Может ли ИП принимать на работу сотрудников

Итак, Вы, являясь индивидуальным предпринимателем, нанимаете первого сотрудника.

Какие последствия порождает прием первого работника?

ИП-работодателю в своей деятельности теперь нужно будет:

a. оформлять трудовые договоры, договоры о материальной ответственности,
b. оформлять приказы о приеме на работу, об увольнении и перемещении работников, приказы на отпуск и др.;
c. вести трудовые книжки;
d. обеспечивать сохранность персональных данных работников;
e. оформлять больничные листы;
f. вести воинский учет (если есть работники-военнообязанные);
g. составлять кадровую документацию, например, Локальные нормативные акты:
1. Правила внутреннего трудового распорядка,
2. Документ о хранении и использовании персональных данных
3. Положение об оплате труда
4. Документы по охране труда
5. Документы воинского учета
6. Графики отпусков

Юрист: Как правильно принимать работников ИП. Основные ошибки | Интересные вопросы


7. Табели учета рабочего времени
8. Штатное расписание
9. Личные карточки работников

  • Вести следующие расчеты с сотрудниками:

a. начисление и выплату заработной платы
b. расчет отпускных
c. расчет больничных
d. расчет пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком
e. учет подотчетных сумм (командировочные расходы, хозяйственные нужды, материалы и т.п.)

  • Ежемесячно удерживать с зарплаты наемного работника налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13% и перечислять его в бюджет (в день перечисления зарплаты)
  • Ежемесячно платитьвзносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование своих работников – до 15 числа месяца, следующего за месяцем выплаты зарплаты. Например, с зарплаты работников за январь взносы нужно перечислить до 15 февраля;
  • Ежеквартально (4 раза в год) сдаватьотчетность в фонды:

a. в ФСС – отчет по форме 4-ФСС;
b. в ПФР – отчет по форме РСВ-1;

  • Ежегодно представлять в налоговую до 20 января каждого года Сведения о среднесписочной численности;
  • Ежегодно представлять в налоговую до 1 апреля каждого года справки о доходах физических лиц 2-НДФЛ (по своим сотрудникам).

ИП принимает на работу сотрудника: пошаговая инструкция

ИП принимает на работу сотрудника: пошаговая инструкция

У меня есть знакомые, зарегистрировавшие ИП и осуществляющие деятельность самостоятельно. Не раз они задавались вопросом, легко ли нанять сотрудников, чтобы уменьшить нагрузку и освободить часть времени, посвящаемого работе. Сегодня я постараюсь помочь всем, кого мучает эта проблема. В статье будет подробно рассказано, как ИП принять на работу сотрудника.

Предприниматели вправе нанимать на работу сотрудников для развития своего бизнеса. При этом процедура четко регламентирована трудовым законодательством, от норм которого нельзя отклоняться. Действия ИП, незначительно отличающиеся от тех процедур, которые должны выполнять ООО, укомплектовывающие штат. Однако при этом существуют нюансы, закрепленные в гл. 48 ТК РФ.

    • Нормативное регулирование вопроса
    • ИП принимает на работу сотрудника: пошаговая инструкция, новые правила
    • Порядок действий при приеме на должность
    • Какие выплаты отчисляет наниматель помимо зарплаты?
    • Заключение

    Нормативное регулирование вопроса

    ИП принимает на работу сотрудника: пошаговая инструкция

    Обязательное условие, касающееся всех нанимателей связано с необходимостью официального оформления работников. То есть трудовое соглашение или запись в трудовую книжку оформляются в течение трех дней с начала работы сотрудника. Нарушение указанного правила повлечет крупный штраф или иные санкции.

    Наем сотрудников осуществляется посредством подписания соглашения (гражданско-правового характера либо трудового), оформления соответствующей документации кадровым подразделением (при наличии), регистрации в Фонде соцстраха.

    Независимо от порядка приема на должность необходима регистрация в Пенсионном фонде РФ. Данное требование подлежит исполнению в тридцатидневный срок.

    Читайте также:  Должен ли ИП платить декретные работнику

    Самым оптимальным способом приема граждан на работу для предпринимателей является договор ГПХ. Его особенность заключается в том, что такой документ не обязует нанимателя связываться с фондом соцстраха и осуществлять регистрационные действия. Работник на законных основаниях сможет выполнять поручения ИП не рискуя при этом нарушить нормы трудового права.

    ИП принимает на работу сотрудника: пошаговая инструкция, новые правила

    Для приема сотрудника нанимателем запрашивается необходимая документация. К таким актам относятся:

    • паспорт;
    • трудовая книжка. Если ее нету, то работодатель оформляет документ и вносит первую запись;
    • диплом об образовании или иной акт, свидетельствующий о достаточной подготовке претендента на должность (при необходимости);
    • военный билет (при наличии);
    • СНИЛС.

    Важно! С последним документом связаны нововведения, которые приняты постановлением правления ПФР от 13.06.2019 за номером 335п, обретающим юридическую силу с 29 сентября 2019г. Так, пенсионный фонд ввел новую форму, которая призвана заменить СНИЛС («АДИ-РЕГ») Документ требуется представлять нанимателю в установленном для этого порядке. Однако пенсионное свидетельство также не утрачивает силы и может использоваться в дальнейшем.

    Порядок действий при приеме на должность

    Первое с чего стоит начать — формирование заявления кандидатом на должность и его представление потенциальному нанимателю. Далее, составляется трудовой договор. Данная задача всецело ложится на плечи работодателя (ИП). Правила, по которым осуществляется составление документа, отражены в ст. 57 ТК РФ.

    Акт подготавливается в двух экземплярах. Один остается у предпринимателя, а второй – у сотрудника.

    В трудовом соглашении должны указываться следующие моменты:

    1. персональные данные сторон;
    2. реквизиты паспортов;
    3. график, по которому будет работать сотрудник;
    4. обязанности, предусмотренные должностью;
    5. сведения о заработке.

    Правила внутреннего распорядка и иные детали, касающиеся исполнения работником обязанностей доводятся до гражданина в ходе личной беседы. ИП также должен ознакомить человека с должностной инструкцией, положениями, касающимися охраны труда и норм рабочего времени.

    На основании договоренностей сторон издается приказ о приеме на работу и оформляется личная карточка сотрудника. В течение первых семи дней ИП должен внести соответствующую запись в трудовую книжку гражданина, оформившегося к нему на работу.

    Какие выплаты отчисляет наниматель помимо зарплаты?

    Действующее законодательство требует своевременного начисления заработной платы. Отчисления производятся раз в полмесяца (статья 136 ТК РФ). Особенности исчисления заработка устанавливаются соглашением.

    При этом предприниматель также обязан уплачивать соответствующие взносы в фонды.

    Ежемесячно до 15 числа с ИП удерживаются страховые взносы (30% от заработка сотрудника): 22% — в ПФР; 5,1% — на ОМС; 2,9% — в Фонд соцстраха.

    При договоре ГПХ осуществлять отчисления можно по желанию.

    Заключение

    Таким образом, ИП вправе принимать работника только при соблюдении всех этапов законодательно установленной процедуры. Претенденту на должность нужно представить потенциальному руководителю пакет документов. После этого сторонами заключается договор, в котором прописываются основные моменты возникающих правоотношений. За нарушение порядка предпринимателю может грозить уголовная и административная ответственность, а также проблемы по линии ФНС.

    (10 оценок, среднее: 5,00 из 5)

    Правоприменительная практика и/или законодательство РФ меняется достаточно быстро и информация в статьях может не успеть обновиться.
    Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:

    Читайте также:  Как открыть ИП СТО

    или заполнив форму ниже.

    Источник: vseofinansah.ru

    Особенности оформления и налогообложение наемных работников у ИП

    ИП и наемные работники: совместимы ли данные понятия? Ведь при первом взгляде на название данной формы ведения бизнеса кажется, что индивидуальный предприниматель должен вести свою деятельность самостоятельно. На самом деле это ошибочное суждение, и ИП может принимать на работу сотрудников, как и юридические лица.

    Найм сотрудников в ИП

    Со временем бизнес ИП развивается, и он уже не может самостоятельно справляться со всеми заказами. Тогда возникает необходимость принять на работу помощников. С появлением у предпринимателя сотрудников у него появляются не только новые расходы, но и дополнительные обязанности перед контролирующими органами.

    Как ИП принять на работу сотрудника

    Составление трудового договора

    Порядок приема на работу наемных сотрудников к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям одинаков. Никаких законодательных послаблений у ИП нет.

    Первое, что должен сделать ИП, это юридически оформить взаимоотношения со своими сотрудниками. Индивидуальный предприниматель может нанимать сотрудников в рамках трудового договора или гражданско-правового договора.

    Договор составляется и подписывается в двух экземплярах, один из которых остается на руках у сотрудника. Какой договор заключить? Это зависит от того, для каких работ планируется привлекать сотрудника. Если работа носит постоянный характер (например, продавец, охранник, секретарь), то нужно заключать трудовой договор. Если временный (например, ремонт офиса, разработка сайта), то целесообразно заключить гражданско-правовой договор.

    Далее необходимо оформить всю документацию на сотрудника. Это приказ о приеме на работу по утвержденной форме и личная карточка работника по форме Т-2. ИП должны сделать соответствующую запись в трудовой книжке (если это первое место работы сотрудника, то оформить ее по всем правилам).

    Следующим шагом должна стать регистрация в Пенсионном фонде и ФСС.

    Регистрация в Пенсионном фонде

    В Пенсионный фонд предприниматель должен прийти в течение 30 дней после того, как наемный работник был зачислен в штат. С собой он должен иметь договор с первым работником. В дальнейшем регистрировать договора в фонде не нужно. Штраф за просрочку регистрации в качестве страхователя составляет от 5000 руб.

    В ФСС необходимо регистрироваться только при условии заключения трудового договора или если в гражданско-правовом договоре прописана обязанность заказчика (ИП) о страховании подрядчика (это делается добровольно). Срок, отведенный для регистрации, составляет 10 дней. В случае, если предприниматель не уложится в указанный срок, он должен будет заплатить штраф 20000 руб. при заключении трудового договора и от 5000 руб. гражданско-правового.

    После регистрации в фондах ИП выдают его личный номер страхователя, который используется для его идентификации в платежных поручениях и при сдаче отчетности.

    Налоги за сотрудников

    Налоги за сотрудников включают четыре составляющих:

    • НДФЛ;
    • взносы на пенсионное страхование;
    • на медицинское страхование;
    • на социальное страхование.

    ИП выступает в качестве налогового агента для своих сотрудников и обязан перечислять за них НДФЛ в размере 13% от их доходов в бюджет. Сам работник получает на руки сумму без учета налога. НДФЛ перечисляется строго в день выдачи зарплаты. Если зарплата выдается сотруднику по частям два раза в месяц, то НДФЛ уплачивается раз в месяц в день окончательного расчета. При несвоевременной уплате налога с ИП взимается пени в размере 1/300 ставки рефинансирования.

    Читайте также:  УСН кассовый метод или метод начисления

    НДФЛ — это единственный налог, который платится за счет доходов работника. Другие зарплатные налоги уплачиваются предпринимателем из собственных средств.

    К таким налогам относятся страховые взносы в ПФР и ФФОМС, а также в ФСС. Их тарифы зависят от вида деятельности ИП.

    В общем случае на пенсионное страхование платится 22%, в ФФОМС — 5,1% и 2,9% в ФСС.

    Таким образом, помимо зарплаты работника ИП должен заплатить 30% во внебюджетные органы.

    Страховые взносы ИП

    Налогами облагаются все выплаты работникам: зарплата, премии, отпускные, выплаты физлицам по гражданско-правовым договорам (кроме больничных и других пособий, командировочных и пр.). Взносы в ПФР и ФСС нужно перечислить до 15-го числа следующего месяца, за который начислены взносы (например, взносы за январь необходимо заплатить до 15 февраля).

    До 2014 года пенсионные взносы в ПФР за наемных работников разделялись на накопительную и страховую части пенсии, на которые перечислялось 6 и 16% соответственно. Но начиная с 2014 года накопительная часть пенсии россиян была заморожена и все взносы в размере 22% идут на страховую часть.

    Для некоторых ИП, применяющих УСН, законодательством предусмотрены льготы по уплате страховых взносов в виде пониженных тарифов. Например, для ИП, задействованные в сфере строительства, текстильном и пищевом производстве.

    Взносы в ФСС включают отчисления на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (из этих средств фондом оплачиваются декретные и больничные), а также на травматизм. В первом случае тариф единый — 2,9%. Тариф страховых взносов в ФСС на травматизм определяется в зависимости от класса профессионального риска на основе основного ОКВЭД ИП. Взносы в ФСС могут быть уменьшены на произведенные расходы ИП по оплате больничных листов, выплате декретных пособий.

    Отчетность ИП за наемных сотрудников

    После найма работников и регистрации во внебюджетных фондах у предпринимателя возникает обязанность сдавать квартальную и годовую отчетность по начисленным и уплаченным взносам. Также до 1 апреля года, следующего за отчетным, ИП обязаны предоставить в налоговую справки по форме 2-НДФЛ по всем сотрудникам. В них отображаются их доходы, начисленные и уплаченные налоги.

    Отчетность в ПФР и ФСС сдается ежеквартально. Все данные заполняются накопительным итогом (за первый квартал, полугодие, 9 месяцев и год). Отчетность по пенсионным и медицинским взносам сдается в ПФР в составе единой формы РСВ-1. Она должна быть представлена в ПФР до 15 числа каждого второго месяца после окончания квартала.

    В ФСС ежеквартально предоставляется расчетная ведомость по форме 4-ФСС. Она передается в территориальные филиалы ФСС до 20 числа месяца, следующего за отчетным (до 25 числа, если отчетность сдается в электронном виде).

    Даже если предприниматель уволил всех работников, но не снялся с учета в фондах, он должен продолжать сдавать «нулевую отчетность». Если он не планирует длительное время привлекать наемных сотрудников, то ему необходимо подать заявление о снятии с учета в качестве страхователя.

    Стоит учесть, что если в штате ИП более 25 человек, он обязан отчитываться через интернет и предоставлять сведения в электронном виде.

    Источник: vseobip.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    Бизнес для женщин