

3. Определите оценочный диапазон.

Как оценить бизнес при покупке или продаже: методы и примеры

Начинать бизнес с нуля – дело достаточно рискованное и хлопотное. В некоторых случаях проще и быстрее купить уже работающий бизнес. Но это не так просто, как кажется на первый взгляд. Продавец старается продать свой товар подороже, а покупатель стремится купить подешевле.

Читайте также:  Как установить плагин втб бизнес

Возникает конфликт интересов, для разрешения которого требуется методика оценки стоимости имеющегося бизнеса. Она должна быть достаточно простой и понятной, и, в тоже время, устраивать как покупателя, так и продавца. К сожалению, не существует самого лучшего метода оценки стоимости бизнеса. Есть множество различных подходов к решению данной проблемы. То, какой метод будет использован заинтересованными сторонами в конкретной ситуации, зависит от участников сделки.

Итак, в этой статье мы приведём несколько методов, отвечающие на вопрос: как оценить бизнес? Выберите тот, который больше всего подходит для вашей конкретной ситуации.

Методы оценки бизнеса

1. Сравнение доходности с базовой ставкой

Наиболее простой и эффективный способ оценки стоимости работающего бизнеса. Метод основан на сравнении текущей доходности бизнеса с базовой ставкой доходности (безрисковой). При этом учитывается премия за риск. В основе метода лежит постулат: чем выше риски, тем больше должна быть доходность вложений.

Базовая ставка доходности – это возможность разместить денежные средства при практически нулевом риске их потери. Премия за риск – это дополнительный желаемый доход к базовой ставке с учётом рисков, которые вы несете при покупке бизнеса (или доли в нем).

Если цена, запрашиваемая за бизнес, ниже расчётной, то есть смысл покупать. Если выше, то нужно либо торговаться, либо вообще отказаться от участия в этом проекте.

Пример оценки бизнеса этим методом:

Базовая ставка – 7%. Премия за риск – 2%.

Нефтяная компания Лукойл эмитировала (выпустила) акций в количестве 850 563 255 штук. Чистая прибыль компании за 2016 год – 182 566 224 000 рублей. Рыночная цена одной акции – 2880 рублей. Имеет ли смысл покупать акции по текущей цене?

Требуемая доходность вложений: 7% + 2% = 9%

Текущая доходность: 182 566 224 000 руб. / 850 563 255 акций = 215 руб. на одну акцию.

215р. / 2880р. х 100% = 7,47%

Текущая доходность инвестирования в акции Лукойла ниже требуемой. Следовательно, покупать акции не стоит.

По какой цене имеет смысл покупать акции?

215р. / 0,09 = 2 389р.

Методика оценки при продаже или покупке бизнеса.

При сделках по купле – продаже бизнеса одна из наиболее важных задач заключается в установлении стоимости компании – предмета сделки. Как правило, мнения продавца и покупателя по величине стоимости бизнеса не совпадают. Поэтому важной и необходимой процедурой является оценка бизнеса компании.

Читайте также:  Как подключить зарплатный проект в Сбербанк бизнес онлайн пошагово

В экономике западных стран при наличии развитого фондового рынка индикатором для расчета стоимости бизнеса служит котировка акций на бирже, умноженная на количество акций эмитентов. Окончательная стоимость бизнеса определяется величиной контрольного пакета и результатом переговоров сторон. На фондовом рынке РФ котируются ценные бумаги крупнейших компаний. Оценка бизнеса в РФ выполняется с применением доходного, сравнительного и затратного подходов.

Доходный подход

Оценка основана на предположении, что покупатель заплатит за компанию не большую сумму, чем стоимость в текущий момент доходов в будущем за определенный период. Соответственно стоимость компании определяется значением доходов в будущем.

Доходный подход включает методы:

  • Метод капитализации используется при стабильных доходах. При расчете стоимости доход в будущем пересчитывается в текущую стоимость.
  • Метод дисконтирования денежных потоков используется при нестабильных доходах.

Выделяют этапы расчета стоимости:

  • Установление периода, в котором компания привлекательна для инвестора;
  • Рассчитываются потоки денежных средств в будущем;
  • Приведение потоков средств (будущих) к стоимости в текущее время с учетом темпов роста бизнеса, периодичности доходов, уровня инфляции. Ставка дисконтирования отражает отдачу на капитал (минимально допустимую).

Применение методики позволяет покупателю проанализировать варианты деятельности бизнеса. Следует отметить большую роль субъективного фактора при оценке имущества компании, бизнеса в целом.
Оценщик использует финансовую отчетность, бухгалтерскую отчетность компании, разрабатывает прогноз получения доходов в будущем. Достоверность оценки определяется глубиной изучения оценщиком положения дел в компании.

Наиболее применим доходный подход при следующих ситуациях:

  1. Определение стоимости среднего и малого бизнеса;
  2. Достаточное количество информации для прогнозирования доходов;
  3. Устойчивость доходов фирмы;
  4. Значительную долю прибыли занимают нематериальные активы, труд.

Сравнительный подход

Предполагает расчет стоимости бизнеса путем сравнения продаж аналогичных компаний при условии сформированного рынка. При расчете используются базовые показатели:

  • Прибыль, балансовая стоимость;
  • Коэффициенты (мультипликаторы), установленные на основе оценки акций аналога;
  • Наличие информации (финансовой, технико-экономической).

Требования к выбору компаний – аналогов:

  1. Единая отраслевая принадлежность;
  2. Близость количественных и качественных характеристик компании;
  3. Достаточность информации.

Сравнительный подход применяется при оценке единичных активов (недвижимость, транспорт и т.п.).

Затратный подход

Стоимость бизнеса равна затратам на воспроизводство (замещение) объекта за вычетом износа (морального, физического). Подход эффективен при сравнении затраты на покупку бизнеса и затрат на создание подобного бизнеса.

Таким образом, профессиональная оценка бизнеса – залог благополучного развития компании и успеха при осуществлении сделок.

ООО «Премьер-Оценка», 2018. Тел.: +7 (495) 646-03-84; +7 (905) 740-67-75

Источник: 1-ocenka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин