Необходимо поддерживать микрофинансовые организации (МФО), выдающие займы представителям малого и среднего предпринимательства (МСП), и сохранить для них доступ к бюджетному финансированию, сделать привлекательными для инвесторов, а также дать возможность использовать различные инструменты государственной поддержки субъектов МСП. Такие предложения участников рынка получил Банк России по итогам анкетирования микрофинансовых организаций, работающих с МСП. Результаты анализа полученных при опросе данных обсуждались в ходе заседания Экспертного совета по микрофинансированию и кредитной кооперации, на которое были приглашены сотрудники Корпорации МСП и Министерства экономического развития Российской Федерации.
Расширение сегмента, финансирующего субъектов МСП, для регулятора является одним из приоритетов развития рынка микрофинансирования. При этом подавляющее большинство таких МФО — некоммерческие фонды поддержки предпринимательства, в капитале которых есть доля регионального или муниципального участия. Всего в начале 2018 года малому и среднему бизнесу займы выдавали 380 из 2271 МФО, из них 226 приняли участие в опросе (две трети участников опроса составили фонды поддержки предпринимательства, оставшаяся треть — коммерческие МФО, также выдающие займы предпринимателям).
Фонд микрофинансирования – «скорая помощь» для малого бизнеса
По данным опроса, более чем в 70% случаев микрозаймы МСП направляются на пополнение оборотных средств — покрытие так называемых кассовых разрывов. Основным видом обеспечения по микрозаймам МСП в МФО являются автомобили в зависимости от вида организации) и недвижимость Доля необеспеченных микрозаймов в коммерческих МФО составляет около 40%, в некоммерческих почти все займы имеют обеспечение.
Опрос также показал, что более 85% МФО, обратившихся за участием в программах поддержки МСП, получают одобрение, однако отмечают слишком долгое рассмотрение и оформление документов. Среди других проблем МФО данного сегмента назвали большой объем разнообразной отчетности, которую требуется предоставлять различным государственным органам, помимо регулятора. Фонды поддержки предпринимательства пожаловались на то, что не у всех регионов есть возможность выделять достаточный объем средств для финансирования МСП через микрофинансовые организации, а также на отсутствие специализированных программ поддержки небольших муниципальных фондов.
Фондирование может стать серьезной проблемой для МФО предпринимательского финансирования, если господдержка таких организаций будет прекращена, — применение льготных ставок позволяет предлагать малым и средним предпринимателям займы по ставке от 9,5% годовых. Тем не менее подавляющее число микрофинансовых организаций, участвующих в программах поддержки МСП опрошенных), планируют продолжить финансировать малый и средний бизнес даже в случае закрытия программ господдержки, обеспечивающих таким МФО доступ к дешевому фондированию, поскольку имеют отработанные технологии и бизнес-модель, нацеленную на данный сегмент рынка. Около 20% опрошенных МФО могут рассмотреть вопрос перехода к выдаче потребительских займов и займов «до зарплаты» в случае прекращения госпрограмм.
Микрофинансирование для малого бизнеса
На начало 2018 года в совокупном портфеле МФО на долю малых и средних предпринимателей приходился 21% задолженности (24 млрд рублей), средний размер займа МСП в 2017 году составил 820 тыс. рублей.
Учитывая приоритетность развития данного сегмента, Банк России будет продолжать разработку и внедрение мер и механизмов, направленных на стимулирование развития МФО предпринимательского финансирования.
Источник: cbr.ru
Программы поддержки
Представители малого и микропредпринимательства представляют собой наиболее активную часть потребителей микрофинансовых услуг. К этому сегменту относятся как микропредприятия, так и различные подсобные хозяйства и фермеры, субъекты семейного бизнеса и, безусловно, начинающие предприятия (Start Up). Одной из главных потребностей этого сектора является финансовая поддержка предпринимательства.
В этом разделе Вы найдете информацию о микрофинансовых программах поддержки малого и микро-предпринимательства.
Программы поддержки МСП по линии Минэкономразвития
Данная Государственная программа поддержки малого предпринимательства реализуется Министерством экономического развития Российской Федерации (далее МЭР). Программа направлена на повышение доступности финансовых услуг для начинающих предпринимателей и поддержку институтов финансирования субъектов малого и среднего бизнеса. В рамках программы начинающий предприниматель может получить грант на создание собственного дела в размере 300 тыс. рублей, компенсировать часть процентной ставки по кредитам банков и по лизинговым договорам за счет средств государственной поддержки, а также займ до 1 млн рублей по льготным процентным ставкам через региональные фонды микрофинансирования.
Средства, выделяемые на реализацию программ (приблизительно 93%) сосредоточены на четырех основных направлениях:
- Выдача грантов (субсидии в размере 300 тыс. рублей) начинающим предпринимателям на создание собственного дела, которые предоставляются на конкурсной основе. В 2009 году в рамках этой подпрограммы в России было выдано порядка 1 600 грантов, т.е. в среднем, 150-200 грантов по региону. Важно отметить, что данная подпрограмма МЭР не дублирует подпрограмму грантов Минздравсоцразвития (грант в 58 800 рублей). Адресаты поддержки подпрограмм двух госведомств разные. Гранты МЭР преимущественно ориентированы на производственные предприятия, а в сфере услуг — на услуги высокого технологического уровня;
- Субсидирование процентной ставки по кредитам банков и по лизинговым договорам. Субсидирование процентных ставок рассматривается МЭР как мера краткосрочная и антикризисная. В перспективе такие субсидии министерство планирует включить только в подпрограмму поддержки малых инновационных компаний. В 2009 г. субсидии по процентным ставкам получили около 4,3 тыс. компаний, причем преимущественно на закупки в кредит пассажирского автотранспорта, грузовых автомобилей, специализированного оборудования, производственной техники, строительство производственных помещений, закупку сырья;
- Меры по развитию микрофинансирования (предоставление займа малому предприятию до 1 млн рублей на максимальный срок 12 месяцев через региональный фонд микрофинансирования);
- Меры поддержки региональных гарантийных фондов. Гарантийные фонды являются одним из механизмов частно-государственного партнерства по распределению рисков при кредитовании малого бизнеса. Гарантийные фонды созданы в 73 регионах. В прошлом году на эти цели было направлено 12 млрд. рублей. В среднем ежеквартально фонды выдают 2 тыс. поручительств по стране.
Всего за 2009 г. поддержка была оказана 8 тыс. начинающим пр едпринимателям (по программе МЭР), что, по расчетам МЭР привело к созданию приблизительно 25 тыс. новых рабочих мест.
Нормативная база, привязанная к данной программе:
- Приказ Министерства экономического развития РФ от 15 февраля 2010 г. № 58 «О проведении конкурса по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2010 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» (с изменениями от 15 марта 2010 г.)
- Приказ Министерства экономического развития РФ от 16 февраля 2010 г. № 59 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства»
- Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами»
- Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2010 год/li>
- Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 марта 2009 г. № 97 «Об утверждении формы соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»
- Приказ Министерства экономического развития от 14 июля 2008 г. N 194 «Об утверждении перечней, форм и сроков представления документов победителями конкурса по отбору субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 27.02.2009 №178 (ред. от 31.12.2009) «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства включая крестьянские (фермерские) хозяйства»
Программа развития сельского хозяйства по линии Минсельхоза
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы реализуется Министерством сельского хозяйства России (далее Минсельхоз). Программа направлена на развитие сельского хозяйства, стабилизацию производственного потенциала на селе, а также на повышение инвестиционной привлекательности отрасли сельского хозяйства и развитие социальной инфраструктуры. В рамках Программы малые сельскохозяйственные предприятия могут получить господдержку почти по 20 направлениям.
Государственная программа предполагает комплексное развитие всех отраслей сельскохозяйственного производства, включая создание условий для устойчивого развития сельских территорий, и обеспечивает господдержку почти по 20 направлениям.
В рамках поддержки сельского хозяйства Правительство предпринимает меры по обеспечению доступности финансовых ресурсов для предприятий отрасли, защите внутренних рынков, стимулированию экспорта сельскохозяйственной продукции. Приняты решения о субсидировании процентных ставок в размере 100% ставки рефинансирования Банка России по кредитам для отдельных подотраслей сельского хозяйства (мясное и молочное животноводство), для чего выделено 7 млрд. рублей. Еще 10 млрд. рублей выделено на возмещение 80% от ставки рефинансирования Банка России по кредитам, полученным в российских кредитных организациях остальными предприятиями АПК.
Нормативная база, привязанная к данной программе:
- Постановление от 14 июля 2007 г. № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы»
- Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»
- Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 март а 2009 г. № 97 «Об утверждении формы соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»
- Приказ от 9 июня 2009 г. № 218 «Об отраслевой целевой программе по развитию малых форм хозяйствования»
Программа поддержки МСП по линии ОАО «МСП Банк»
Государственная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства (далее МСП) реализуется ОАО «МСП Банк» (далее МСП Банк) с 2004 года. Программа направлена на расширение финансовой поддержки МСП в целях формирования конкурентной среды, увеличения занятости населения и развития самозанятости. В рамках реализации Программы предприятие или индивидуальный предприниматель на льготных условиях могут получить финансовую поддержку через микрофинансовые организации, банки-партнеры, МСП Банк и организации инфраструктуры (лизинговые и факторинговые компании, региональные фонды поддержки МСП и т.д.)
Основными задачами МСП Банка в области поддержки МСП являются:
- обеспечение равных возможностей доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к среднесрочным и долгосрочным финансовым ресурсам на всей территории Российской Федерации, в первую очередь в ресурсодефицитных регионах;
- организация финансовой поддержки, в первую очередь, предприятий производственной сферы, а также предприятий, реализующих инновационные и высокотехнологичные проекты, тем самым, способствуя изменению отраслевой структуры кредитования;
- финансирование построения и развития инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий (организаций, предоставляющих микрокредиты, бизнес-инкубаторов, лизинговых компаний, региональных фондов поддержки МСП, технопарков, многофункциональных деловых центров для субъектов МСП и т.д.).
Получить финансовую поддержку может предприятие или индивидуальный предприниматель, которые относятся к категории субъектов МСП и соответствуют стандартам (условиям) кредитования МСП. Для этих целей субъекту МСП необходимо обратиться к участнику Программы (банку или организации инфраструктуры поддержки).
МСП Банк не предоставляет финансирование или иные виды услуг непосредственно субъектам МСП.
Финансовая поддержка осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих работу МСП Банка по Программе.
На сегодняшний день продуктовая линейка МСП Банка представлена 17 видами кредитных продуктов (5 — для банков-партнеров, 12 – для организаций инфраструктуры).
- общий объем поддержки, оказанной субъектам МСП — более 130 млрд рублей;
- географическая экспансия Программы: 81 регион Российской Федерации;
- расширение круга партнеров по Программе : 304 партнера (192 банков и 112 организаций инфраструктуры);
- заключено партнерами договоров с субъектами МСП: более 29 тыс.;
- доступность ресурсов для субъектов МСП: по договорам, заключенным банками-партнерами Программы с субъектами МСП после 01.11.2010, средневзвешенная ставка составила 12,39% годовых. Ставки по инновационным проектам — 10,16% годовых;
- преимущественное кредитование субъектов МСП в неторговом секторе: доля кредитов, предоставленных подобным субъектам МСП, в общем объеме портфеля кредитов, выданных банками-партнерами — 55%;
- поддержка субъектов МСП, реализующих инновационные и модернизационные проекты — одобрено финансирование 38 проектов субъектов МСП (из них 10 инновационных), предоставлено кредитов субъектам МСП на реализацию инновационных и модернизационных проектов на сумму более 2 млрд рублейM.
- субъекты МСП, получившие финансирование по Программе, в 2010 году произвели продукцию и оказали услуги на сумму 593,8 млрд рублей;
- в бюджеты различного уровня этими компаниями уплачены налоги на сумму 17,8 млрд рублей;
- на предприятиях, получивших поддержку, сохранялись и создавались рабочие места (в 2009 году на них работало 108 тыс. человек, в 2010 году — 465 тыс. человек).
Нормативная база, привязанная к данной программе:
- Федеральный закон «О банке развития» от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ
- Порядок осуществления государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства
- «Положение о порядке оказания ОАО «МСП Банк» поддержки малого и среднего предпринимательства и отбора ее участников»
- «Положение о стандарте кредитования ОАО «МСП Банк» субъектов малого и среднего предпринимательства»
- «Общие принципы отбора банков-партнеров по Программе финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства»
- «Положение о порядке оказания ОАО «МСП Банк» поддержки малого и среднего предпринимательства и отбора ее участников»
- Предпринимателю
- Частным лицам
- Участникам рынка
Разделы Аналитики:
- Аналитика ЦБ РФ
- Аналитика НБКИ
- Аналитика НАФИАналитика МСП Банка
- Аналитика Эквифакс
- Аналитика ОКБ
- Аналитика НАПКААналитика ДД
- Аналитика ЦИПСиР и АФИАналитика Городская Сберкасса
- Обзоры правовой информации
- Инфо-центр
- Новости
- Новости партнеров
- Новости Банка России
- Мероприятия
- Аналитика
- Партнеры
- Обучение
- Фото
- Библиотека
- История микрофинансирования
- Видео
- FAQ
- О портале
- Объединения
- МФО
- КПК
- СКПК
- Ломбарды
- Платежные системы
- СМИ
- Инфраструктура поддержки
- Аккредитоваться
- Частным лицам
- Предпринимателям
- МФО
- Ломбардам
- КПК и СКПК
- Нормативные документы
- Отдельные требования к МФО
- Запросы НАУМИР и РМЦ
- Программы поддержки
- Экспертные советы при ЦБ
- Экспертный Совет при ГД
- Эксперты портала
- Вопросы
- Повышение финансовой грамотности
- Поддержка МСП
- Создание системы защиты сбережений пайщиков КПК
- Всероссийский конкурс социально значимых проектов, реализуемых МФО
Источник: rusmicrofinance.ru
Малый и средний бизнес может получить микрозаймы по сниженным ставкам
Процентная ставка в государственных МФО зависит от различных факторов, включая программы микрофинансирования, наличие или отсутствие залогового обеспечения и др., но в любом случае не может превышать 2,5 ключевой ставки ЦБ.
Напомним, что микрозаймы на льготных условиях стали доступны бизнесу благодаря нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Предприятие любой формы собственности может взять в микрофинансовых организациях до 5 млн рублей. При этом получить средства в МФО значительно проще, чем кредит в банке.
Кроме того, недавно в рамках антикризисных мер поддержки МСП, в соответствии с рекомендациями Минэкономразвития России, требования к получателям таких займов были ещё упрощены: до 5 лет увеличен срок по действующим микрозаймам, а наличие просроченной задолженности по налогам и сборам теперь не проверяется. Также установлено, что МФО должны смягчать параметры предоставления поддержки при действии на территории региона режима повышенной готовности или ЧС. В этом случае новые микрозаймы будут предоставляться на 2 года, а максимальная ставка по ним не должна превышать ключевую ставку Банка России, которая на данный момент составляет 4,25%.
По состоянию на 22 июля микрофинансовые организации за период действия ограничительных мер предоставили предприятиям льготные микрозаймы на сумму 5,7 млрд рублей. Помимо этого, МФО сделали отсрочки по 7,3 тыс. действующим микрозаймам на общую сумму 7,6 млрд рублей и освободили малый и средний бизнес от уплаты процентов и основного долга без переноса на последующие периоды на сумму 541,1 млн рублей.
Также по поручению президента в июле было выделено 12 млрд рублей на докапитализацию 84 МФО. В МФО переданы средства в объёме 10,6 млрд рублей (88%). Уже поступила 1 261 заявка на сумму 2,4 млрд рублей, объём выданных микрозаймов составил 858,2 млн рублей (485 субъектов МСП).
С подробными условиями получения микрозаймов можно ознакомиться на нашем портале в разделе «Меры поддержки», а в разделе «Инфраструктура МСП» размещены адреса региональных МФО.
Источник: xn--90aifddrld7a.xn--p1ai