Методы создания бизнес идей

Помните времена, когда можно было собраться в офисе с коллегами и побрейнштормить на славу? Сегодня большинство работает из дома и креативить в кругу единомышленников стало сложнее. Дистанционный формат забрал командную атмосферу, а с ней часто и продуктивность работы.

В этой статье расскажем о 7 простых методах генерации идей, которые можно использовать как в команде, так и в одиночку. Техники применимы в дизайне, рекламе, маркетинге, разработке продуктов, решении бизнес-задач и многом другом.

Методика Scamper

Метод генерации Scamper подразумевает поиск новых идей путем изменения существующих. Для этого нужно последовательно ответить на проверочные вопросы по типу «А что, если…?», которые соотносятся с 7-ю группами преобразований:

S — Substitute — А что, если заменить один элемент на другой?
C — Combine — А что, если совместить разные функции или предметы?
A — Adapt — А что, если добавить нетипичные детали?
M — Modify — А что, если изменить привычную форму или цвет?
P — Put to other uses — А что, если найти предмету совершенно другое применение?
E — Eliminate — А что, если упростить или удалить часть элементов?
R — Reverse — А что, если изменить привычный порядок или поменять все местами?

Как работает метод?

Scamper чаще применяют для решения продуктовых задач и улучшения бизнес-процессов. Но метод подходит и для поиска идей для создания визуального контента. Посмотрите, как это может работать.

Мыслительные стулья

Принцип этой креативной техники в том, чтобы последовательно представлять себя в трех ролях: мечтателя, реалиста и критика. Вам не потребуются актерские навыки, но многие советуют для убедительности ставить три стула по углам одного помещения, а также оформить эти углы или сами стулья соответственно ролям, для которых они предназначены. Но при хорошей фантазии процесс можно проделать мысленно.

Как работает метод?

1. В роли мечтателя у вас полная свобода фантазии. Придумайте самые невероятные, фантастические или даже абсурдные идеи.
2. Дальше включается реалист, который пропустит эти идеи через фильтр здравого смысла и прагматичного видения. Он должен определить, насколько это реализуемо и какими путями воплотить это в жизнь.
3. Последний — критик — ищет недочеты, упущения и ошибки в предложенных идеях.

Шесть шляп

Этот метод генерации идей похож на «мыслительные стулья», но расширен до 6 ролей.

Как работает метод?

Поочередно нужно примерить на себя 6 шляп (ролей):

Белая (факты) — обозначьте идею только с конкретными фактами или цифрами;
Черная (минусы) — посмотрите на идею критически и найдите ее недостатки;
Жёлтая (плюсы) — теперь выделите все преимущества этой идеи;
Зеленая (творчество) — попробуйте модифицировать эту идею, дополнить ее или придумать новую;
Красная (эмоции) — взгляните на предыдущие размышления интуитивно и эмоционально. Подумайте, что вы чувствуете, глядя на проблему? Какое решение вам подсказывает интуиция?
Синяя (планирование) — запишите, что получилось и подведите итог.

Последовательность ролей не важна, но рекомендуем соблюдать логичный порядок в размышлениях.

Музей одной картины

Этот метод чаще используют дизайнеры, например, когда нужно придумать айдентику бренда. Но можно использовать его для создания концепций съёмок или визуального контента.

Как работает метод?

Представьте, что вы открываете музей с одной картиной, где вам нужно оформить всё в едином стиле. Выберите произведение живописи или искусства, которое вам нравится или подходит бренду по духу. А дальше придумайте дизайн или концепцию в такой же стилистике, в какой художник создал эту картину.

Слова-раздражители

Суть метода в том, чтобы в процесс поиска идей включить случайный элемент в виде слова или фразы. Эти элементы можно наугад брать из книг, словарей, журналов или постов в соцсетях (что окажется под рукой). Можно сделать карточки с заранее выбранными словами и вытягивать их для каждого случая. Желательно, чтобы слова-раздражители не были напрямую связаны с проблемой, которую нужно решить.

Как работает метод?

1. Сформулируйте задачу, проблему или обозначьте идею, на которой застряли.
2. Методом случайного выбора определите слова-раздражители.
3. Проанализируйте выбранные слова с помощью вопросов по типу: Что означает? Что представляет из себя? Что делает? В чем особенность? Как и где применяется? С чем можно связать?

С чем нельзя?
4. Попытайтесь связать эти слова с вашей проблемой или идеей.
5. Запишите эти связи.

Результат может натолкнуть на конкретную мысль, либо задать новое направление для дальнейших размышлений. Так что как минимум сдвинетесь с мертвой точки.

Случайные связи

Этот метод генерации идей строится на утверждении, что гениальные концепции и изобретения — это комбинации из разрозненных частей. Эта креативная техника помогает находить связи между несочетаемыми на первый взгляд вещами.

Как работает метод?

Откройте любую книгу, выберете две случайные страницы и возьмите по одному слову в самом начале этих страниц. Скорее всего эти слова окажутся никак не связаны, поэтому придумайте историю, которая бы их объединила. Так вы прокачаете свое воображение и научитесь видеть неочевидные связи между разными вещами или явлениями. Также метод позволяет развить навыки сторителлинга.

Методика Mind mapping

Ментальные карты — это способ визуализации нашего мышления. Мозгу комфортно мыслить ассоциациями. Мы связываем каждую идею, воспоминание или часть информации с десятками, сотнями и даже тысячами других идей и концепций. Интеллект-карта помогает систематизировать мышление с помощью привычной и удобной схемы.

Как работает метод?

Mind Map похож на то, как на самом деле работает наш интеллект. От главной идеи или темы в середине карты исходят линии, связывающие её с другими вложенными темами и концепциями. Те, в свою очередь, делятся дальше на более точные ассоциации. Так интеллект-карты обретают привычную нам структуру мышления в виде древовидной схемы.

1. В центре листа (цифрового или реального) запишите главную мысль, идею или проблему.
2. Придумайте и напишите вокруг центральной идеи 3-4 ассоциации — это ассоциации первого уровня. Нарисуйте визуальные связи между словами и главной идеей.
3. Развивайте карту дальше: к ассоциациям первого уровня придумайте и напишите слова второго уровня, к ним — третьего и так далее.

На концах такой схемы появляются неочевидные на первый взгляд идеи, которые затем можно развить до полноценной креативной концепции.

В своей работе мы используем этот инструмент для создании сюжетов для съемок, планировании и структурировании контента. Но техника применяется в разных областях: в обучении, планировании проектов, решении проблем, усвоении сложных тем и многом другом.

Подробно о том, как создавать ментальные карты, мы рассказывали в нашей статье .

Существуют десятки разных инструментов, которые помогают выйти из творческого застоя. Мы привели 7 наиболее эффективных и простых в использовании методик, которые подходят для разных отраслей и типов задач. Кроме того, каждую технику можно практиковать и в команде, и самостоятельно.

Если этих методик окажется мало, в блоге есть подборка книг, которые помогут развить креативность, творческое мышление, и прокачать навыки в области генерации идей, сторителлинга и создания визуального контента.

Источник: studio.everypixel.com

Источники и методы выработки бизнес-идей

Жалобы потребителей и внимание к их неудовлетворенным потребностям и запросам, пожелания и мысли, высказанные друзьями, родственниками и коллегами, могут дать толчок к возникновению бизнес-идеи, связанной с созданием нового продукта (услуги) для удовлетворения потребностей. Информация, полученная из разговоров с покупателями, работниками торговли и сбытовыми агентами, техническими специалистами, о продукции конкурентов, а также различные публикации газет и журналов могут навести предпринимателя на полезные мысли и бизнес-идеи. Источником новых идей могут послужить и обзоры изобретений в архивах патентного бюро, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки предприятия.

Читайте также:  Что такое omg в бизнесе

Питер Друкер указывает на необходимость исследовать семь областей анализа изменений, которые с наибольшей вероятностью могут таить в себе предпринимательские возможности. По сути они являются симптомами и служат индикаторами происходящих изменений.

