Методы совершенствования бизнес процессов организации

В настоящее время предприятия находятся в постоянно меняющейся производственной и экономической обстановке, поэтому им необходимо иметь такую модель деятельности и такие средства управления, с помощью которых можно было бы достаточно эффективно и оперативно модернизировать общую схему бизнеса, корректируя структуру управления и деловые процессы с учетом внешних и внутренних условий.

Следует отметить, что в условиях динамичного рынка, глобализации и интеграции экономик разных стран в единую мировую экономическую систему возникают проблемы автоматизации управления объединяющимися хозяйствующими субъектами. В настоящее время имеет место фундаментальная проблема управления предприятиями, и в нашей стране в связи с созданием инновационной экономики и ряда государственных корпораций решение этой проблемы приобретает особую актуальность.

Для выполнения бизнес-процессов основной деятельности предприятия необходимо обеспечить их требуемыми ресурсами: технологическими, кадровыми, финансовыми и организационными, а также эффективно управлять ими. Значимым элементом модели бизнеса, или бизнес процесса, является описание организационной структуры предприятия, т.е. его структурных подразделений: отделов, служб, цехов и т.д., и связей между ними. Между составляющими организационной структуры управления предприятием существуют сложные взаимосвязи, поэтому изменение в каждой из них приводит к необходимости пересмотра всех остальных, что является сложным и трудоемким процессом.

В связи с этим возникает необходимость формализации этого процесса, а также разработки методов и алгоритмов, позволяющих оперативно проверять идеи по изменению структуры, отрабатывать варианты и вносить изменения после проведения эксперимента на модели.

Совершенствование бизнес-процесса – это методология, разработанная для проведения пошаговых усовершенствований административных и вспомогательных процессов при помощи подходов, таких как методика быстрого анализа решения, бенчмаркинг процесса, перепроектирование и реинжениринг процесса.

Реинжениринг процесса обеспечивает максимальные улучшения, но, тем не менее, остается наиболее дорогостоящим из всех подходов к улучшению бизнес-процессов и требует много времени. С ним связана также наибольшая степень риска. Часто подход реинжениринга процесса включает в себя организационную перестройку и может быть крайне разрушительным для организации.

Организация должна управлять процессом изменений, определяя характер поведения, требуемый в изменившихся условиях, и не поддерживая старые модели, нежелательные для поддержания нового процесса. Зачастую это значит, что должны быть пересмотрены стандарты оценки деятельности. Деятельность, оцениваемая как превосходная при использовании старого процесса, зачастую становится неудовлетворительной в условиях нового. Необходимо не только изменить уровень оценки деятельности, но и уменьшить количество вариантов оценки.

Таким образом, изменение – это процесс, который может и должен быть управляем, для того чтобы основные проекты были завершены своевременно, в рамках одобренного бюджета, с достижением желаемых результатов.

Каждый этап развития организации имеет свои особенности, интересы клиентов, сотрудников, руководителей и владельцев часто вступают в противоречия. Важным шагом является понимание текущего уровня организации производства, и уровня, который желательно достичь. Понимание этого позволит избежать ряда ошибок и несбывшихся ожиданий, позволит сформировать политику в части внедрения информационных технологий и добиваться максимального эффекта от сделанных в этой области инвестиций.

Читайте также:  Самый успешный женский бизнес

Источник: eduherald.ru

Методы совершенствования бизнес процессов организации

В статье определена значимость реализации концепции постоянного улучшения деятельности предприятий в условиях нестабильной экономической ситуации. Представлены актуальные инструменты и методы, действие которых направлено на поддержание и развитие ключевых бизнес-процессов.

Приведен литературный обзор источников и подходов, а также выработана собственная позиция относительно содержания понятия постоянного улучшения. Рассмотрены и идентифицированы основные положения концепции постоянного улучшения в новой версии стандарта ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Представлена сравнительная характеристика методов оптимизации производства и повышения эффективности деятельности организации, а также обозначена прямая их взаимосвязь с методами и принципами постоянного улучшения. Определена цель внедрения системы постоянного улучшения бизнес-процессов в организации и адаптирована универсальная модель ее реализации.

концепция постоянного улучшения
бизнес-процесс
стандарт ИСО серии 9000
непрерывное совершенствование
методы оптимизации
процесс производства
реинжиниринг
межфункциональные команды

1. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Б. Андерсен. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. – 432 с.

2. ГОСТ ISO 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Введ. 2013-01–01. – М.: Стандартинформ, 2012 – 32 с.

3. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Введ. 2015-09–28. – М.: Стандартинформ, 2015. – 54 с.

4. ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. Введ. 2010-11–23. – М.: Стандартинформ, 2011. – 46 с.

5. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. – М.: Экономика, 2002. – 768 с.

6. Лапшин В.С. Управление бизнес-процессами: учеб. пособие. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2015. – 385 с.

7. Масааки И. Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 344 с.

8. Харрингтон Дж. Оптимизация бизнес-процессов. Документирование, анализ, управление, оптимизация / Дж. Харрингтон, К.С. Эсселинг. – СПб.: БМикро, 2002. – 320 с.

9. Чейз Р.Б. Производственный и операционный менеджмент / Р.Б. Чейз, Н.Дж. Эквилайн. – М.: Альпина Паблишер, 2004. – 704 с.

В настоящее время многие предприятия находятся на стадии экономического кризиса, опосредованного процессами импортозамещения и санкциями, поэтому для них необходимо применение актуальных инструментов и методов оптимизации бизнес-процессов в целях устойчивого функционирования и развития, а также овладения новыми концептуальными и методологическими подходами к осуществлению преобразований, направленных на поддержание и улучшение их деятельности.

Научное направление, исследующее теоретические подходы, принципы и методы улучшения деятельности организаций, трактуется в настоящее время как концепция постоянных улучшений или как новая философия бизнеса.

Концепция усилий на улучшение бизнес-процессов проникла в самые отдаленные уголки организаций. Работа по улучшению бизнес-процессов начинается с концентрации внимания на определении, понимании и улучшении мероприятий, протекающих в рамках основных процессов. Улучшение бизнес-процессов в целом приводит к снижению затрат, длительности цикла и уровня ошибок.

Читайте также:  Девелопер бизнес что это

На протяжении долгого времени зарубежные и отечественные ученые, такие как Дж. Джуран, Ф. Тейлор, Г. Форд, У.Э. Деминг, Дж. Харрингтон, Дж. Стивенсон, М. Коленсо, М. Хаммер, Н.Д. Кондратьев, О.С.

Виханский и другие, делали свои разработки, эксперименты и формировали тем самым единую методологию и, как следствие, концепцию постоянного улучшения и совершенствования управления, а также деятельности организации в целом. Но свое практическое применение и развитие данная концепция получила за счет обеспечения поддержки и адаптивности персонала в организации, т.к. многие направления совершенствования касались именно организации труда, улучшения его условий, стимулирования и др.

Следует подчеркнуть, что на русском языке существуют различные варианты перевода термина «continuous improvement», в частности, «непрерывное усовершенствование», «непрерывное совершенствование», «непрерывное улучшение», «постоянное совершенствование» и т.п. Теперь в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2015 следует применять термин «постоянное улучшение» [3, с. 10]. В настоящее время в современной литературе содержится ряд важных взаимоувязанных определений содержания постоянного улучшения. Приведем некоторые из них.

Дж. Харрингтон определяет постоянное улучшение как оптимизацию бизнес-процессов, которую можно достичь в том случае, если менеджмент организации обладает систематизированными знаниями в этой области.

Б. Андерсен выделяет термин «совершенствование», необходимость которого обосновывает темпами развития внешней среды и актуальностью используемых методов управления: «что было вполне удовлетворительно еще несколько лет назад, сегодня дышит на ладан» [1, с. 44].

В требованиях ГОСТ ISO 9000-2011 постоянное улучшение определялось, как повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнять требования.

В новой версии ГОСТ Р ИСО 9000-2015 имеется ряд определений, взаимоувязанных с определением постоянного улучшения. Приведем некоторые из них:

П. 3.3.1 «Улучшение» – действия по улучшению результатов деятельности.

П. 3.3.8 «Улучшение качества» – часть менеджмента качества, направленная на повышение способности выполнить требования к качеству.

П. 3.6.12 «Возможность» – способность объекта получить выход, который будет соответствовать требованиям к этому выходу.

