- показатели экономико-финансовой деятельности за отчетный год (берутся из налоговой и бухгалтерской отчетности);
- признаки взаимозависимости.
Однако в 2014 году налоговая служба внесла изменения своим приказом. Следовательно, действующие критерии были расширены и дополнены следующим образом:
- к признакам взаимозависимости добавили признаки влияния налогоплательщика на экономрезультаты взаимозависимых лиц;
- введен новый критерий – наличие спецразрешения (лицензии) на право организацией осуществлять вид деятельности.
Документ: приказ ФНС № ММВ-7-2/483 от 19.09.2014г.
- Предыдущие новости:
- Для отчетности в ПФР появилась новая форма СПВ-2
- Льготный тариф в ПФР могут продлить бизнесменам
- МРОТ по Москве повысился с 1 июня
- День рождения «РаСоБи»
- Аудиторов обяжут сотрудничать с ЦБ РФ
- Уведомлять о ликвидации ИП или юр. лица на УСН нужно в течение 15 дней
- ИП платить взносы в фонды нужно отталкиваясь от даты регистрации
- Малый бизнес хотят освободить от ведения трудовых книжек
- Перечень «упрощенцев» может расшириться
- АО обяжут к ежегодному аудиту
- Все новости
Источник: www.nalogros.ru
Кто относится к крупнейшим налогоплательщикам в 2022 году
Критерии, по которым организация относится к крупнейшему налогоплательщику, утверждены Приказом ФНС. Это:
- Показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год;
- Признаки взаимозависимости организаций, их влияние на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц;
- Наличие лицензии на право осуществлять определенные виды деятельности.
Показатели берут за любой год из трех, предшествующих текущему отчетному периоду. Если в отчетном году организация перестала удовлетворять критериям крупнейшего налогоплательщика, то свой статус она сохраняет еще два года.
Крупнейшим налогоплательщикам могут быть и некоммерческие организации, на основании суммарного объема доходов от реализации и внереализационных доходов по данным годовой налоговой отчетности по налогу на прибыль.
Критерии финансовых показателей различны для организаций федерального и регионального статуса.
1. Организации федерального уровня
Организацию будут считать крупнейшим налогоплательщиком, если она удовлетворяет хотя бы одного из показателей экономической деятельности за отчетный год:
- суммарный объем начислений федеральных налогов по данным налоговой отчетности превышает 1 млрд руб. Для организаций в сфере оказания услуг связи, в сфере реализации или предоставлении в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи, в сфере транспортных услуг — объем начисленных налогов должен быть свыше 300 млн руб. (п. 1.1 Критериев);
- суммарныйобъем полученных доходов (по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) превышает 20 млрд руб. (п. 1.2 Критериев);
- активы организации превышают 20 млрд руб. (п. 1.3 Критериев).
Для отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрены свои значения критериев. Например, для организаций оборонно-промышленного комплекса и компаний, включенных в перечень стратегических предприятий, необходимо выполнение одного из следующих условий (п. 2-3 Критериев):
YPO — закрытый клуб крупнейших предпринимателей мира. Как в него попасть?
- сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции должна быть более 27 млн руб. в год;
- сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 20% от общей суммы выручки;
- среднесписочная численность работающих свыше 100 человек;
- доля вклада учредителя (государство) составляет свыше 50%.
2. Организации регионального уровня
Для таких компаний показатели не разделяются в зависимости от вида деятельности.
Для получения статуса крупнейшего регионального налогоплательщика необходимо выполнение всех перечисленных условий:
- суммарныйобъем полученных доходов (по данным, отраженным в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности в строках с кодами показателей 2110, 2310, 2320, 2340) должен быть от 2 до 20 млрд руб. включительно;
- среднесписочная численность работников – более 50 человек;
- активы находятся в пределах от 100 млн руб. до 20 млрд руб. включительно либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности находится в пределах от 75 млн руб. до 1 млрд руб. (п. 2.3 Приказа).
Важно: если организация использует специальные налоговые режимы в части соответствующих видов деятельности, то к крупнейшим налогоплательщикам она не относится.
Сверхусилие для сверхналога
Госдума в спорах одобрила разовое изъятие у бизнеса 300 млрд руб.
Госдума вчера приняла в первом чтении самый громкий налоговый законопроект этого года — о разовом изъятии в бюджет у 2,5 тыс. относительно крупных российских компаний суммы минимум в 300 млрд руб. в виде налога на ранее полученную ими сверхприбыль. В отличие от большинства правительственных законопроектов, эта инициатива полной поддержки парламентариев не встретила — против выступили сразу три из пяти думских фракций (коммунистов, эсеров и «Новых людей»). В ходе дискуссии это даже вызвало подозрения в лоббизме интересов крупного бизнеса у коллег-единороссов, но на результатах голосования никак не сказалось.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Тревожные размышления Минфина по поводу доходной части бюджета привели к появлению в НК нормы о разово взимаемых налогах (на фото — замглавы ведомства Алексей Сазанов)
Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ
Пакет законопроектов о разовом налоге на сверхприбыль вчера прошел первое чтение в Госдуме. Речь идет о двух проектах. Первый вводит в Налоговый кодекс оговорку о том, что федеральными законами могут устанавливаться налоги разового характера, второй — регламентирует уже сам налог.
Базовая ставка налога составит 10% от разницы между прибылью компании 2021–2022 и 2018–2019 годов.
Поскольку такой новый налог, согласно законодательству, можно ввести только со следующего года, формально он заработает в 2024 году. Однако поскольку деньги бюджету нужны уже сейчас, придуман «обходной путь» — компании могут внести сумму уже с 1 октября по 30 ноября этого года в виде обеспечительного платежа по ставке лишь 5% в счет налога следующего года.
Платить будут компании, у которых средняя арифметическая величина прибыли за 2021 и 2022 годы превысила 1 млрд руб. Платеж не затронет малый и средний бизнес, плательщиков единого сельхозналога, угольщиков, а также компании нефтегазового сектора (для них в этом году уже предусмотрены дополнительные налоговые изъятия).
Минфин ожидает собрать таким образом минимум 300 млрд руб. (подсчитано при ставке в 5%). Налог коснется 2,5 тыс. компаний, или 3% налогоплательщиков.
В отраслевом разрезе распределение поступлений среди топ-50 плательщиков, по оценке ведомства, будет выглядеть так: 20% придется на предприятия в сфере добычи твердых полезных ископаемых, 19% — на производителей минеральных удобрений, 13% — на металлургов, 12% — на оптовую и розничную торговлю. Еще 9% — банковская сфера, 5% — нефтехимия, производство электроэнергии, строительные компании, обрабатывающая и логистическая промышленность. Остальные — 1%. Отметим, что накануне в интервью «РИА Новости» замглавы Минфина Алексей Сазанов не исключил возможности взимания налога на сверхприбыль и в будущем, если «гипотетически возникнет ситуация, когда будут такие сверхдоходы и необходимость финансировать большой дефицит».
В ходе обсуждения проектов три фракции — КПРФ, «Новых людей», «Справедливой России — За правду» — выступили против их принятия.
Депутат от СРЗП Валерий Гартунг посчитал, что в число плательщиков не вошли те, кто получает «настоящую сверхприбыль», имея в виду нефтегазовый сектор (сравнение нагрузки на него и на плательщиков разового налога Минфин пообещал представить ко второму чтению — напомним, сами нефтяники пытаются вывести из-под действия налога свои непрофильные дочерние структуры; см. “Ъ” от 28 июня). Депутата из «Новых людей» Александра Демина обеспокоило то, что под налог попадут не те, кто «сыграл на рыночной конъюнктуре и росте цен на сырье, а те, кто эти два года на фоне пандемии и СВО не спал сутками, перестраивал логистику и спасал свои предприятия». В этой же логике возражала и КПРФ — депутат Евгений Бессонов заявил, что под налог попадут крупные промышленные предприятия, выполняющие «задачи, поставленные президентом».
«Мы сейчас кого жалеем?» — поинтересовался у противников законопроектов глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. Он напомнил, что в 2021 году больше 2 трлн руб. «ушло на дивиденды — а не на какие, к черту, инвестиции», и пообещал представить ко второму чтению объемы полученной компаниями господдержки. Заодно, комментируя речи коллег, он пригрозил, что может назвать, «какое выступление с каким бизнесом связано».
Впрочем, среди протестовавших против проектов нашлись и те, кому задуманное властями изъятие 300 млрд руб. показалось недостаточным решением: Денис Парфенов из КПРФ интересовался, почему лишь 1% от доходной части бюджета планируется собрать, притом что «многие организации могли бы дать больше».
Посчитав предложенный вариант покрытия бюджетного дефицита не вполне справедливым, несогласные депутаты предлагали собственные.
Среди них — введение прогрессивной шкалы НДФЛ, повышение экспортных пошлин, отмена налогового маневра в нефтяном секторе. Все предложения так или иначе Минфином были решительно отметены.
Из того, что однозначно планируется дорабатывать ко второму чтению, как отметил Андрей Макаров, это «природа обеспечительного платежа». Так, в заключение бюджетного комитета депутаты отсылаются к позиции РСПП, указывавшего на необходимость корректировки проекта в части применения вычета с целью однозначной трактовки и лишения права на его применение при проведении возврата на любую сумму по инициативе не только налогоплательщиков, но и государства, чтобы дать бизнесу «гарантии выполнения достигнутых договоренностей и тем самым сохранить стимул к перечислению налога в конце 2023 года».
Как Минфин подготовил законопроект о разовом взносе со сверхприбыли компаний
В РСПП от комментариев вчера воздержались. О схожих замечаниях “Ъ” сообщили в Торгово-промышленной палате. По словам ее президента Сергея Катырина, ко второму чтению необходимо, в частности, четче сформулировать нормы об уплате налога в 2023 году в формате обеспечительного платежа по ставке 5%, чтобы не возникало рисков повышения ставки до 10%. «Например, надо предусмотреть риски возврата или незачета части суммы, ведь в текущих параметрах, если не зачтется хотя бы 1 руб., то это будет считаться нарушением условий и ставка вырастет. Такие моменты необходимо исключить»,— пояснил он.
Итог голосования за принятие проектов в первом чтении, как это часто бывает, градуса дискуссии не отразил. За высказались 316 депутатов, против — лишь 28.
Евгения Крючкова, Вадим Вислогузов
- Газета «Коммерсантъ» №115 от 29.06.2023, стр. 1
- Вадим Вислогузов подписаться отписаться
- Евгения Крючкова подписаться отписаться
- Налоговая политика России и деятельность ФНС подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru