Взаимодействие государства и бизнеса – это процесс обмена действиями между органами государственной власти и предпринимателями, осуществляемого в целях реализации их интересов.
Общее представление о взаимодействии государства и бизнеса
Государство и бизнес являются неотъемлемыми субъектами общественной жизни всех стран. При этом система взаимодействия между ними в каждой стране специфична. Эта специфика обусловлена действием нескольких основных факторов:
- характер отношений, который сложился исторически между государством и бизнесом;
- типы экономического поведения населения, которые преобладают в данной стране;
- традиции разрешения деловых конфликтов;
- особенности распределения экономических ресурсов между различными социальными институтами;
- уровень политической культуры населения.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Совокупное действие этих факторов определяет модели и способы взаимодействия государства и бизнеса. В современном мире государство и бизнес могут взаимодействовать по одной из двух моделей, которые принципиально отличаются друг от друга – плюралистической и неокорпоратистской.
Стоит отметить, что в чистом виде ни одной из этих моделей в мире не существуют. Ученые говорят лишь о наличии определенных факторов, по которым можно утверждать преобладание той или иной модели. Следовательно, чаще всего в мире конкретные экономики представляют собой некие смешения и переплетения обеих моделей.
Характеристика плюралистической модели взаимодействия государства и бизнеса
Плюралистическая модель взаимодействия государства и бизнеса базируется на том, что части общественной системы координационно зависят друг от друга. Это значит, что какая-то одна часть целостной системы не может играть доминирующую роль.
Деятельность государства должна осуществляться в интересах всего капиталистического класса. Подобное мнение объясняется тем, что этот класс занимается материальным производством продукции, жизнеобеспечивающей как каждого конкретного индивида, так и все общество в целом. А другие члены общества, которые занимаются иными видами общественного производства (в том числе, государство), выступают в качестве субъектов, деятельность которых способствует оптимизации и развитию материального производства.
«Экономическая политика: взаимодействие государства и бизнеса»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
В основе плюралистической модели взаимодействия государства и бизнеса лежит англо-американская традиция, которая сама сформировалась с учетом наличия в обществе следующих культурно-исторических особенностей:
- преобладающим принципом социально-экономического поведения основной части населения США и Великобритании является индивидуализм, который подразумевает ориентацию людей на личный успех и их готовность принять на себя ответственность;
- одним из главных условий и движущей силой общественного развития является конкуренция, создание условий для которой выступает в качестве основы деловой этики и системы регулирования экономических отношений;
- основным показателем успешности, прежде всего, является прибыль;
- государству отводится роль разработчика правил регулирования отношений в экономике, разрешителя конфликтных ситуаций и помощника отечественных производителей на мировых рынках;
- основным методом разрешения конфликтов между участниками корпоративных отношений является проведение судебных процессов.
В результате действия этих факторов были определены основные аспекты концепции плюрализма. А именно: государство – это независимый арбитр, который принимает решения исходя как из общенациональных интересов, так и из частных интересов отдельных групп. Государство в основном ведет себя пассивно, его основной функцией остается властное распределение ограниченных ресурсов.
Частный бизнес выступает как полноценный участник политического процесса. Поэтому отношения между властью и бизнесом зачастую принимает форму сделок, заключаемых как между равноправными партнерами.
Характеристика неокорпоратистской модели взаимодействия государства и бизнеса
Неокорпоратистская модель взаимодействия государства и бизнеса также называется корпоратистской. Её фундаментальные основы были заложены на фоне развития (преимущественно в странах континентальной Европы) следующих культурно-исторических особенностей:
- в качестве основы деловой этики рассматривалось сотрудничество и партнерство различных профессиональных и социальных групп;
- ориентация населения, в первую очередь, на сохранение достигнутого уровня жизни и предотвращение возможных потерь для бизнеса и благосостояния;
- главным считается обеспечение стабильности и успешного развития национальной экономики в целом, а не успех отдельной личности или компании;
- получение прибыли зачастую рассматривалось не как конечная цель предпринимательской деятельности, а как условие ее ведения;
- допускается ограничение конкуренции, если это является необходимым условием для реализации интересов экономики в целом;
- государство несет большие социальные обязательства перед обществом, поэтому оно имеет право выдвигать соответствующие требования к нему, в том числе, к бизнес-сообществу;
- конфликтные ситуации урегулируются, как правило, в досудебном порядке, посредством заключения между заинтересованными сторонами договоренностей (т.е. обращение в суд – это крайний способ).
Таким образом, неокорпоратизм предполагает наличие институциональных форм правления, в которой интересы бизнеса представляют несколько централизованных организаций (например, профсоюзы, союзы работодателей и др.), лишь содействующих государственным органам в разработке законопроектов и в выработке политических решений и принимающих в обмен на это содействие ряд обязательств. В настоящее время подобная модель взаимодействия государства и бизнеса успешно реализована в странах северной Европы (таких, как Дания, Швеция, Норвегия, Нидерланды и др.).
Источник: spravochnick.ru
Модели взаимодействия власти и бизнеса
В современной литературе по исследуемому вопросу представлено несколько классификаций моделей взаимодействия «бизнес-власть».
Первая классификация получила распространение в мире в эпоху глобализации. Она выделяет две принципиально отличные друг от друга модели взаимодействия бизнеса и государства Гайнутдинов Р. И. Модели взаимодействия бизнеса и государства в глобализирующемся мире: сравнительный анализ // Проблемы современной экономики. 2006. № 1/2 (17/18). :
- 1) плюралистическая;
- 2) неокорпоратистская.
В действительности ни одна из них не действует в чистом виде. Существующие в мире конкретные экономики чаще всего представляют собой некие смешения и переплетения обеих моделей.
Плюралистическая модель взаимодействия бизнеса и государства базируется на англо-американской традиции, сформировавшейся в контексте следующих культурно-исторических особенностей:
- — индивидуализм как преобладающий принцип социально-экономического поведения основной части населения;
- — конкуренция рассматривается как непременное условие и движущая сила развития;
- — прибыль рассматривается как основной показатель успешности;
- — государство традиционно рассматривается как внешняя сила, роль которого заключается в выработке (совместно с бизнесом) правил регулирования, разрешении конфликтов, с которыми не может справиться само деловое сообщество (сильна тенденция к саморегулированию бизнеса), и поддержке национального бизнеса на международных рынках. Вмешательство государства в экономику как экономического агента категорически не приветствуется.
В плюралистической системе частный бизнес, наряду с государством является равным участником политического процесса. Большая часть взаимоотношений бизнеса и государства принимает форму сделок между частным бизнесом и властью в лице политиков и чиновников.
Конечно, существуют организации в плюралистических системах, которые представляют коллективные интересы различных групп бизнеса, однако, корпорации выбирают сами: становиться им членами каких-либо ассоциации или нет.
Корпоратистская или неокорпоратистская модель взаимодействия «бизнес-государство» сформировалась в контексте следующих культурно-исторических особенностей:
- — ориентация на партнерство и сотрудничество различных профессиональных и социальных групп (капитализм кооперации);
- — ориентация преимущественно на гарантии достигнутого уровня жизни, предотвращение возможных потрясений и потерь, стремление избежать неудач в бизнесе;
- — сложившаяся деловая этика рассматривает обеспечение прибыльности компании как условие, но не исчерпывающую конечную цель бизнеса. Социальные обязательства считаются чрезвычайно важными, заслуживающими, в случае необходимости, того, чтобы внести изменения в ведение бизнеса;
- — конкуренция рассматривается как важное условие развития, которое, однако, не исключает возможности и необходимости ее ограничения в определенных случаях для обеспечения интересов экономики в целом;
- — государство в корпоратистской традиции является важным экономическим агентом, обеспечивающим выработку и соблюдение общих «правил игры», а также рассматривается как сила, несущая большие социальные обязательства перед обществом в целом, и имеющая, поэтому, право выдвигать соответствующие требования к бизнесу Власть и бизнес: коммуникационные ресурсы. Сборник научных статей. Серия «Коммуникативные исследования». Выпуск 5. М.: НИУ ВШЭ, 2011..
Классификация И. Ивасаки.
Вопросами классификации взаимодействия государства и бизнеса посвящены работы И.Ивасаки. Он выделяет три типа моделей взаимодействия государства и бизнеса:
- 1) «Государство порядка» (order state), в котором бизнес-структуры находятся под жестким централизованным контролем и массовая приватизация не проводилась (поэтому вообще можно усомниться в существовании особых моделей взаимодействия государства и бизнеса). (Беларусь, Туркменистан и Узбекистан).
- 2) «Государство наказания» (punish state), ограничивающееся поддержанием институтов рынка и не вмешивающееся в механизмы управления корпорациями, а также не предпринимающее мер по предотвращению банкротства. (Страны Балтии).
- 3) «Государство-спасатель» (rescue state), в принципе предоставившее хозяйствующим субъектам возможность самостоятельно принимать решения, но сохранившее возможность вмешаться в определенных ситуациях, а также предотвратить банкротство предприятий. Вмешательство государства не ограничено четкими нормами и институтами и оставляет большой простор для коррупции и лоббизма.
Наиболее важной в рамках настоящей курсовой работы является классификация Чириковой Е.А. и Розенкова Д.А. , разработанная на материалах российских регионов Розенков Д.А. Власть, бизнес и общество в системе социально-экономического взаимодействия. М: «Экономика», 2007. Чирикова А. Бизнес как субъект социальной политики в современной
России // Общество и экономика. 2006. № 9.. Они выделяют несколько основных моделей взаимодействия власти и бизнеса:
- 1) Модели «подавления» и «принуждения» предусматривают административное давление. Власть требует от бизнеса определенных вложений в реализацию ее социальных программ и проектов, используя административный аппарат и структуры, призванные осуществлять контроль за деятельностью бизнеса.
- 2) Модель «патронажа» предполагает компенсации затрат бизнеса на реализацию социальных программ и проектов за счет определенного доступа для бизнеса к контролируемым властью ресурсам. Эта модель предполагает возможность торга вокруг условий поддержки бизнесом социальных программ и проектов власти.
- 3) Модель «невмешательства» власти. Власть не занимает активной позиции по отношению к социальной политике, проводимой бизнесом.
- 4) Модель «партнерство», в рамках которой представители власти и бизнеса достигли компромисса. Характеризуется пониманием со стороны государственной власти важности и роли бизнеса в развитии социально-экономических отношений. Соответственно деятельность власти направлена на развитие бизнеса и выстраивании конструктивного диалога, а также на принятие соответствующих решений с учетом интересов бизнес-структур. Отношения партнерства обеспечивают достижение синергетического эффекта от согласованной деятельности всех субъектов взаимодействия. Необходимым условием существования данной модели является паритетность в отношениях бизнеса и власти. В современных социально-экономических российских условиях является наиболее приемлемой, работающей по принципу «выгодно каждому — выгодно всем».
- 5) Модель «доминирование» характеризуется тем, что отношения между сторонами построены на доминировании, в отдельных случаях, даже на подчинении одной из сторон. При этом необходимо осознавать, что в реальных современных условиях такой доминирующей стороной может быть только государство. Данная модель основана на патернализме в отношениях, что выражается в обеспечении определённой поддержки (финансовой, административной и т.п.) деятельности бизнес-структур, выдаче преференций и предпочтений в обмен на лояльность и послушание по отношению к государственной власти.
- 6) Модель «игнорирование» предполагает отсутствие взаимодействия как такового, что может быть обусловлено различными причинами, однако предполагается, что данная модель является переходной моделью. Она может формироваться в условиях перехода от доминирования к конфронтации, от конфронтации к доминированию, а также от доминирования или конфронтации к более эффективным моделям взаимодействия. Модель игнорирования проявляется тогда, когда государство не замечает бизнеса, не мешает, но и не помогает их деятельности. Такая модель может быть реализована в условиях концентрации власти на разнообразных политических и экономических проблемах, в частности в условиях экономического кризиса.
- 7) Модель «конкуренции» основывается на желании субъекта предвосхитить усилия взаимодействующего субъекта по предметам взаимодействия и решении общих задач. Данное желание представляется конструктивным, однако отсутствие диалога и решение задач усилиями одного субъекта, который пусть даже и руководствуется самыми благими намерениями, представляется фактором, ограничивающим эффективность взаимодействия. Однако в отдельных случаях рационально организованная конкуренция также может способствовать достижению синергетического эффекта.
- 8) Модель «конфронтация» предполагает взаимодействие, которое характеризуется высокой степенью активности отношений и высокой их динамикой. В рамках этой модели власть видит в лице бизнес-структур, не желающих «встраиваться» в патерналистскую модель, опасность для собственной власти, и старается осложнить их деятельность.
Необходимо сказать, что каждая из моделей сложилась в специфических культурных, экономических и социальных условиях, каждая имеет свои сильные и слабые стороны. Первая классификация популярна за рубежом. Где с 90-х годов широкое распространение получило мнение о том, что англо-американская (плюралистическая) модель создает более благоприятные условия для привлечение инвестиций в регион — поэтому более успешна. При всех достоинствах указанной модели следует отметить, что это мнение может быть основано на предпочтениях основных инвесторов, большинство из которых традиционно представляют американские институты. Отдавая приоритет плюралистической модели, они просто стремятся работать в максимально привычных для себя условиях.
Относительно российской специфики и классификации Чириковой-Розенкова следует отметить, что в реальной практике всегда существует сочетание нескольких видов моделей, поэтому следует говорить не о безусловном наличии, а о преобладании той или иной модели взаимодействия бизнеса и власти. Особенно если говорить о региональных аспектах такого взаимодействия.
Источник: vuzlit.com