Оказывается, претендовать на статус самозанятого в России – а значит платить новый пониженный налог на профессиональный доход (НПД) – могут не только исключительно граждане России. Таким правом наделены и иностранцы. Но не все.
Кто может быть самозанятым
Итак, стать самозанятым легко можно не только при наличии российского паспорта – то есть гражданства РФ.
В соответствии со статьей 5 Закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ граждане Евразийского экономического союза тоже могут зарегистрироваться в России в качестве самозанятых.
- Беларусь;
- Армения;
- Казахстан;
- Киргизия.
Какие нужны документы
Согласно разъяснениям ФНС России, граждане ЕАЭС могут стать самозанятыми при наличии двух элементов:
- Идентификационного номера российского налогоплательщика (ИНН).
- Учетной записи в личном кабинете налогоплательщика-физического лица на официальном сайте ФНС России.
Как действовать
Чтобы стать в России самозанятым, гражданину из страны ЕАЭС необходимо предпринять следующие действия:
Внимание граждан Узбекистана! Иностранные права в России! Автоюрист
- скачать на телефон приложение «Мой налог»;
- зарегистрироваться в нем с помощью логина-пароля от личного кабинета.
Также отметим, что пользователям доступна веб-версия кабинета для самозанятых на обычном компьютере или ноутбуке. То есть, необязательно быть владельцем смартфона или планшета.
Если нет ИНН
В ситуации, когда у гражданина из страны ЕАЭС нет ИНН, в соответствии с принципом экстерриториальности ФНС России и п. 7 ст. 83 Налогового кодекса РФ получить его можно в любой инспекции (ИФНС), работающей с физлицами, в течение 5 рабочих дней.
Для этого необходимо:
Более того: после получения иностранцем ИНН там же в налоговом органе можно получить логин-пароль от своего личного кабинета на сайте ФНС. Это займет всего 15 минут.
После этих нехитрых манипуляций гражданин ЕАЭС может спокойно регистрировать себя в качестве самозанятого – с помощью мобильного приложения или веб-версии кабинета.
Какой будет правовой статус
В рамках эксперимента по введению в 4-х регионах спецрежима для самозанятых в виде налога на доход от профессии граждане ЕАЭС имеют те же обязанности и привилегии, что и россияне. Среди них и право на налоговый вычет в размере 10 000 рублей.
Подробно узнать о новом налоговом режиме, порядке уплаты налогов, а также прочитать ответы на самые популярные вопросы можно на специальном сайте npd.nalog.ru.
Источник: buhguru.com
Как самозанятым работать с иностранными клиентами
Несмотря на то, что самозанятые могут вести свою деятельность только на территории России, они вправе сотрудничать с людьми и компаниями как внутри страны, так и за рубежом. В сотрудничестве с иностранными клиентами есть свои тонкости, которые нужно учесть.
КАК МИГРАНТУ, ИНОСТРАННОМУ ГРАЖДАНИНУ ОТКРЫТЬ ИП, ООО, САМОЗАНЯТОСТЬ ?! Миграционный юрист.
Общие правила работы с иностранными заказчиками
Общие правила работы самозанятого с зарубежными компаниями и людьми те же, что и с российскими. Самозанятый может оказывать иностранцам точно такие же услуги, и платит налог по той же ставке 4-6%, что и при поступлении средств от прочих лиц. То есть для того, чтобы не нарушать закон при работе с иностранцами, самозанятому необходимо:
- вести деятельность, не запрещенную законом о самозанятых и прочими законами;
- формировать чек, после получения оплаты от покупателя/заказчика;
- отправлять чек клиенту;
- своевременно платить налоги;
- не превышать лимита по доходам самозанятых в 2,4 млн рублей в год.
Так как самозанятый оказывает услуги на территории субъекта РФ, то к его отношениям с клиентами применяются нормы именно российского законодательства. А в них никаких прочих ограничений по работе с иностранными гражданами и предприятиями нет.
Как самозанятым работать с иностранцами по договору и выставлять счет
Долгосрочные договорные обязательства между самозанятым и иностранной компанией – редкость. Чаще всего заказчики-иностранцы сотрудничают с самозанятыми с помощью выставления счетов-инвойсов (invoice).
Такие документы заменяют простую форму договора и представляют собой выставленный за сделанную работу/оказанную услугу счёт. Этот счёт подписывается самозанятым и направляется заказчику, когда работа готова к отправке.
В обязательной части инвойса указываются следующие моменты:
- сведения о заказчике (страна, адрес, ФИО, а если это компания, то еще и юридический адрес);
- дату выставления счёта-инвойса;
- полное наименование услуги или предоставляемого товара;
- срок выполнения работ/поставки товара;
- стоимость выполненной работы;
- валюту расчёта;
- срок направления оплаты заказчиком;
- реквизиты счёта или электронного кошелька для зачисления денег.
По своей природе инвойс максимально близок к Акту выполненных работ, однако инвойс используется вместо договора, а акт – как приложение к договору с самозанятым.
Несмотря на то, что вторая сторона сделки обозначена иностранным элементом, можно сотрудничать с такими заказчиками и по обычному договору. Каких-то особенных пунктов в нем не появится. Главное – прописать существенные условия сделки: предмет договора, сроки, права и обязанности сторон и их данные, порядок оплаты и условия расторжения документа. Вы можете перевести на английский язык любой подходящий по виду оказываемых услуг договор. Правда, в нем нужно правильно указать данные сторон и прочие параметры.
Еще одна полезная статья: Договор самозанятого и юридического лица
Образец договора самозанятого и физического лица на русском языке вы можете скачать здесь:
Как получать оплату за самозанятость в валюте и платить налог
Оплата сделки с иностранным лицом или компанией может производиться в разных валютах. Если вы получаете деньги за услуги в рублях, то каких-то специальных счетов и карт заводить не нужно. Если же валюта оплаты иная (доллар, евро и проч.), то лучше открыть валютный счет или получать средства на мультивалютную карту.
Также можно получать деньги через:
- межбанковские SWIFT-переводы (из минусов – высокая комиссия в 20–30%);
- электронные площадки для фрилансеров Upwork или PeoplePerHour;
- на электронные кошельки PayPal, WebMoney, Payoneer.
В какой бы валюте не поступали средства, платить налог самозанятому следует в рублях. Причем со всей выставленной по инвойсу или просто отправленной заказчиком сумме.
Пусть это просто будет тут
Даже если система или банк берет комиссию за осуществление перевода, налог начисляется со всех денег, перечисляемых вам за работу. К слову, налоговый вычет самозанятых распространяется и на доходы. полученные от зарубежных клиентов.
Еще одна полезная статья: Как самозанятому выставить счет клиенту
Что указать в чеке самозанятому, работающему с иностранными лицами и компаниями
В чеке, который самозанятый формирует после получения денег от иностранного клиента или компании, обязательно указывается:
- данные клиента (ФИО, если компания – полное наименование);
- оказанная услуга, за которую получены средства;
- физическому или юридическому лицу отправляется чек (нажимая кнопку «юридическому лицу» нажмите также слайдер – иностранная организация);
- перечисленная клиентом сумма за работу или товар.
Обратите внимание, что сумма именно перечисленная, а не полученная. Да, банковские или прочие комиссии за перевод уменьшают ваши реальные доходы. Но режим самозанятых (НПД) не разрешает вычитать такие траты для уменьшения налоговой базы.
Поэтому заплатить налог придётся со всей той суммы, которая была отправлена вашим партнёром. Что касается самой уплаты налога, то она производится в стандартном режиме – до 9 числа следующего месяца должны быть сформированы все чеки самозанятых, после чего до 25 числа требуется оплатить начисленную налоговой сумму взноса.
Стоит учесть, что отображать перечисленную сумму нужно в рублях. Если доход получен в иной валюте, надо осуществить пересчёт суммы в рубли.
Пересчёт в рубли совершается по курсу валюты на момент получения средств на счёт/карту. То есть, если иностранный партнёр перевёл вам деньги 21 февраля 2021 года, то и для конвертации надо использовать официальный курс ЦБ РФ на этот день.
Также обратите внимание, что у иностранных компаний нет ИНН, как у отечественных юрлиц или ИП. Поэтому важно передвинуть слайдер, выбирая тип получателя услуги – юридическое лицо. Это позволит не вводить ИНН организации, которого у иностранных фирм просто нет.
Нужно ли высылать чек иностранному партнёру?
В большинстве случаев иностранные клиенты самозанятых не слишком заинтересованы в получении чеков самозанятых. Однако, правильно сформировать чек и отправить его клиенту – это обязанность, а не право. Поэтому, даже если заказчику это не нужно, самозанятый все же должен отправить ему чек:
- по электронной почте;
- в мессенджере;
- через банковское приложение (если регистрировались самозанятым через банк).
Еще одна полезная статья: Какие пособия положены самозанятым и как их получить
Сформировать чек и направить его плательщику самозанятый может в любое время до 9 числа следующего месяца, однако, удобнее создавать его в день получения средств. Так не придется искать бывший актуальным курс валюты на специальных площадках, достаточно просто в любой поисковой системе указать наименование валют и размер перечисленных средств.
Система сама автоматически подставит нужный курс и покажет, сколько это в рублях на текущий момент.
Итак, оказывать услуги самозанятые могут не только россиянам, но и зарубежным клиентам и компаниям. При этом, общие правила правоотношений схожи, и различаются по большей части в вопросах выставления счёта заказчику и формировании чека на перечисляемую оплату. Так как налоги с России платятся в рублях, в чеках требуется указать перечисленную вам партнером сумму, переведя ее в рубли по курсу на момент получения средств.
(Visited 28 135 times, 1 visits today)
Самозанятыйв.рф — информационный портал для самозанятых. Актуальная и интересная информация, ответы на важные вопросы и решение нестандартных проблем самозанятых.
Источник: xn--80aagslpjfyq3h0b.xn--p1ai
Самозанятых иностранцев станет больше
Сейчас закон разрешает регистрироваться в качестве самозанятых гражданам ЕАЭС (ст. 5 закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ). Для этого им необходимо иметь ИНН и учетную запись в личном кабинете налогоплательщика-физлица на сайте ФНС. А для регистрации нужно скачать на телефон приложение «Мой налог» и зарегистрироваться в нем с помощью логина и пароля от ЛК.
Скоро станет возможной регистрация самозанятости через портал госуслуг. Это будет доступно в том числе иностранцам.
Если у гражданина ЕАЭС нет ИНН, получить его можно в любой инспекции, работающей с физлицами, в течение пяти рабочих дней. Для этого необходимы заявление и паспорт. После получения ИНН там же, в инспекции, в течение 15 минут можно получить логин и пароль от ЛК. И вперед — регистрироваться как самозанятый.
Применять этот спецрежим граждане ЕАЭС могут на равных с россиянами. Об этом сообщала ФНС на своем сайте.
Другие иностранцы работать на режиме НПД пока не могут. Но в Госдуме уже находится законопроект, разрешающий становиться самозанятыми гражданам Украины, а также ДНР и ЛНР. Также у властей есть планы разрешить применять этот режим всем гражданам из стран СНГ.
Если вы только задумываетесь о регистрации самозанятым, рекомендуем ознакомиться с основными правилами этого режима в Типовой ситуации от «КонсультантПлюс». А если уже являетесь таковым, предлагаем перейти в Готовое решение от К+, дабы убедиться, что вы все делаете правильно и без нарушений. Смотреть материалы правовой системы можно бесплатно, оформив пробный доступ.
Источник: nalog-nalog.ru