К ним относятся:

  • неожиданное событие (для предприятия или отрасли) — неожиданный успех, неожиданная неудача или неожиданное внешнее событие;
  • неконгруэнтность — несоответствие между реальностью, какой она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней («такой, какой она должна быть»);
  • нововведения, основанные на потребности процесса (его недостатки и слабые места, которые должны быть устранены);
  • внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;
  • демографические изменения;
  • изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;
  • новые знания (как научные, так и ненаучные).

Творческий подход к решению проблемы — важное качество успешного предпринимателя. Проявлению творческого потенциала человека могут препятствовать целый ряд факторов: мировоззренческих, культурных, эмоциональных, организационных. Вместе с тем существует ряд методов, которые способствуют проявлению творческой инициативы, выработке новых нестандартных идей и подходов к решению проблем. Рассмотрим некоторые из наиболее часто используемых методов.

  1. Метод «мозговой атаки наоборот». Участники группы выявляют недостатки предлагаемых идей. Задача состоит в том, чтобы не только найти слабые места, но и предложить пути их устранения.
  2. Метод Гордона основан на том, что участники заранее не знают, какая именно проблема будет обсуждаться. Поэтому они не скованы привычными шаблонами и стереотипами. Ведущий в самых общих чертах излагает концепцию, связанную с интересующей его проблемой. Участники высказывают свои идеи по поводу услышанного. Затем под руководством ведущего уточняется исходная концепция и другие относящиеся к ней вопросы. После этого вскрывается та самая проблема, ради которой проводилось обсуждение. Участников просят высказать свои мысли и конкретные предложения по поводу решения проблемы.
  3. Метод вопросника построен на выработке новых идей, используя составляемый в произвольной форме список вопросов или предложений, имеющих отношение к анализируемой проблеме. Например: можно ли найти для этого какой-то другой способ применения (адаптировать, модифицировать, заменить, увеличить или уменьшить и т. д.)
  4. Эвристический метод зависит от умения предпринимателя строить догадки на основании логических рассуждений, интуиции и прошлого опыта. Этот метод часто используется предпринимателями для принятия решений в условиях неполной информации, когда о последствиях решений можно только догадываться, но нельзя судить с уверенностью.
  5. Стоимостной анализ. Метод выработки новых решений, основанный на максимизации выгоды для предпринимателя и его нового предприятия. В ходе его использования задают определенные вопросы, к примеру: можно ли снизить стоимость данной детали и сделать ее замену на более дешевую, если она не оказывает влияния на качество готовой продукции.
  6. Матричные структуры. Метод систематизации поиска новых идей путем построения матрицы, столбцы которой соответствуют обсуждаемым вариантам товаров, а строки — рыночным атрибутам этих товаров, записанным в виде вопросов. Например, где его можно использовать, на какой сегмент покупателей он рассчитан, где и кто его может применять и др.
  7. Мечты о невозможном. Метод, основанный на том, что все приходящие в голову мечты записываются, пока не будет выработана идея, с которой можно работать дальше. Независимо от того, каким образом получена бизнес-идея, необходимо тщательно взвесить и оценить ее. Важно убедиться, что она действительно может стать основой успешного бизнеса.

Однако не всякая бизнес-идея является потенциально прибыльной, имеет перспективный рынок, соответствует потребностям и возможностям предпринимателя, а также является верной на данный момент. Фильтрация новых идей может осуществляться по следующему ряду характеристик:

  1. первоначальные затраты;
  2. уровень конкуренции;
  3. спрос;
  4. легкость копирования;
  5. имидж;
  6. законность;
  7. потенциальная прибыль.

Чтобы добиться успеха в реализации бизнес-идеи, необходимо рассматривать ее с позиции инвестора. Описание бизнес-идеи — это отнюдь не рекламный листок продукта и не его техническое описание, а скорее документ для принятия решений, который должен отвечать на три вопроса.

1. Какую проблему решает бизнес-идея, какова выгода потребителя (что)? Успех в условиях рынка зависит от удовлетворенных потребителей, а не от удивительных продуктов (услуг). Потребители покупают продукт, потому что они хотят удовлетворить свои потребность или решить свои проблемы. Таким образом, первая характеристика успешной бизнес-идеи — это то, что она ясно заявляет, какую потребность она удовлетворяет и в какой форме (продукт или услуга).

Бизнес-идея должна предлагать решение проблемы, которая имеет значение для потенциальных потребителей. Ошибка многих предпринимателей состоит в том, что когда они обращаются к решению проблемы, они размышляют о технических деталях продукта. Инвесторы мыслят иначе. Они рассматривают бизнес-идею в контексте рынка и потребителя.

Для них ключевой фактор — это польза и выгода клиента, а все остальное имеет вторичное значение. Другими словами, продукт или услуга — это средство для обеспечения выгоды потребителя.

Выгода потребителя от использования продукта (услуги) определяется тем, что в нем является новым или улучшенным по сравнению с альтернативными решениями в изделиях конкурентов. Она может быть выражена, например, терминами: более удобный, менее дорогой, более гибкий, более безопасный, более простой, более надежный, служит дольше, более эффективный в эксплуатации. Все это служит основным средством для дифференцирования, для обеспечения рыночного успеха бизнес-идеи.

2. Каков рынок для предлагаемого продукта или услуги (кому)? Бизнес-идея имеет реальное экономическое значение только тогда, когда люди хотят купить продукт (услугу). Поэтому вторая характеристика успешной бизнес-идеи — это то, что она демонстрирует существование привлекательного рынка для продукта (услуги) и идентифицирует целевую группу(ы) потребителей.

На данном этапе вовсе не требуется проводить детальный анализ рынка. Однако предположения, сделанного относительно размера рынка (сегмента), будет вполне достаточно для бизнес-идеи. Для бизнес-идеи вполне достаточно первичного представления о том, кто будет являться вашим целевым клиентом. Однако необходимо показать, почему ваша бизнес-идея предлагает особые специфические выгоды именно этим клиентам и почему эта группа особенно интересна вам в экономическом отношении.

3. Каков механизм получения дохода (как)? Классическая схема определения прибыли в бизнесе упрощенно выглядит следующим образом: предприятие покупает сырье, материалы или услуги у поставщиков, оплачивает их. Размер оплаты отражает его затраты. Когда предприятие продает произведенные им продукты или услуги своим потребителям, то оно получает доход (выручку от реализации). Пока можно ограничиться грубой оценкой затрат и доходов.

Большинство продуктов (услуг) приносят доход непосредственно от их продажи потребителям. Однако в некоторых случаях механизм получения дохода может быть более сложным. Например, продукт (газета) может быть бесплатно отдан потребителю (читателю), а оплачивают продукт другие организации (например, фирмы за размещение своей рекламы в газете). Поэтому третья характеристика успешной бизнес-идеи должна показать механизм получения дохода: каким образом будет обеспечиваться получение дохода и в каком размере.

Конечно, не все новые предприятия используют классические схемы для получения дохода. К примеру, лизинг и аренда представляют собой другие часто используемые механизмы получения дохода. Однако, как правило, перспективная бизнес-идея обладает следующими характеристиками:

  1. удовлетворяет потребности клиента (решает его проблему);
  2. является инновационной;
  3. является уникальной;
  4. является четко сфокусированной;
  5. предполагает рентабельность в долгосрочной перспективе.
  • бизнес-аналитика
  • бизнес-планирование
Читайте также:  Бизнес по перегону авто из Европы

Haталья Стpeкалова, доктор экономических наук, профeccор кафедры стpaтегического и международного менеджмента Высшей школы мeнeджмента НИУ ВШЭ (г. Сaнкт-Пeтeрбург)

Источник: www.klerk.ru

Как создавать прорывные идеи: 15 работающих методик

Лайфхакер собрал лучшие способы генерации идей, которые можно использовать в команде или самостоятельно.

Фото автора Ира Смирнова

Эту статью можно не только прочитать, но и послушать. Если вам так удобнее — включайте подкаст.

