Если налоговая узнает, что человек не платил налоги, налоговая доначислит их за 3 года, да еще и начислят пени – 1/300 ключевой ставки ЦБ за каждый день.
Также существует еще штраф за неуплату налогов в размере 20%-40% от неоплаченной суммы;
Также еще есть штраф за несданные декларации- 30 % от суммы налога за каждый год.
Также существует уголовная ответственность. Если деятельность постоянно приносит доход и является систематической, то это уже предпринимательство.
За ведение такого «бизнеса» и не уплаты налогов могут привлечь к административной ответственности и оштрафовать на 2000 рублей.
Если за три года накопилось задолженность 2 700 000 рублей, то будет штраф на 300 000 рублей или могут посадить на один год в места не так отдаленные.
Также по налоговому кодексу могут наложить штраф на 10 % доходов, которые предприниматель получил за время нелегальной работы, но не менее 40 000 рублей.
Нормативка ст. 75,113,119,122,116 НК РФ, ст. 198, 171 УК РФ.
Когда могут посадить за неуплату налогов, уклонение от уплаты налогов 2018
Вот такая ситуация, так что стоит подумать. Учитывая, что сейчас уже есть вполне удобный и с наименьшей налоговой нагрузкой налоговый режим (самозанятые), то вести нелегальный бизнес отпала необходимость.
Ставьте лайки буду признателен.
Звоните. Пишите если есть вопросы.
Источник: tenchat.ru
Какая ответственность за уклонение от уплаты налогов
Уклонение от уплаты налогов, которое было обнаружено, влечет для виновного крайне неприятные последствия. Причем чем крупнее неуплаченные суммы, тем строже ответственность. В данном случае могут налагаться штрафные санкции, а к физическим лицам, принимавшим решения о нарушении налогового законодательства, применяются меры административной и уголовной ответственности.
- Виды ответственности за уклонение от уплаты налогов
- Кто привлекается к ответственности по налоговому законодательству
- Кто может быть привлечен к ответственности по КоАП РФ и УК РФ
- Санкции за уклонение от уплаты налогов
- Налоговый кодекс РФ
- Кодекс РФ об административных правонарушениях
- Уголовный кодекс РФ
- Сроки давности
- Вина и обстоятельства, влияющие на строгость санкций
Виды ответственности за уклонение от уплаты налогов
Уклонение от уплаты налогов может рассматриваться в качестве налогового, административного правонарушения или уголовного преступления. Соответственно, и санкции за совершение такого деяния прописаны в трех законодательных актах: Налоговом и Уголовном кодексах и в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
Привлечение к ответственности возможно параллельно по нормам НК РФ и УК РФ или КоАП РФ. Например, если компания была уличена в уклонении от уплаты налогов, на нее будет наложен штраф, а вот должностные лица этой компании могут подвергнуться уголовному преследованию, если в их действиях заподозрят признаки преступления.
Чем грозит неуплата налоговой задолженности? / Неуплата налогов 2021
Кто привлекается к ответственности по налоговому законодательству
За уклонение от уплаты налогов наказываются налогоплательщики. А ими могут выступать:
- юрлица;
- индивидуальные предприниматели;
- физлица.
Наказания для физлиц и организаций не отличаются по строгости. Все зависит от суммы неуплаты в бюджет.
Чтобы лицо можно было наказать за уклонение от уплаты налогов, этот факт должен быть официально установлен, а значит, налоговый орган должен принять соответствующее решение. И только после вступления такого решения в силу можно применять к правонарушителю санкции.
Кто может быть привлечен к ответственности по КоАП РФ и УК РФ
Если налоговые преступления совершают налогоплательщики, к которым относятся как юридические, так и физлица, то к административной и уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов привлекают только физлиц.
Но в УК РФ есть две статьи — 198 и 199, согласно которым состав преступления заключается в уклонении от уплаты налогов. Только в первом случае уклоняется физлицо, а во втором — организация. Если физлицо уклонилось от уплаты налога, то с него и спрос. А в организации такие решения принимают тоже люди, только имеющие соответствующие полномочия, — их и наказывают.
Для привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления физлицу не нужно быть совершеннолетним, достаточно достичь 16 лет. Такие же рамки установлены в КоАП РФ. Для налоговых правонарушений это актуально, потому что согласно нормам ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний может заниматься предпринимательской деятельностью с 16 лет, если будет объявлен дееспособным.
Санкции за уклонение от уплаты налогов
Ниже рассмотрим санкции, которые предусматривают налоговый кодекс, КоАП РФ, УК РФ.
Налоговый кодекс РФ
Налоговые санкции устанавливаются в виде штрафов. Такое наказание увеличивает поступления в бюджет, а это важно для государства. Если же налогоплательщик уклонялся от уплаты налогов по-крупному, ему также грозит уголовная ответственность. Но это не означает, что он освобождается от перечисления необходимых средств в бюджет и уплаты штрафа.
В НК РФ есть две статьи, где речь идет об уклонении от уплаты налогов:
- размер штрафа за непредставление декларации (ст. 119 НК РФ) равен 5 % суммы, которую нужно было уплатить в бюджет в качестве налога. При этом есть ограничение: штраф не может быть меньше 1 000 руб. и больше 30 % от неуплаченного налога.
- если налогоплательщик занизил налоговую базу или неправильно рассчитал сумму налога (ст. 122 НК РФ), с него будет взыскан штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы. Если же это было сделано умышленно, то штраф увеличится до 40 %.
Кодекс РФ об административных правонарушениях
КоАП РФ предусмотрена ответственность только за несвоевременную подачу декларации. А наказано может быть только должностное лицо. Согласно ст. 15.5 КоАП РФ на него налагается штраф в размере 300–500 руб.
Уголовный кодекс РФ
Под уклонением от уплаты налогов в уголовном праве подразумевается неподача декларации или включение в декларацию заведомо ложных сведений. За такое преступление физлица-налогоплательщики и физлица — уполномоченные работники организаций несут разную ответственность.
Причем состав преступления при уклонении от уплаты налогов возникает только в том случае, если неуплата была зафиксирована в крупном и особо крупном размере.
Санкции выглядят следующим образом:
- Если уклонение от уплаты налогов совершено физлицом, а неуплата в бюджет квалифицируется как совершенная в крупном размере, физлицо могут оштрафовать на сумму до 300 000 руб. или лишить свободы на срок до 1 года.
- При неуплате в особо крупном размере предельная сумма штрафа увеличивается до 500 000 руб., а срок лишения свободы — до 3 лет.
- Если уклонение от уплаты налогов совершено организацией в крупном размере, то ответственное лицо могут оштрафовать на сумму до 300 000 руб. Срок лишения свободы в данном случае может составить до 2 лет. Плюс к этому виновному лицу могут запретить занимать определенные должности или вести определенную деятельность.
- При неуплате налогов в особо крупном размере или группой лиц по сговору штраф вырастает до 500 000 руб., а срок лишения свободы — до 3 лет.
Какие именно применить санкции, решает суд. При этом играет роль размер ущерба, причиненного бюджету, наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств и степень вины обвиняемого.
Сроки давности
В НК РФ при рассмотрении вопроса о возможности применения наказания используются два вида срока давности:
- для привлечения к ответственности (ст. 113 НК РФ);
- для взыскания штрафов (ст. 115 НК РФ).
Привлечь к ответственности за уклонение от уплаты налогов можно только на протяжении 3 лет после окончания налогового периода, в котором было совершено правонарушение. Получается, что и проверка, в ходе которой устанавливается факт правонарушения, может охватывать только последние 3 года.
Как только налоговая инспекция вынесла решение о привлечении правонарушителя к ответственности за уклонение от уплаты налогов, начинается отсчет срока давности взыскания штрафов. Изначально налогоплательщику направляется требование об уплате штрафа, в котором прописаны сроки его исполнения.
Если налогоплательщик добровольно не исполняет требование, у налоговой службы есть 2 варианта:
- самостоятельно принять решение о взыскании штрафа;
- обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафа.
Оба эти срока начинают течь с момента истечения срока, выставленного в требовании об уплате штрафа. Порядок, который будет выбран налоговой зависит от того, какой срок прошел с момента выставления требования, и какова сумма неуплаты.
Вина и обстоятельства, влияющие на строгость санкций
Уклонение от уплаты налогов, как и другие виды налоговых правонарушений, может совершаться умышленно или по неосторожности. Разница заключается в том, что в первом случае лицо осознавало, что действует противозаконно, а во втором случае правонарушитель не понимал, что нарушает закон, хотя должен был.
В НК РФ перечислены обстоятельства, на основании которых можно исключить вину правонарушителя, а именно:
- уклонение от уплаты налогов произошло из-за стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации;
- физлицо допустило уклонение от уплаты налогов из-за своего болезненного состояния;
- налогоплательщик следовал разъяснениям, действовал по инструкциям налоговых или иных компетентных органов, что в итоге привело к уклонению от уплаты налогов.
При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств налогоплательщика не могут привлечь к ответственности.
Но если налогоплательщик все же был привлечен к ответственности, остается еще вопрос о назначении наказания. И тут могут оказывать влияние смягчающие и отягчающие обстоятельства. Для тех, кто совершил действия, приведшие к уклонению от уплаты налогов, вследствие тяжелых личных обстоятельств, под угрозой или из-за принуждения, возможно уменьшение размера штрафа как минимум в 2 раза. А вот для тех лиц, которые совершили подобное правонарушение повторно, штраф может быть увеличен на 100 %.
Таким образом, при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов государство заинтересовано не только наказать правонарушителя, но и вернуть недоплаченные суммы в бюджет. Кроме того, нарушителя обязывают уплатить штрафы, возникающие из-за неуплаты налогов, что также увеличивает поток поступлений в бюджет. С другой стороны, наказание должно быть таким, чтобы предотвратить повторное уклонение от уплаты налогов правонарушителем, поэтому налогоплательщиков, укрывающих доходы в крупных и особо крупных размерах, могут даже лишить свободы на 3 года.
Еще больше материалов по теме в рубрике: «Ответственность (штрафы)».
Источник: xn--h1apee0d.xn--p1ai
«До 7 лет»: за неуплату страховых взносов посадят в тюрьму
Масштабы «серой» занятости в России огромны – по оценкам экспертов, неформальный рынок труда может охватывать от 15 до 30 млн экономически активных россиян. Кроме уклонения от уплаты налогов, это приводит к тому, что их работодатели избегают уплаты страховых платежей во внебюжетные фонды. В итоге граждане лишаются нормальной пенсии, права на больничные выплаты и адекватной медицинской помощи. Дабы повлиять на ситуацию, в Минюсте разработали документ, вносящий поправки в уголовное законодательство и вводящий ответственность работодателей. Правонарушителям грозит 2-миллионный штраф или до 7 лет тюремного заключения.
Разработанный законопроект проходит в комплексе кабминовских изменений уголовного законодательства, и если все пойдет по плану, то ужесточенные меры наказания будут введены уже в июле. Данный документ порождает новый состав преступления, приравнивая взносы по значимости к налогам. Примечательно, что ранее в России уже существовала такая ответственность, однако после отмены ЕСН в 2010 году, они взносы перестали считаться налоговыми платежами и остались лишь санкции административного характера.
Меры ответственности
Согласно документу, одобренному в понедельник правительственной комиссией по законопроектной деятельности, организации, собирающие страховые платежи, обязаны будут передать правоохранительным органам информацию о непогашенных крупных недоимках. Субъектами правонарушения станут как юридические лица, ИП, так и обычны граждане.
Их предлагается наказывать за сокрытие средств, за счет которых должны производиться расчеты с внебюджетными фондами, а также за сам факт избегания их оплаты. Нарушителей ждут серьезные штрафные санкции – 200 тысяч – 2 млн рублей за факт сокрытия и 300 (500 тыс. для юр. лиц) тысяч рублей для непосредственно уклонистов. Помимо этих санкций, предлагается ввести наказание в форме принудительных работ, а также реальное лишение свободы, максимальный срок которого может достигать 7 лет. Самые жесткие меры предлагается ввести для тех, кто сокрыл облагаемое взносами имущество в особо крупных размерах.
Криминалом будут признаваться крупные и особо крупные уклонения и сокрытия – в остальных случаях, судя по всему, будет действовать административная юрисдикция. Гражданина смогут обвинить в крупном уклонении, если его недоимка в течение 3-х лет составит не меньше 600 тысяч рублей, при условии, что это больше 10%, которые лицо обязано внести во внебюджетные фонды, либо неуплата 1,8 млн рублей. Порог криминала для юр. лиц существенно выше – их недоимка должна составлять 2 млн рублей за 3 года, при условии превышения 10% или же 6 млн рублей и выше, независимо от облагаемой базы. Повышение тяжести преступления до особо крупных размеров будет иметь место для граждан в случае неуплаты 3 млн рублей, которые больше 20% от всей суммы взносов или же 9 млн рублей. Юр. лицам, при превышении 20% порога нужно будет недоплатить 10 млн рублей, или же 30 млн рублей без привязки к базе.
Авторы законопроекта, учитывая всю серьезность предложенных мер наказания, предлагают также ввести некий формат амнистии и освобождения нарушителей от уголовной ответственности, если такие нарушения имели место лишь впервые. В частности, для этого правонарушителям придется не только уплатить все необходимые взносы, но и погасить все санкционные штрафы и набежавшие комиссии. Следует также отметить, что субъектами преступления могут выступать лишь работодатели, ИП и граждане, которые пользуются услугами наемного труда, платят нанятым работникам зарплату, но страховых платежей не перечисляют. Сами работники по данному виду ответственности, так как у них нет обязанности уплачивать страховые взносы, привлечены быть не могут.
Бюджет теряет деньги
Проводя анализ предложенных нововведений, можно откровенного заявить: правительство старается усилить методы борьбы с теневым рынком труда. Очевидно, что мягкие меры по добровольной легализации не приносят ощутимого результата, и поэтому чиновники вспомнили про существование более жестких мер.
Приравнивание страховых платежей к налоговым в России уже проходили, и это вполне закономерно, так как данные виды сборов имеют схожую природу. Сложно поспорить с тем, что необходимость в ужесточении санкций имеет место уже давно – достаточно лишь озвучить объемы средств, которые недополучают внебюджетные фонды. Так, по данным Росстата, общий зарплатный фонд, учитывающий и серый рынок, составляет около 40 трлн рублей, где серой, по мнению экспертов, выступает треть всего объема зарплаты. Так, если бы все уклонисты резко начали платить страховые платежи, один только ПФР смог бы увеличить собираемость на сумму около 1 трлн рублей.
Хотя зафиксированные уполномоченными органами цифры гораздо ниже.
Например, за период 2012-2015 годы, ПФР зафиксировал лишь 11 тыс. организаций-уклонистов, которые в общей сложности задолжали около 150 млрд рублей за 3(!) года. Многие обвиняют в сложившейся ситуации не только бизнес – негативные оценки получают и органы, занимающиеся администрированием процесса собирания платежей. Так как он проходит откровенно «спустя рукава», а в законодательстве на сегодня отсутствуют какие-либо жесткие меры воздействия на работодателей-уклонистов, то в бизнесе вполне ожидаемо сложились тенденции, когда с оплатой страховых платежей, мол, можно и повременить.
И тут нужно отметить, что оценки ПФР базируются на официальных уклонистах, которые не связаны с серым рынком – они просто не уплатили подлежащие взносы. А вот серый рынок – это как раз тот сегмент, где потенциал собираемости гораздо выше и суммы крупнее. Но им-то администраторы как раз и не занимаются, что создает колоссальную нагрузку на бюджет.
А кроме бюджетных проблем, есть и вторая сторона вопроса – это граждане, лишенные достойных пенсий. Эта проблема уходит пока на второй план, ведь чиновники в первую очередь пекутся наполняемостью бюджета, а не пенсиями тех, кто работает на сером рынке труда. Впрочем, новые меры не смогут сильно изменить ситуации, так как коснуться лишь тех, кто имеет задолженность на официально трудоустроенных работников. Те же, кто не платит взносов на неофициальных сотрудников, не подпадут под санкции, пока данного факта не выявит трудовая инспекция.
Репрессии для бизнеса
Впрочем, о пенсиях речь в данном законопроекте вообще не идет. Дело в том, что единственным на сегодня фондом, собирающим страховые платежи, выступает ФСС – всеми остальными взносами с начала текущего года занимаются налоговики, а о них речи в документе вообще не идет. Для них в Налоговом кодексе предусмотрен собственный механизм, но он, очевидно, будет касаться лишь новых задолженностей, как быть со старыми – вопрос открытый.
Механизм, оговоренный в законопроекте, предполагает, что ФСС теперь будет дополнять требования об уплате задолженностей по взносам уведомлением, в котором будет предупреждать уклонистов о возможном возбуждении уголовного дела. Если адекватной реакции в течение 2-х месяцев не последует, фонд будете передавать данные в правоохранительные органы. Кстати, последние также будут обязаны оповещать фонд о выявленных ими уклонистах и сопровождать представителей ФСС на выездных проверках – сегодня данное правило действует лишь в отношении налоговиков.
Документ находит поддержку в правительственных кругах.
В частности, свое одобрение выразил Максим Топилин, отметив, что документ уже давно согласован в кабмине. Однако, не все так оптимистично смотрят на предложенные нововведения. В частности, многие эксперты сетуют, мол, наличие уголовной ответственности может стать очередным репрессивным инструментом для давления на бизнес.
7-летний срок наказания, а точнее, возможность его применения, переносят правонарушение в число тяжких. Все это может породить уже известный предпринимателям подход, когда сначала возбуждается уголовное дело, а только потом проходят разбирательства. Хотя, если механизм возбуждения уголовных дел будет проработан и позволит исключить подобного рода коррупционные поползновения в сторону бизнеса, ситуация со страховыми платежами может измениться в лучшую сторону.
Но, опять же, только в отношении официально трудоустроенных работников – реальных механизмов давления на работодателей, практикующих теневую занятость, по-прежнему не существует. Хотя потенциал собираемости страховых взносов там куда выше. Кажется, если бы уголовная ответственность вводилась за неофициальный наем, бюджет бы выиграл гораздо больше. Да и работникам не пришлось бы думать о цвете своей зарплаты.
Источник: careerist.ru