Применение ЕСХН разрешено не всем, а только сельхозтоваропроизводителям, которые соответствуют требованиям гл. 26.1 НК РФ. Кроме того, для применения ЕСХН необходимо подать соответствующее заявление в налоговый орган в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого планируется переход на ЕСХН (п.
1 ст. 346.3 НК РФ).
То есть теоретически сельхозтоваропроизводитель, соответствующий требованиям гл. 26.1 НК РФ, может сменить «упрощенку» на более близкую ему систему налогообложения в виде уплаты единого сельхозналога (ЕСХН), для чего ему необходимо в общем порядке подать в налоговый орган заявление о переходе на ЕСХН.
Глава 26.2 НК РФ устанавливает для налогоплательщиков, переходящих с УСН на ЕСХН, единственное «переходное» правило. Оно касается учета основных средств и нематериальных активов.
«Упрощенцы», переходящие на ЕСХН, руководствуются общим правилом, закрепленным в п. 3 ст. 346.25 НК РФ, которое позволяет учесть в рамках нового налогового режима ту часть стоимости основных средств и нематериальных активов, приобретенных до перехода на ЕСХН, которая к моменту перехода не была еще учтена в целях налогообложения в рамках УСН.
Это правило является единым для перехода от «упрощенки» к иным налоговым режимам (кроме ЕНВД). Поэтому при переходе на ЕСХН (принимая во внимание тот факт, что при ЕСХН доходы и расходы учитываются кассовым методом) учет основных средств и нематериальных активов ведется по тем же правилам, что и при переходе с УСН на общий режим с уплатой налога на прибыль кассовым методом (см. с. 197). *
Никаких «переходных» правил по учету доходов и расходов для случая перехода с УСН на уплату ЕСХН в НК РФ нет. В принципе, это понятно. Ведь УСН и ЕСХН похожи (оба этих спецрежима основаны на кассовом методе учета доходов и расходов).
Однако и здесь могут возникнуть проблемы.
«Упрощенцу», применявшему объект налогообложения «доходы», следует быть внимательным при учете расходов, понесенных в период применения УСН, а оплаченных после перехода на ЕСХН.
Ведь при применении ЕСХН объект налогообложения может быть только один —
«доходы минус расходы» (также с учетом расходов по ограниченному перечню).
Поскольку объект налогообложения «доходы» в принципе не предполагает учета расходов, то расходы, относящиеся к периоду применения УСН, но оплаченные после перехода на ЕСХН, учитывать при исчислении ЕСХН нельзя.
Если налогоплательщик применял объект налогообложения «доходы минус расходы» и какие-то расходы оказались «переходными» (т.е. оплата была при УСН, а осуществление при ЕСХН или наоборот), то в большинстве случаев проблем быть не должно — перечни учитываемых расходов для данных спецрежимов в основном совпадают.
Однако совпадение все же не полное. Следующие виды расходов, учет которых разрешен на «упрощенке», отсутствуют в перечне расходов, разрешенных при ЕСХН: —
расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора; —
расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации; —
расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 262 НК РФ; —
расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию; —
расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров; —
расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники; —
расходы по вывозу твердых бытовых отходов.
Учет таких расходов, понесенных при УСН, а оплаченных при применении ЕСХН, может стать предметом налогового спора.
При этом теоретически некоторые виды расходов можно «подогнать» под разрешенный при ЕСХН перечень — например, расходы на обслуживание ККТ и по вывозу ТБО можно попытаться учесть как материальные.
Однако лучше всего, во избежание споров, все такие расходы оплатить до перехода на ЕСХН.
Кроме того, расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, разрешенные при «упрощенке» уже с 2007 г.
(задним числом), при применении ЕСХН можно учитывать только с 2008 г. (согласно Закону N 85- ФЗ). Соответственно, если такие расходы окажутся «переходными» (например, реконструкция проведена в рамках УСН в 2007 г., а оплачена уже после перехода на ЕСХН в 2008 г.), то также могут возникнуть проблемы с их учетом.
И, конечно же, следует помнить, что убытки, полученные налогоплательщиком при применении упрощенной системы налогообложения, не учитываются после перехода на иные режимы налогообложения (п. 7 ст. 346.18 НК РФ). Поэтому сумма неучтенного убытка, полученного при применении УСН, при переходе на ЕСХН учтена быть не может.
Источник: lib.sale
Как быть плательщиком НДС и остаться на ЕСН в сельхозпроизводстве?
Наше КФХ является плательщиком ЕСХН. С 2019 года сельхозпроизводители признаются плательщиками НДС. В 2019 году мы писали уведомление об освобождении от НДС. А в этом году хотим перейти на уплату НДС. Вопрос: можем ли мы быть плательщиками НДС и при этом остаться на Едином сельхозналоге или придётся переходить на общий режим НО?
Ответы на вопрос (3):
20.01.2020, 20:30,
Придется перейти на общий режим.
Если платите НДС, то отказываетесь от ЕСХН. Не может быть и НДС и ЕСХН.
Абз. 1 п. 3 ст. 346.1 НК РФ.
ЕСХН по сути льготный налог, который используется вместо общего режима и как бы заменяет иные налоги.
20.01.2020, 20:42,
Это лучший ответ
В силу п. 2 ст. 164 НКРФ реализация основных видов сельхозпродукции облагается по льготной ставке НДС 10%.
В-третьих, для применения НДС не требуется отказываться от ЕСХН, а ставка по данному налогу заметно ниже ставки налога на прибыль (6% против 20% при схожей базе налогообложения). И, наконец, для небольших сельхозпроизводителей введено право на освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС.
Совокупность перечисленных норм предоставляет малым предприятиям, работающим на спецрежиме в виде ЕСХН, альтернативу:
— либо оставаться плательщиком НДС, уплачивать этот налог с реализации сельхозпродукции по ставке 10% и заявлять вычеты по «входящему» НДС;
— либо освободиться от обязанности по уплате НДС, «входящий» налог учитывать в стоимости товаров (работ, услуг) в порядке, установленном пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ.
В 2020 году плательщики ЕСХН могут применить освобождение от НДС, если размер дохода не превышает 90 млн рублей за год
ФНС России «Снижен лимит выручки по ЕСХН для освобождения от уплаты НДС»
Размер дохода снижен — в прошлом году эта сумма составляла 100 млн рублей.
Организации и ИП, которые планируют использовать освобождение впервые, должны представить в налоговый орган по месту своего учета уведомление по утвержденной форме.
Подать уведомление необходимо не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого налогоплательщик будет использовать указанное право.
Тем налогоплательщикам, которые представили уведомление в 2019 году и планируют продолжать использование данного права в 2020 году, направлять документы в налоговый орган не требуется.
20.01.2020, 20:46,
г. Санкт-Петербург
ЕСХН — это специальный налоговый режим для сельхозпроизводителей. Переходить на него имеют право предприниматели и компании, чей совокупный доход от сельхоздеятельности составляет не меньше 70%.
Если соответствующее уведомление не будет отправлено в налоговую службу до 20 января 2019 года, сельхозпроизводителю придется платить налог.
В 2020 году льготой могут воспользоваться сельхозпроизводители, чья выручка не превысит 90 миллионов рублей за предшествующий год, в 2021 году — 80 миллионов рублей за предшествующий период, в 2022 году планка будет установлена на уровне 70 миллионов рублей, а с 2023 года и далее она будет зафиксирована на уровне 60 миллионов рублей.
Налоговики отмечают, что признание плательщиков ЕСХН плательщиками НДС без перехода на общий режим налогообложения приведет к повышению спроса на сельскохозяйственные сырье и продукцию, увеличению объемов продаж, а также поспособствует проведению технической и технологической модернизации производства.
Источник: www.9111.ru
Статья 346.1 НК РФ. Общие условия применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога)
1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (далее в настоящей главе — единый сельскохозяйственный налог) устанавливается настоящим Кодексом и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
2. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с настоящей главой, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном настоящей главой.
3. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями).
Абзац утратил силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ.
Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности (в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями).
Абзац утратил силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ.
Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
4. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения предусмотренных настоящим Кодексом обязанностей налоговых агентов, а также обязанностей контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний.
5. Правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства.
Комментарий к Статье 346.1 НК РФ
Организации и индивидуальные предприниматели, занятые в сельскохозяйственном производстве, вправе сами принять решение: переходить ли им на уплату единого сельскохозяйственного налога (далее — ЕСХН) или же остаться на общем режиме налогообложения. То есть переход на единый сельскохозяйственный налог — это право, а не обязанность фирм.
ЕСХН, который заменяет целый ряд налогов:
— налог на прибыль и налог на имущество организаций;
— НДС (за исключением НДС, который фирмы уплачивают при ввозе товаров на таможенную территорию РФ);
— ЕСН (при этом предприятия продолжают уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование).
Однако не все организации, занятые аграрным бизнесом, могут перейти на уплату ЕСХН. Для этого фирма должна соответствовать критериям сельскохозяйственного товаропроизводителя, установленным ст. 346.2 НК РФ.
Во-первых, организации и предприниматели вправе перейти на ЕСХН, если они производят сельскохозяйственную продукцию, а также осуществляют ее первичную и последующую (промышленную) переработку.
Чтобы узнать, относится продукция фирмы к сельскохозяйственной, достаточно обратиться к закрытому Перечню сельскохозяйственной продукции первичной переработки. Он утвержден Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2004 г. N 449.
Во-вторых, доход от реализации произведенной ими сельхозпродукции (включая продукцию первичной переработки) должен составлять не менее 70 процентов.
В-третьих, предприятия на ЕСХН не должны заниматься производством подакцизных товаров, иметь филиалы и представительства, заниматься предпринимательством в сфере игорного бизнеса. ЕСХН также недоступен для бюджетных учреждений.
Таким образом, фирма, не производящая сельхозпродукцию, а только закупающая и перерабатывающая ее, не является сельскохозяйственным товаропроизводителем. А значит, не имеет права перейти на ЕСХН.
Другой комментарий к Ст. 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации
При применении статьи 346.1 НК следует учитывать, что одновременно налогоплательщик может совмещать применение ЕСХН только с ЕНВД.
Одновременно применять ЕСХН и общую систему налогообложения (по разным видам деятельности) невозможно, равно как и невозможно совмещение ЕСХН и УСН (см. подпункт 13 пункта 3 статьи 346.12 НК).
Кроме того, необходимо учитывать, что на основании статьи 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ, с 1 января 2008 года по 31 декабря 2014 года под сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным пунктом 2 и подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 346.2 НК.
Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующих порядке и размере:
в 2004 — 2012 годах — 0 процентов;
в 2013 — 2015 годах — 18 процентов;
начиная с 2016 года — в соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК.
Этим и объясняется добровольность применения ЕСХН.
Единый сельскохозяйственный налог предусматривает замену уплаты совокупности налогов, прямо указанных в статье 346.1 НК, уплатой данного налога.
Кроме того, необходимо учитывать, что в 2010 году применяются пониженные тарифы страховых взносов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в статье 346.2 НК, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог (статья 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»). Пониженные тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог, предусмотрены и в переходный период 2011 — 2014 годов согласно статье 58 указанного Закона.
Источник: nkodeksrf.ru