Методы поддержки малого бизнеса

Настоящая статья посвящена исследованию финансово-кредитных инструментов государственной поддержки малого бизнеса. Формулируя положения, которые могут обосновать актуальность представленного исследования, стоит отметить, что структурные изменения поддержки малого бизнеса со стороны государства, а также планомерное развитие современных рыночных отношений нуждаются в разработке и дальнейшем применении принципиально новых подходов и методов к финансированию данного сектора.

Проблема финансирования малого бизнеса в России всегда была ключевым вопросом. Более того, особую актуальность указанная тема приобретает в периоды существенных экономических изменений негативного характера, а также в определенный период после окончания кризисных явлений.

Многообразие и значимость теоретических и практических аспектов системы государственной поддержки малого бизнеса требуют углубления фундаментальных и прикладных исследований формирования необходимых финансово-кредитных инструментов, обеспечивающих финансирование текущей деятельности экономики государства, а также каждого конкретного субъекта бизнес-среды. Цель представленного исследования можно определить как комплексный анализ государственной помощи малым предприятиям со стороны финансово-кредитных инструментов.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе государственной поддержки малого бизнеса через финансово-кредитные механизмы. В качестве основных методов, которые применялись для написания настоящего исследования, выступают основные приемы эмпирического, а также теоретического познания того, каким образом осуществляется функционирование поддержки малого бизнеса со стороны государства на территории Российской Федерации. В заключение приводятся проблемы и обозначаются перспективы успешного развития малого бизнеса в России. Также стоит акцентировать внимание на том, что информационная база представленного исследования характеризуется как репрезентативная, что дает основания говорить о наличии достаточной основы формирования максимально объемной картины поддержки малого бизнеса со стороны государства и ее оценки.

федеральный бюджет
кредитная политика
предпринимательство

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // Собрание законодательства 2007. № 31 Ст. 4006.

2. О предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности для субъектов малого и среднего предпринимательства: постановление Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. № 265 // 2016. № 15 Ст. 2097.

3. Сибгатулина А.И. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса // Экономика и менеджмент инновационных технологий: электронный научный журнал. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/05/11420 (дата обращения: 29.08.2019).

4. Куприянова Т.А. Государственная помощь, как источник финансирования малого бизнеса и её учет // Актуальные вопросы экономических наук. 2017. № 56. С. 150–155.

5. Идигова Л.М., Аслаханова С.А. Анализ состояния развития малого бизнеса в России // Вестник научных конференций. 2015. № 1–5 (1). С. 44–47.

6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 // 2014. № 18 Ст. 2163.

7. Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallBusiness/ (дата обращения: 28.08.2019).

8. Кредитование малого и среднего бизнеса в России: рынок для избранных [Электронный ресурс]. URL: https://raexpert.ru/researches/banks/msb_1h2017 (дата обращения: 20.08.2019).

9. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р // Собрание законодательства 2016. № 24 Ст. 3549.

10. Козионова А.В., Евдокимова С.С. Современные тенденции кредитования малого и среднего бизнеса // Научные исследования и разработки студентов: сборник материалов III межд. студ. научно-практ. конф. (Чебоксары, 31 марта 2017 г.). Волгоград 2017. С. 218–220.

С позиции существующих экономических воззрений малый бизнес рассматривается через призму институциональной хозяйствующей единицы, которая призвана разрешать задачи экономического характера, возникающие в рамках общественных отношений. Субъекты малого бизнеса традиционно способны выполнять определенные функции, позволяющие не только увеличить благосостояние определенных субъектов общественных отношений, но и планомерно повысить благосостояние всего общества. Проблема финансирования малого бизнеса в России всегда была ключевым вопросом. Особую актуальность данный вопрос приобретает в периоды экономической стагнации, а также в определенные промежутки времени, отведенные для восстановления экономики после кризисных проявлений. Многообразие и значимость теоретических и практических аспектов системы государственной поддержки малого бизнеса требуют углубления фундаментальных и прикладных исследований формирования необходимых финансово-кредитных инструментов, обеспечивающих финансирование деятельности, которая осуществляется в рамках экономических отношений государства и конкретного субъекта бизнеса в частности.

Цель исследования: исследование государственной помощи малым предприятиям со стороны финансово-кредитных инструментов.

Материалы и методы исследования

Основные методы исследования, использованные в рамках представленного исследования – это приемы эмпирического и теоретического познания механизма функционирования поддержки малого бизнеса на территории РФ со стороны государства.

Рассматривая нормативно-правовое регулирование анализируемой сферы, нельзя не отметить такой правовой акт, как Федеральный закон от 24.06.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства…» [1]. Описание критериев, позволяющих выявить соответствие предприятия тем или иным показателям, представлено в таблице.

Можно констатировать, что государственная поддержка субъектов малого предпринимательства заключается в том, что осуществляется разработка, а также дальнейшая реализация на практике комплекса мер, необходимых для минимизации рисков. В данном аспекте речь идет о тех рисках, которым подвергаются почти все субъекты малого предпринимательства. Как следствие, в указанном аспекте формируются оптимальные условия для того, чтобы субъекты малого предпринимательства могли благополучно развиваться в дальнейшем.

Также в указанном аспекте стоит акцентировать внимание на том, что на современном этапе развития в рамках государственной поддержки малого предпринимательства затрагиваются только отдельные моменты, перечень которых характеризуется как исчерпывающий. Полагаем, что данная ситуация во многом обусловлена тем, что в настоящее время сектор малого предпринимательства испытывает явные недостатки в обеспечении необходимыми ресурсами. Известно, что меры государственной поддержки рассматриваемого сектора могут быть предоставлены как коммерческими компаниями, так и некоммерческими организациями. К числу некоммерческих организаций в данном аспекте относятся государственные учреждения, инвестиционные фонды или, например, общественные предприятия различного рода [3].

Существуют различные формы государственной помощи (рис. 1).

Анализ основных критериев, по которым устанавливается принадлежность предприятия к субъектам среднего или малого бизнеса

Малый бизнес, млн руб.

1. Предел дохода, полученного от предпринимательской деятельности за предшествующий год (подразумевается год календарный). Данный показатель будут определяться в порядке, который установлен законодательством РФ о налогах и сборах [2]

2. Средняя численность работников

3. Доля участия иностранных организаций в уставном капитале фирмы

Структурно механизм государственной поддержки субъектов включает в себя несколько элементов, которые необходимо рассмотреть более детально.

1) нормативно-правовое регулирование. В данном аспекте особое значение приобретает рассмотренный ранее ФЗ № 209-ФЗ, который осуществляет правовую регламентацию региональных программ, необходимых для обеспечения оптимального развития единиц среднего, а также малого предпринимательства;

2) финансовая поддержка. В данном аспекте можно выделить проблемы, с которыми сталкиваются анализируемые субъекты. Во-первых, это отсутствие регулярного финансирования и минимальные возможности получения заемных средств, а во-вторых, дефицит собственных средств у предпринимательской единицы. При наличии указанных факторов, финансовая поддержка со стороны государства может быть выражена в виде предоставления бюджетного кредита, в виде субсидий, ссуд, займов или установления гарантий и льготного режима налогообложения;

3) имущественная поддержка. Суть имущественной поддержки анализируемых субъектов со стороны государства заключается в том, что органы местного самоуправления или органы государственной власти передают предпринимательской единице определенные объекты в пользование. Такая передача дифференцируется на передачу в собственность и на передачу во временное пользование, а объектами передачи могут выступать здания, земельные участки, сооружения и иные объекты. Существуют определенные способы передачи объектов субъектам предпринимательской деятельности. Среди них выделяют возмещение полной стоимости, безвозмездное пользование или льготный режим. Отметим, что в рамках льготного режима имущество будет приобретаться по ценам, которые существенно отличаются от рыночных цен в сторону уменьшения [5];

Читайте также:  Программы для ведения бизнеса ооо

4) инфраструктурное обеспечение. Инфраструктурное обеспечение в данном аспекте призвано решить широкую совокупность практических задач, которые необходимо рассмотреть в настоящем исследовании.