Креативные методики помогут всесторонне изучить проблему, ускорить процесс генерации идеи, найти множество решений и снять психологические блоки.

1. Мозговой штурм

Что

Мозговой штурм, или брейншторм, — известная креативная методика по поиску идей в команде. Техника позволяет рассматривать любую проблему под разными углами.

Как

  • Соберите команду из 5–10 человек.
  • Сформулируйте проблему.
  • Засеките 10–15 минут на то, чтобы каждый член команды подумал и записал свои мысли.
  • Каждый участник делится своими идеями, а ведущий записывает их на доске.
  • Группа может дать позитивную обратную связь после того, как автор закончит выступление.
  • Проголосуйте за лучшую идею.

Важно

Поощряйте абсурдные идеи и не критикуйте чужие предложения. Не углубляйтесь в детали, чтобы сэкономить время и силы. Главное не качество идей, а их количество.

2. Обратная мозговая атака

Что

Суть техники — поиск недостатков и совершенствование рассматриваемого объекта. Метод был придуман в компании General Electric и подходит для решения конкретных задач в различных областях.

Как

  • Соберите команду из 5–10 человек.
  • Сформулируйте задачу.
  • Дайте каждому участнику 10–15 минут для того, чтобы найти или придумать все возможные недостатки описанного объекта.
  • Каждый участник должен поделиться своими идеями.
  • Ведущий записывает идеи на доске.
  • Группа может дать обратную связь после того, как автор закончит выступление.
  • После того как все выскажутся, обсудите, как избавиться от недостатков, используя метод мозгового штурма.

Важно

Поощряйте любую критику, даже если она будет болезненно воспринята окружающими.

3. Матрица возможностей

Что

Эта техника известна также как метод морфологического анализа Фрица Цвикки. Её суть — придумать как можно больше решений для отдельных частей задачи и скомбинировать их случайным образом.

Как

  • Сформулируйте задачу.
  • Нарисуйте таблицу 5 на 10.
  • Первый ряд ячеек — «Характеристика». Выпишите сюда основные параметры задачи.
  • Придумайте для каждого параметра свойство и запишите в остальных рядах. Выбирайте абсурдные идеи, а не стандартные.
  • Компонуйте отдельные ячейки в столбцах и оценивайте, насколько результат соответствует поставленной задаче.
  • Выпишите понравившиеся идеи.

Ниже — матрица возможностей для дизайна пакета молока.

Характеристика / свойство12345
ФорматКружка в виде вымениВытянутая бутылкаЖелезная банка, 0,33 лТреугольный пакетПерчатка
МатериалКрафтовая бумагаПупырчатая упаковкаЗакалённое стеклоКожа / замшаГлина
Главное изображениеЧеловек пьёт из одной миски с котомКоровы и козы загорают на пляжеСолнце пьёт молокоДети уезжают из города в деревнюДоярка становится президентом

Важно

Самое главное — выбрать самые существенные параметры и выключить внутреннего критика на этапе заполнения таблицы. Так вы сможете придумать как можно больше невероятных вариаций.

4. Переворот

Что

Техника придумана экспертом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. Суть — придумать все возможные решения проблемы, записать их и отредактировать так, чтобы они стали значить ровно противоположное.

Как

  • Сформулируйте задачу.
  • Выпишите всё, что приходит вам в голову, когда вы думаете о её решении. Это могут быть мысли о формулировке задачи, известные методы решения, связь этой задачи с другой — что угодно.
  • Отредактируйте свои мысли так, чтобы они изменили значение на противоположное. Замените слова на антонимы, поменяйте порядок слов, поиграйте с частицей «не».
  • Рассмотрите каждое «перевёрнутое» предположение и спросите себя, при каких условиях оно могло бы стать возможным решением задачи.
  • Запишите возникшие идеи.
  • Выберите лучшие и доработайте их, если требуется.

Важно

Если гора не идёт к Магомеду, Магомед идёт к горе. Эта поговорка — классический пример применения этого метода.

5. Метод Киплинга

Что

Метод основан на известном стихотворении Редьярда Киплинга. Суть — проанализировать проблему и развить идеи с помощью вопросов «что?», «где?», «когда?», «как?», «зачем?» и «кто?». Метод подойдёт для работы с конкретными задачами в команде и самостоятельно.

Как

  • Сформулируйте задачу.
  • Задайте объекту рассмотрения шесть основных вопросов: «что?», «где?», «когда?», «как?», «зачем?» и «кто?».
  • Ответив, переходите к дополнительным. Это поможет всесторонне рассмотреть проблему.
  • Сколько?
  • Почему бы и нет?
  • Каков срок?
  • В каком месте?
  • Кто с этим справится?
  • Где ещё?
  • В чём состоит проблема?
  • Где это происходит?
  • Когда это происходит?
  • Почему это происходит?
  • Как преодолеть эти трудности?
  • Кого надо привлечь?
  • Как узнать, что проблема решена?
  • По ходу креативной сессии выписывайте ответы и новые возникающие вопросы.

Важно

Метод требует критического мышления и конкретных ответов. Не углубляйтесь в детали, чтобы сэкономить время и силы.

6. Инсайтный метод

Что

Как

Важно

С первого раза вы можете не увидеть связи между сном и задачей. Чтобы запомнить больше снов, привыкайте вставать без будильника. Часто гениальные идеи приходят в голову не во сне, а когда мы засыпаем. Если с вами такое случится, обязательно дотянитесь до блокнота и запишите мысль.

7. Метод ассоциативного поиска

Что

Метод подойдёт для создания идей с нуля. Например, для разработки видео или анимации. Суть — найти как можно больше ассоциаций к рассматриваемому объекту и провести связь между понятиями.

Как

  • Приготовьте десяток случайных слов. Можно использовать истории, твиты или изображения.
  • Соберите команду и сформулируйте проблему.
  • На каждое заготовленное слово даётся по минуте. За это время команда должна дать ряд ассоциаций.
  • Старайтесь мыслить масштабно, допускать нелепые ассоциации.
  • Записывайте каждую ассоциацию на доске.
  • Продолжайте, пока не придумаете ассоциации для всех слов или не наберёте достаточно для решения задачи.
  • Используйте полученную информацию по назначению.

Важно

Говорите первое, что придёт в голову. Если вы зашли в тупик, просто смените слово. Лучше использовать слова, не имеющие прямого отношения к самой проблеме.

8. Бисоциация

Что

Эта техника обратна предыдущей: вам придётся искать не ассоциаций, а, наоборот, комбинировать идеи, которые друг с другом не связаны. Вам нужно будет сопоставить задачу с уже известным процессом из совершенно другой сферы. Технику описал писатель и журналист Артур Кёстлер.

Как

  • Сформулируйте задачу.
  • Нарисуйте таблицу с двумя колонками. Запишите в левой несколько процессов, не относящихся к задаче. В правой колонке запишите процессы, к задаче относящиеся.
  • Найдите параллели между процессами в колонках. Подумайте, как можно использовать эти сопоставления для решения задачи.
  • Фиксируйте возникающие идеи.
  • После перерыва выберите лучшие и доработайте их, если требуется.

Примерно так должна выглядеть ваша таблица, если вы хотите подарить другу картину, но не знаете, что нарисовать.

Не относятся к задачеОтносятся к задаче
Охота на медведяВыбрать материалы
Химчистка пухового одеялаВыбрать цвета
Покрасить заборНарисовать картину
Приготовить овсяную кашуПридумать сюжет
Умыться родниковой водойПодарить картину
Залить бензинНаписать поздравление
Написать жалобуУпаковать подарок

Важно

Успех зависит от умения рассматривать процессы отвлечённо друг от друга. Разорвав шаблоны мышления, вы найдёте связи между не связанными друг с другом понятиями.

Читайте также:  Как узнать пароль Сбербанк бизнес онлайн

9. Случайный стимул

Что

Эта техника напоминает гадание на кофейной гуще. Её использовали наши предки и современные гадалки для интерпретации знаков. Задача — разглядеть связь между двумя соперничающими темами.