П. 3.6.14 «Надежность» – способность функционировать, как и когда необходимо.

П. 3.6.15 «Инновация» – новый или измененный объект, создающий или перераспределяющий ценность.

Обобщение основных подходов к определению понятия постоянного улучшения, а также их отличительные особенности представлены в табл. 1.

Обобщение различных подходов к определению понятия «постоянное улучшение» и качественное его наполнение позволяет сформулировать следующее определение постоянного улучшения. Под постоянным улучшением следует понимать непрерывный процесс совершенствования всех элементов организации (продукции, процессов, системы, оборудования, использования рабочей силы и производственных методов), повышения её возможностей посредством использования внутреннего потенциала организации, выражающегося в повышении производительности труда, качестве продукции, процессов и управления, вовлеченности персонала в деятельность по постоянному улучшению, рационализации и инновациях.

В ГОСТ Р ИСО 9004-2010 наряду с тем, что к мерам по совершенствованию могут относиться как постоянные незначительные улучшения, так и существенные улучшении в масштабах всей организации, предприятию следует устанавливать цели по совершенствованию продукции, процессов, структур и систем менеджмента на основе анализа данных [4, с. 14].

Читайте также:  Финанс бизнес банка это

Концепция улучшения бизнес-процессов основывается на двух подходах:

1. «Прорывной» подход – реинжиниринг.

2. Постоянное улучшение процессов – кайдзен.

По определению М. Хаммера, реинжиниринг процесса – фундаментальное переосмысление и радикальная реконструкция бизнес-процессов компаний, имеющее целью резкое увеличение показателей их деятельности, таких как затраты, качество и скорость. Его также часто называют инновацией процесса, поскольку его успех в основном основывается на инновациях и творческих способностях команды по улучшению процесса.

Такой подход обеспечивает свежий взгляд на цели процесса и полностью игнорирует существующий процесс и структуру организации.

Кайдзен понимается как непрерывный процесс совершенствования, в который вовлечены все – высшие менеджеры, менеджеры среднего звена и рабочие [7, с. 34].

Масааки Имаи в своей книге «Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний» представлял кайдзен как стратегию-зонтик, объединяющую многие известные методы оптимизации производства и повышения эффективности деятельности организации (табл. 2) [7, с. 22].

Подходы к определению понятия постоянного улучшения

Улучшение бизнес-процесса – это методология, разработанная для проведения пошаговых усовершенствований административных и вспомогательных процессов

Данное определение ориентируется на пошаговое усовершенствовании всех бизнес-процессов организации

Постоянное улучшение – это не решение проблем в соответствии с установленными требованиями (к продукции, процессам, системам), а скорее всего это готовность изменяться, даже когда все хорошо

В данном определении подчеркивается принцип непрерывности протекания процесса постоянного улучшения деятельности организации применительно к различным объектам

Постоянное улучшение – повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнять требования

Данное определение ориентируется на улучшение результативности систем менеджмента, которая определена следующим образом: «Результативность – степень реализации запланированной деятельности и запланированных результатов»

ГОСТ Р ИСО 9000-2015 [3, с. 10]

Постоянное улучшение – повторяющаяся деятельность по улучшению результатов деятельности

Данное определение ориентируется на улучшение результатов деятельности, которые определены следующим образом: «Результаты деятельности – измеримый итог». При этом результаты деятельности могут относиться как к количественным, так и к качественным данным

Постоянное улучшение – постоянный процесс совершенствования оборудования, материалов, использования рабочей силы и производственных методов с помощью реализации всех полезных предложений и идей

Постоянное улучшение управляемых процессов является одним из восьми базовых принципов TQM. При этом акцент делается на вовлеченность персонала в деятельность по постоянному улучшению посредством реализации полезных предложений и идей

Производственная система Toyota

Постоянное улучшение – это философия, которая стремится совершенствовать все факторы, связанные с процессом преобразования входных параметров в конечный продукт на продолжительной основе

Всеобщий уход за оборудованием осуществляется с использованием широкого набора инструментов постоянного совершенствования

Методы оптимизации производства и повышения эффективности

Методы оптимизации производства

Методы повышения эффективности

Ориентация на потребителя

TQC (всеобщий контроль качества)

Источник: fundamental-research.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин