Минфин России в письме от 7 октября 2011 г. № 03-11-06/2/140 рассмотрел вопрос вправе ли применять УСН государственные автономные учреждения.
Не вправе применять УСН казенные и бюджетные учреждения (подп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Автономное учреждение представляет собой некоммерческую организацию, созданную Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № «Об автономных учреждениях» (далее — Закон №
В соответствии со статьей 6 Закона № учредителем автономного учреждения является государство (в лице Российской Федерации или субъекта Российской Федерации) или муниципальное образование.
Чем отличается работа от услуги и кто может применять УСН
Автономное учреждение не является бюджетным учреждением. Поэтому ограничение для применения упрощенной системы налогообложения, установленное подпунктом 17 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса в отношении казенных и бюджетных учреждений, к автономным учреждениям не применяется.
Источник: www.b-uchet.ru
Упрощенная система налогообложения в образовательных организациях
Одним из четырех специальных налоговых режимов, действующих на территории Российской Федерации, является упрощенная система налогообложения, применять которую вправе не все организации.
Как показывает практика, нередко образовательные организации задают вопрос о возможности применения ими упрощенной системы налогообложения. Чтобы разобраться с этим вопросом, предлагаем ознакомиться с данной статьей.
Основной целью введения такого специального налогового режима, как упрощенная система налогообложения (далее – УСН), было снижение налогового бремени на субъекты малого и среднего предпринимательства, максимальное упрощение определения налоговой базы и суммы налога, подлежащей уплате в бюджет налогоплательщиками, перешедшими на этот налоговый режим.
На самом деле, как установлено п. 2 ст. 346.11 НК РФ, уплата единого налога в связи с применением упрощенного режима налогообложения заменяет собой уплату налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пп. 3 и 4 ст. 284 НК РФ) и налога на имущество организаций.
Кроме того, налогоплательщики единого налога не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (далее – НДС), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.
Работа в программе 1С:Бухгалтерия государственного учреждения. Налоговый учет при УСН
Иные налоги организации уплачивают в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Упрощенный налоговый режим, регулируемый гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, среди всех действующих специальных налоговых режимов является самым демократичным. Его применение носит добровольный характер и распространяется на всю предпринимательскую деятельность организации, то есть заменяет собой общий режим налогообложения. Иначе говоря, организации сами решают, применять им упрощенный налоговый режим или нет.
Так могут или не могут образовательные организации применять упрощенную систему налогообложения? Попробуем разобраться, обратившись к налоговому законодательству, и рассмотрим, какие ограничения установлены в отношении применения УСН.
Так, не вправе применять УСН казенные и бюджетные учреждения, на что указывает подп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Отметим, что к образовательным организациям, как установлено ст. 11.1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон РФ № 3266-1), относятся государственные и негосударственные образовательные организации, которые могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.
Одной из форм некоммерческих организаций на основании п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) является учреждение.
В соответствии со ст. 12 Закона РФ № 3266-1 образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций). В свою очередь, государственные и муниципальные образовательные учреждения могут быть автономными, бюджетными или казенными учреждениями, что вытекает из п. 2 ст. 120 ГК РФ.
Следовательно, не вправе применять УСН только казенные и бюджетные образовательные учреждения, на остальных данный запрет не распространяется, т. е. образовательные организации, созданные, к примеру, в форме автономного учреждения, могут применять УСН. Об этом же сказано в письме Минфина Российской Федерации от 7 октября 2011 г. № 03-11-06/2/140.
Помимо указанного ограничения в положениях гл. 26.2 НК РФ, существуют также и иные критерии, влияющие на право налогоплательщика – образовательной организации применять УСН.
Согласно п. 2 ст. 346.12 НК РФ, ст. 3 Федерального закона от 19 июля 2009 г. № 204-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 204-ФЗ) образовательная организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСН, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 23 млн 70 тыс. руб. (15 млн руб., скорректированных на коэффициент-дефлятор, действовавший в 2009 г.).
Кроме того, не вправе применять УСН на основании ст. 346.12 НК РФ образовательные организации:
— имеющие филиалы и (или) представительства (подп. 1 п. 3).
Заметим, что данное правило распространяется в том числе на зарубежные представительства и филиалы, созданные налогоплательщиком (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 августа 2011 г. по делу №А42-4040/2009);
— организации, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек (подп. 15 п. 3). Отметим, что средняя численность работников определяется в соответствии с приказом Росстата от 24 октября 2011 г. № 435 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации»;
— организации, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов которых, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб. (подп. 16 п. 3). При этом в расчет необходимо брать только основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с положениями гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Например, стоимость земельного участка не будет учитываться при определении предельной величины остаточной стоимости основных средств, поскольку данный объект не является амортизируемым.
Таким образом, если образовательными организациями выполняются все вышеперечисленные условия, позволяющие применять УСН, то такие организации могут перейти на применение упрощенного налогового режима. Для этого им необходимо не позднее 31 декабря 2012 г. подать в налоговый орган по месту нахождения уведомление (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).
В уведомлении следует указать выбранный объект налогообложения («доходы» или «доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов»), а также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН, то есть на 1 октября 2012 г.
Обратите внимание, что вновь созданная образовательная организация вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с п. 2 ст. 84 НК РФ. В этом случае образовательная организация вправе применять УСН с даты постановки ее на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).
Следует отметить, что, как правило, перейти на УСН гораздо легче, чем сохранить право на ее применение. В соответствии с положениями налогового законодательства, если нарушается хотя бы один из критериев, установленных для применения УСН, то организация лишается права применять упрощенный режим и считается перешедшей на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено указанное несоответствие. Более того, такой организации придется заплатить налоги (авансовые платежи) в соответствии с общим режимом за «переходный» квартал.
Находясь на УСН, образовательная организация может выбрать один из двух объектов налогообложения: «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов», о чем мы уже упоминали в статье. В случае выбора организацией в качестве объекта налогообложения «доходы», налоговая ставка в силу п. 1 ст. 346.20 НК РФ устанавливается в размере 6%.
Если в качестве объекта налогообложения организация предпочтет «доходы, уменьшенные на величину расходов», то налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Заметим, что законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков. Данное положение закреплено в п. 2 ст. 346.20 НК РФ.
Порядок определения доходов при УСН установлен ст. 346.15 НК РФ, согласно которой при
определении объекта налогообложения у организаций учитываются:
— доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;
— внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Не учитываются при определении объекта налогообложения доходы, предусмотренные п.
1.1 ст. 346.15 НК РФ, в частности доходы, перечень которых содержит ст. 251 НК РФ. К ним относятся доходы:
— в виде имущества, полученного государственными (муниципальными) образовательными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (подп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ);
— в виде имущества, полученного налогоплательщиком безвозмездно (подп. 11 п.1 ст. 251 НК РФ):
— от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации;
— от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) получающей организации;
— от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) этого физического лица.
При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам;
— в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом к средствам целевого финансирования относится имущество, которое прямо перечислено в подп. 14, при условии, что оно получено и использовано им по назначению, определенному источником финансирования или федеральными законами, а также если образовательная организация ведет раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования;
— в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности (подп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ);
— и т. д.
Порядок определения расходов (для образовательных организаций, выбравших объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») установлен ст. 346.16 НК РФ. При этом расходы признаются таковыми после их фактической оплаты. Об этом сказано в п. 2 ст. 346.17 НК РФ.
Заметим, что в указанном пункте, в частности, также отмечено, что такие расходы, как расходы на оплату труда, учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика – образовательной организации, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности – в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц.
Порядок исчисления и уплаты налога определен ст. 346.21 НК РФ. В частности, в п. 3 ст. 346.21 НК РФ сказано, что налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения «доходы», сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, уменьшают на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50%.
Таким образом, образовательные организации, выбравшие объект налогообложения «доходы», вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50%.
Учет доходов и расходов в целях налогообложения субъекты, применяющие УСН в силу положений ст. 346.24 НК РФ, ведут в Книге учета доходов и расходов, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 154н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения».
Заметим, что книга должна вестись образовательными организациями последовательно в хронологическом порядке. При этом отражение информации должно происходить на основании первичных документов. Обратите внимание, что в случае спора с налоговыми органами Книга учета доходов и расходов, а также первичные документы, на основании которых были произведены записи в ней, являются необходимыми и достаточными документами для подтверждения фактов получения доходов и произведения расходов.
Иные документы, как отмечает ФАС Уральского округа в постановлении от 24 апреля 2008 г. № Ф09-2662/08-С3 по делу № А47-7064/07, налоговые органы потребовать не вправе.
По итогам налогового периода, то есть один раз в год, организации, согласно ст. 346.23 НК РФ, обязаны представлять в налоговый орган налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. В настоящее время форма и порядок заполнения данной декларации утверждены приказом Минфина России от 22 июня 2009 г. № 58н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения».
Источник: dis.ru
Упрощенная система налогообложения
Упрощенная система налогообложения, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, является специальным налоговым режимом и применяется налогоплательщиками на добровольной основе наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах.
Упрощенная система налогообложения была введена отдельной гл. 26 в ч. II НК РФ Федеральным законом от 24 июля 2002 г. №104-ФЗ.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрошенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности), а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.
Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, ее доходы от реализации и внереализационные доходы не превысили 15 млн руб.
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
- 1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
- 2) банки;
- 3) страховщики;
- 4) негосударственные пенсионные фонды;
- 5) инвестиционные фонды;
- 6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- 7) ломбарды;
- 8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
- 9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
- 10) нотариусы, занимающиеся частной практикой;
- 11) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
- 12) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с гл. 26 НК РФ;
- 13) организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%;
- 14) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, превышает 100 человек;
- 15) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб.;
- 16) казенные и бюджетные учреждения;
- 17) иностранные организации.
Объектом налогообложения признаются:
- o доходы;
- o доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.
При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог.
Сумма минимального налога исчисляется в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы. Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
По итогам 2008 г. налогоплательщиком получены доходы в сумме 350 000 руб., а также понесены расходы в сумме 340 000 руб. Сумма единого налога составит
(350 000 — 340 000) х 15 : 100 = 1500 (руб.).
Сумма минимального налога составит
350 000 х 1 : 100 = 3500 (руб.).
Учитывая, что сумма исчисленного в общем порядке единого налога оказалась меньше суммы исчисленного минимального налога, налогоплательщик осуществляет уплату минимального налога в сумме 3500 руб.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.
Сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период в соответствии с законодательством РФ, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания, соответственно, первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей по налогу.
Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Суммы налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Источник: studme.org