29 марта 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 №407-ФЗ, который установил новые правила привлечения денежных средств и внес изменения в Федеральный закон от 02.07.2010 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее — Закон N 151-ФЗ).
С момента вступления в силу Закона №407-ФЗ реализовано законодательное разделение микрофинансовых организаций (далее — МФО) на два вида — микрофинансовые компании (далее — МФК) и микрокредитные компании (далее — МКК).
Итак, МФК имеет право привлекать денежные средства физических лиц, в том числе не являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), а также юридических лиц (пп. 2.1 п. 1 ст. 2 Закона №151-ФЗ). Однако, МФК вправе привлекать денежные средства физических лиц в рамках заключенного одним займодавцем (физическим лицом) с микрофинансовой компанией договора займа на сумму 1 500 000 (один миллион пятьсот тысяч) рублей и более, при условии, что сумма основного долга микрофинансовой компании перед таким займодавцем не должна составлять менее 1 500 000 (одного миллиона пятисот тысяч) рублей в течение всего срока действия указанного договора. Также МФК вправе привлекать денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей:
Что будет если не платить микрозайм. Как не платить микрозаймы МФО законно?
- являющихся учредителями (участниками, акционерами) микрофинансовой компании;
- приобретающих облигации микрофинансовой компании, выпуск (дополнительный выпуск) которых прошел государственную регистрацию и сопровождался регистрацией проспекта ценных бумаг, а также биржевые облигации микрофинансовой компании, выпущенные в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
- приобретающих облигации микрофинансовой компании, номинальной стоимостью более одного миллиона пятисот тысяч рублей каждая, или предназначенные для квалифицированных инвесторов;
В свою очередь МКК имеет право привлекать денежные средства только физических лиц, которые являются ее учредителями (пп. 2.2 п. 1 ст. 2 Закона №151-ФЗ). Таким образом, МКК не вправе привлекать денежные средства от индивидуальных предпринимателей, так как ИП, согласно части 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ, являются физическими лицами.
Согласно информации Банка России от 29.03.2016 г. «О сроке возврата микрофинансовыми организациями привлеченных денежных средств» в период с 29 марта 2016 года по 29 марта 2017 года МФО, не осуществившие приведение своего наименования в соответствие с требованиями Закона №151-ФЗ, вправе на основании договора займа привлекать денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, не являющихся их учредителями (участниками, акционерами), а также вправе вносить изменения в ранее заключенные договоры займа по привлечению денежных средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в части увеличения сроков действия этих договоров при условии, что обязательства таких микрофинансовых организаций по указанным договорам, в том числе с учетом изменений, должны быть исполнены до 29 марта 2017 года (часть 5 статьи 5 Закона №407-ФЗ).
В случае если в период с 29 марта 2016 года по 29 марта 2017 года МФО получила статус МФК, то эта компания вправе по согласованию с заимодавцем — физическим лицом (в том числе индивидуальным предпринимателем) увеличить срок возврата привлеченных денежных средств путем внесения необходимых изменений в соответствующий договор займа.
Следует отметить, что Закон №151-ФЗ не определяет вид договора на основании которого должно осуществляться привлечение денежных средств от физических лиц и юридических лиц. В отличие, например, от Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Так, согласно, пп. 1 п. 2 ст. 1 Закона №214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию, допускается только на основании договора участия в долевом строительстве.
Арбитражные суды занимают аналогичную позицию. Ярким примером служит решение Арбитражного суда Московской области от 05.04.2016 по делу №А41-52344/14. Из текста решения следует, что ИП привлекал денежные средства граждан при отсутствии разрешения на строительство путем заключения с ними предварительных договоров и договоров о намерениях, а не договоров участия в долевом строительстве.
Вместе с тем, в приказе Минфина России от 30.03.2012 №42н «Об утверждении числовых значений и порядка расчета экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов» уточняется, что привлечение денежных средств от физических лиц и юридических лиц допускается на основании договора займа.
