Схема ситуации: Минтруд России ссылается на положения статьи 15 Трудового кодекса. Согласно этой норме, трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда.
Трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником (ст. 56 ТК РФ). Индивидуальный предприниматель, являясь работодателем, не может одновременно являться другой стороной трудового договора — работником.
Соответственно, деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (с привлечением третьих лиц или нет) не является трудовой деятельностью по смыслу трудового законодательства.
Таким образом, ИП не может заключить сам с собой трудовой договор и внести запись о своей деятельности в трудовую книжку.
Нужен ли ИП-шнику бухгалтер?
Выводы и возможные проблемы: Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора. Будучи одной стороной — работодателем, ИП не может одновременно быть второй стороной договора — работником.
Источник: www.erbp.ru
Может ли ИП нанять директора или быть им самому
Индивидуальный предприниматель осуществляет свою деятельность самостоятельно. Теоретически, такое лицо вправе нанимать специалистов для выполнения ряда функций, но конечное решение должно быть за ним. Но может ли быть директор у ИП? Соотносится ли это с его природой и правовым статусом?
- 1. Правовая возможность
- 2. Кого может нанимать ИП
- 3. Может ли ИП назначить себя в качестве директора ИП
- 4. Может ли ИП быть директором иной организации
- 5. Особенности деятельности «директора» ИП
Правовая возможность
Индивидуальный предприниматель – это не юридическое лицо. ИП, по сути, является простым гражданином, который получил возможность заниматься предпринимательством. Его имущество – единый комплекс. Все решения принимаются именно гражданином, а не какой-то управленческой структурой.
ИП имеет право нанимать сторонних специалистов, как по трудовым договорам, так и в рамках гражданско-правовых отношений. Такие лица могут выполнять различные функции, но не вправе управлять ИП и его деятельностью.
По сути, сторонние специалисты могут быть представителями ИП. Но они не могут являться его директором и выполнять те же функции, что и директор юридического лица.
Кого может нанимать ИП
Все про управленческий учет: для бухгалтера, директора и ИП
Одно из законных прав индивидуального предпринимателя – наем сотрудников. Функции данных лиц могут быть совершенно различными, вплоть до управленческих.
Формально, ИП вправе нанять сотрудника на любую должность, даже если она прямо не предусмотрена действующими нормами. В трудовой книжке и договоре может быть указано, что лицо является директором. Однако это не будет директор в прямом понимании. По сути, такое лицо будет представителем, и его полномочия будут определяться трудовым договором, иными соглашениями и должностной инструкцией.
Может ли ИП назначить себя в качестве директора ИП
Лицо не вправе назначать себя самого в качестве директора ИП по следующим причинам:
- по действующему законодательству, ИП вовсе не вправе нанимать себя на любую должность. Даже если предприниматель выполняет разные функции, например, продает товар, занимается бухгалтерией и т. д., он не вправе занимать у себя эти должности;
- само понятие директора ИП несколько выбивается из общей логики и не соответствует понятию директора юридического лица. Директор представляется как управляющая должность, обладающая правом на принятие решений. ИП – это лишь гражданин, поэтому и окончательные решения принимает самостоятельно.
ИП также не вправе получать от себя заработную плату (при этом любой сотрудник обязан ее получать). Предприниматель имеет только прибыль.
Любой указ о назначении себя самого в качестве директора будет ничтожным. По сути, гражданин и так выполняет все директорские функции в отношении себя самого. Дублирование полномочий не имеет никакого смысла.
Может ли ИП быть директором иной организации
Деятельность ИП не мешает ему заниматься иным бизнесом, например, в рамках юридического лица. Гражданин также вправе вести трудовые отношения.
Соответственно, ИП может быть директором стороннего ООО. Однако он будет выступать не в качестве ИП, а как простое физическое лицо.
Многие фирмы заключают гражданско-правовые договора с ИП, указывая, что они являются директорами. У такого действия очевидная цель – снижение налогооблагаемой базы.
Суть в том, что расходы по договору на оказание услуг можно использовать для сокращения расходов, а вот заработную плату – нельзя. Однако ФНС быстро находит данную хитрость и доначисляет налог, а также применяет штрафные санкции.
Особенности деятельности «директора» ИП
Директор ИП – это лишь его представитель. Многие называют должность именно так, предполагая, что такое лицо будет вести переговоры с потенциальными клиентами, контрагентами, принимать решения, предусмотренные трудовым договором, прочее.
Особенности деятельности директора заключаются в том, что он не сможет принимать решения, противоречащие договору, должностной инструкции и воле самого ИП. В любом случае, сам предприниматель стоит выше в должностной иерархии. Он выступает в качестве нанимателя.
Директор не всегда имеет с ИП трудовые отношения. Это может быть и агентский договор. Если, например, лицо является также ИП, может быть заключен договор на оказание услуг. Однако с физическим лицом такой вариант не совсем применим. ФНС может начислить взносы, если посчитает, что такие отношения по факту являются трудовыми.
К основным особенностям деятельности директора ИП можно отнести :
- по факту такое лицо не является директором в привычном понимании этого слова. Это лишь наемный сотрудник, выступающий в рамках трудовых правоотношений. Реже – лицо, выступающее в рамках гражданских отношений (оказание услуг);
- по отношению к самому предпринимателю работник не будет обладать властными полномочиями. То есть не вправе давать какие-то указания, привлекать к дисциплинарной ответственности и так далее;
- возможности лица ограничены договором и иной документацией, в частности, должностной инструкцией. Выйти за пределы заключенных соглашений лицо не сможет;
- может принимать ряд важных решений, но последнее слово всегда за ИП, так как его воля ограничивается только действующим законодательством;
- по факту является представителем предпринимателя. Представитель может действовать по доверенности. То есть, в принципе, имеет право принимать какие-то решения, имеет полномочия.
Логичнее было бы назвать такую должность «исполнительный директор» или как-то иначе. Это позволит избежать заблуждений и правильно расставить приоритеты. Наименование определит, что наемное лицо не руководит ИП, как директор, например, в ООО, а лишь занимается определенной исполнительской деятельностью.
Подведем итоги
Индивидуальный предприниматель – это гражданин, который получил право заниматься бизнесом. Это не организационно-правовая форма юридического лица. Такой гражданин не может иметь такую же управленческую структуру, как и, например, ООО. Соответственно, директора, в привычном понимании должности, у ИП быть не может. Однако нанять исполнительного директора или иного представителя предприниматель вправе.
Источник: profinansy24.ru
Как вести бухгалтерский учет ООО и ИП: 4 варианта
Организовать ведение бухгалтерского учета фирмы можно несколькими способами. Рассмотрим плюсы и минусы каждого из них.
Вариант 1. Штатный бухгалтерВариант 1. Штатный бухгалтер
Бухгалтер трудится на постоянной основе по трудовому договору.
Плюсы:
- Штатный бухгалтер всегда рядом и в любой момент может выполнить задачу.
- Он глубоко погружается в специфику работы организации, знает все тонкости.
- Руководитель видит, чем занимается бухгалтер и может контролировать его работу.
- Штатного бухгалтера можно «нагрузить» дополнительной работой.
Минусы:
Вариант 2. Приходящий бухгалтерВариант 2. Приходящий бухгалтер
Бухгалтерские услуги оказывает сторонний специалист, который не состоит в штате.
Плюсы:
- Приходящему бухгалтеру нужно платить только за выполненную работу. Нет работы – нет оплаты. Это обходится дешевле, чем штатный бухгалтер.
- За приходящего бухгалтера не нужно платить страховые взносы.
Минусы:
- В большинстве случаев приходящие специалисты оказывают бухгалтерские услуги без договора, а значит формально такой бухгалтер не несет никакой ответственности за результаты своего труда. За его ошибки будет расплачиваться фирма.
- Бухгалтеры на вольных хлебах часто ведут сразу по несколько фирм и вряд будут глубоко погружаться в специфику каждой.
- Не связанный договорными обязательствами бухгалтер может просто пропасть, тогда фирме придется восстанавливать учет самостоятельно или платить за это другим специалистам. Если такая неприятность с вами все-таки случилась, обратитесь в «Моё дело. Бухгалтер». Мы восполним пробелы, создадим проводки, соберем недостающие документы.
Вариант 3. Облачная бухгалтерияВариант 3. Облачная бухгалтерия
Сервис, который помогает вести учет, рассчитывает налоги, формирует отчеты и первичные документы. Например, интернет-бухгалтерия «Моё дело».
Плюсы:
- Не нужно тратить время на рутину, т.к. большинство операций автоматизировано. Продвинутые интернет-бухгалтерии содержат массу полезных опций, которые экономят время. Например, автоматическое формирование счетов и первичных документов, формирование проводок, складской учет и т.д.
- Не нужно разбираться в тонкостях заполнения отчетов, т.к. система сама подставляет нужные данные в поля отчетности.
- Абонентская плата за сервис намного меньше зарплаты штатного бухгалтера или гонорара приходящего.
Минусы:
Даже самый продвинутый сервис не сможет всю работу сделать сам, и предпринимателю, руководителю фирмы или сотруднику, который отвечает за бухгалтерию, все равно придется тратить на это время. Особенно, если фирма на ОСНО и занимается производством – в таких случаях сервис станет хорошим подспорьем, но от необходимости нанимать бухгалтера не избавит.
Вариант 4. Аутсорсинг бухгалтерских услугВариант 4. Аутсорсинг бухгалтерских услуг
Бухгалтерию фирмы ведет стороння организация по договору.
Плюсы:
- Организация полностью избавлена от головной боли по ведению учетной документации, расчету налогов, отчетности.
- Не нужно тратиться на зарплату бухгалтера, страховые взносы, программное обеспечение для бухгалтера, офисное оборудование. Все эти затраты лежат на фирме-аутсорсере.
- Не нужно заботиться о постоянном повышении квалификации специалистов, которые отвечают за бухгалтерию и отслеживать изменения в законодательстве.
- Фирма, которая оказывает бухгалтерские услуги несет материальную ответственность за результаты своей работы. Так, ответственность «Моё дело. Бухгалтер» перед клиентами застрахована на 100 миллионов рублей.
Минусы:
Работу удаленной бухгалтерии трудно контролировать. Но только не в «Моё дело. Бухгалтер», ведь мы предоставляем доступ в сервис, где клиент сможет в режиме реального времени наблюдать, в каком состоянии находится его бухгалтерия и какие операции выполняют специалисты. При этом вы и самостоятельно сможете использовать функции сервиса:
- выставлять счета;
- получать выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
- пользоваться базой шаблонов документов;
- отслеживать статусы сданных отчетов и комментарии инспекторов;
- пользоваться базой нормативной информации и экспертных материалов и т.д.
Для каждой сферы деятельности у нас есть отдельная команда, поэтому вы можете быть уверены, что вашей отчетностью занимаются специалисты, которые хорошо знают специфику вашей отрасли.
Источник: www.moedelo.org