Научный интерес к проблемам взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти обусловлен целым рядом факторов, связанных с основными тенденциями в экономической и политической системах. Формирование специфических моделей взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти в Российской Федерации является одним из определяющих факторов успеха реформирования экономики и, как следствие, увеличение темпов экономического роста, а также влияет на эффективность функционирования политической системы. Однако формирование тех или иных моделей взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти зависит от предыдущего опыта развития страны, существующей политической культуры и сформировавшихся социальных, экономических и политических институтов.
Интерес к проблеме взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти также связан с задачами управления. Построение эффективной модели взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти требует утверждения соответствующих институциональных основ такого взаимодействия, а также разработки механизмов их реализации на практике.
Вебинар Юлии Дмитриевой «Взаимодействие бизнеса и власти»
Сформированная на основе демократических принципов модель партнерских отношений между властью и частным предпринимательством — один из основополагающих элементов функционирования смешанной экономики. На практике модель проявляется в форме определенной институциональной среды и структуры отношений и включает широкий охват видов деятельности. Формирование эффективной модели партнерства должно строится при наличии в стране гражданского общества, которое предполагает существование атрибутов демократических, рыночных отношений, таких, например, как доминирование закона, политический плюрализм, частная собственность, предпринимательство, прибыль, конкуренция, производство и распределение, движение капиталов, экономические стимулы и интересы и т. п. Все они обладают известной автономностью, относительно независимыми внутренними связями и закономерностями. Интересно допущение, что все указанные элементы, совокупность горизонтальных социальных связей между ними, созданных свободными и социально ответственными гражданами общества для защиты своих интересов, независимы от государства и его институтов. Это демократическое правовое общество, в котором есть место любым организациям и инициативам, соблюдающим его законы, включая и сектор бизнеса, которые занимают влиятельное положение во всех демократических странах.
В России сотрудничество бизнес-структур с органами государственной власти сталкивается с серьезными проблемами, которые проявляются в недостатках правовой базы; несовершенстве форм и методов реализации партнерских отношений; отсутствии конкурентных условий для эффективного сотрудничества; неразвитости инвестиционной и инновационной среды и т.д.
Для того чтобы начать говорить о моделях взаимодействиях власти и бизнеса, необходимо рассмотреть само понятие модель. Модель — это система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе [3]. Построение и исследование моделей, то есть моделирование, облегчает изучение имеющихся в реальном устройстве свойств и закономерностей.
Модели взаимодействия государства и бизнеса могут принципиально различаться по характеру, составу и, следовательно, по всей совокупности включаемых в них компонентов. Все многообразие моделей может содержать в себе как партнерские, так и более жесткие формы взаимодействия, вплоть до авторитарных и тоталитарных, и более нейтральные, когда государство выполняет роль ночного сторожа, а бизнес самостоятельно реализует свои функции на всем остальном экономическом пространстве.
Ряд исследователей выделяют идеальную теоретическую модель взаимодействия власти и бизнеса, которая возможна в условиях «идеального рыночного хозяйства». Она определяет роли субъектов взаимодействия: субъекты, представляющие интересы бизнеса договариваются о «правилах игры» и поручают контроль над их соблюдением государству как агенту-гаранту. Положительной стороной данной модели является установление обязательств между сторонами. Государство гарантирует бизнесу создание благоприятной среды и производство необходимых для его функционирования и развития общественных благ, таких как производственная, социальная и институциональная инфраструктура, также и бизнес берет на себя обязательства по уплате налогов и воспроизводству используемых экономических ресурсов.
Наряду с идеальной моделью можно выделить нормативную картину (модель) взаимодействия бизнеса и власти, складывающуюся из установленных в данной стране формальных норм, правил и практик их применения. Положительная черта данной модели заключается в выборе уже существующих практик применения, то есть существует ориентир для моделирования эффективного взаимодействия.
Среди универсальных моделей взаимодействия государства и бизнеса принято выделять модель плюрализма и модель корпоративизма (неокорпоративизма)[2].
Таким образом, в качестве заключения хотелось бы сказать, что закрепление в российской практике корпоративистской модели взаимодействия государственной власти и бизнеса , с одной стороны, связано с отказом от построения персоналистских режимов 34 и партон-клиентских отношений 35, предотвращением сращивания высшей государственной власти и крупного бизнеса[1]. С другой стороны, новая модель отношений государственной власти и бизнеса потребовала преодоления плюралистического хаоса представительства интересов и привела к созданию ассоциаций специального интереса, иерархически организованных и имеющих привилегии участия в разработке и реализации государственной политики. Они не про сто соединили многочисленные отраслевые и секторные объединения бизнеса, способствовали локализации конфликтов между экономическими субъектами, но и стали контрагентом диалога бизнеса с государственной властью и участниками корпоративистской системы согласования, а не открытой конфронтации.
1. Гермаш Т.А. Государственная власть и бизнес в современной России: новая модель взаимодействия//Философия права. 2011. № 1. С. 108 -112
2. Зельднер А. Государство в системе обеспечения устойчивого развития экономики// Вестник Института экономики РАН. 2012. № 6. С. 66-77.
3. Рагулина Ю.В., Бутова Т.В. Организация взаимодействия властных структур и бизнеса. Монография. М.: Кнорус, 2014. С.87
Источник: izron.ru