В последнее время в средствах массовой информации часто можно встретить рекламу, которая призывает граждан инвестировать свои денежные средства в общества с ограниченной ответственностью, которые не имеют статуса микрофинансовой организации для дальнейшей передачи указанных денежных средств микрофинансовой организации. Однако, возникает вопрос, а вправе ли юридическое лицо привлекать денежные средства от физических лиц до 1,5 млн. руб. по договору займа для последующей выдачи займа микрофинансовой организации.
Микрофинансовая компания и микрокредитная компания вправе привлекать денежные средства юридических лиц. Однако, следует отметить, что 10 апреля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 30.03.2016 №78-ФЗ, который установил уголовную ответственность за незаконную организацию деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества (статья 172.2 УК РФ). Так, статьей 172.2 УК РФ установлена уголовная ответственность за организацию деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества физических лиц и (или) юридических лиц в крупном размере, при которой выплата дохода и (или) предоставление иной выгоды лицам, чьи денежные средства и (или) иное имущество привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств и (или) иного имущества иных физических лиц и (или) юридических лиц при отсутствии инвестиционной и (или) иной законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств и (или) иного имущества, в объеме, сопоставимом с объемом привлеченных денежных средств и (или) иного имущества.
Наказывается данное деяние штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
Деяние, предусмотренное частью первой статьи 172.2 УК РФ, сопряженное с привлечением денежных средств и (или) иного имущества физических лиц и (или) юридических лиц в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
При этом, крупным размером признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей, особо крупным — шесть миллионов рублей (примечание к ст. 169 УК РФ).
Предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел Российской Федерации.
Позднее 20 марта 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 09.03.2016 №54-ФЗ, которым была введена административная ответственность за незаконную деятельность по привлечению денежных средств и (или) иного имущества (ст. 14.62 Кодекса об административных правонарушениях). Согласно, статье 14.62 КоАП РФ организация либо осуществление лицом деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества физических лиц и (или) юридических лиц, при которой выплата дохода и (или) предоставление иной выгоды лицам, чьи денежные средства и (или) иное имущество привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств и (или) иного имущества иных физических лиц и (или) юридических лиц при отсутствии инвестиционной и (или) иной законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств и (или) иного имущества, в объеме, сопоставимом с объемом привлеченных денежных средств и (или) иного имущества, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Указанное деяние влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Публичное распространение информации, содержащей сведения о привлекательности участия в деятельности, указанной в части 1 статьи 14.62 КоАП РФ, и (или) предоставления средств или иного имущества в рамках данной деятельности и (или) призыв к участию в такой деятельности, в том числе совершенное с использованием средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Общим условием привлечения к уголовной или административной ответственности за незаконную организацию деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества является «выплата дохода и (или) предоставление иной выгоды лицам, чьи денежные средства и (или) иное имущество привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств и (или) иного имущества иных физических лиц и (или) юридических лиц при отсутствии инвестиционной и (или) иной законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств и (или) иного имущества, в объеме, сопоставимом с объемом привлеченных денежных средств и (или) иного имущества». Таким образом, юридическое лицо, которое осуществляет привлечение денежных средств физических лиц должно заниматься предпринимательской деятельностью в целях получения прибыли в объеме сопоставимом с объемом привлеченных денежных средств.
Наряду с этим, следует обратить внимание на решение Арбитражного Суда Республики Татарстан от 20.01.2016 г. по делу №А65-25591/2015. Из текста решения следует, что ООО «ХХХ» была распространена реклама с текстом: «ХХХ центр инвестиций. Инвестируйте с умом! Сбережения от 84% в год».
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан указанная реклама признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 7 Федерального закона «О рекламе». По мнению УФАС по РТ, ООО «ХХХ» для осуществления деятельности по привлечению денежных средств на основании договора займа, должен быть зарегистрирован в качестве микрофинансовой организации.
Цитата из решения Арбитражного Суда Республики Татарстан от 20.01.2016 г. по делу №А65-25591/2015:
«Из системного толкования действующего российского законодательства следует, что деятельность юридических лиц по передаче денежных средств по договору займа, носящей систематический характер, закреплена за хозяйствующими субъектами имеющими особый статус. Так в настоящее время кроме кредитных организаций право на систематическую выдачу займов имеют микрофинансовые организации, на основании федерального закона от 02.07.2010 г. N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинасовых организациях».
До внесения в государственный реестр микрофинансовых организаций, юридическое лицо не имеют права привлекать денежные средства у граждан.
Поскольку объектом рекламируемого товара является привлечение денежных средств, а для осуществления подобного рода деятельности требуется соответствующая регистрация, суд приходит к выводу, что в данном случае размещению такой рекламы должна предшествовать регистрация ООО «ХХХ» в качестве микрофинансовой организации, внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций.
До внесения в государственный реестр микрофинансовых организаций, юридическое лицо не имеет право привлекать денежные средства у граждан».
Таким образом, данный судебный прецедент показывает, что надзорные органы признают рекламу по привлечению денежных средств граждан от имени юридического лица, не имеющего статуса кредитной организации, микрофинансовой организации или кредитного потребительского кооператива, ненадлежащей.
В заключение также следует обратить внимание на постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 №16 «О свободе договора и ее пределах». Пленум ВАС в абз. 3 п. 1 данного постановления подчеркнул, что «судам следует учитывать, что норма, определяющая права и обязанности сторон договора, толкуется судом исходя из ее существа и целей законодательного регулирования, то есть суд принимает во внимание не только буквальное значение содержащихся в ней слов и выражений, но и те цели, которые преследовал законодатель, устанавливая данное правило». Представляется, что при разработке Закона №151-ФЗ и Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» законодатель преследовал одну общую цель – защиту граждан от незаконного привлечения их денежных средств субъектами, которые не являются кредитными или некредитными финансовыми организациями.
Источник: law115.ru
Виды микрофинансовых организаций и регламент их работ
Микрокредиты и займы
Автор ПапаБанкир.ру На чтение 5 мин. Опубликовано 28 апреля, 2017
Государство наконец-то занялось вопросами микрофинансовых организаций, работа которых за последние годы способствовала стремительному росту долгов у наших соотечественников. Взятые кредиты для многих оказались непосильной ношей, что вызвало проблемы с коллекторскими фирмами, которым банки продают долговые обязательство заемщиков. Сложившаяся ситуация также обозначила перспективу повального банкротства физических лиц.
Итак, 29 марта 2016 года вступили в силу поправки в ФЗ №151 ФЗ «О микрофинансировании и микрофинансовых организациях», призванные заключить в строгие границы МФО. В данной статье мы расскажем, какой информацией должен обладать заемщик относительно новых правил микрокредитования, о видах микрофинансовых организаций и регламента их работ.
Виды микрофинансовых организаций
Микрофинансовой организацией является юридическое лицо, включенное в государственный реестр микрофинансовых организаций и осуществляющее деятельность по микрофинансированию. Когда сведения об МФО вносятся в реестр, то организации выдается свидетельство ЦБ РФ, что гарантирует законность ее работы. Существует два вида микрофинансовых организаций, как организационно-правовой формы юридических лиц:
- Микрокредитная организация (МКК).
- Микрофинансовая компания (МФК).
Между этими двумя видами микрофинансовых организаций существует отличие, суть которого в том, что МФК наделены правом привлекать в качестве инвесторов физических лиц, которые не являются их учредителями. Осуществить это можно лишь при соблюдении следующих условий:
- Если лицо становится обладателем биржевых или зарегистрированных облигаций, выпуском которых занимается данная организация, а также иных облигаций на сумму, превышающую полтора миллиона рублей.
- Сумма, которая предоставляется по договору займа, составляет от 1500000 рублей, при этом основная задолженность организации перед инвестором за период действия договора не должна уменьшаться.
Организационно-правовая форма МКК может быть изменена – для этого понадобится подать заявление в ЦБ РФ, после чего соответствующие изменения будут внесены в реестр.
Вдобавок, минимальный размер средств, принадлежащих организации, должен быть не меньше 70000000 рублей.
Если сведения о юридическом лице отсутствуют в реестре МФО, то оно не имеет право к своему названию прикреплять словосочетание «микрокредитная компания» или «микрофинансовая компания».
Также запрещается использовать сокращенное название «МФО». Компания, создаваемая для осуществления микрофинансовой деятельности, имеет право использовать соответствующее обозначение не более 3-х месяцев со дня, когда она была зарегистрирована в качестве юридического лица.
Ограничения МФО
Все виды микрофинансовых организаций без исключения не имеют права:
- Предоставлять кредит в иностранной валюте.
- Выдавать потребителю (как юридическому лицу, так и гражданам) микрозайм, если его основной долг станет более 3000000 рублей.
- Без уведомления заемщика (индивидуального предпринимателя, юридического лица, гражданина) изменять размер ставки по процентам и (или) схему их определения по договорам микрозайма. Также запрещается менять сроки действия этих договоров и вознаграждение в виде комиссионных.
- Начислять клиенту, являющемуся физическим лицом, проценты или прочие платежи по договору потребительского займа, который был заключен на срок до 12 месяцев, если сумма процентов и прочих платежей, начисленных по договору, достигнет четырехкратного размера суммы займа. Данные ограничения не распространяются на неустойки (пени, штрафы) и платежи на услуги, которые оказываются за отдельную плату заемщику. Условие о том, что санкции ограничены, обязаны быть прописаны на первой странице договора займа. Это нужно сделать перед таблицей, в которой обозначены индивидуальные условия договора потребительского займа.
- Применять к потребителю (индивидуальному предпринимателю и физическому лицу) штрафные санкции за возврат микрозайма до назначенного срока в том случае, если заемщик уведомил в письменной форме за 10 календарных дней.
Вдобавок, для микрофинансовых организаций установлены следующие ограничения:
- Осуществлять какую-либо деятельность кроме микрофинансовой и прописывать в уставе такую возможность. В данном пункте есть исключения – это образовательная, благотворительная деятельность и т.п..
- Выдавать потребителю кредит, сумма которого превышает 1000000 рублей.
МКК не имеет права:
- Выдавать потребителю микрозайм, размер которого превышает 500000 рублей.
- Привлекать денежные средства граждан, которые не являются учредителями компании.
- Заниматься выпуском и размещением облигаций.
- На основании договора давать кредитной организации поручения о проведении идентификации или упрощенной идентификации заемщика, являющегося физическим лицом.
Займы через МФО — их разновидность
Все кредиты, которые можно оформить в МФО, делятся на три группы: «до зарплаты», потребительские, онлайн-кредитование. В большинстве случаев, займы выдаются в МФО по упрощенной схеме, причем процент достаточно высокий. Если посмотреть статистику Центрального банка РФ, то порядка ½ кредитов, которые были выданы потребителям, составляют потребительские займы, причем под 40% годовых.
Если говорить о займах «до зарплаты», то, как правило, они не превышают 30000 рублей и срок их действия составляет до 60 дней.
Ставка по процентам для этого кредита может быть даже выше и составляет, как правило, 1-2% в день. Данная категория займов не имеет высокого спроса по причине того, что если должник задерживает выплаты, то сумма стремительными темпами переходит в разряд «неподъемной» для должника. Именно по этой причине сумма процентов не может превышать размер основного долга более чем в четырехкратном размере.
Потребителя ожидают еще одни новшества – правила кредитования в режиме онлайн:
- Размер такого займа не может быть больше 15000 рублей.
- Только МФК имеют возможность предоставлять онлайн-кредиты.
- МФК для идентификации заемщика получили возможность привлекать банки, у которых имеется генеральная лицензия.
Проверить МФО на законность его действий
За последнее время все чаще происходят ситуации, когда микрофинансовые организации, действуя по схеме финансовой пирамиды, привлекали финансы физических лиц, не обладая на это законными правами.
Или ситуация была противоположная – организации выдавали так называемые «черные кредиты», обманом кидая потребителя в долговое ярмо. Для того чтобы застраховать себя от встречи с мошенниками, будущим клиентам МФО необходимо озадачиться проверкой информации о том, есть ли дана организация в государственном реестре, куда вносятся сведения об МФК и МКК. Для этого можно зайти на сайт службы Банка России по финансовым рынкам.
Источник: www.papabankir.ru
Микрофинансовая деятельность и микрофинансовые организации
Рассматриваемый Федеральный закон (далее — Закон N 151-ФЗ) устанавливает правовые основы микрофинансовой деятельности, права и обязанности уполномоченного органа в сфере микрофинансовой деятельности, а также размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций.
Предоставление займов юридическими лицами до принятия Закона N 151-ФЗ Впервые деятельность по предоставлению займов юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, оценена в Информационном письме ВАС РФ от 10.08.1994 N С1-7/ОП-555 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике» (далее — Информационное письмо N С1-7/ОП-555), выпущенном еще до принятия Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). В п. 4 данного Информационного письма разъяснено, что при предоставлении организацией своих свободных средств по договору займа, в том числе на условиях уплаты определенных процентов, если такая деятельность прямо не запрещена ! законом и не носит систематического характера, получение лицензии для осуществления банковских операций не требуется.
Таким образом, ВАС РФ в качестве основного критерия отнесения таких сделок юридического лица к банковской деятельности установил систематичность передачи свободных денежных средств. Поскольку в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банковской деятельности) в редакции, действующей на момент выхода Информационного письма N С1-7/ОП-555, к банковским операциям относилась операция по привлечению вкладов (депозитов) и предоставлению кредитов по соглашению с заемщиком, выделение ВАС РФ критерия систематичности осуществления деятельности по предоставлению займов являлось обоснованным.
Изменения, внесенные в Закон о банковской деятельности, исключили данный вид деятельности из числа банковских операций, заменив его на привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и добавив к числу банковских операций размещение таких средств от своего имени и за свой счет. Исключение из Закона о банковской деятельности операции по предоставлению кредитов по соглашению с заемщиком, схожей с систематическим предоставлением займов, дает основания считать разъяснения ВАС РФ в этой части неактуальными.
В то же время в п. 4 Информационного письма N С1-7/ОП-555 ВАС РФ подчеркнул, что лицензия на осуществление банковской деятельности не требуется в случае предоставления по договору займа «своих свободных средств». Поскольку теперь в число банковских операций, для осуществления которых необходима лицензия, включена операция по размещению привлеченных денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет, встает вопрос: вправе ли юридическое лицо предоставлять займы за счет привле! ченных средств?
Судебная практика по этому вопросу практически отсутствует. Информационное письмо N С1-7/ОП-555 ВАС РФ до сих пор не отменено, и данные в нем разъяснения могут применяться судами, что влечет для организаций определенные риски.
Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 4 августа 2003 г. по делу N Ф09-2036/03-ГК сделан вывод, что деятельность общества по выпуску собственных векселей не под конкретные хозяйственные сд! елки, а с целью привлечения денежных средств неопределенного круга лиц на условиях возвратности, платности и срочности, с целью их дальнейшего размещения по договорам займа от своего имени и за свой счет, по своему содержанию и правовой природе соответствует отношениям, возникающим из договора банковского вклада, поэтому в обязательном порядке требуется ее лицензирование. Таким образом, пока нет однозначной позиции о необходимости лицензирования деятельности по выдаче займов с использованием привлеченных денежных средств, существует риск признания таких сделок недействительными на основании ст. 173 ГК РФ. Юридическое лицо, привлекающее денежные средства на основании договора займа, а также предоставляющее займы с использованием таких средств, может минимизировать риск, даже не получая лицензию на осуществление банковской деятельности, — если приобретет статус микрофинансовой организации.
Предоставление и привлечение денежных средств юридическими лицами согласно Закону N 151-ФЗ
В соответствии с Законом N 151-ФЗ и коммерческие (хозяйственные товарищества и общества), и некоммерческие организации (фонд, автономная некоммерческая организация, учреждение, за исключением бюджетных учреждений) могут выдавать займы без каких-либо ограничений в рамках лимита в 1 000 000 руб., включая все проценты за пользование суммой займа на период его предоставления (так называемые «микрозаймы»). Ограничение в 1 000 000 руб. распространяется на все обязательства заемщика перед финансовой организа! цией по всем заключенным им с микрофинансовой организацией договорам микрозайма (п.
8 ст. 12 Закона N 151-ФЗ). Пункт 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 151-ФЗ помимо этого закрепляет право микрофинансовой организации привлекать денежные средства в виде займов и (или) кредитов, добровольных (благотворительных) взносов и пожертвований, а также в иных не запрещенных федеральными законами формах, за исключением денежных средств физических лиц.
Однако данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средства физических лиц: — являющихся учредителями (членами, участниками, акционерами) микрофинансовой организации; — предоставляющих денежные средства микрофинансовой организации на основании договора займа в сумме 1 500 000 руб. или более по одному договору займа. Микрофинансовую деятельность такие организации вправе осуществлять при соблюдении совокупности следующих условий: — сведения об организации должны быть включены в государственный реестр микрофинансовых организаций (далее — реестр); — организация должна разработать правила предоставления микрозаймов, утвердить их и разместить в сети Интернет, а также в любом доступном месте; — организация должна хранить тайны операций своих заемщиков; — сведения о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления микрофинансовой организации, должны быть доступны неограниченному кругу лиц; — организация должна соблюдать нормативы достаточности собственных средств.
Анализ п. 1 ч. 1 ст. 2 и ч.! 3 ст. 3 Закона N 151-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и другие юридические лица также вправе осуществлять микрофинансирование, однако в соответствии с законодательством РФ, регулирующим деятельность таких юридических лиц. В соответствии с ч. 2 ст.
5 Закона N 151-ФЗ юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные данным законом, со дня получения им статуса микрофинансовой организации (внесение сведений о нем в реестр). Исключение организации из реестра происходит в следующих случаях: 1) добровольно путем подачи соответствующего заявления микрофинансовой организацией с приложением свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в реестр; 2) принудительно путем вынесения решения уполномоченного органа в случае неоднократного в течение календарного года нарушения Закона N 151-ФЗ и (или) утвержденных микрофинансовой организацией правил предоставл
ения микрозаймов; 3) ввиду ликвидации микрофинансовой организации как юридического лица (ч. 1 ст. 7 Закона N 151-ФЗ). Характерно, что в соответствии с ч. 5 ст.
7 Закона N 151-ФЗ при исключении сведений о юридическом лице из реестра добровольно или принудительно, все ранее заключенные таким юридическим лицом договоры микрозайма сохраняют силу, что отличает такие организации, например, от банков, при отзыве лицензий у которых срок исполнения обязательств считается наступившим с момента отзыва лицензии (п. 1 ч. 9 ст.
20 Закона о банковской деятельности), или страховых организаций, обязательства которых при отзыве лицензии подлежат передаче другому страховщику (п. 7 ст. 32.8 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).
Правила предоставления микрозаймов являются основным документом микрофинансовой организации, закрепляющим порядок и условия выдачи микрозаймов. Данные правила утверждаются органом управления микрофинансовой организации и в обязательном порядке должны содержать следующие сведения: 1) порядок подачи заявки на предоставление микрозайма и порядок ее рассмотрения; 2) порядок заключения договора микрозайма и порядок предоставления заемщику графика платежей; 3) иные условия, установленные внутренними документами микрофинансовой организации и не являющиеся условиями договора микрозайма.
Важно, что в соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона N 151-ФЗ правилами предоставления микрозаймов не могут устанавливаться условия, определяющие права и обязанности сторон по договору микрозайма, в отличие, например, от депозитарного договора, неотъемлемой частью которого являются условия осуществления депозитарной деятельности (см. абз. 4 ст.
7 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Статьей 12 Закона N 151-ФЗ установлены ограничения деятельности микрофинансовой организации.
Среди наиболее значимых следует отметить невозможность для микрофинансовой организации: — в одностороннем порядке изменять процентные ставки и (или) порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров (п. 5 ст. 12 Закона N 151-ФЗ); — применять к заемщику, являющемуся физическим лицом, в том числе к индивидуальному предпринимателю, досрочно полностью или частично возвратившему сумму микрозайма и предварительно письменно уведомившему о таком намерении микрофинансовую организацию не менее чем за десять календарных дней, штрафные санкции за досрочный возврат (п. 6 ст. 12 Закона N 151-ФЗ). Для сравнения,
ст. 29 Закона о банковской деятельности также содержит положения о невозможности для кредитной организации в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам и (или) порядок их определения, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров. Однако названная статья предусматривает, что изменение данных условий в отношении клиентов — физических лиц допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом, а в отношении клиентов — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц дополнительно и в случаях, предусмотренных договором.
Таким! образом, исходя из п. 5 ст. 12 Закона N 151-ФЗ право микрофинансовой организации на одностороннее изменение процентных ставок, размера комиссии, срока договора микрозайма не может быть предусмотрено договором.
Запрет же на применение к заемщику штрафных санкций за досрочный возврат микрозайма распространяется лишь на заемщиков, являющихся физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и при условии письменного уведомления последними о намерении досрочно возвратить заем не менее чем за десять календарных дней до такого возврата. Таким образом, по отношении к юридическим лицам данное ограничение деятельности микрофинансовой организации неприменимо.
Как отмечено в Пояснительной записке «К проекту Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», важным аспектом, отличающим микрофинансовые организации от иных организаций, оказывающих аналогичные услуги, является социальная направленность. В поддержку данного положения можно привести следующее: — обязанность предоставления микрофинансовой организацией ежеквартальных отчетов о микрофинансовой деятельности (ст.
15 Закона N 151-ФЗ); — контроль со стороны уполномоченного органа за привлечением денежных средств физических и юридических лиц в виде займов (п. 5 ч. 4 ст.
14 Закона N 151-ФЗ); — контроль со стороны уполномоченного органа за соблюдением микрофинансовой организацией экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности; — право микрофинансовой организации предоставлять информацию в отношении своих заемщиков в бюро кредитных историй (ст. 16 Закона N 151-ФЗ).
Однако заявлению о социальной направленности в какой-то мере противоречит следующее: — договор микрозайма не является публичным договором (ст. 426 ГК РФ). На это указывает п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 151-ФЗ, в соответствии с которым микрофинансовая организация вправе мотивированно отказаться от заключения договора микрозайма; — отсутствуют какие-либо гарантии возврата привлеченных микрофинансовой организацией денежных средств по аналогии с системой обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, предусмотренной Федеральным законом от 23.12.2003 N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»; — отсутствует обязанность микрофинансовой организации страховать возникающие в ее деятельности риски, в том числе риск ответственности за нарушение договора, в обществах взаимного страхования и страховых организациях.
Статья 13 Закона N 151-ФЗ говорит лишь о праве микрофинансовой организации на страхование таких рисков. Закон N 151-ФЗ вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования. Рассматриваемый Закон опубликован 05.07.2010 в «Собрании законодательства РФ», 07.07.2010 в «Российской газете».
См. подробнее по данному вопросу: Справочная информация: «Условия и порядок вступления в силу федеральных нормативных правовых актов». Гл. 3. § 3.1. Определение даты первого официального опубликования.
Источник: www.audit-it.ru