Государство в условиях рынка воздействует на экономику посредством создания и регулярного корректирования условий для того, чтобы она нормально работала, без сбоев и успешно развивалась, приспосабливалась к существующей социально-экономической системе и переменчивым условиям. Это подразумевает:
- Законотворчество, которое состоит из разработки и принятия правовых норм хозяйствования.
- Создание и прекращение деятельности крупных хозяйствующих субъектов.
- Управление напрямую хозяйствующими субъектами, которые находятся в государственной собственности.
- Процесс информирования хозяйствующих субъектов относительно экономической ситуации и её возможных изменениях в будущем при планировании и разработке прогнозов и индикативных планов страны или отдельных территориальных образований.
- Регулирование деятельности регионов, а также отраслей или крупных предприятий с целью реализации общенациональных идей.
- Финансирование и кредитование отраслей и сфер экономики.
- Контроль текущей деятельности предприятий, который осуществляется для устранения и предотвращения неполадок и нарушений согласно законодательства.
Методы государственного регулирования экономики
Метода государственного регулирования экономики или по-другому, способы, с помощью которых можно влиять на её субъекты, их поведение, по форме можно поделить на активные и пассивные, по адресности – на прямые и косвенные, по содержанию – на правовые, административные и экономические.
8.4 Методы и инструменты государственного регулирования экономики.
Активные методы
Суть активных методов заключается в оперативном регулировании государственными органами на постоянно меняющуюся экономическую ситуацию внутри страны и за её пределами.
В качестве примера активных методов можно привести манипуляции, которые совершаются Центральным банком России со ставкой рефинансирования.
Пассивные методы
Суть пассивных методов состоит в создании системы долговременных норм и правил, они могут быть обязательные или рекомендательные, которым должны отвечать субъекты, чтобы в максимальной степени они могли воплотить свои интересы при одновременном соблюдении интересов всего общества. В такой ситуации государство является ограничителем нарушений обязательных требований.
Примером пассивных методов является принятие соответствующих законодательных актов и контроль за их исполнением.
Прямые методы регулирования
Главной отличительной чертой прямых методов регулирования является адресность, которая направлена на конкретные субъекты или процессы.
К прямому регулированию относятся:
- Государственные заказы и контракты, которые определяют правила поставки конкретных видов продукции, выполнение определённых работ производителями и т.д.
- Безвозвратное целевое финансирование каких-либо территорий, отраслей, предприятий, в том числе субвенции или прямые субсидии, включающие в себя дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных фондов различных уровней – общенациональных, региональных или местных.
- Адресные льготные кредиты производителям.
- Создание фондов финансовой помощи для строительства объектов государственной собственности.
- Создание списков и перечней продукции, которая запрещена к выпуску.
- Лицензирование некоторых видов деятельности, внешнеторговых операций и т.п.
В случае, если хозяйствующие субъекты игнорируют подобные действия со стороны государства, то это может привести к экономическим проблемам или административным санкциям.
Способы государственного регулирования экономики.
Косвенные методы регулирования
Косвенные методы априори не могут иметь своего конкретного адресата и в первую очередь они направлены на всё экономическое поле, тем самым диктуя правила игры в нём. Они базируются на товарно-денежных рычагах и влияют на экономические интересы субъектов хозяйствования. Их главное отличие от прямых методов заключается в том, что они оказывают действие автоматически.
Неподчинение косвенным методам регулирования чаще всего является причиной экономических потерь.
К косвенным методам государственного регулирования относятся:
- Экономическое прогнозирование, по итогам которого частные компании получают достаточно надёжные ориентиры для собственного развития, а также для реализации собственных инвестиционных проектов.
- Определение направления стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах и т.д.
- Реализация некоторых манипуляций, связанных с налогами и системой налоговых льгот.
- Реализация мер по урегулированию цен и тарифов, платежей за ресурсы, валютных курсов, нормы амортизационных отчислений, ставки рефинансирования, количества денег в сфере обращения и пр.
Косвенное регулирование сильно расширяется по мере того, как происходит развитие рыночной экономики.
В конечном итоге, можно говорить о том, что государство, используя прямые и косвенные рычаги регулирования на экономические интересы, может воздействовать на поведение субъектов хозяйствования.
Правовые методы регулирования базируются на системе нормативных актов, требованиям которых должны соответствовать все субъекты хозяйственной деятельности. Здесь говорится о правовых нормах, которые определяют условия заключения контрактов, функционирования предприятий; двусторонние обязательства в трудовых отношениях; Нормативные требования в отношении качества и сертификации конкретных технологий и продукции.
Правовые нормы и механизм из применения представляют собой основу государственного регулирования экономики и проведения соответствующей экономической политики. Для современного цивилизованного общества характерно осуществление правовой формы практически для всех хозяйственных процессов. Это наделяет их конституирующим статусом, проявление которого происходит посредством возможности сдерживать её развитие, создавать необходимое для этого пространство и определять направление, чтобы всё не пошло в отрыве от действительности, как это произошло после реформ М. Горбачёва и Б. Ельцина. Адекватно и грамотно выстроенная законодательная система и её правильное применение могут серьёзно повлиять на скорость экономического развития страны, а также поможет повысить эффективность хозяйственных процессов.
Таким образом, важно понимать, что система правовых норм должна соответствовать реальному состоянию общества, в первую очередь экономике, чтобы могла создать необходимую площадку для развития позитивных тенденций, а негативные истребляла.
Административные методы регулирования экономики
Различают следующие виды административных методов регулирования:
- Запрет деятельности, признание каких-либо товаров или услуг общественно вредными, ненужными, не допустимыми к применению.
- Разрешение на ведение различных видов экономической деятельности, в том числе на ввоз и вывоз некоторых групп лекарственных средств.
- Принуждение к занятию природоохранными мероприятиями, обеспечению безопасных условий труда.
- Контролирующая деятельность в отношении цен и доходов.
Данные меры, прежде всего основываются на экономических интересах и реализующих стимулах, а опираются на приказы государственного аппарата.
В развитых странах административные методы регулирования не имеют широкого применения. Их сфера применения ограничивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условия для поддержания слабо защищённых слоёв населения, а также ведением внешнеэкономической политики.
Таким образом, можно говорить о том, что государство принимает решения об установлении импортных или экспортных квот, временном запрете на импорт или экспорт тех или иных товаров.
В 2006 г. На государственном уровне был запрещён ввоз в страну грузинских и молдавских вин, а также минеральной воды «Боржоми», кроме этого действовал запрет на импорт мяса из Польши.
Государство принуждает предприятия организовывать на местах производственное обучение, заниматься повышением квалификации сотрудников, а также создавать благоприятные и безопасные рабочие места.
Экономические методы оказывают влияние на материальную заинтересованность хозяйствующих субъектов. В число таких субъектов водят:
- Налоги и бюджетные выплаты, посредством которых можно оказывать влияние на хозяйствующие субъекты.
- Денежно-кредитные инструменты. Здесь подразумеваются различные способы влияния на учётную ставку, которое проводит Центральный банк; определение и изменение размеров минимальных резервов, которые должны храниться в Центральном банке; операции, проводимые с ценными бумагами: эмиссия государственных обязательств, торговля, погашение. Такие инструменты помогают государству периодически менять соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в необходимом направлении.
- Амортизационная политика.
- Планирование экономики, а также программирование процессов и прогнозирование.
- Создание объектов государственной собственности и ведение на их основе предпринимательской деятельности, которая обеспечивает эффективное функционирование частного бизнеса.
В конечном итоге стоит отметить, что методы государственного регулирования экономики все по-своему эффективны, среди них нет абсолютно непригодных. Основное правило их применение заключается в том, что необходимо адекватно подходить к определению той области, где конкретный метод наиболее целесообразен.
Источник: zaochnik-com.com
Административное регулирование предпринимательской деятельности
В последнее время с каждым годом всё больше увеличивается роль предпринимательской деятельности в жизни граждан Российской Федерации. Предпринимательская деятельность все глубже проникает в жизнь каждого гражданина. В связи с этим все актуальней становится потребность в административно-правовом регулировании. Одной из целей данного параграфа, разобраться в том на какую глубину проникает административное регулирование в предпринимательскую деятельность и насколько оправданно глубина того или иного вида административного регулирования.
Административное регулирование – это действия администрации государства или региона, направленные на сбалансированность интересов субъектов хозяйствования с помощью нормативных актов, указаний, распоряжений.[18] Администрация – это орган государственной власти на конкретной территории. Она призванная воплощать у жизни законы, постановления и распоряжение, которое сыграют организационную роль и определяют отношения между членами общества. В условиях нынешнего динамизма административный аппарат государственного управления должен оперативно принимать решение, прогнозировать будущее.[19]
· в принятии новых административно правовых норм в соответствии с потребностями общества и государства;
· упорядочении и закреплении на основе современных норм права наиболее целесообразных общественных отношений в сфере государственного управления (приватизация государственного и муниципального имущества, регистрация прав на имущество и т. д.);
· охране урегулированных правом управленческих отношений (в том числе через установление ответственности за их нарушение);
· развитии новых общественных отношений, соответствующих требованиям объективных законов развития нашего общества (предпринимательство, лицензирование и т. д.);
· вытеснении из сферы управления общественных отношений, не отвечающих современным условиям (административно-командных, устаревших налоговых отношений).
Система административно-правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, организуя их в соответствии с задачами государства и общества, именуется механизмом административно правового регулирования, в структуру которого могут входить следующие элементы:
· нормы административного права, закрепленные в федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, законах субъектов Федерации и в других нормативных правовых актах;
· акты толкования норм административного права (инструкции, правила, нормативы и др.), издаваемые уполномоченными на то органами;
· акты применения норм административного права (поощрительные или в отношении правонарушителей);
Важнейшими средствами механизма административного регулирования являются нормативные и индивидуальные правовые акты, которые принимаются на федеральном и региональном уровнях. Первый уровень составляют общие правила поведения людей, а второй уровень образуют индивидуальные акты, определяющие на основе административно-правовой нормы права и обязанности конкретных участников правоотношения.
Акт применения нормы административного права включается в механизм административно-правового регулирования как средство закрепления индивидуальных прав, обязанностей и мер юридической ответственности.
Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создание условий для социально слабо защищенных слоев населения.
Установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных шахтах, на электроэнергию с государственных электростанций и железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы – пример фиксации цен на товары и услуги госсектора. Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектов государственной собственности. Фиксация цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе – типичное средство административного хозяйственного регулирования. Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте. Используется чаще всего в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности. Контроль над ценами на определенные виды товаров осуществляется национальными органами.[20]
Административное воздействие на предпринимательскую деятельность так же может выражаться в:
· определение стратегических целей развития экономики, их выражение в индикативных и других планах;
· нормативных требованиях к качеству; и сертификации технологии и продукции
· государственных заказах и контрактах на поставки определённых видов продукции;
· применении санкций и штрафов, лицензий, разрешений, квот; внедрение норм и стандартов, которые регламентируют требования к качеству и сертификации работ, услуг, продукции, к организации производственных процессов, операций на внутреннем и внешнем рынке;
· правовых и административных ограничениях и запреты по выпуску отдельных видов продукции и др.[21]
В административно-правовом отношении как элементе государственного регулирования индивидуализируются положения той или иной нормы административного права, определяется порядок реализации обязанностей и прав участников отношения.
Власть, используя административное регулирование предпринимательской деятельности решает важные экономические проблемы. Речь идет о выполнении перспективных задач развития страны, отдельных его регионов, в том числе формирования целесообразных производственных комплексов по охране и рационального использования естественных ресурсов, организацию рационального использования трудовых ресурсов и т.п. Ведь административное регулирование – это управления объектом на стадии его движения к заданному результату; деятельность правительства относительно выполнения законов и формирования общественной атмосферы, которые бы оказывало содействие эффективному функционированию рыночной экономики, а также созданию условий конкуренции, перераспределения валового национального продукта и национального богатства; корректирование распределения ресурсов с целью усовершенствования общественного производства; стабилизация экономики через широкий контроль за финансовой, кредитно-денежной деятельностью физических и юридических лиц; анализ экономической конъюнктуры; стимулирование производственной активности и т.п.
Взаимодействие административной власти и предпринимательских структур, в последнее время, в связи с повышающимся ростом предпринимательской деятельности приобретает все более важное значение. Практика показывает, что экономическое благосостояние страны зависит от формы правления и стабильности законодательной системы. Если руководство государства полноценно и эффективно работает и обеспечивает нормальное функционирование законов, то страна будет процветать независимо от ее географического положения и культурной ориентации. Так что экономические победы и поражения абсолютно всех стран определяются не абстрактными экономическими условиями, а конкретной политической и правовой стратегией их руководства в отношении к предпринимательству.[22]
Путем снижения административных барьеров, обеспечения качества товаров, работ и услуг, создания целевых программ и др. воздействия административное регулирование обеспечивает нормальное функционирование предпринимательской деятельности, а она в свою очередь обеспечит благосостояние страны.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности
Развитие предпринимательской деятельности и ее государственное регулирование
Определение 1
Предпринимательская деятельность — это самостоятельная хозяйственная деятельность, осуществляемая индивидом на свой страх и риск с целью систематического получения прибыли.
Развитие предпринимательской деятельности играет значительную роль в экономическом развитии государства. С каждым годом предпринимательская деятельность, расширяя свое влияние, все глубже проникает в жизнь каждого гражданина. Соответственно, вопрос об административно-правовом регулировании предпринимательства становится все более актуальным.
Определение 2
Административное регулирование — это определенные, предусмотренные государством действия администрации определенной территории с целью обеспечения баланса интересов субъектов хозяйствования, осуществляемое с помощью нормативных актов, распоряжений, указаний.
Присоединяйся
к сообществу юристов в Telegram
Обменивайся материалами, советуйся с коллегами и помогай другим. Ждем тебя в нашем чате.
Администрация — это руководящий орган, представляющий государственную власть на конкретной территории. Администрация призвана воплощать в жизнь законы, постановления и распоряжения, которые выполняют организационную роль. На сегодняшний день административный аппарат призван прогнозировать будущее и оперативно принимать решение.
Основные функции административного регулирования:
- принятие новых административно-правовых норм с учетом потребностей общества;
- упорядочение и укрепление наиболее целесообразных общественных отношений в соответствии с современными нормами в сфере государственного управления;
- охрана управленческих отношений;
- развитие современных общественных отношений (предпринимательство, лицензирование и т. д.).
Система административно-правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, организуя их в соответствии с задачами государства и общества, именуется механизмом административно правового регулирования, в структуру которого могут входить отдельные элементы.
Структуру административно-правовых инструментов, влияющих на отношения в обществе и способствующих их организации в соответствии с задачами государства и общества, относят к механизму административно-правового регулирования, который включает в себя различные виды нормативных документов административного права:
«Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
- нормы;
- акты толкования;
- акты применения.
Формы и методы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Главные инструменты механизма административного регулирования – это нормативные правовые акты, которые создаются, принимаются, как на федеральном, так и на региональном уровнях. На федеральном уровне формируются общие правила поведения людей, тогда как на региональном уровне создаются индивидуальные акты, которые определяют права и обязанности конкретных участников правоотношения в соответствии с административно-правовыми нормами.
Федеральные законы предусматривает меры поддержки малого и среднего бизнеса которые предусматривают:
- порядок предоставления патента на право использования упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности частных предпринимателей и юридических лиц — субъектов малого предпринимательства;
- льготы на предоставление кредитов;
- резервирование доли договоров на производство и поставку определенных видов товаров и оказание услуг.
Все отрасли права в той или иной степени регулируют предпринимательскую деятельность. Поскольку предпринимательская деятельность, прежде всего, это имущественные отношения субъектов, то, соответственно, они регулируется гражданским правом. Предпринимательское право определяет главные стороны гражданско-правового регулирования, как предпринимательской деятельности, так и деятельности предпринимателей.
Признаки предпринимательской деятельности
В современной России формируется свободный рынок товаров, работ и услуг, соответственно, многообразие предпринимательской деятельности расширяется. Предпринимательская деятельность является абсолютно самостоятельной, она осуществляет свою деятельность исключительно на свой риск. Направлена предпринимательская деятельность на регулярное получение прибыли, независимо от рода деятельности пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг гражданам или юридическими лицами (предпринимателям).
В соответствии с определением предпринимательской деятельности можно выделить пять обязательных признаков присущих предпринимательской деятельности:
- самостоятельность;
- ответственность за выбор вида деятельности и процесса ее осуществления;
- прибыль, как результат целей и задач самой деятельности;
- вид деятельности;
- обязательная государственная регистрация.
Замечание 1
Основным признаком квалификации предпринимательской деятельности выступает формальный признак (государственная регистрация).
Существуют исключения в некоторых случаях, когда деятельность признается предпринимательской без государственной регистрации предпринимателя. Но тогда человек, осуществляющий не формальную предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться на все предусмотренные привилегии.
Наличие вышеперечисленных формальных признаков предпринимательской деятельности необходимо для государственной регистрации предпринимателя, в противном случае такая деятельность осуществляется с нарушением закона. Исключением являются те случаи, когда в качестве предпринимателей могут пройти государственную регистрацию лица, которые не способны самостоятельно производить подобную деятельность, т.е. недееспособные, лица, которые не могут нести ответственность или не стремятся к систематическому получению прибыли. Тогда регистрация признается судебным решением недействительной. В случае, если допущены ошибки при организации юридического лица и правонарушения не могут быть устранены, предприятие ликвидируется.
Источник: spravochnick.ru