– В 2019 году я оформила самозанятость и начала работу. Дела идут хорошо, клиентов становится все больше и больше и теперь мне не хватает возможностей для того, чтобы самостоятельно отрабатывать все поступающие заказы. Могу ли я нанять сотрудников? Если я буду использовать чужой труд, право на льготный режим не потеряется? И как оформить такие взаимоотношения?
– Самозанятыми являются те граждане, которые работают только на себя и уплачивают налог на профессиональный доход. Это особый налоговый режим, при котором они не имеют права нанимать сотрудников на постоянную работу, но могут брать помощников для выполнения разовых работ.
Может ли самозанятый нанимать работников
Сотрудники, оформленные по трудовому договору, исполняют трудовую функцию, то есть одни и те же обязанности на постоянной основе. Это основной критерий, определяющий понятие трудовых отношений. Именно эта форма запрещена для использования у самозанятых граждан. Разовые работы или услуги разрешены, а контрагентами могут стать и организации, и индивидуальные предприниматели, и другие физические лица.
Для того чтобы избежать вопросов со стороны ФНС, необходимо соблюдать следующие правила:
- Избегать трудовых отношений и заключать договоры на оказание услуг, на подряд и др.
- Все договоры должны носить временный характер.
- В любом заключенном договоре должны быть указаны ожидаемые результаты выполненных контрагентом работ.
Заключать соглашения, предметом которых станет регулярное выполнение работ или оказание услуг без конкретного результата, недопустимо. Такие договоры будут признаны трудовыми, а к самозанятому гражданину, выступившему в роли нанимателя, будут применены санкции вплоть до аннулирования самозанятости и пересчета начисленных ранее налогов.
Что нужно учесть при оформлении договоров
Самозанятые граждане имеют право заключать по своему усмотрению договоры гражданско-правового характера, в том числе – на выполнение работ, оказания услуг и др. Однако такие соглашения не должны маскировать трудовые отношения. Если надзорные органы будут оповещены о том, что самозанятый пытается нанять постоянных сотрудников, оформив их, как наемных, к самозанятому будут применены санкции со стороны государства: ФНС доначислит и предпишет уплатить налоги и взносы за все время нарушений.
Наказать недобросовестного работодателя смогут и сами наемные работники – они могут обратиться в суд и добиться переквалификации договора.
Для самозанятого риски можно исключить, прибегая к периодическому сотрудничеству, когда исполнитель сам несет ответственность за выполнение своих обязательств и использует свое оборудование. Самозанятый вправе перепоручить всю работу наемным работникам, это не будет являться нарушением.
Планируете ли вы оформлять самозанятость?
Планирую Уже оформил(а) Не планирую, мне это без надобности
Уплата налогов и страховых взносов
Самозанятые граждане обязаны уплачивать налог на профессиональную деятельность (НПД) в размере 4 или 6%. Особенностью специального режима является то, что уплачиваются взносы в бюджет только в том случае, если в течение налогового периода есть доход. Если такового нет – никаких обязательных или фиксированных платежей нет.
При этом все самозанятые так же, как и прочие физические лица, участвуют в программе обязательного медицинского страхования и вправе рассчитывать на оказание бесплатной медицинской помощи.
Самозанятым экономически невыгодно заключать договоры с физическими лицами, которые не оформлены официально. Нанятые сотрудники в таком случае заплатят стандартный налог на доходы физических лиц (НДФЛ), составляющий 13% от полученной суммы, который нередко заранее закладывается в сумму контракта. А самозанятый, выступающий в роли работодателя, должен будет дополнительно перечислить в бюджет страховые взносы (пенсионные и медицинские), которые составляют 22 и 5,1% соответственно (исходя из положений, изложенных в Письме Минфина № 03-15-05/9504 от 15 февраля 2018 года). Для этого самозанятому придется пройти процедуру регистрации, как плательщику страховых взносов, и подать заявление установленной формы КНД 1112525.
Эта обязанность ложится на всех самозанятых без исключения. Также эта сумма не может быть учтена в расходах для уменьшения основного налога, что добавляет проблем с формированием отчетности.
Если подходящий исполнитель найден, но не имеет официального статуса – лучше всего порекомендовать ему оформить самозанятость. Сделать это можно даже ради одного договора. Наемный работник регистрируется в приложении «Мой налог» (скачать приложение можно в App Store или Google Play), получает деньги за выполненную работу, уплачивает налог в бюджет (сэкономив на бонусе и вычетах) и дает возможность работодателю не уплачивать страховые взносы. После того как договор истечет, статус самозанятого можно снять в приложении самостоятельно за несколько минут.
Источник: zakonguru.com
Документооборот при работе с самозанятым гражданином
Документы при заключении договора
При заключении договора об оказании транспортных услуг с самозанятым гражданином у него можно запросить справку о его постановке на учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход (НПД). ФНС на своем официальном сайте ответила на вопрос, каким образом плательщик этого налога может получить справку о постановке на учет. Ответ таков:в мобильном приложении «Мой налог» и веб-кабинете, расположенном на сайте ФНС России https://npd.nalog.ru, «самозанятый» налогоплательщик может самостоятельно сформировать Справку о постановке на учет, в электронном виде, которая приравнивается к справке, выданной на бумажном носителе в налоговом органе. Кроме того, проверить статус физического лица (является ли он самозанятым гражданином) организация может на официальном сайте ФНС по ссылке https://npd.nalog.ru/check-status/.
Документооборот
Порядок формирования и передачи чека
- направления покупателю (заказчику) на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные им;
- обеспечения покупателю (заказчику) возможности в момент формирования чека в месте продажи считать компьютерным устройством (мобильным телефоном, смартфоном или компьютером, включая планшетный компьютер) QR-код, содержащийся на чеке.
В связи с этим чек может храниться как в электронной форме, так и в распечатанном виде.
В чеке должны быть указаны:
1) наименование документа;
2) дата и время осуществления расчета;
3) Ф. И. О. (при наличии) налогоплательщика-продавца;
5) указание на применение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»;
6) наименования реализуемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг;
7) сумма расчетов;
8) ИНН юридического лица или ИП – покупателя (заказчика) товаров (работ, услуг, имущественных прав) в случае осуществления реализации указанным лицам. Обязанность по сообщению идентификационного номера налогоплательщика возлагается на покупателя (заказчика);
9) QR-код, который позволяет покупателю (заказчику) товаров (работ, услуг, имущественных прав) осуществить его считывание и идентификацию записи о данном расчете в автоматизированной информационной системе ФНС;
10) ИНН уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации (в случае их участия в формировании чека и (или) осуществлении расчета);
11) наименование уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации (в случае их участия в формировании чека и (или) осуществлении расчета);
12) уникальный идентификационный номер чека – номер записи в автоматизированной информационной системе налоговых органов, который присваивается чеку в момент его формирования.
Обязанность передачи чека плательщиком НПД заказчику услуг установлена Федеральным законом № 422-ФЗ и корреспондирует его обязанности по отражению доходов от реализации таких услуг в налоговой базе. В случае нарушения соответствующих положений заказчик вправе сообщить об этом в ФНС, в том числе с использованием сервиса «Обратиться в ФНС России», размещенном на официальном сайте этой службы.
Из новости, размещенной на официальном сайте ФНС 29.10.2019:
Вопрос
Ответ
Каким образом юридическое лицо может оформить сделку с плательщиком налога на профессиональный доход?
При сотрудничестве юридических лиц с плательщиками НПД необходимо руководствоваться нормами гражданского законодательства, в соответствии с которыми сделки можно оформлять устно или письменно, обычным договором или с участием нотариуса.
Если сделка исполняется немедленно, то договор может быть заключен и в устной форме. В этом случае заключение договора будет подтверждаться уплатой заказчиком денег за оказанные услуги.
Оформление платежных документов при перечислении денег за товары, работы, услуги юридическими лицами происходит в общепринятом порядке.
Как происходит расчет между юридическим лицом и плательщиком налога на профессиональный доход?
При расчетах исполнитель – плательщик НПД обязан сформировать и передать компании-заказчику чек, сформированный в приложении «Мой налог». В нем содержатся такие сведения, как наименование товара, работ, услуг и ИНН юридического лица или индивидуального предпринимателя, который является заказчиком услуг. Этот документ и подтверждает расходы юридического лица.
Передача чека юридическому лицу происходит в момент расчета, если этот расчет произведен наличными денежными средствами или с использованием электронных средств платежа. При других формах расчета чек передается до 9-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором была произведена оплата
При заключении договора об оказании транспортных услуг у самозанятого гражданина можно запросить справку о его постановке на учет в качестве плательщика НПД. Самозанятый граждан должен сформировать и передать заказчику чек при произведении расчетов за оказанные услуги.
Источник: www.audit-it.ru
Самозанятый или ИП
Как выгоднее оформиться иностранцу из ЕАЭС, который не работает в найме, – разбираем в статье.
- Кто может стать самозанятым или ИП
- Что выгоднее иностранцу
- Как удобнее работодателю
Кто может стать самозанятым или ИП
Иностранцы из стран ЕАЭС – единственные среди всех остальных иностранцев, которые могут оформить себе особый статус самозанятого (ст. 5 ФЗ №422 от 27.11.2018).
Оформиться самозанятыми могут только граждане Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.
Но также они могут зарегистрироваться и как индивидуальный предприниматель (ФЗ №129 от 08.08.2001). Разберем каждый из статусов подробнее.
Примечание редакции: о том, как иностранцу зарегистрироваться как ИП и на что обратить внимание, читайте в статье «Иностранец – ИП», а о регистрации самозанятости в статье » Могут ли иностранцы стать самозанятыми и что для этого нужно сделать».
Что выгоднее иностранцу
Выбор между самозанятостью и ИП зависит от ряда факторов.
Сумма налога с дохода зависит от того, с кем работает иностранец:
- Если иностранец работает с физическими лицами, стоит отдать предпочтение статусу самозанятого, так как в этом случае налог будет рассчитываться по ставке 4%.
- Если с юридическими лицами – то статус работника не принципиален. В любом случае из суммы заработка нужно уплатить 6% налогов. Правда их расчет в отношении ИП зависит от выбранного налогового режима — УСН, ЕНВД, ЕСХН или по патенту.
У каждого из этих статусов есть свои ограничения:
- ИП ежегодно платит страховые взносы за себя: фиксированную сумму + 1% с суммы заработка свыше 300 000 рублей. Самозанятые взносы не платят.
- Доход самозанятых не может быть больше 2,4 миллиона в год. У ИП доход не ограничен.
- Самозанятый не может нанимать других сотрудников. ИП может принимать на работу других граждан, даже иностранных сотрудников.
- Самозанятость действует не во всех регионах России.
Примечание редакции: подробнее об ограничениях самозанятых и ИП читайте в статье «Какие налоги платят предприниматели иностранцы».
Исходя из деятельности, которую планирует вести иностранец, и следует выбирать, как именно работать. Но порой влияние на выбор оказывает тот, кто заказывает услуги.
Как удобнее работодателю
Работодателю, или заказчику услуг, не принципиально, работать с самозанятыми или ИП, так как в обоих случаях:
- не нужно платить страховые взносы;
- необходимо подавать уведомление о заключении и прекращении договора с иностранцем в течение 3 рабочих дней.
С самозанятыми иностранцами заключать трудовой договор нельзя, можно только гражданско-правовой.
Если иностранец, например, одновременно ведет бизнес как ИП и решает работать как самозанятый, возникает вопрос с отчетностью и ее порядком. Потому что самозанятые отправляют чеки в приложении «Мой налог», а ИП – присылают акты выполненных работ.
Однако ИП или самозанятость – это налоговый режим, и ИП не лишится своего статуса, став еще и самозанятым. Достаточно только предупредить физическое или юридическое лицо, с которым иностранец работал как ИП о том, что теперь ему будут приходить чеки по платежам. Важно только помнить о том, что для индивидуального предпринимателя с налоговым режимом «налог на профессиональный доход» действуют ограничения по доходу и запрет на прием сотрудников в штат.
Нюансов в работе с иностранными сотрудниками немало. Чтобы сотрудничать с ними по закону и избежать штрафов, необходимы знания миграционного, налогового и трудового законодательства. Комплексно подойти к изучению того, как правильно работать с иностранными сотрудниками можно на наших курсах.
Источник: all-migration.com