Принят Государственной Думой 2 июня 2000 года
Одобрен Советом Федерации 7 июня 2000 года
(В редакции федеральных законов от 29.04.2002 № 42-ФЗ, от 26.11.2002 № 152-ФЗ, от 01.10.2003 № 127-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 198-ФЗ, от 20.04.2007 № 54-ФЗ, от 24.06.2008 № 91-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 01.06.2011 № 106-ФЗ, от 03.12.2012 № 232-ФЗ, от 02.12.2013 № 336-ФЗ, от 01.12.2014 № 408-ФЗ, от 14.12.2015 № 376-ФЗ, от 02.06.2016 № 164-ФЗ, от 19.12.2016 № 460-ФЗ, от 28.12.2017 № 421-ФЗ, от 07.03.2018 № 41-ФЗ, от 25.12.2018 № 481-ФЗ, от 27.12.2019 № 463-ФЗ, от 29.12.2020 № 473-ФЗ, от 06.12.2021 № 406-ФЗ)
Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2022 года в сумме 13 890 рублей в месяц. (В редакции Федерального закона от 06.12.2021 № 406-ФЗ)
Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году и исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, за предыдущий год.
Может ли зарплата быть ниже МРОТ? Актуальная судебная практика
Проект федерального закона об установлении минимального размера оплаты труда на очередной год подлежит обсуждению с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.
С 2021 года соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы устанавливается в размере 42 процентов.
Соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития Российской Федерации.
Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на текущий год.
Исчисление медианной заработной платы осуществляется на основании методики, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
(Статья в редакции Федерального закона от 29.12.2020 № 473-ФЗ)
Статья 2. Минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 настоящего Федерального закона, вводится:
организациями, финансируемыми из бюджетных источников, — за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; (В редакции Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ)
другими организациями — за счет собственных средств.
Часть. (Утратила силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Как правильно платить МРОТ? За что ИП вызвали на зарплатную комиссию в ФНС. Бизнес и налоги.
(Дополнение частью — Федеральный закон от 01.10.2003 № 127-ФЗ) (Утратила силу — Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ)
Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается. (В редакции федеральных законов от 20.04.2007 № 54-ФЗ; от 24.07.2009 № 213-ФЗ)
Статья 4. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Статья 5. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Статья 6. Внести в пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331) следующие изменения:
абзац второй исключить;
абзац третий изложить в следующей редакции:
«Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.».
Статья 7. Признать утратившим силу Федеральный закон от 9 января 1997 года № 6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст. 350) .
Статья 8. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 9. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2000 года.
Президент Российской Федерации В.Путин
Источник: government.ru
Статья 133 ТК РФ. Установление минимального размера оплаты труда (действующая редакция)
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:
организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
другими работодателями — за счет собственных средств.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть четвертая утратила силу с 1 сентября 2007 года. — Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ.
Статья 132 Статья 133 Статья 133.1
Постоянная ссылка на документ
URL документа [ скопировать ]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ]
BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ]
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ]
Скачать документ в формате
Комментарий к ст. 133 ТК РФ
1. Минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом. В настоящее время действует Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», который установил МРОТ с 01.01.2013 в размере 5205 руб. С 01.01.2014 установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 5554 руб.
Надо подчеркнуть, что минимальная оплата труда обеспечивается работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени. Оплата труда при неполном рабочем времени может быть меньше минимальной.
2. Норма об установлении МРОТ на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения была введена в ТК на основании международно-правовых актов. В частности, Всеобщая декларация прав человека (1948) предусматривает право каждого на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи (ст. 23). Аналогичные положения содержатся и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966); Европейской социальной хартии (пересмотренной) (1996).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» для обоснования устанавливаемого на федеральном уровне МРОТ используется прожиточный минимум в целом по Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 N 545 величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за I квартал 2013 г. установлена: на душу населения — 7095 руб.; для трудоспособного населения — 7633 руб.; для пенсионеров — 5828 руб.; для детей — 6859 руб.
За II квартал 2013 г. соответствующие показатели составляли: 7372 руб., 7941 руб., 6043 руб., 7104 руб. (Постановление Правительства РФ от 25.10.2013 N 958 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2013 года»).
3. Требование об установлении минимальной заработной платы не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека не вступило в силу: в соответствии со ст. 421 ТК порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума, а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, устанавливаются федеральным законом. Соответствующий закон еще не принят.
4. Минимальный размер оплаты труда применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности (ст. 3 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»). Размер стипендий, социальных выплат, а также порядок осуществления индексации оплаты труда и социальных выплат устанавливаются нормативными правовыми актами и не зависят от величины МРОТ.
5. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает полномочия по обеспечению выполнения предписания о МРОТ.
6. Минимальный размер оплаты труда представляет собой одну из основных государственных гарантий по оплате труда (см. коммент. к ст. 130).
Гарантийный характер минимального размера оплаты труда проявляется прежде всего в том, что за отработанную месячную норму рабочего времени при выполнении норм труда (трудовых обязанностей) работник не может получить меньше установленного федеральным законом минимума. Указанная гарантия не распространяется на случаи, когда работник по каким-либо причинам не отработал норму рабочего времени (например, прогулял несколько дней, использовал очередной отпуск либо отпуск без сохранения заработной платы); не выполнил норму труда (например, при сдельной оплате труда не выполнил дневную норму выработки). В связи с тем, что сдельные расценки рассчитываются на основе месячной (дневной) тарифной ставки, невыполнение нормы выработки автоматически приводит к уменьшению заработка. Особо надо отметить, что при работе на условиях неполного рабочего времени размер месячной заработной платы также может быть меньше МРОТ, поскольку в этом случае норма рабочего времени не отрабатывается.
Невыполнение же трудовых обязанностей (за исключением такого нарушения трудовой дисциплины, как прогул) само по себе не влечет снижения заработка. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, допущенное работником по его вине, является дисциплинарным проступком и может повлечь применение дисциплинарной ответственности.
Минимальный размер оплаты труда является основой для установления базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников государственных и муниципальных учреждений. Это также проявление гарантийного характера минимума заработной платы.
Источник комментария:
Отв. ред. Ю.П. Орловский «КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», изд.6-е АКТУАЛИЗАЦИЯ
ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д., 2014
Источник: www.zakonrf.info
МРОТ. Зачем он нужен, приводит ли его повышение к увеличению зарплаты
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) – актуальная тема для нашей страны. Все граждане слышали о нем, но не все до конца разбираются, как и где используется МРОТ и как влияет на доходы россиян.
Что такое МРОТ и зачем он нужен
МРОТ – это минимальный размер оплаты труда. Сотрудник, который отработал календарный месяц и исправно выполнял свои обязанности, не должен получать меньше данной суммы. В противном случае, работодатель будет привлечен к административной ответственности и оштрафован, согласно ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Но все это касается только тех, кто работает официально.
Меньше МРОТ могут платить только в случае, если человек работает неполный день или совмещает две должности. Например, гардеробщица трудится строго до обеда – она вполне может получать меньше МРОТ, и это не будет являться нарушением закона.
Согласно ст. 133 Трудового Кодекса РФ, МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума – минимальной суммы, устанавливаемой государством, которая нужна человеку, чтобы выжить. Дело в том, что до 2018 года МРОТ мог быть меньше прожиточного минимума, но потом эти показатели уравняли, а в дальнейшем минимальная оплата труда стала даже больше.
Существует так же региональный МРОТ, который устанавливается соглашениями о минимальной заработной плате. При этом регионы должны ориентироваться на федеральный уровень – они могут сделать свой МРОТ больше, но не меньше общероссийского.
Минимальный размер оплаты труда используется для расчета зарплат, социальных выплат, пособий и т. д. – чуть более подробно об этом пойдет речь ниже.
Вы считаете достаточным размер МРОТ в России?
Нет, это просто позор Да, на скромную жизнь вполне хватит Мне все равно, мои доходы никак не зависят от МРОТ
Как устанавливается и рассчитывается
В 2020 году МРОТ составил 12 130 рублей, согласно ФЗ от 27.12.2019 №463 . МРОТ должен ежегодно индексироваться. Согласно общему правилу, с 1 января соответствующего года МРОТ устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения по РФ за второй квартал предыдущего года.
Если же прожиточный минимум трудоспособного населения по РФ за второй квартал прошлого года меньше величины прожиточного минимума за второй квартал года, предшествующего предыдущему, то МРОТ будет в размере, установленном с 1 января предыдущего года.
Кстати, если в течение года прожиточный минимум уменьшится – такое теоретически может быть, то на размере МРОТ это никак не отразится, он останется прежним. А если, например, прожиточный минимум повысится, то с ним должен вырасти и МРОТ.
МРОТ бывает федеральным и региональным, причем последний не может быть меньше минимума, установленного на общефедеральном уровне. Величина регионального МРОТ рассчитывается, исходя из общего социально-экономического положения субъекта РФ.
В любом регионе МРОТ устанавливается на основании подписанного соглашения между органами исполнительной власти, работодателями и профсоюзами. Если какой-то работодатель не хочет присоединяться к соглашению, в месячный срок он должен предоставить мотивированный отказ. В таком случае работодатель будет ориентироваться на федеральный МРОТ. Если же отказа не поступило, это автоматически означает согласие выплачивать зарплату не меньше регионального минимума.
Эти договоренности распространяются на граждан, работающих на территории конкретного региона, за исключением лиц, получающих зарплату из федерального бюджета.
МРОТ в 2021 году
На момент написания статьи (ноябрь 2020 года) точный размер МРОТ на 2021 год пока неизвестен. Предполагается только, что он вырастет по сравнению с прошлым показателем.
❗ На что и как влияет показатель
МРОТ влияет на зарплаты, льготы и пособия в России, также в редких случаях используется при расчете больничных листов.
Зарплаты
Как уже было сказано, при полной занятости работодатель не имеет права платить сотруднику ниже МРОТ за исключением, когда человек работает неполный день или по совместительству.
В некоторых регионах действуют районные коэффициенты, или же сотруднику по должности положены различные надбавки. Некоторые ушлые работодатели пытаются обмануть сотрудников, утверждая, что надбавки включены в МРОТ вместе с зарплатой. Это не так – зарплата с надбавками и районными коэффициентами должна быть выше минималки.
Также в МРОТ не входят доплаты за работу в выходные и сверхурочные – это переработки, которые оплачиваются сверх.
Важно, что под МРОТ понимается заработная плата до вычета налогов. Если после всех налоговых отчислений работник получил на руки сумму, меньше установленного минимума, это не будет являться нарушением.
Пособия и больничные
Больничные листы оплачивают, исходя из зарплаты. Но в некоторых случаях для расчета используют МРОТ:
- если средний дневной заработок ниже МРОТ (например, при неполном дне);
- если сотрудник нарушил больничный режим (например, его госпитализировали, а он отказался от лечения и ушел домой);
- если сотрудник проработал менее 6 месяцев (технически невозможно посчитать среднюю зарплату за полгода);
- если сотрудник без уважительной причины пропустил обязательный медосмотр и сразу после этого взял больничный.
Такая же ситуация и с пособиями. По стандартным схемам все пособия, в том числе декретные, считаются по официальной зарплате. МРОТ используется:
- если человек официально не работал последние 2 года;
- если средняя зарплата была меньше МРОТ (опять же, например, при неполной занятости).
Источник: zakonguru.com