Обязательно ли заверять счет на оплату печатью организации?
Считается ли счет договором?
Договорные отношения между партнерами появляются при оплате счета на продукцию или услуги. При этом не важно, есть ли соглашение в письменном виде. Соответствующие положения указаны в статьях 433, 434, 438 ГК РФ. Будет ли считаться счет договором? Все определяется методом оформления соглашения.
В течение какого срока действует счет на оплату?
В каких случаях счет будет являться договором
В ряде ситуаций для образования договорных отношений нужен только счет на оплату. Соглашения составлять вовсе не требуется. Сделка сопровождается счетом, исполненным в форме оферты. Юридически значимая оферта – это счет со всеми необходимыми существенными условиями. Можно ли оплатить счет при отсутствии договора?
Счёт без Договора
ВАЖНО! Рекомендации по составлению счета на оплату от КонсультантПлюс доступны по ссылке Как определить, будет ли считаться счет договором? Нужно установить, присутствуют ли в нем существенные положения. Рассмотрим эти существенные условия:
- Название продаваемой продукции.
- Объем товара.
- Единица измерения.
- НДС.
- Наименование обеих сторон, их реквизиты.
- Ставка НДС.
- Сроки, в которые должен быть оплачен товар.
- Подписи и их расшифровки.
Рекомендуется поставить на счете печать организации. Это позволит придать документу дополнительный юридический вес, что станет аргументом в рамках судебных разбирательств. Счет, представленный в форме оферты и оплаченный, является заменой соглашения.
В каких случаях счет не будет являться договором
В ряде случаев счет не может считаться договором даже в том случае, если в нем есть существенные условия. Актуально это для следующих форм сделок:
- Реализация недвижимости (статья 550 ГК РФ).
- Реализация предприятия (статья 560 ГК РФ).
- Аренда зданий (статья 651 ГК РФ).
Все эти сделки всегда связаны с оформлением договора. Отчасти это объясняется тем, что это сделки, предполагающие операции с большими суммами. Чем больше сумма, тем важнее документальное подтверждение.
Выставление счета без соглашения
Можно ли выставлять счет без составления соглашения? Можно при наличии двух обстоятельств:
- Наличие существенных условий в чеке (объем продаж, наименование товара).
- Сделка не входит в перечень операций, для которых наличие договора является обязательным.
Оплата товара покупателем – это и есть согласие с условиями, предложенными продавцом. В суде подобные операции признаются разовой сделкой. То есть права и обязанности участников касаются только одной сделки.
Можно ли пойти в суд без договора?
Мнение специалистов
Рассмотрим пример. У фирмы есть только счет на оказание услуг. В нем прописаны эти положения: название, количество проданного, стоимость, наличие платежного поручения. Может ли этот счет являться подтверждением оформления договора поставки? Да, если есть следующие условия:
- Документ адресован определенному лицу.
- Из счета можно понять, кто именно выставил его.
Если все эти условия соблюдены, то чек является аналогом оформления соглашения поставки в простой форме. Как обосновывается этот вывод? Рассмотрим детально. Есть два определения договора с точки зрения закона:
- Договор представляет собой сделку, фиксирующую волю нескольких людей или фирм (статья 153-154 ГК РФ).
- Соглашение – это документ, фиксирующий условия возникновения обязательств.
В пункте 1 статьи 161 ГК РФ указано, что сделки выполняются в письменной форме. Но составление договора – это не единственный метод оформления сделки. Договор, на основании пункта 2 статьи 432 ГК РФ, может заключаться через направление оферты. Оферта – это предложение о заключении соглашения. Один участник направляет оферту, а другой принимает это предложение.
В пункте 2 статьи 434 ГК РФ также указано, что договор может заключаться через обмен бумагами. Еще один способ заключения соглашения – выполнение условий сделки (пункт 3 статьи 434, пункт 3 статьи 438 ГК РФ). К примеру, это может быть отгрузка товара, исполнение услуг.
Рассмотренные методы заключения договора используются в том случае, если в законе нет специфических требований к совершаемой сделке (статья 434, 550 ГК РФ). К примеру, если это не сделка с недвижимостью. То есть если в оферте есть все существенные условия, она заменяет договор. Оплата по чеку – это акцепт, подразумевающий заключение договора.
Документа, подписанного покупателем и продавцом, в этом случае нет. Но это не имеет значения. Этот вывод подтверждается этими нормативными актами:
- Постановлением Правительства ВАС №981/98 от 6 октября 1998 года.
- Постановлением ФАС Северно-Западного округа №А44-80/2008 от 4 мая 2009 года.
- Постановлением ФАС №Ф09-1968/09-С5 от 13 апреля 2009 года.
Для чего вообще ставить вопрос о том, может ли являться чек договором? Актуальным это становится при возникновении конфликтных ситуаций. Особенно это важно в контексте судебных разбирательств. Рассмотрим пример. Компания стала сотрудничать с поставщиком. У последнего она заказывает продукцию на определенную сумму.
Возникла необходимость вернуть товар в связи с тем, что обнаружен дефект. Именно чек является основанием для возврата. Кроме того, он является подтверждением сделки.
Когда не нужен счет на оплату
Если счет может заменить договор, то верна ли обратная ситуация? Это также принципиальный вопрос. Если в бухгалтерии будут допущены ошибки, на компанию может быть наложен штраф. А потому важно изучить, какие документы являются взаимозаменяемыми.
Нужно ли оформлять счет на оплату, если имеется договор? Счет можно не выставлять в том случае, если в соглашении содержится эта информация:
- Тарифы.
- Стоимость.
- Наличие НДС.
- Акцизный налог.
- Сроки оплаты.
То есть из договора должны быть известны все существенные условия. Примером является счет-договор, который может заменить обычный договор. В этом документе указываются перечень проданной продукции, ее стоимость, общая сумма поставки.
Однако есть случаи, когда наличие счета на оплату обязательно. К примеру, он актуален при наличии соглашении общего типа. Это может быть договор на оказание услуг ЖКХ, сотовых услуг. В подобных соглашениях информация по сделке обычно не конкретизируется. В них нет сведений о стоимости услуги/продукта.
А потому нужен чек для конкретизации определенной операции.
К СВЕДЕНИЮ! Резюмируем: счет и договор – это разные документы. Однако иногда они могут заменять друг друга. Но актуально это не для всех ситуаций.
Источник: assistentus.ru
Чего боятся ООО, когда работают с ИП
Надежда Лимонникова, директор по маркетинговым коммуникациям «Дзен-мани», рассказывает о главных проблемах, которые возникают у организаций, работающих с индивидуальными предпринимателями, и объясняет, как избежать внимания налоговых органов
Директор по маркетинговым коммуникациям приложения для учёта личных финансов «Дзен-мани»
Чтобы сэкономить, компании ищут подрядчиков для выполнения некоторых работ. Зачастую эти работы выполняет ИП без сотрудников, то есть специалист, который был самозанятым или фрилансером, а потом зарегистрировал ИП.
Сотрудничество ИП и ООО может проходить без всяких эксцессов, если обе стороны довольны друг другом. Никакие инстанции не будут вмешиваться в их отношения до тех пор, пока одна из сторон не нарушит какие-нибудь законодательные требования.
Вы можете легко подготовить и сдать любую отчетность с помощью онлайн-сервиса «Моё дело». Сервис автоматически рассчитает сумму налога, сформирует отчетность, проверит ее и отправит в электронном виде. Вам не надо будет лично посещать налоговую инспекцию и фонды, что, несомненно, сэкономит не только время, но и нервы. Зарегистрируйтесь сегодня и получите пробный период — 3 месяца в подарок!
По личному опыту знаю, что можно работать несколько лет с ООО без договора, выставляя счета и предоставляя закрывающие документы. Возможно, это чистая случайность, благоприятное стечение обстоятельств, исключение из правил. Но я в качестве индивидуального предпринимателя работала с ООО в течение трех с половиной лет именно на таких условиях. Никаких проблем не возникало, и только сейчас я узнала, что ООО есть чего бояться в процессе сотрудничества с ИП.
Есть три проблемы, о которых нужно знать не только ООО, но и ИП, чтобы не подставлять друг друга.
1. Договор между ООО и ИП могут признать трудовым
Обычно сотрудничество начинается с договора. Если компания планомерно не проводит политику перевода всех своих сотрудников на ИП, на чем, собственно, многие и проваливаются, то все равно нужно серьезно подойти к составлению договора.
В нем ничего не должно напоминать о том, что:
- ИП выполняет должностные обязанности;
- получает за это постоянное вознаграждение, которое больше похоже на заработную плату;
- соблюдает трудовой распорядок дня, утвержденный компанией;
- работает на территории компании и использует ее ресурсы для выполнения работ.
Это основные ошибки, которые допускают при составлении договора и на которые может обратить внимание налоговая в случае проверки.
Если такие нарушения будут обнаружены, то ООО придется выплатить штрафы и пени, ей доначислят налоги и обяжут выплатить взносы.
ИП тоже сухим из воды не выйдет и будет платить штрафы. Под угрозой оказываются те предприниматели, которые работают с одним крупным клиентом и получают ежемесячно одну и ту же сумму. Это самые слабые места.
Что делать ООО?
- Грамотно составлять договоры;
- Четко прописывать ТЗ;
- Не считать подрядчиков своими сотрудниками, пытаясь взять их работу под неусыпный контроль.
Что делать ИП?
- Сотрудничать с разными проектами;
- Постараться, чтобы оплата поступала в разное время и разными суммами.
2. Заподозрят в обналичивании денег
Финмониторинг следит за обналичиванием денег. Если компания попадет под подозрение в том, что сотрудничество с ИП больше похоже на обналичивание, то свою правоту придется доказывать в суде.
Противоправное обналичивание — деятельность компании, которая переводит со своих счетов денежные средства на счета фиктивных предприятий, чтобы затем обналичить через банковские чеки или переводом на банковские карты и вернуть назад руководителю компании. Контрагент получает процент от этой сделки.
Главная черта этой деятельности — отсутствие реального оказания услуг или поставки товаров. Вместо них покупатель получает собственные деньги.
Особенно трудно доказать, что обналичивания не было, если оказываются услуги. Например, ИП консультирует ООО по вопросам налаживания бизнес-процессов. Подтвердить, что данная услуга действительно была оказана, достаточно сложно.
Поэтому чтобы не вызвать подозрений у налоговой, нужно не только в счетах и закрывающих документах прописывать подробно, какие услуги были оказаны, но и сохранять подтверждающие документы, видео- и аудиозаписи.
Например, если ИП создает для ООО контент: пишет статьи, ведет группы в соцсетях и тому подобное — то в закрывающих документах и приложениях к договору можно указать ссылки на размещенный контент или скопировать созданный контент целиком.
Вы можете легко подготовить и сдать любую отчетность с помощью онлайн-сервиса «Моё дело». Сервис автоматически рассчитает сумму налога, сформирует отчетность, проверит ее и отправит в электронном виде. Вам не надо будет лично посещать налоговую инспекцию и фонды, что, несомненно, сэкономит не только время, но и нервы. Зарегистрируйтесь сегодня и получите пробный период — 3 месяца в подарок!
Источник: delovoymir.biz
Может ли перевозчик быть самозанятым, и как правильно заключать договор с ним?
Плательщиком налога на профессиональный доход (НПД) или самозанятым может стать физическое лицо или индивидуальный предприниматель. Но самозанятость допустима далеко не во всех сферах деятельности. В статье расскажем, может ли самозанятый осуществлять пассажирские или грузовые перевозки.
Когда перевозчик может быть самозанятым?
Лицо, которое осуществляет деятельность по перевозке пассажиров, багажа или грузов, является перевозчиком. А согласно ст. 2 Федерального закона № 259-ФЗ от 08.11.2007, перевозчик — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявший на себя обязанность по договору выполнить перевозку пассажиров, доставку багажа или груза в пункт назначения.
Таким образом, перевозчик может стать самозанятым и платить НПД, но в статусе индивидуального предпринимателя. При этом транспортное средство должно быть собственным, арендованным или полученным по договору лизинга. Для перевозки пассажиров также требуется лицензия. А лицензирование грузоперевозчиков проводится в отдельных случаях — разрешение требуется на перевозку опасных отходов и этилового спирта свыше 25 %.
Как работать с самозанятым перевозчиком?
- Оплата. В договоре не следует указывать размер ежемесячной оплаты. Самозанятый получает не оклад или заработную плату, а вознаграждение за оказание услуги или выполнение работы. В договоре перевозки с самозанятым можно указать тариф за пройденный километраж или фиксированную сумму за перевозку.
- Объём работы. В договоре не стоит прописывать минимальный или стандартный объём работы, скажем, в месяц. И никаких сверхурочных.
- Внутренний распорядок. Самозанятый не может соблюдать внутренний трудовой распорядок, работать по графику, проходить инструктаж на рабочем месте и расписываться об этом в журнале. Он предоставляет услуги или выполняет работу разово.
- Транспортное средство. Самозанятый для перевозок не может использовать транспортное средство компании, если только не арендует его для выполнения работы.
- Пропуск на территорию заказчика. Если пропуск оформлен на длительное время, это расценивается как факт подмены трудовых отношений.
Другими словами, с самозанятым подписывают договор ГПХ, и в нём не должно быть элементов трудового договора.
У ФНС могут также появиться вопросы, если самозанятый долгое время работает только с одной компанией-заказчиком.
Как организовать документооборот с самозанятыми перевозчиками?
Во многих случаях заказывать услуги по перевозке пассажиров или грузов у самозанятых выгодно. Им платят только за работу, не нужно платить за них налоги, отпускные, больничные. Но некоторые компании опасаются сложностей оформления такого сотрудничества.
На самом деле в документообороте с самозанятыми нет ничего сложного. Заключать договоры и оформлять другие документы можно онлайн за несколько минут, без подключения специального софта и изучения длинных инструкций.
Сервис «Подписант» от СберКорус — это удобный инструмент для работы с физлицами и самозанятыми. Документы можно создавать в привычных программах по образцам, загружать в сервис и отправлять на подписание. Дублировать их на бумагу не нужно, электронный документооборот с самозанятыми — это законно. А это значит, что компания не только автоматизирует рутинные процессы, но и сокращает расходы на бумагу, печать и оплату доставки документов. Подписать документы исполнитель может удаленно из любой точки РФ и с любого устройства с доступом в Интернет, что обеспечит существенное сокращение сроков документооборота
Источник: www.esphere.ru