Если работодатель устанавливает запрет на работу родственников в одном структурном подразделении организации, то подобные действия являются неправомерными. К такому выводу пришли эксперты Роструда, отвечая на вопросы граждан .
В ведомстве пояснили, что нормами действующего законодательства не установлено запрета на осуществление трудовой деятельности родственникам в одном структурном подразделении организации.
Роструд ссылается на положения статьи 3 ТК РФ. Они гласят, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Однако эксперты фирмы «1С» уточняют , что деятельность организаций государственного (муниципального) сектора кроме ТК РФ регулируется иными законами и подзаконными нормативными актами. При этом сразу несколько законов содержат ограничения, связанные с совместной работой родственников в госорганизациях и учреждениях. Под родственниками в данном случае подразумеваются родители, супруги, дети, братья и сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей.
Инвестиции для госслужащих — куда можно? Куда нельзя?
Ограничения ограничения на совместную работу родственников установлены в законах о государственной гражданской службе (от 27.07.2004 № 79-ФЗ), о муниципальной службе (от 02.03.2007 № 25-ФЗ) и о противодействии коррупции (от 25.12.2008 № 273-ФЗ). Также ограничения на совместную работу родственников установлены правительственным постановлением от 05.07.2013 № 568.
Перечисленные документы не допускают трудовую деятельность родственников, предусматривающую их подчиненность или подконтрольность:
- при прохождении государственной гражданской (муниципальной) службы;
- при работе в ПФР, ФСС и ФФОМС;
- при работе в иных организациях и фондах, созданных РФ на основании федеральных законов;
- при работе в федеральных государственных учреждениях или в федеральных государственных унитарных предприятиях (федеральных казенных предприятиях), созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должностях руководителей, главных бухгалтеров и должностях, связанных с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий.
Родственники могут работать в одном подразделении федеральных государственных учреждений, унитарных или казенных предприятий в двух случаях:
- если их должности связаны с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий, но не находятся в состоянии подчиненности или подконтрольности;
- если один из работников занимается деятельностью, относящейся к основной деятельности организации (например, научной), а другой – финансово-хозяйственной деятельностью.
Источник: buh.ru
Могут ли инвестировать госслужащие? // Наталья Смирнова
КС разобрался с доходами чиновников от подсобного хозяйства
Реализация продукции личного подсобного хозяйства, которое ведет госслужащий, не предполагает обязательной документации поступления средств, а если же размер таких доходов указан в справке об имуществе, то у судов нет оснований отвергать такую справку как свидетельство наличия прибыли, указал Конституционный суд.
Конституционный суд уточнил нормы, которые регулируют права государственных служащих, у которых есть личные подсобные хозяйства (ЛПХ). Такое постановление опубликовано на сайте КС во вторник.
Алиса Антонова*, работавшая помощником мирового судьи, просила проверить конституционность положений ч. 1 ст. 17 ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и п. 5 ст. 4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
Прокуратура, изучив справки о доходах и расходах семьи заявительницы за 2011–2014 годы, усомнилась в законности приобретения Антоновыми двух квартир во Владивостоке за 7 млн руб. Ссылаясь на законы о противодействии коррупции и контроле за расходами лиц, замещающих государственные должности, надзорное ведомство обратилось в суд с иском о взыскании денег, потраченных на приобретение одной из квартир, а вторую потребовало обратить в доход государства.
В ноябре 2019 года Кировский районный суд Приморского края частично удовлетворил иск прокурора и взыскал с Антоновой 3,4 млн руб. неподтвержденных расходов за 2014 год. При этом во внимание не было принято положительное решение местной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликта интересов. Суд признал денежные средства от личного подсобного хозяйства ответчиков, которые занимаются пчеловодством, незаконными доходами, поскольку они не представили доказательств налогового декларирования этих доходов или документа, освобождающего их от уплаты налога. Общая площадь участков, которыми пользуется семья Антоновой, составляет 1,8 га, в то время как закон «О личном подсобном хозяйстве» ограничивает его максимальный размер 0,5 га.
Суды апелляционной и кассационной инстанций оставили решение районного суда без изменения, а судья Верховного Суда отказал Антоновой в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебную коллегию по гражданским делам. После этого она решила обратиться в КС.
В частности, заявительница указала, что оспариваемые нормы позволяют суду считать незаконными доходы от ведения личного подсобного хозяйства, в том числе если площадь земельного участка превышает установленный законом максимальным размер, необходимый для освобождения от НДФЛ.
Также Антонова связала нарушение своих прав с неверным исчислением срока исковой давности в ее деле, а именно с момента получения прокурором от третьих лиц сообщения в отношении госслужащего. Это позволяет изымать у его семьи имущество по прошествии многих лет после того, как он представил сведения о доходах и расходах. В результате чиновник может уже потерять необходимые документы, которые бы могли обосновать законность полученных средств и трат.
Конституционный суд указал, что ведение ЛПХ признается значимым и поощряемым видом экономической деятельности граждан. Доходы, полученные от продажи продукции животноводства и растениеводства, выращенной в ЛПХ, подпадают под налоговые льготы, презюмируются законными и не требуют какого-либо специального подтверждения со стороны органов публичной власти. Подобные доходы допустимы и для госслужащих.
Реализация продукции личного подсобного хозяйства, которое ведет госслужащий, не предполагает обязательную документацию поступления средств, а если же размер таких доходов указан в справке об имуществе, то у судов нет оснований отвергать такую справку как свидетельство наличия прибыли, указал КС.
Как отмечается в постановлении, в судебном разбирательстве об изъятии имущества прокурор вправе доказывать, что указанные госслужащим суммы явно несоразмерны реальным возможностям конкретного ЛПХ, но в этой ситуации необходимо учитывать сроки исковой давности и хранения бухгалтерских документов. В ином случае положение лица, об изъятии имущества которого подан иск, может ухудшиться из-за утраты письменных доказательств законности получения доходов, признал суд.
Рассмотрев жалобу, КС пришел к выводу, что оспариваемые Антоновой нормы не нарушают ее конституционные права. Вместе с тем ее дело подлежит пересмотру с учетом правовой позиции КС.
* Имя и фамилия изменены редакцией.
- Право.ru
Источник: pravo.ru
Новости
Может ли государственный служащий работать в подчинении у своего близкого родственника? Разъясняет помощник прокурора Котельников А.С.:
Трудовое законодательство не содержит прямого запрета на работу в подчинении родственника. Однако данный запрет регламентирован законодательством о противодействии коррупции, а также законом о государственной и муниципальной службе, которые определяют порядок прохождения службы в отдельных органах и на отдельных должностях.
Например, государственные и муниципальные служащие не могут находиться на службе в случае близкого родства или свойства со служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Муниципальный служащий также не может находиться на службе в случае близкого родства (свойства) с должностным лицом местного самоуправления.
К числу близких родственников и свойственников относятся родители, супруги, дети, братья, сестры служащего и его супруга (супруги).
Нарушением антикоррупционного законодательства также будет являться прохождение службы не являющимися близкими родственниками (свойственниками) в непосредственной подчиненности или подконтрольности одного из них другому, если в полномочия служащего входит принятие решений, влекущих возможность получения доходов, иных выгод, преимуществ его родственником (свойственником). В данном случае речь будет идти о личной заинтересованности (конфликте интересов).
В обязанность каждого государственного и муниципального служащего, а также лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, входит принятие мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, его предотвращению и урегулированию.
Непринятие данных мер является правонарушением, влекущим привлечение к дисциплинарной ответственности виновного вплоть до увольнения с занимаемой должности в связи с утратой доверия.
Источник: www.astrgorod.ru