Так, в данном аспекте будет решаться такая задача, как формирование слаженной системы организаций, представленных в виде коммерческих и некоммерческих образований, осуществляющих предпринимательскую деятельность и выступающих в роли исполнителей, подрядчиков или поставщиков. Представляется, что цель деятельности указанных субъектов будет состоять в том, чтобы оказывать услуги или выполнять работы на территории страны, принимая участие в развитии экономики и удовлетворении потребностей каждого отдельного гражданина (организации).

В данном аспекте подразумеваются только такие потребности, которые формируются в рамках реализации программ местного и федерального уровня на практике и направлены на развитие и всестороннюю поддержку субъектов малого предпринимательства. Второй задачей по праву является обеспечение деятельности агентств и центров, деятельность которых будет непосредственно связана с решением вопросов относительно развития субъектов малого предпринимательства. Вопросы в указанной ситуации могут быть местного или регионального значения, а также существовать в масштабе целой страны. И, наконец, стоит отметить такую задачу, как создание фондов, направленных на оптимизацию кредитования субъектов малого предпринимательства и формирование фондов инвестиционного плана которые, как следует из названия, будут привлекать ресурсы для развития малого бизнеса в стране.

На федеральном уровне осуществляются программы государственной поддержки МСБ.

Среди них целесообразно выделить следующие:

— программа льготного кредитования ГК «Внешэкономбанк;

— программа гарантийной поддержки АО «Небанковская депозитно-кредитная организации «Агентство кредитных гарантий» (Агентство кредитных гарантий).

hoppert1.wmf

Рис. 1. Основные формы государственной помощи субъектам малого предпринимательства [4]

hoppert2.wmf

Рис. 2. Объем средств федерального бюджета, направляемых на программу за 2008–2018 гг. [7]

На сегодняшний день в нашей стране получили признание меры и инструменты поддержки МСБ, которые уже давно активно применяются за пределами России. К инструментам подобного плана вполне можно отнести предоставление грантов для запуска собственных проектов, а также создание так называемых «бизнес-инкубаторов», равно как и формирование иных поддерживающих единиц, в том числе в сфере кредитования или информирования.

Результаты исследования и их обсуждение

Ключевым звеном в существующей системе поддержки малого бизнеса является программа Министерства экономического развития России. В рамках данной программы средства федерального бюджета в конкурсном порядке распределяются между регионами, при этом расходы на финансовую поддержку малого бизнеса софинансируются из региональных бюджетов [6]. В 2018 г. программе Министерства экономического развития РФ исполнилось 13 лет, за это время произошло увеличение ежегодного объема средств из федерального бюджета в 12 раз. Так, на рис. 2 можно заметить: в 2009 г. в сравнении с 2008 г. произошел резкий подъем с 3,9 млрд руб. до 18,6 млрд руб. и держался до 2015 г., в 2016 г. – спад финансирования программы на 6,2 млрд руб., но уже с 2017 г. следует отметить восходящий тренд.

Кредитование предпринимательства — это основополагающий фактор существования малого бизнеса в целом, потому что малый бизнес зачастую строит бизнес за счет заемных средств. Но заемные средства нужны не только для первоначального становления бизнеса, они нужны практически во все время существования бизнеса. Когда малые предприниматели достигают одних поставленных целей, появляются другие, например такие как расширение бизнеса.

Важным условием для выдачи кредита является его обеспечение, это гарантия банка о своевременном погашении кредита заемщиком. Основными видами обеспечения кредита обычно бывают поручительство физических лиц, залог в виде имущества и страхование ответственности заемщика за непогашение кредита.

Динамику кредитования малого и среднего предпринимательства с 2008 по 2018 г. рассмотрим на рис. 3. Упрощение доступа МСБ к кредитным ресурсам банковской системы стало ведущим направлением государственной поддержки малого бизнеса. Однако все предпринимаемые государством меры пока не привели к долговременному улучшению ситуации. На рис.

3 можно заметить, что объем выдачи кредитов в 2015 г. резко снизился на 28 % по сравнению с 2014 г., составив 5,5 трлн руб. В значительной мере негативная динамика была определена уменьшением активности крупных банков, в том числе из-за повышения рисков в сегменте малого и среднего бизнеса. В 2017 г. можно увидеть увеличение объема кредитов впервые с 2013 г., однако докризисных значений кредитование малого и среднего бизнеса в России все еще не достигло: по итогам 2013 г. было выдано 8,1 трлн руб. Показатели за 2018 г. существенно выше динамики за прошлые года, но в абсолютном выражении объем выдачи кредитов малому и среднему бизнесу пока далек от докризисного уровня и годовой темп прироста сократился на 4 %. Восходящий тренд на рынке кредитования МСБ связан со снижением процентных ставок по кредитам. Средневзвешенная ставка по долгосрочным займам в данном секторе за год сократилась с 14,2 % до 10,9 %, а для краткосрочных займов – с 14,8 % до 12,4 %. По данным проведенного опроса среди банков рейтинговым агентством «Эксперт РА», вырос не только объем кредитования, но и число поданных и одобренных заявок на кредиты малому и среднему бизнесу.

Среди банков в первую десятку в 2019 г. по объёмам кредитования малого бизнеса вошли:

4. ПАО «Промсвязьбанк».

5. АО «Райффайзенбанк».

6. ПАО «АК БАРС» БАНК.

7. ПАО «Банк ЗЕНИТ».

8. КБ «Кубань Кредит» (ООО).

10. ПАО «БАНК УРАЛСИБ».

Наибольший темп прироста кредитного портфеля малому бизнесу можно отметить у АО «АЛЬФА-БАНК» (56,4 %), что переместило банк с 5 места на 3.

Авторы пришли к выводу, что необходимо доработать национальную кредитную политику по следующим направлениям:

  • разработка у коммерческих банков ресурсного фонда по обеспечению долгосрочных кредитных линий для развития, а не только закупки оборотных активов;
  • пересмотр ситуации абсолютного приоритета крупных заёмщиков перед мелкими ввиду одинаковых операционных затрат и определение методов обеспечения «кредитных каникул» для малого предпринимательства с государственной поддержкой;
  • создание «рисковых» фондов для организации работы с малым предпринимательством со стороны коммерческих банков с целью организации эффективной базы для оценки рисков по беззалоговым налогам. Подобные фонды должны быть поддержаны государствами через налоговые и другие льготы [9].

Благодаря этим вариантам реформирования национальной кредитной политики должен появиться приток инвестиционного портфеля со стороны малого предпринимательства и увеличиться денежный оборот, что позволит снизить под давлением кризисной ситуации и увеличения количества потенциальных клиентов процентные ставки.

Центральным банком РФ совместно с Правительством РФ была разработана стратегия о развитии финансового рынка Российской Федерации. Автор А.В. Козионова в своей статье рассматривает следующие основные векторы совершенствования стратегии развития: «уточнение порядка применения пониженного коэффициента риска, развитие стандартов кредитования и расширение практики использования факторинга. В частности, целесообразным решением станет развитие специализированных банков по кредитованию малого бизнеса, таких как, например, АО «МСП Банк» и «Modulbank», и разработка новых кредитных продуктов. Также для успешного функционирования рынка кредитования малого предпринимательства требуется поиск дополнительных ресурсов для снижения уровня процентных ставок по соответствующим кредитам» [10, c. 220].

hoppert3.wmf

Рис. 3. Объем выданных кредитов малому бизнесу [8]

Читайте также:  Все об е бизнес

В результате проведенного исследования удалось сформулировать и обосновать вывод о том, что малый бизнес на территории страны имеет достаточно хорошие перспективы. В связи с этим развитие данного сектора должно выступать в качестве приоритетного направления деятельности Правительства Российской Федерации. Одновременно с этим непосредственные субъекты малого предпринимательства должны использовать предоставленные возможности с максимальной эффективностью, ибо в противном случае они будут лишены какого-либо смысла.

В России при хорошо развитой налоговой помощи малым предприятиям ощущается острая нехватка помощи финансовой. К примеру, в той же Германии выделяют на открытие бизнеса средств в 40 раз больше, чем в России. В России предприниматели вынуждены обращаться в кредитные организации. Высокие процентные ставки и большая вероятность отказа из-за отсутствия обеспечения существенно ограничивают малый бизнес в ресурсах. Требуются существенные усилия для эффективной реализации на практике всех форм и методов поддержки малого бизнеса в России.

Источник: fundamental-research.ru

Поддержка малого бизнеса

В развитой рыночной экономике огромное значение имеет государственное регулирование. Одним из важнейших направлений деятельности государства является поддержка малого предпринимательства. В экономически развитых странах малый бизнес развивается более быстрыми темпами, чем в России. Формы государственной поддержки малого бизнеса в каждой стране свои, но при этом не обходится без одинаковых мер.

Если вы являетесь владельцем малого бизнеса или среднего предпринимательства в России, то можете использовать множество инструментов поддержки. Существуют универсальные методы. Также есть такие льготы, которые предусмотрены для конкретных видов деятельности. Лучшим способом не упустить возможность является получение консультации специалиста, который посоветует, какие методы поддержки оптимальны в вашем случае.

Хотите разобраться, но нет времени читать статью? Юристы помогут
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажете
С этим вопросом могут помочь 521 юристов на RTIGER.com
Решить вопрос >

Основные методы поддержки малого бизнеса

Экономические системы многих стран совершенно различны, однако, когда открывается предприятие малого бизнеса, то во многих случаях потребности одинаковы. Соответственно, помощь от государства и методы поддержки малого и среднего бизнеса похожи во всем мире. Перечислим самые распространенные механизмы:

  • специальные налоговые режимы;
  • доступ к государственному заказу;
  • грантовая поддержка начинающих бизнесменов;
  • снижение административных барьеров;
  • развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров;
  • консультации;
  • создание микрофинансовых организаций;
  • поддержка лизинга;
  • помощь в модернизации производства;
  • создание промышленных парков, технопарков, кластеров;
  • система гарантийного кредитования;
  • поддержка субъектов, ориентированных на внешнеэкономическую деятельность;
  • поддержка субъектов, ориентированных на инновационную деятельность;
  • поддержка субъектов, ориентированных на социальную деятельность.

Наиболее распространенными методами поддержки малого бизнеса являются льготы по налогообложению, облегчение доступа к государственному заказу, грантовая поддержка начинающему предпринимательству, помощь в модернизации производства.

Состояние малого бизнеса в России

Малый и средний бизнес зародился в России приблизительно 25–30 лет назад. На данный момент малое предпринимательство является одной из ключевых ниш на рынке. Малые и средние предприятия — это 5,6 млн. компаний, которые дают рабочие места миллионам граждан.

Отношение общества к бизнесу является долговременным фактором, который может оказывать существенное дополнительное воздействие на развитие предпринимательства. По данным исследовательского проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства 2018», лишь 5,5% россиян трудоспособного возраста являются предпринимателями.

Сектор малого и среднего бизнеса состоит из трех ключевых субъектов рынка: это микропредприятия, малые и средние предприятия. Индивидуальные предприниматели являются физическими лицами и всегда рассматриваются в отдельности. По состоянию на 2018 год, в Российской Федерации действует 6 001 091 МСП: из них 5 729 651 (95,5%) микро, 252 521 (4,2%) малых, 18 919 (0,3%) средних.

Так как малый и средний бизнес является одним из приоритетных, за последнее время предпринято много действий для его развития. Разработаны и применяются следующие федеральные программы поддержки МСП:

  • программа льготного кредитования для малого и среднего бизнеса;
  • программа стимулирования кредитования субъектов МСП от АО «Корпорация МСП»;
  • поддержка молодежного предпринимательства;
  • поддержка социального предпринимательства;
  • поддержка инновационного предпринимательства;
  • поддержка промышленных проектов;
  • поддержка женского предпринимательства.

Властями разработана и принята стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, запущен и функционирует проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Финансирование малого бизнеса в России

Для любых механизмов государственной поддержки самым главным является доступная нормативно-правовая база и информационное обеспечение. В Российской Федерации сформированы организационные основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Так, существует федеральная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Она работает с 2005 года под контролем Министерства экономического развития России. Ее главной целью является увеличение числа фирм. Данная программа содержит в себе следующие направления поддержки субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства):

  • создание необходимой современной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, индустриальных парков);
  • полномасштабная поддержка экспорта;
  • развитие системы кредитования и микрофинансирования;
  • поддержка научно-технических сфер деятельности и инноваций.

С 2010 года приоритеты программы заметно изменились — основным мероприятием поддержки стало содействие развитию малого инновационного предпринимательства, а также лизинговая поддержка и поддержка экспортно ориентированных компаний. При этом сохранены наиболее востребованные направления, такие как грантовая поддержка, развитие микрофинансирования, предоставление гарантий, создание специализированной инфраструктуры имущественной поддержки.

Помимо прочего, финансовая поддержка малого бизнеса также развивается по направлению субсидий, микрозаймов и льготного кредитования.

Снижение административных барьеров для малого бизнеса

Такое направление государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства получило широкое распространение в период 2014–2017 гг. Так, за это время:

  • был упрощен бухгалтерский учет;
  • стало меньше отчетов, которые нужно сдавать в налоговую;
  • малый и средний бизнес теперь не штрафуют, а предупреждают;
  • процедура финансовой оценки активов и вложений стала проще.

Кроме того, согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 348-ФЗ с 1 января 2017 года, микропредприятия могут не вести детальную кадровую отчетность. Так как зачастую микропредприятие не располагает возможностями для приема в штат специалиста по кадрам, то эти функции совмещает какой-то работник.

Данная мера поддержки позволяет снизить нагрузку, отказавшись от внутренних документов, таких как правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда. Но если микропредприятие становится малым предприятием, то придется восстановить кадровую документацию за все время существования.

Налоговые льготы как мера государственной поддержки

Согласно Федеральному закону от 29.12.2014 № 477-ФЗ, если предприниматель зарегистрирован в первый раз, то до 31 декабря 2020 года ИП может применять нулевые налоговые ставки. Если предприниматель решит воспользоваться данной налоговой льготой, то необходимо проверить соответствие ряду условий:

  • ИП должен работать по упрощенной системе налогообложения или по патенту;
  • ИП должен работать в социальной или научной сфере либо заниматься производством;
  • доля услуг, работ или товаров, на которые распространяется налоговая ставка 0%, составляет не менее 70% от общего дохода.

Помимо налоговых каникул, существуют налоговые льготы. Так, согласно распоряжению Правительства РФ от 27.01.2015 № 98р, предприятиям малого и среднего бизнеса, а также предпринимателям, предоставляется:

  • снижение ставки по УСН с 6% до 1%;
  • расширение перечня видов деятельности, в рамках осуществления которых возможно применение патентной системы налогообложения, снижение ставки по ЕНВД с 15% до 7,5%;
  • патент для самозанятых граждан.

С 2016 по 2018 гг. для представителей МСП также действовали надзорные каникулы. То есть, если были допущены серьезные нарушения, в этот период их можно было исправить так, чтобы никто не заметил и не привлек к ответственности.

Читайте также:  Факторы развития в бизнесе это

Поддержка инновационного развития экономики в России

В двадцать первом веке на первый план выходит информация и технологии. Экономики разных страны переходят на инновационные модели развития. Базовыми элементами инновационного развития экономики являются особые и свободные экономические зоны, технопарки, индустриальные парки и бизнес-инкубаторы.

Вышеперечисленные элементы являются очень важными в начале деятельности малого бизнеса. Когда предприниматель хочет зайти на рынок, имея лишь идею, вряд ли получится что-то хорошее. С этой идеей можно прийти в бизнес-инкубатор. Как правило, там дадут консультацию: с чего начать, как «упаковать» бизнес, как лучше зайти на рынок. То есть бизнес-инкубатор — это место, где идея созревает до полноценного стартапа, который можно запускать или предлагать инвесторам.

Количество резидентов бизнес-инкубаторов в 2014–2015 гг. показало пиковые значения, однако в 2016 году произошел резкий спад субъектов малого предпринимательства, участвующих в этом.

Главные проблемы поддержки малого бизнеса в России

Главным показателем эффективности оказываемых мер государственной поддержки является число предприятий малого и среднего бизнеса. В России рост предприятий МСП является главной целью. Однако на территории нашей страны бизнес развивается крайне неравномерно. Наблюдается высокая концентрация предприятий в определенных регионах страны. Соответственно, в некоторых регионах есть нехватка предпринимательской активности.

Сравнивая со вкладом МСП в экономику других стран, можно сделать вывод, что в России он значительно ниже. На данный момент наблюдается низкая инновационная и инвестиционная активность малого бизнеса. Также по сравнению с развитыми странами в России недостаточно развит механизм грантовой поддержки МСП, хотя и присутствует в общей системе мер государственной поддержки.

В России ряд программ развития содержит в себе важность инноваций и повышения технологичности, ведется полномасштабная работа по обеспечению всей необходимой информацией для старта бизнеса, однако не в полной мере определена важность технологического перевооружения и модернизации производств. Кроме того, недостаточно внимания уделяется административно-правовым барьерам. Не все вводимые меры поддержки учитывают особенности малого бизнеса.

Все вышеперечисленное приводит к тому, что сочетание высокой налоговой нагрузки, плохая информированность, а также административные барьеры препятствуют созданию новых субъектов МСП. А если предприятие создано, то бизнесмен не всегда может увеличить рынок сбыта, повысить свои доходы, чтобы перейти из микропредприятия в малый бизнес, например. Поэтому главные меры поддержки МСП должны осуществляться в области налогообложения, в сфере административно-правового регулирования, а также в области информации и консультаций.

Остались вопросы? Юристы помогут. Кликните и подберите лучших

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Юристы сделают всё за вас.

Источник: rtiger.com

Меры поддержки бизнеса в 2022 году

Текущая ситуация заставила правительство ввести немало антикризисных мер поддержки бизнеса в 2022 году, но их пакет пока окончательно не утвержден. Среди уже принятых решений — льготы по налогам и страховым взносам, кредитные каникулы, мораторий на проверки.

Послабления по проверкам

Благодаря постановлению Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 список мер поддержки бизнеса в 2022 г. пополнился мораторием на плановые контрольные мероприятия. Среди исключений — проверки в области промышленной и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического и ветеринарного контроля. Если в отношении вашей компании или ИП начали плановую проверку, то вы вправе пожаловаться в прокуратуру, в том числе через специально созданный сервис на портале Госуслуг.

Тем же постановлением бизнесу предоставили дополнительные 90 дней на исполнение предписаний, выданных в рамках контрольных мероприятий, проведенных до моратория.

Мораторий на возбуждение дел о банкротстве

Помимо запрета на проверки, меры поддержки бизнеса в марте 2022 г. коснулись тех организаций и ИП, которые находятся в сложном финансовом положении. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 вводится мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов в отношении юридических лиц и ИП. Он действует до 1 октября.

Ускоренное возмещение НДС

Бланк заявления о применении заявительно порядка возмещения НДС в 2022 году

Упрощения для ведения лицензируемых видов деятельности

Постановлениями от 12.03.2022 № 353 и от 02.04.2022 № 575 правительство предусмотрело новые меры поддержки бизнеса сегодня в 2022 г. в отношении лицензий и разрешений на осуществление определенных видов предпринимательской деятельности. Так, до 31 декабря:

• не взимают госпошлину за выдачу или продление лицензий в отношении видов деятельности, предусмотренных ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ о лицензировании;

• действие разрешительных документов, сроки которых истекают после 14.03.2022, автоматически продлевают на 12 месяцев. Перечень таких лицензий представлен в Приложении 1 к постановлению Правительства РФ № 353.

Появились похожие послабления и для компаний, работающих по разрешениям на строительство объектов капстроительства. Если срок действия такого разрешения истекает в период с 13.04.2022 по 01.08.2022, то его автоматически продлевают на 12 месяцев. Помимо этого, дополнительные новые меры поддержки бизнеса в апреле 2022 г. коснулись правил получения разрешения на капитальное строительство: до 1 января 2023 г. от заявителей не потребуют ряд документов, среди которых — положительное заключение экспертизы проектной документации.

Отраслевые ведомства и региональные власти вправе расширить предложенные способы помощи предпринимателям.

Контроль за чистыми активами

Нельзя не сказать отдельно про меры поддержки бизнеса в условиях санкций в 2022 г., касающиеся учета стоимости чистых активов ООО или АО. Если по итогам года она ниже уставного капитала компании, то уменьшать его или ликвидировать саму организацию не придется. Кроме того, с учетом норм Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ не понадобится включать эти сведения в отчетность, хотя ранее у АО имелась такая обязанность, если чистые активы были меньше уставного капитала второй год подряд.

Кредитные каникулы

До 30 сентября власти ввели такие меры поддержки малого и среднего бизнеса в 2022 г., как отсрочка платежей по кредитным договорам, заключенным до 01.03.2022. Так называемые кредитные каникулы разрешены на срок до 6 месяцев и предусмотрены для субъектов МСП из отдельных отраслей (см. постановление Правительства от 10.03.2022 № 337).

Помимо общих, для малого и среднего бизнеса введены различные отраслевые льготы. К примеру, власти утвердили такие меры поддержки гостиничного бизнеса в 2022 г., как нулевая ставка НДС при передаче в аренду (пользование) отдельных объектов туриндустрии и предоставление мест временного проживания (см. Федеральный закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ).

Перенос сроков уплаты страховых взносов

Постановлением Правительства РФ от 29.04.2022 № 776 предусмотрен перенос сроков уплаты взносов на обязательные виды социального страхования за 2 и 3-й квартал. Перечень компаний, которые платят с годовой отсрочкой, представлен в приложениях 1 и 2.

Правило не распространяется на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на производстве. По этому виду страхователи платят взносы по обычному графику.

В марте власти утвердили специальные налоговые меры поддержки бизнеса в 2022 г. для организаций, зарегистрированных на Курильских островах. Федеральный закон от 09.03.2022 № 50-ФЗ позволяет им с 1 января применять пониженные тарифы страховых взносов в связке с освобождением от налога на прибыль.

2022-05-18 10:09:43

Перечисленные мероприятия — лишь небольшая часть того, что придумали власти. Если вам интересен полный список мер поддержки бизнеса в 2022 году, то на официальном сайте правительства есть специальный раздел, посвященный этому вопросу.

Источник: ppt.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин