В соответствии с буквальным прочтением пунктов 3.2. и 6.1. Положения № 408-П, члены Совета директоров кредитных организаций обязаны соблюдать ограничения, перечисленные в подпункте «г» пункта 2.9 Положения, в числе которых указан запрет на осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица.
Однако из текста части четвертой статьи 11.1. Федерального закона «О банках и банковской деятельности» указанное ограничение для членов совета директоров кредитной организации не усматривается.
Установлено ли Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Положением № 408-П, и порядке ведения базы данных, предусмотренной статьей 75 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», обязательное к исполнению ограничение членам Совета директоров кредитных организаций на осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица?
Возможно ли осуществление функций члена Совета директоров кредитной организации индивидуальным предпринимателем, в том числе не получающим вознаграждения за свою деятельность?
Совет директоров что это пояснения
Мнение консультантов.
В соответствии со статьей 60 Закона № 86-ФЗ Банк России вправе предъявлять квалификационные требования и требования к деловой репутации единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации и кандидатов на указанные должности, а также требования к деловой репутации членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации в соответствии с критериями, установленными статьей 16 Закона № 395-1.
Требования к деловой репутации членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, установленные пунктом 4 статьи 16 Закона № 395-1, аналогичны требованиям к деловой репутации руководителя кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации или его заместителя, перечисленным в пункте 1 статьи 16 Закона № 395-1 и не содержат ограничения на осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица.
Также Законом № 395-1 в статье 11.1 в отношении членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации и кандидатов на указанные должности установлено, что они должны соответствовать требованиям к деловой репутации, закрепленным в статье 16 настоящего Федерального закона, а также требованиям к квалификации, устанавливаемым в соответствии с федеральными законами.
Запрет на осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица установлен статьей 11.1 Закона № 395-1 только в отношении единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, руководителя и главного бухгалтера филиала кредитной организации.
Опасно ли быть членом совета директоров?
По результатам комплексного анализа норм Положения № 408-П, указанных в тексте запроса, консультанты отмечают следующее.
Пункт 3.2 Положения № 408-П предписывает кредитным организациям в случае изменения в составе совета директоров (наблюдательного совета) уведомлять территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за их деятельностью. Причем направляемое уведомление должно содержать подтверждение соответствия деловой репутации избранного члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации требованиям, установленным пунктом 1 статьи 16 Закона № 395-1, а также сопровождаться комплектом документов в составе:
§ письменного подтверждения членом совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации отсутствия оснований, установленных статьей 16 Закона № 395-1, для признания его деловой репутации несоответствующей, а также соблюдения установленных федеральными законами ограничений, указанных в подпункте «г» пункта 2.9 настоящего Положения;
§ справки о наличии (отсутствии) судимости, выданной МВД РФ;
§ выписки из реестра дисквалифицированных лиц о конкретном дисквалифицированном лице либо справки об отсутствии в реестре дисквалифицированных лиц информации о запрашиваемом лице, выданной ФНС России.
Пункт 6.1 Положения № 408-П обязывает лиц, занимающих должности, указанные в частях четвертой[1] и шестой[2] статьи 11.1 Закона № 395-1, по состоянию на 02.10.2013г., письменно уведомить кредитную организацию об их соответствии (несоответствии) квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным Законом № 395-1. В уведомлении, в числе прочих данных, указывается подтверждение отсутствия (наличия) оснований, установленных статьей 16 Закона № 395-1, для признания его квалификации и (или) деловой репутации несоответствующей, а также соблюдения (несоблюдения) установленных федеральными законами ограничений, указанных в подпункте «г» пункта 2.9 настоящего Положения.
Таким образом, указанные нормы устанавливают обязанность по предоставлению в адрес Банка России либо кредитной организации подтверждения соблюдения членами совета директоров (наблюдательного совета) установленных федеральными законами ограничений, указанных в подпункте «г» пункта 2.9 Положения № 408-П.
Перечень ограничений, приведенный в подпункте «г» пункта 2.9 Положения № 408-П, содержит ограничения, установленные федеральными законами, на:
§ занятие должностей руководителя, главного бухгалтера в других организациях, перечисленных в части третьей[3] статьи 11.1 Закона № 395-1, а также осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица, за исключением случаев, когда кредитные организации являются по отношению друг к другу основным и дочерним хозяйственными обществами и единоличный исполнительный орган дочерней кредитной организации имеет право занимать должности (за исключением должности председателя) в коллегиальном исполнительном органе кредитной организации — основного общества;
§ замещение должности гражданской службы, пребывание в составе Правительства Российской Федерации в соответствии с Законом № 79-ФЗ, Законом № 2-ФКЗ;
§ занятие должностей, перечень которых утвержден Советом директоров Банка России, если отдельные функции надзора или контроля за кредитными организациями, в которых кандидат будет занимать должность руководителя, непосредственно входили в служебные обязанности кандидата и если после увольнения кандидата из Банка России не истекло двух лет и не получено согласие Совета директоров Банка России на занятие кандидатом указанной должности в кредитной организации;
§ разглашение или использование кандидатом, занимавшим должности, перечень которых утвержден Советом директоров Банка России, после увольнения из Банка России в интересах организаций либо физических лиц сведений, отнесенных в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа или служебной информации, ставшей известной кандидату в связи с исполнением служебных обязанностей.
То есть, в составе перечня ограничений, установленных федеральными законами и приведенными в подпункте «г» пункта 2.9 Положения № 408-П, помимо запрета на осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица содержатся прочие ограничения, установленные федеральными законами.
Следовательно, по нашему мнению, поскольку ограничение на осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица установлено Законом № 395-1 только в отношении определенного круга лиц, в котором не поименованы члены совета директоров кредитной организации, в отношении последних применяются иные ограничения, поименованные в подпункте «г» пункта 2.9 Положения № 408-П.
Таким образом, по нашему мнению, законодательством Российской Федерации и нормативными документами Банка России запрет на осуществление членами совета директоров (наблюдательного совета) кредитных организаций предпринимательской деятельности без образования юридического лица не установлен.
Документы и литература.
1. Закон № 2-ФКЗ – Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17.12.1997г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;
2. Закон № 395-1 – Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
3. Закон № 86-ФЗ – Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
4. Закон № 79-ФЗ – Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
5. Положение № 408-П – Положение Банка России от 25.10.2013г. № 408-П «О порядке оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации лиц, указанных в статье 11.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статье 60 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», и порядке ведения базы данных, предусмотренной статьей 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
[1] Члены совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации.
[2] Часть шестая отсылает к норме части третьей статьи 11.1 Закона № 395-1, которой в перечень лиц, включены: единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа, главный бухгалтер, заместители главного бухгалтера кредитной организации, руководитель и главный бухгалтер филиала кредитной организации.
[3] Организации, являющиеся кредитными, страховыми или клиринговыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, организаторами торговли на товарных и (или) финансовых рынках, а также в акционерные инвестиционные фонды, специализированные депозитарии инвестиционных фондов, негосударственные пенсионные фонды, организации, осуществляющих деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, по управлению инвестиционными фондами, акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, организации, занимающиеся лизинговой деятельностью или являющиеся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации.
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki
Источник: www.mosnalogi.ru
Может ли ип быть членом совета директоров
Постановление от 28 января 2017 года №94. До 12 лет увеличен срок непрерывного избрания кандидата в совет директоров в качестве независимого директора. Это направлено, в частности, на закрепление акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, за федеральными органами исполнительной власти, формирующими государственную политику в соответствующих отраслях экономики.
Документ
Постановление от 28 января 2017 года №94
Внесено Минэкономразвития России.
Постановлением Правительства от 3 декабря 2004 года №738 утверждено Положение об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции») (далее – Положение).
Положением установлены требования к лицам, которые выдвигаются в советы директоров акционерных обществ в качестве независимых директоров. Так, лицо, выдвигаемое Российской Федерацией как акционером для избрания в совет директоров в качестве независимого директора, не должно непрерывно в течение последних 5 лет быть членом совета директоров общества, в которое оно избирается.
Установлено, что лицом, связанным с эмитентом, следует признавать лицо, если оно занимало должность члена совета директоров эмитента в совокупности более 7 лет. При этом для определения независимости кандидата (избранного члена совета директоров) лицом, связанным с эмитентом, может не признаваться кандидат (избранный член совета директоров), занимавший должность члена совета директоров в совокупности от 7 до 12 лет, в случае принятия соответствующего решения советом директоров.
Таким образом, для кандидата в совет директоров срок его непрерывного избрания в совет в качестве независимого директора может быть увеличен.
Подписанным постановлением в Положение внесено изменение, в соответствии с которым срок непрерывного избрания кандидата в совет директоров в качестве независимого директора увеличен до 12 лет.
Принятое решение направлено на закрепление акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, за федеральными органами исполнительной власти, формирующими государственную политику в соответствующих отраслях экономики, с учётом необходимости координации их деятельности Росимуществом с одновременным усилением его полномочий в этой сфере, а также на повышение эффективности управления акционерными обществами, в том числе в части порядка формирования органов управления акционерных обществ.
Работа Правительства:
Министерства и ведомства, органы при правительстве:
Источник: government.ru