Как

  • Сформулируйте задачу.
  • Выберите любое слово и напишите его рядом с задачей. Это будет ваш стимул.
  • Чтобы помочь себе, выпишите под стимулом его отличительные черты и ассоциации, с ним связанные.
  • Поставьте таймер на 3–5 минут.
  • Удерживая в голове задачу и стимул, постарайтесь найти между ними связь.
  • Фиксируйте появляющиеся идеи. Не углубляйтесь в детали. Вам надо набросать как можно больше решений.
  • После перерыва выберите наиболее перспективные идеи. Доработайте, если требуется.

Важно

Если не удаётся найти связи с первого раза, не мучайтесь. Лучше выберите другую технику. Менять выбранный стимул нельзя. Метод можно усложнить, добавив ещё три случайно выбранных стимула.

10. Катена

Что

Катена — словесная игра, которая заключается в связывании двух слов в цепочку (катену) при помощи слов-ассоциаций. Ваша задача — выписать цепочки слов на бумаге и доработать появившиеся идеи.

Как

  • Сформулируйте задачу и запишите её.
  • Выделите в формулировке задачи 2–3 ключевых слова.
  • Запишите их на бумаге так, чтобы они стояли поодаль друг от друга. Вам предстоит прописывать цепочки слов между ними.
  • Определитесь с правилами.
  • Какие слова можно придумывать: существительные, прилагательные, глаголы?
  • Какие формы связей допустимы между словами: по контексту или по аналогии? Связь по контексту возникает из типичных жизненных ситуаций, связанных со словом. Например, шампунь — душ. Связь по аналогии возникает как общее при сопоставлении двух слов. Например, ветер — свист, облако — вата.
  • Постройте по 2–3 цепочки ассоциаций между ключевыми словами.
  • Используйте слова из цепочек как стимулы для нахождения идей.
  • Фиксируйте возникшие идеи.
  • После перерыва выберите лучшие идеи и доработайте их.

Важно

Техника подходит для раскачки воображения и снятия ментальных блоков. Строгость соблюдения правил не играет особой роли.

11. Фила

Что

Название техники происходит от греческого слова «фила» — части племени, произошедшей от одного родоначальника. Суть техники — обратиться за советом к реальным или вымышленным людям, которые оказали на вас положительное влияние.

Как

Чтобы воспользоваться этой техникой, составьте для начала филу — группу советников, которые будут вам помогать.

  • Подумайте и выберите 3–5 человек, которые оказали на вас наибольшее влияние. Это могут быть близкие, знакомые или кумиры.
  • Составьте для каждого члены филы досье. Соберите в одном месте их фотографии, биографии, произведения, письма, цитаты — всё, что кажется интересным и важным.

Составив филу, приступайте к решению задачи.

  • Сформулируйте задачу.
  • Выберите советника из состава филы.
  • Выберите случайным образом совет из собранного досье. Это может быть ключевое слово или цитата.
  • Постройте связи между советом и задачей.
  • Спросите себя, как бы ваш советник решил эту задачу, что ответил бы на вопрос. Либо представьте, что вы устроили совещание с советником, и постарайтесь услышать его ответ.
  • Записывайте возникающие идеи.
  • Переходите к следующему совету или выбирайте другого советника, пока не получите достаточное количество идей.
  • После перерыва отберите многообещающие идеи и создайте решения на их основе.

Важно

Вы можете посвятить не один месяц составлению досье для каждого участника филы. Чем больше информации вы найдёте по каждому советнику, тем проще вам будет решать задачи.

12. Метод квоты идей

Что

Техника позволит вам находиться в состоянии генерации идей постоянно. Ваша задача — установить себе ограничение на количество идей, которые вы будете придумывать ежедневно.

Как

  • Сформулируйте проблему, цель или задачу.
  • Решите, сколько идей вы готовы придумывать каждый день. Берите планку выше: для начала 10–20 идей.
  • Придерживайтесь установленной квоты ежедневно. При необходимости поставьте себе напоминание.
  • Идеи, относящиеся к одной теме, лучше записывать в одном месте.
  • Периодически просматривайте свои идеи, выбирайте лучшие, дорабатывайте.
  • Для генерации идей можете использовать любую технику.

Важно

Не критикуйте себя за неудачные идеи и не вычёркивайте их. Работайте над несколькими проблемами одновременно.

13. Техника шести шляп Эдварда де Боно

Что

Эту ролевую технику придумал эксперт в области творческого мышления Эдвард де Боно. Ваша задача — рассмотреть проблему с шести точек зрения.

Как

  • Соберите команду из шести человек.
  • Сформулируйте задачу.
  • Раздайте каждому участнику команды по предмету (шляпе) одного цвета: красный, жёлтый, чёрный, зелёный, белый и синий. Каждый цвет обозначает свою роль.
  • Участники рассматривают проблему в соответствии с данной им ролью.
  • Идеи высказывают свободно, как во время мозгового штурма, и фиксируются на доске.

Таблица покажет, какие роли соответствуют каждой шляпе.

Цвет шляпыРоль
Красная шляпаОтвечает за эмоции, предчувствия, интуицию
Жёлтая шляпаОписывает выгоды и преимущества
Чёрная шляпаУчитывает недочёты и возможные риски
Зелёная шляпаГенерирует идеи
Белая шляпаОзвучивает факты и цифры
Синяя шляпаВедущий, контролирует смену шляп

Важно

Успех зависит от того, насколько хорошо каждый участник может задействовать разные виды мышления для решения проблемы. Ведущий должен напоминать участникам об их ролях и не позволять примерять до положенного времени чужие роли. Сессия заканчивается, когда каждый участник примерит все шесть шляп.

14. Фрирайтинг

Что

Это техника впервые была описана профессором английского языка Питером Элбоу. Суть — выключить внутреннего критика и получить доступ к скрытым идеям и знаниям через импровизацию на письме.

Как

  • Возьмите ручку и несколько чистых листов бумаги или откройте новый текстовый файл на компьютере.
  • Поставьте таймер на 20 минут. Выключите все уведомления.
  • Пишите всё, что приходит в голову, пока не кончится время. Не отвлекайтесь.
  • Ничего не зачёркивайте и не исправляйте. Оставайтесь в потоке.
  • Закончив работу, отложите текст.
  • После хорошего перерыва прочтите написанное вслух.
  • Отметьте фрагменты, которые можно использовать в дальнейшей работе.
  • Запишите идеи, возникшие при разборе текста.

Важно

Не пытайтесь сразу извлечь пользу из написанного. Первые сессии направлены больше на снятие стресса и внутренних блоков, чем на решение конкретных задач. Если вам не о чем писать, пишите о том, что вас окружает. Постепенно у вас начнут образовываться в голове ассоциации, и дело пойдёт на лад.

15. Метод ограничений

Что

Метод был сформулирован профессором Стивеном М. Косслином. Ваша задача — понять, что может помешать вам решить проблему, и переосмыслить её формулировку, чтобы прийти к правильному решению.

Как

  • Сформулируйте задачу.
  • Придумайте ограничения, которые мешают вам выполнить задачу. Выпишите их.
  • Найдите три способа, как можно использовать каждое ограничение.
  • Найдите три способа, как можно обойти каждое ограничение.
  • Найдите три способа, как можно изменить каждое ограничение.
  • Подумайте, как трансформируется задача, если снять и изменить каждое ограничение.
  • Найдите ещё ограничения.
  • Повторите поиск ограничений и трансформацию задачи несколько раз.
  • Сравните исходную и конечную задачи.

Важно

Если у вашей задачи нет ограничений, придумайте их. Ограничьте задачу в будущем и прошлом, сверху и снизу.

А какие методики помогают создавать идеи вам? Делитесь в комментариях.

  • Как развить креативность с помощью метода ИКР
  • Зачем развивать креативность и как не останавливаться в самосовершенствовании
  • Как развить креативность с помощью карты эмпатии

Источник: lifehacker.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин