Методы поддержки малого и среднего бизнеса

Целенаправленная государственная поддержка малого предпринимательства имеет исключительно важное значение для переходной экономики России, поскольку, конкурентоспособное в международных масштабах народное хозяйство фактически не может существовать без эффективно функционирующего малого предпринимательства. В современных условиях, когда для мелкого бизнеса инфляция и нехватка заемного капитала являются еще более серьезными проблемами, чем для крупных предприятий, такая поддержка особенно важна.

Объективности ради, следует отметить, что формально государственная поддержка малого предпринимательства уже несколько лет признается в правительственных документах одним из главных направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широких слоев собственников и предпринимателей.

Принятым в начале 1995 г. Постановлением Правительства «О частных инвестициях в Российской Федерации» предусматривается конкурсное финансирование определенных проектов, в которых общество особенно заинтересовано. В этом случае частный сектор будет вкладывать 80% суммы, необходимой для реализации, а оставшиеся 20% добавляет государство. Представляется, что это позволит в какой-то мере стимулировать приток средств в те отрасли, которые считаются приоритетными.

Президентским Указом «О развитии финансового лизинга» малым и средним фирмам предоставляется возможность шире использовать новую технику. Если раньше за это приходилось платить реальными деньгами, и это было дорого и не всегда эффективно, то по новым правилам станки и машины могут предоставляться физическим и юридическим лицам в аренду. Это — несомненная и прямая поддержка фирм.

Эти и некоторые другие начинания свидетельствуют о том, что правительство постепенно поворачивается к реальным проблемам, волнующим начинающих предпринимателей. Однако это лишь начало. Для того, чтобы Малый и средний бизнес процветал, чтобы предприниматели не боялись идти на риск, решались на хозяйственные новации, снижали издержки производства, поднимали конкурентоспособность своей продукции, предстоит сделать еще очень много. Но без энергичной целенаправленной государственной политики поддержки малого предпринимательства нельзя рассчитывать на эффективное его развитие, а значит, на постепенное снижение потребительских цен и более полное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах.

Говоря о поддержке малого и среднего предпринимательства, следует четко определить смысл понятия «поддержка» и в своих действиях исходить из его реального содержания. Иначе всякие рассуждения на эту тему могут принять достаточно условный характер, а главное, они могут отдалиться от практических нужд политики централизованного государственного регулирования и стимулирования этой сферы предпринимательства.

Представляется, что под государственной поддержкой следует понимать, с одной стороны, сознательное создание государственными структурами экономических и правовых условий, стимулов для развития и конкурентной стойкости малого предпринимательства, а с другой стороны — вложение в него материальных и финансовых ресурсов. При этом под поддержкой нельзя понимать все ресурсы, так или иначе вкладываемые в развитие предприятий малого и среднего предпринимательства или привлекаемые для текущей хозяйственной деятельности.

В качестве поддержки могут выступать только ресурсы, привлекаемые в сферу мелкого и среднего предпринимательства на началах либо безвозмездных, либо льготных по сравнению с обычным рыночным приобретением или авансированием в денежной или товарной форме (банковский или коммерческий кредит). Следует отметить, что на начальном этапе в формировании малого предпринимательства во многом преобладал упрощенный подход, обусловленный стремлением форсировать процесс.

Имевшая место на этом этапе реформ государственная поддержка малого и среднего бизнеса напоминала скорее компанию по созданию сети малых предприятий любой ценой. В некоторых отраслях — сфере обслуживания, торговле, общественном питании — эта поддержка вылилась в ускоренное насаждение новых форм хозяйствования. В результате одна монополия начинала сменяться другой. Пользуясь ослабленностью государственных структур, малые предприятия получают возможность, поднимая цены на свою продукцию, работы и услуги, безнаказанно снижать их качество, создавая практически новую монополию — частную. Все это породило не структурную перестройку экономики, не использование дополнительных резервов, формирование инвестиционного поля и встраивание малого и среднего бизнеса в существующие государственные структуры, а привело к существенному разрушению государственного сектора, усилению теневой экономики и мафиозных образований.

Существует большой соблазн скопировать формы регулирования малого и среднего бизнеса, применяемые в развитых зарубежных странах. Однако переносимый механически на российскую почву зарубежный опыт нередко не только не способствует оживлению этого сектора экономики, но приводит к деформации его подлинной природы и дискредитирует прогрессивные формы предпринимательства.

Между тем, государственное регулирование и поддержка российского предпринимательства на этапе становления рынка и одновременного преодоления кризиса и инфляции характеризуется применением нетрадиционных решений, не имеющих аналогов в мировой практике. Специфика сложившихся в России условий состоит в том, что структура производства остается крайне утяжеленной, ее преобразование требует огромных затрат.

Высока степень монополизации производства, выражающаяся в росте цен, недобросовестности в выполнении договорных отношений, отсутствии побудительных мотивов для совершенствования производства, повышения качества продукции и снижения издержек производства. Здесь низка конкурентность производства, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками.

В экономике продолжается спад производства. Далеко не закончено формирование правовой базы для новых экономических отношений. Для нормального формирования рынка не хватает системы контроля за ходом реформирования экономики. Механизмы преодоления негативных моментов и острых углов рынка пока не созданы. В этих условиях Малый и средний бизнес без соответствующей государственной поддержки не в состоянии превратиться в мощный стимул производства, занять то место в российской экономике, которое он занимает в экономике развитых стран.

Читайте также:  Как выбрать нишу бизнеса и сайта

Представляется, что в условиях переходного периода государственная поддержка малого предпринимательства должна носить стимулирующий, селективный характер. Государство должно стимулировать прежде всего жизнеспособные хозяйственные структуры, деятельность которых совпадает с целями и направлениями развития общества, государственной социально-экономической политики.

Малые предприятия в своей деятельности должны опираться прежде всего на собственные силы, свои материальные и финансовые ресурсы. Что касается государственной поддержки, то она должна проявляться в разумных дотациях, льготных режимах налогообложения, кредитования, страхования, инвестирования и т.д.

В этом случае государственная поддержка не будет носить характера поощрения иждивенчества и рассматриваться малыми предприятиями как нечто постоянное или как основной источник увеличения конкурентоспособности и роста рентабельности. Опыт создания тепличных условий для малого и среднего бизнеса в высокоразвитых странах Запада показал непредсказуемость возможных результатов, нередко создающих анти-эффект ожидания. Да и поддержка в течение длительного времени как крупных, так и небольших неэффективных государственных предприятий в нашей стране дала прямо противоположный результат. Размеры предприятий в данном случае существа не меняют.

В этих условиях главным принципом государственной поддержки должно стать постепенное сокращение административно-директивного регулирования малого и среднего бизнеса и создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малого предпринимательства с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта.

Важнейшие задачи государственной поддержки малого предпринимательства заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями, обеспечить оптимальное соотношение малого, среднего и крупного предпринимательства в структуре базовых процессов формирования рыночной системы хозяйствования России. Это, прежде всего, создание условий равноправия в конкурентном рыночном соревновании, равных возможностей ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости, предоставления прав и четко обозначенной ответственности, возможностей и риска. При этом имеется в виду, что успешное развитие малого и среднего бизнеса возможно лишь при наличии благоприятных социальных, экономических, юридических, политических и других условий. Здесь все важно, начиная от политической стабильности до доверия представительным и исполнительным органам власти, от защиты собственности и деятельности предпринимателей от преступных элементов до обеспечения гражданских прав в широком смысле этого слова. Отсутствие таких условий делает поддержку малого предпринимательства неэффективной.

Государственная поддержка малого предпринимательства является средством достижения социально-экономических целей текущего и перспективных этапов развития России на основе рыночных механизмов организации системы ее хозяйствования. Поэтому общие и этапные социально-экономические цели развития страны являются одновременно целями государственной поддержки малого предпринимательства. Подлинная цель экономических реформ -достижение экономического роста, создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень жизни населения, реальное участие России в мировом экономическом сообществе. Заметим, что сегодняшняя ситуация в стране не является оптимистичной предпосылкой для реализации этой высокой цели.

В то же время поддержка малого предпринимательства имеет самостоятельные цели, вытекающие из особенностей ее объектов.

В настоящее время в связи с расширяющейся конверсией оборонной промышленности, обладающей высоким научно-техническим потенциалом, производство комплектов машин для малых предприятий должно стать одним из основных направлений этой конверсии. Кроме того, конверсия и переструктурирование производства позволяет высвободить производственные мощности для их перепрофилирования под нужды малого и среднего бизнеса и создать развитую сеть новых субподрядчиков среди малых предприятий.

Развитие сети малых предприятий, их техническое оснащение во многом зависит от крупных производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия должны выступать в качестве поставщиков комплектующих элементов готовой продукции. Это позволит развивать подетальную и технологическую специализацию, а также обеспечить организацию общественного производства на современной основе. Кооперация между крупными и малыми предприятиями может также осуществляться в области распределения продукции и ремонта сложных изделий.

Источник: vuzlit.com

Формы поддержки малого бизнеса

Поддержка малого бизнеса государством оказывается самыми разнообразными способами:

  • упрощение законодательства, административных процедур;
  • прямое субсидирование затрат предпринимателей, занятых в определенных сферах деятельности;
  • содействие развитию малого бизнеса в наукоемких отраслях, ориентированных на разработку и внедрение инноваций;
  • содействие малому бизнесу в сфере подготовки и переподготовки квалифицированных кадров;
  • помощь предпринимательству в выходе на внешние рынки;
  • установление льготных режимов налогообложения для малого и среднего бизнеса;
  • предоставление госгарантий в виде обеспечения под привлекаемые кредиты на развитие малого бизнеса;
  • всемерная консультационная и информационная поддержка малого и среднего бизнеса и т.д.

Все многообразие способов содействия развитию предпринимательства обобщенно можно разделить на следующие основные формы:

Читайте также:  Задачи отчета об оценке бизнеса

Финансовая поддержка

Основные направления финансовой господдержки предпринимательствава

Источник: mspmo.ru

Политика и инструменты поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации

Меры поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (регулируются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации):

  • • специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  • • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий;
  • • упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
  • • льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
  • • особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закуиок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд [1] , которые касаются способов закупки (например, торгов или иных способов закупки) и их годового объема, а также порядка привлечения МСП к закупкам в качестве субподрядчиков;
  • • меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • • меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • • меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • • меры по развитию информационной поддержки субъектов МСП и бизнес-коммуникаций.

В Российской Федерации, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2015 № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства», иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, в 2014 г. было создано акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее — Корпорация МСП).

Корпорация МСП осуществляет свою деятельность в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства в целях координации оказания поддержки субъектам МСП.

Основными целями деятельности Корпорации МСП являются:

  • • оказание поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП;
  • • привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов МСП;
  • • организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами МСП;
  • • организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров, работ, услуг заказчиками, определяемыми Правительством РФ, у субъектов МСП в годовом объеме закупки товаров, работ, услуг, инновационной, высокотехнологичной продукции;
  • • обеспечение информационного взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями в целях оказания поддержки субъектам МСП;
  • • подготовка предложений о совершенствовании мер поддержки субъектов МСП, в том числе предложений о совершенствовании нормативноправового регулирования в этой сфере [2] .

Основными направлениями работы Корпорации МСП в части создания условий для развития субъектов МСП являются:

  • • обеспечение доступного финансирования с целью увеличения объема производства товаров, работ, услуг, произведенных субъектами МСП;
  • • расширение доступа к закупкам отдельных видов заказчиков. Предполагается, что организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупок товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц у субъектов МСП будет способствовать в массовом секторе увеличению числа занятых у субъектов МСП с 17,8 до 40 млн человек до 2020 г., в высокотехнологичном, импортозамещающем секторе и секторе несырьевого экспорта — диверсификации экономики и созданию рынка предпринимательства;
  • • обеспечение информационно-маркетинговой поддержки. Ставится задача способствовать раскрытию рыночных ниш для субъектов МСП;
  • • обеспечение имущественной поддержки, в том числе за счет предоставления субъектам МСП необходимого объема государственного и муниципального имущества;
  • • обеспечение правовой поддержки на основе организации системы правовой поддержки от этапа государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательства до взаимодействия с правоохранительными органами.

С участием Корпорации МСП планируется обеспечить разработку и внедрение требований оказания различных форм и видов поддержки субъектам МСП на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в том числе в рамках деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

В 2015 г. Корпорация сформировала информационную базу организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, функционирующих по четырем основным блокам:

  • • финансовая инфраструктура (350 организаций, функционирующих в 83 субъектах РФ);
  • • консультационная инфраструктура (450 организаций, функционирующих в 75 субъектах РФ);
  • • имущественная инфраструктура (420 организаций, функционирующих в 75 субъектах РФ);
  • • инновационно-производственная инфраструктура (220 организаций, функционирующих в 62 субъектах РФ).

Информационная база всех организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, размещена в открытом доступе на официальном сайте Корпорации.

По состоянию на 21 ноября 2016 г., Корпорацией МСП в рамках содействия финансированию были предоставлены гарантии и поручительства субъектам МСП и 54 банкам — партнерам Корпорации, зарегистрированным в 82 субъектах РФ.

Объем гарантийной поддержки составил 67 млрд руб., количество выданных гарантий и поручительств — 6 гыс. Объем кредитной поддержки с гарантией составил 100 млрд руб., создано 19 тыс. новых рабочих мест 1 .

Читайте также:  Что такое сильные стороны сотрудников на службе бизнеса

Взаимодействие с Корпорацией по вопросу предоставления гарантий осуществляет банк-партнер. Процедура предоставления гарантий стандартна и отражена на рис. 5.2.

Технология предоставления гарантий — стандартная процедура

Рис. 5.2. Технология предоставления гарантий — стандартная процедура 2

Комплект документов для получения гарантии аналогичен комплекту документов для получения кредита (дополнительные документы не запрашиваются).

Корпорция МСП осуществляет кредитование конечных заемщиков — субъектов МСП через уполномоченные банки по различным программам кредитования. Она организует и иные форм финансовой поддержки субъектов МСП, включая развитие лизинговых и факторинговых операций, разработку механизмов рефинансирования долговых обязательств субъектов МСП.

В 2016 г. запущен разработанный Корпорацией геолокационный ресурс «Бизнес-навигатор малого и среднего предпринимательства (МСП)» [3] [4] [5] . Его задача — дать максимальный информационный ресурс малому и среднему предпринимательству. Бизнес-навигатор позволяет в режиме реального времени выбрать локацию бизнеса, наиболее интересный для предпринимателя из предлагаемых к реализации на данной территории видов бизнеса (по соотношению спроса-предложения), оценить размер требуемых инвестиций и получить информацию о формах поддержки МСП, действующих на данной территории. В навигаторе размещены 90 видов наиболее распространенных видов массового бизнеса, в основном торговля и услуги: кафе, рестораны, кофейни, бытовой ремонт, аптеки, фитнес-центры, магазины и пр. Для каждого из них разработан бизнес-план с маркетинговыми стратегиями, инвестиционными и операционными затратами, финансово-экономическими результатами и окупаемостью инвестиций (всего около 300).

Также можно воспользоваться согласованным с крупнейшими банками, включая банки с государственным участием и негосударственные банки, и деловыми объединениями предпринимателей шаблоном примерного бизнес-плана в формате Excel (набором таблиц для самостоятельного заполнения) и самостоятельно рассчитать бизнес-план, указав предпочтительные исходные данные (количество сотрудников, размер заработной платы и т.д.).

Бизнес-навигатор МСП охватывает 169 городов России.

В стране также активно работают государственные и некоммерческие фонды поддержки МСП, агентства и коммерческие консалтинговые фирмы, которые обучают предпринимателей консультируют и предоставляют практическую помощь в разработке профильных бизнес-планов, поиске инвесторов.

«Бизнес-платформа» — федеральный ресурс, позволяющий в онлайн-режиме соединять авторов бизнес-проектов и потенциальных инвесторов: https://business — platform.ru/

В целом, инфраструктура поддержки МСП в регионах РФ представлена следующими организациями:

  • • государственные организации, поддерживающие малый и средний бизнес (комитеты поддержки предпринимательства на республиканском уровне, региональные: фонды и агентства поддержки МСП (АПМСБ), и центры деловой информации (ЦДИ), структуры муниципальных (городских) администраций);
  • • система межрегиональных маркетинговых центров (ММЦ), осуществляющих обмен маркетинговой информацией и сопровождение коммерческих проектов, способствующих преодолению разобщенности региональных рынков 1 ;
  • • бизнес-инкубаторы (организации, созданные в качестве инфраструктуры поддержки предпринимательства на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг);
  • • технопарки (научно-производственные территориальные комплексы, главная задача которых состоит в формировании максимально благоприятной среды для развития малых и средних наукоемких инновационных фирм-клиентов) [6][7] ;
  • • инновационные центры;
  • • лизинговые компании;
  • • агентства по развитию малых и средних предприятий (SMEDA);
  • • торгово-промышленные палаты;
  • • бизнес-центры (места организации деловой деятельности, предоставления услуг бизнесменам) [8] ;
  • • негосударственные фонды поддержки МСП;
  • • социальные бизнес-центры;
  • • страховые, аудиторские и консалтинговые компании;
  • • консалтинговые компании (оказывают предприятиям широкий перечень услуг в регистрации, обучении персонала, составлении бизнес-планов, поиске партнеров и инвестиций);
  • • банки, работающие по государственным программам кредитования;
  • • рекламные агентства (оказывают предприятиям широкий перечень рекламных услуг по продвижению на рынок, разработке логотипов, товарных знаков, брендбуков и др.);
  • • различные общественные предпринимательские организации федерального и регионального уровня (например, Российская ассоциация развития малого и среднего бизнеса, Общероссийская общественная организация «Опора России», региональные ассоциации предпринимателей), которые прямо или косвенно представляют и лоббируют интересы предпринимателей либо содействуют объединению их усилий для решения собственных проблем.

Более подробно с инструментами поддержки МСП в Российской Федерации в 2015—2016 гг. можно познакомиться на некоммерческом сайте поддержки малого бизнеса: http://ipipip.ru/

  • [1] Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участиясубъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Настоящее Положение устанавливает особенности участиясубъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее — закупки), годовой объем закупок, который такиевиды юридических лиц обязаны осуществить у указанных субъектов, а также порядок расчета годового объема закупок.
  • [2] О Корпорации // Корпорация МСП. URL: http://corpmsp.ru/about/
  • [3] Отчет Корпорации МСП «Финансовая поддержка субъектов МСП». М., 2016. Данныеприводятся без показателей АО «МСП Банк».
  • [4] Сост. по материалам Корпорации МСП.
  • [5] Портал информационных ресурсов для предпринимателей. URL: http://smbn.ru
  • [6] См.: http://www.marketcenter.ru/
  • [7] Агарков С. А., Кузнецова Е. С., Грязнова М. О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. М.: Академия Естествознания, 2011.
  • [8] Райзберг Б. А., Лозовский Л. III., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2007.

Источник: studme.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин