Учитель – весьма благородная и престижная профессия в РФ. Но, к сожалению, работа учителем в школе не высоко оплачивается. Из-за низких заработных плат работа учителя стала не только престижной, но и весьма востребованной на просторах РФ. Многие педагоги предпочитают уезжать работать в другие страны и лишь малое количество учителей остаются работать на территории своей родной страны.
В рейтинге средних зарплат в России по регионам зарплата учителя остаётся в хвосте.
Стать учителем дано не каждому. Это сложная профессия, требующая терпения, выдержки и любви к детям. Поэтому основная часть учителей РФ работают не из-за финансовой выгоды, а по призванию. Они получают моральное удовольствие от общения и работы с детьми.
Особенность работы учителя заключается в том, что педагог должен найти общий язык с детьми, постараться сплотить класс, сделать их дружней, и при этом успеваемость школьников должна расти.
О чем молчат учителя. Заработная плата сельского учителя и индивидуального предпринимателя
Многие выпускники педагогических вузов после завершения обучения изъявляют желание работать в школе. Существует несколько способов, как можно устроиться учителем на работу в школе:
- Уже на 2-3 курсе молодые педагоги проходят практику в школах. Если будущий учитель зарекомендует себя в качестве коммуникабельного и квалифицированного сотрудника, то у него есть все шансы остаться работать в школе, где он проходил практику. Педагогу потребуется показать все свои навыки и умения, чтобы заслужить доверие педагогического состава.
- Трудоустройством учителей в школы занимаются местные органы образования (ГОРОНО – городской отдел народного образования и науки). Будущий педагог при желании устроиться на работу может прийти в подобную организацию и узнать о наличии вакансий. Приходить стоит не позже мая-июня. В эти месяцы набирается педагогический состав.
- Самостоятельно узнавать в школах о наличии свободных вакансий. Стоит помнить, что положительная характеристика с места практики лишь увеличит шансы будущего педагога устроиться работать в школу. Поэтому не стоит пренебрегать на практике советами «старших» педагогов.
- Найти работу учителя в школе можно в интернете. Существует множество сайтов по поиску работы. На сайте стоит зайти в раздел «Образование», и портал автоматически выдаст вакантные места по разных учебным учреждениям выбранного города.
Одним из самых известных порталов в России по поиску работы является сайт Trudvsem.ru. На сайте представлена общероссийская база вакансий. Нужно ввести требования будущего педагога по зарплате, региону и графику работы и после этого стоит выбрать сферу деятельности «Образование, наука».
Главная страница сайта “Труд всем”
- Одним из самых простых способов устроиться на работу в школе является обращение в родное учебное учреждение, которое вы заканчивали. Если педагог во время обучения нашёл общий язык с педагогическим составом и зарекомендовал себя в качестве ответственного человека, то при наличии свободных мест, специалисту, скорее всего, удастся устроиться на работу.
Многих амбициозных людей, желающих посвятить свою жизнь преподавательской деятельности, интересует вопрос, а можно ли устроиться на работу в школе учителем, не имея профильного образования. К сожалению, это невозможно. Человеку потребуется закончить хотя бы педагогический колледж или лицей. Но с таким образованием он сможет стать лишь учителем начальных классов. Для того чтобы преподавать в старших классах, потребуется закончить высшее учебное учреждение с педагогической направленностью.
В редких случаях устроиться на работу в школу можно без профильного образования. Но для этого человек должен досконально владеть знаниями, которым он желает обучать детей. Решение о приеме на работу принимается администрацией школы.
Для того чтобы устроиться на работу в школе, вовсе не обязательно обладать опытом работы. Специалисты без опыта работы принимаются как в муниципальные, так и в частные школы.
Для увеличения шансов на трудоустройство стоит искать работу в областях, где процент востребованности педагогов выше. В 2022-2023 годах наиболее остро в учителях нуждаются такие области:
- Московская область.
- Красноярский край.
- Краснодарский край.
- Ленинградская область.
- Новосибирская область.
- Свердловская область.
- Волгоградская область.
- Омская область.
- Ростовская область.
Очень важное значение при приёме на работу играет правильно составленное резюме. В резюме указывается такая информация, как:
- Личные данные.
- Опыт работы.
- Образование.
- Категория.
- Квалификация.
- Контактная информация.
- Личные качества.
- Разряд.
Если у человека уже имелся опыт работы в школе, то в резюме дополнительно вписываются обязанности, выполняемые на прошлом месте трудоустройства.
Данная информация поможет администрации школы понять, насколько квалифицированный сотрудник и какие обязательства на него можно возложить.
Приём на работу
Если администрацию школы удовлетворяет кандидатура педагога, то издаётся приказ о приёме на работу. Приказ составляется работником кадровой службы. Если на работу принимается один человек, то составляется приказ по форме № Т-1. Если же устраиваются на работу два и более человека, то кадровый сотрудник составляет приказ по форме № Т-1а.
В приказе указывается такая информация:
- Название школы.
- Номер и дата документа.
- Дата приёма на работу.
- Дата окончания трудового договора.
- Табельный номер.
- Фамилия, имя, отчество.
- Структурное подразделение.
- Должность.
- Условия приёма на работу.
- Характер работы.
- Оклад и надбавка за сверхурочную работу.
- Основания для приёма на работу.
Приказ подписывается директором школы и педагогом.
Если основанием для приёма на работу является не трудовой договор, то учитель обязан написать и подписать заявление о приёме на работу.
Заявление о приёме на работу
Для заключения трудового договора педагог обязан предоставить администрации школы пакет документов:
- паспорт,
- трудовая книжка,
- документ об образовании,
- личная медицинская справка, свидетельствующая о том, что педагог не имеет никаких ограничений в здоровье для работы в школе.
Стоит отметить, что первый год работы в школе не даётся легко. В этот период педагог знакомится с детьми, обменивается опытом и формами работы с другими молодыми учителями.
Адаптация работы в школе в среднем занимает от 6 месяцев до 2 лет.
Требования к учителям
Основное требование к учителям различных специальностей – это соблюдение стандартов ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт).
В ФГОС чётко прописаны личные качества школьников, помочь которые сформировать должен именно учитель. В ФГОС указывается основная образовательная программа, загруженность по тем или иным предметам. Также именно в ФГОС указываются основные для изучения дисциплины.
Согласно ФГОС учитель начальной школы и старших классов должен обладать такими способностями:
- Организаторские способности – это умение сплотить учащихся.
- Дидактические способности – это умение к подготовке учебного материала.
- Рецептивные способности – это умение выявлять особенности психики школьников.
- Коммуникативные способности – это умение налаживать контакт с детьми.
- Суггестивные. Способности – это возможность эмоционально влиять на учащегося.
Обязанности учителя
Основные обязанности учителя в школе:
- Ведение уроков.
- Проверка тетрадей.
- Контроль соблюдения порядка.
- Выставление оценок в классный журнал.
- Преподавание предмета по своей специальности (ведение урока).
- Умение отыскать индивидуальный подход к каждому школьнику.
- Составление календарных планов.
- Составление отчётов.
- Подготовка наглядного пособия для проведения урока.
- Участие в заседании педагогического совета.
- Проведение родительских собраний.
- Провождение воспитательной работы.
- Организация внеклассных мероприятий.
Преимущества и недостатки работы учителя
Как и каждая профессия, специальность учителя обладает своими преимуществами и недостатками:
- Творческая работа.
- Систематическое развитие педагога.
- Возможность подрабатывать репетиторством.
- График работы. Зачастую учителя работают лишь в первой половине дня.
- Отпуск 2 месяца.
- Возможность карьерного роста.
- Маленький оклад.
- Профессия связана с нервным напряжением. Из-за этого у учителей часто возникают проблемы со здоровьем.
- Строгий дресс-код. Учитель является примером для подражания учениками. Поэтому педагог вынужден на работу одеваться строго и в деловом стиле.
Для сравнения приведём видео о работе в школе США. Система образования в США кардинально отличается от нашей.
Заработная плата по специальностям
Стоит отметить, что заработок учителя зависит не только от количества отработанных часов и квалификации, но и от специализации по предмету:
- Педагог испанского языка зарабатывает от 45 тыс. рублей в месяц.
- Учитель экономики получает примерно от 45 тыс.
- Педагог по праву получает от 40 тыс.
- Учитель английского языка получает от 15 тыс. Если учитель иностранного языка устроится работать в частную школу, то его оклад будет колебаться от 30 до 60 тыс. в зависимости от уровня престижа школы.
- Педагог по вокалу ежемесячно в среднем зарабатывает от 34 тыс.
- Учитель физики зарабатывает от 30 тыс.
- Педагог японского языка получает от 26 тыс.
- Учитель труда ежемесячно в среднем получает по 20 тыс.
- Учитель начальной школы зарабатывает от 23 тыс.
- Педагог по французскому языку получает примерно 22 тыс.
- Учитель математики зарабатывает от 21 тыс. рублей в месяц.
- Педагог китайского языка может рассчитывать на оклад от 20 тыс.
- Педагог русского языка получает от 20 тыс. рублей.
Заработная плата по регионам
Уровень средней заработной платы учителя напрямую зависит от региона, в котором он осуществляет свою трудовую деятельность.
Город или округ | Средняя заработная плата (выражено в рублях) |
Ямало-Ненецкий | 77 000 |
Чукотский | 75 400 |
Немецкий | 65 370 |
Ханты-Мансийский | 56 900 |
Камчатка | 52 300 |
Магадан | 58 800 |
Якутия | 49 140 |
Москва | 58 800 |
Сахалин | 53 300 |
Коми | 39 460 |
Хабаровск | 34 900 |
Тюмень | 33 700 |
Красноярск | 33 500 |
Санкт-Петербург | 39 000 |
Архангельск | 32 600 |
Свердловск | 29 000 |
Карелия | 29 000 |
Иркутск | 30 700 |
Татарстан | 27 200 |
Бурятия | 27 000 |
Нижний Новгород | 24 800 |
Ярославль | 24 300 |
Тыва | 27 400 |
Вологда | 26 000 |
Омск | 25 580 |
Кемерово | 26 140 |
Пермь | 26 230 |
Томск | 31 400 |
Рязань | 23 000 |
Самара | 24 930 |
Новосибирск | 26 120 |
Ростов | 22 600 |
Челябинск | 27 000 |
Калининград | 26 000 |
Липецк | 22 300 |
Смоленск | 21 600 |
Калуга | 27 000 |
Ставрополь | 21 500 |
Владимир | 21 800 |
Алтай | 22 000 |
Оренбург | 22 900 |
Воронеж | 23 000 |
Волгоград | 22 900 |
Астрахань | 23 600 |
Тверь | 23 820 |
Ульяновск | 20 300 |
Ингушетия | 21 170 |
Новгород | 24 280 |
Адыгея | 20 170 |
Псков | 20 300 |
Башкортостан | 23 500 |
Орёл | 20 000 |
Тамбов | 19 600 |
Брянск | 20 200 |
Белгород | 22 900 |
Калмыкия | 19 000 |
Киров | 20 260 |
Курган | 20 180 |
Курск | 22 000 |
Пенза | 21 450 |
Саратов | 21 280 |
Осетия | 19 800 |
Костром | 20 260 |
Мордовия | 18 700 |
Дагестан | 18 500 |
Инвестиции и покупка недвижиммости в Дубай. Гарантированный доход 7-10% годовых в валюте. Все подводные камни и личный опыт, как заработать, а не потерять 40% из-за неправильных инвестиций.
Все подробности — подписывайтесь на проверенный телеграмм канал https://t.me/homeindubai.
Как переехать жить в Дубай с семьей: резидентская виза, банковские счета, выбор жилья, школа для ребенка, все на личном опыте — https://t.me/homeindubai.
График работы учителя
Согласно установленному порядку режим работы педагога не может быть менее 36 часов в неделю. Основная рабочая ставка составляет всего 18 часов. Вторая половина подразумевает под собой время, потраченное на индивидуальную работу с детьми, проверку тетрадей и участие в школьных мероприятиях.
В режиме работы учителя должен обязательно присутствовать методичный день, который необходим педагогу для повышения квалификации, посещения курсов, подготовки к урокам и т. п.
Формы работы в начальных классах
Формы работы применяются для лучшего усваивания материала школьниками. Но если в более взрослом возрасте, школьник уже самостоятельно конспектирует информацию и изучает её, то для учеников 1-3 классов учителя начальных классов применяют такие формы работы:
- Иллюстративное обучение. Показывая картинки, учитель добивается лучшего усваивания материала.
- Игровая форма способствует развитию умственных способностей и логике. Благодаря игровой форме ребёнок лучше запоминает предоставляемую информацию.
Источник: visasam.ru
Как устроиться на работу в школу: юридические нюансы
Чтобы работать педагогом, нужно получить высшее или среднее профессиональное образование по укрупненным группам специальностей «Образование и педагогические науки», а также соответствовать квалификационным требованиям. В противном случае придется пройти профпереподготовку по направлению, которое реализует образовательная организация. Например, выпускник технического вуза хочет преподавать физику в школе — нужно пройти профпереподготовку «Учитель физики». Если он хочет устроиться педагогом в станцию юных техников, нужна переподготовка «Педагог дополнительного образования».
Начать работу педагогом можно, еще обучаясь в педвузе. Студенты университетов по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» на четвертых и пятых курсах могут устроиться в школу. В допобразовании разрешено работать студентам, начиная с третьего курса, если работодатель определит, что он обучается по тому же направлению, что собирается преподавать.
Чуть сложнее с педагогами-психологами, логопедами и дефектологами:
- Профстандарт обязывает педагога-психолога иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология».
- Дефектологу и логопеду требуется высшее педагогическое образование. По крайней мере, такие требования предъявлены в справочнике квалификационных должностей, а профстандарта по этим специальностям еще нет.
Форма получения образования не имеет значения — можно обучаться и очно, и заочно. Нет в законе и требований к тому, каким должен быть диплом — государственного или установленного образца.
Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.
Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.
На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.
Требования к здоровью
При трудоустройстве педагогу необходимо пройти медосмотр и оформить медицинскую книжку.
С какими болезнями нельзя работать в образовательных организациях:
- хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, в частности, эпилепсия;
- открытая форма туберкулеза и сифилис в заразном периоде;
- вирус иммунодефицита человека (ВИЧ);
- вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки;
- гельминтозы;
- гепатиты B и C;
- и другие острые и хронические заболевания, опасные для других людей.
При этом педагогу нужно проходить раз в год медосмотр, в том числе, посещать психиатра и нарколога.
Требования безопасности
Закон запрещает работать в образовательных организациях:
- Если лишен права заниматься педагогической деятельностью.
Это отдельный вид наказания, который предусмотрен почти по всем статьям УК РФ. Человека могут лишить права заниматься педагогической деятельностью от шести месяцев до пяти лет, а в специально предусмотренных случаях до 20 лет.
При этом нельзя работать педагогом, даже если человек не был судим, но против него велось уголовное преследование, которое было прекращено по нереабилитирующим основаниям. Например, если стороны примирились, истек срок давности или человека амнистировали.
Нельзя работать в образовательной организации и с непогашенной судимостью за иные тяжкие и особо тяжкие преступления. Например, если человек был судим за вымогательство в особо крупных размерах, то ему можно работать в образовании только по истечении восьми лет после отбытия наказания — тогда судимость будет погашена.
Все спорные ситуации решает комиссия по делам несовершеннолетних. Она может допустить до работы людей с погашенной судимостью, тех, кого реабилитировали, а также в некоторых других ситуациях.
Что еще
Педагогу можно быть иностранным гражданином.
Но важно иметь разрешение на работу в России, и работодатель должен не позднее трех дней после заключения трудового договора уведомить об этом территориальный орган ФМС и орган, ведающий вопросами занятости населения.
При этом граждане Республики Беларусь имеют те же права, что и граждане РФ.
Не заниматься репетиторством с учениками школы, в которую трудоустраиваешься.
Согласно закону «Об образовании», это может привести к конфликту интересов.
Материалы по теме:
- Как учителю выбрать качественный курс повышения квалификации
- Как педагогу повысить квалификацию за счет работодателя
- Какой формат курсов повышения квалификации выбрать? Мнение методиста
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Источник: pedsovet.org
Как стать преподавателем без педагогического образования?
В профессии педагога, несмотря на сложности, есть много плюсов: востребованность на рынке труда, долгий отпуск в летнее время, различные надбавки к зарплате. Поэтому многие хотели бы работать в школе, но не знают, как стать педагогом без педагогического образования.
Можно ли преподавать в школе без педагогического образования
Ответ на этот вопрос можно найти в Письме Минпросвещения № ТС-817/08 от 28.03.2019 года. В документе сказано, что при предъявлении требований к образованию школьного учителя нужно руководствоваться профессиональным стандартом. В нем указаны виды и уровни образования, необходимые для преподавания в школе.
Среднее профессиональное образование | Высшее образование |
Педагогическое | Педагогическое |
В сфере преподаваемого предмета | В сфере преподаваемого предмета |
Любая специальность + педагогическое ДПО | Любая специальность + педагогическое ДПО |
Стать учителем без диплома педвуза может специалист в какой-либо области. Например, художник сможет преподавать изо, врач — биологию, а программист — информатику.
Если человек по профессии юрист, менеджер или бухгалтер, ему нужно будет пройти курсы профпереподготовки педагогического направления.
Как получить педагогическое образование
Формально обойтись без педагогического образования можно тем, у кого есть диплом по профилю преподаваемого предмета. Фактически же работать с детьми без специальной подготовки сложно. Педагогические способности есть далеко не у каждого человека, и профильное обучение ни для кого не будет лишним.
Для тех, кто хочет преподавать в школе, есть несколько вариантов получения педагогического образования.
- Обучение в педагогическом колледже или техникуме.
- Обучение в педагогическом ВУЗе или на педагогическом факультете по программе бакалавриата.
- Получение второго высшего по программе магистратуры или специалитета.
- Прохождение профессиональной переподготовки.
На очное обучение в ССУЗе или на бакалавриате в ВУЗе уйдет 4 года. Но взрослый человек, решивший сменить сферу деятельности, скорее всего пойдет учиться заочно или дистанционно. В этом случае потребуется 5 лет.
Обучение в магистратуре займет 2 года. После бакалавриата человек имеет право на бесплатное обучение, в том числе и по другой специальности. Желательно, чтобы они хотя бы косвенно были связаны. Например, в магистратуру педагогического направления можно пойти с дипломом бакалавра по психологии.
Нужно учесть, что не все ВУЗы принимают на магистерские программы бакалавров других специальностей. Также потребуется сдать комплексный экзамен по направлению магистратуры.
Магистратура после специалитета считается вторым высшим образованием и поэтому возможна только на платной основе. Стать педагогом с дипломом магистра можно за 2 года. Чтобы получить квалификацию специалиста, потребуется от 2,5 до 4 лет. В первую очередь это зависит от того, сколько предметов совпадет с программой предыдущего обучения, и перезачтут ли их.
Независимо от специфики и направления полученного образования можно стать учителем, закончив курсы профессиональной переподготовки. Этот вид обучения относится к ДПО, то есть — дополнительному профессиональному образованию.
Переподготовка занимает гораздо меньше времени, чем учеба в ВУЗе. Во многих случаях достаточно будет пройти программу, рассчитанную на 2,5-3 месяца.
Кого не возьмут на работу в школу
Профессиональным стандартом определен круг лиц, которые не допускаются к работе в школе. Вот законные основания для отказа в трудоустройстве:
- наличие судимости;
- отстранение по решению суда от педагогической деятельности;
- официальное признание недееспособности;
- наличие определенных серьезных заболеваний.
Также уволят и уже работающего преподавателя, если возникла или была выявлена одна из причин, служащих основанием для отстранения от работы в школе.
Перечень лиц, которым запрещена педагогическая деятельность, определен статьей 331 Трудового Кодекса.
Что нужно знать о профессиональной переподготовке
Профессиональная переподготовка — самый короткий путь к работе в школе. Минимальное время освоения учебного курса составляет 250 академчасов. Если заниматься 5 дней в неделю по 6 часов, можно освоить программу за 2-2,5 месяца.
На практике же такое краткосрочное обучение подойдет только педагогически одаренным людям, а также тем, у кого уже есть минимальный опыт или подготовка. Например, если человек уже преподает без педагогического образования. Остальным лучше выбирать курсы объемом не менее 500 часов. Есть и более углубленные программы, на освоение которых может потребоваться до 2 лет.
Профпереподготовку проводят государственные и частные учебные заведения, а также специализированные образовательные организации ДПО. Главное, на что нужно обратить внимание при подборе места обучения — это наличие лицензии, дающей право преподавать.
Как правило, начать учиться можно сразу же после приема документов и зачисления. Вступительные испытания проходить не надо. Хотя в некоторых местах все же придется пройти собеседование.
В большинстве учебных заведений есть возможность выбрать любую, удобную слушателю, форму обучения:
- очную;
- заочную;
- смешанную — очно-заочную;
- дистанционную.
Последняя наиболее удобна для взрослых работающих людей. Слушатель сам определяет удобное для себя время и место занятий.
Обучение заканчивается итоговой аттестацией, форма которой определяется на усмотрение учебного заведения. Проверка полученных знаний может проходить в виде экзамена, зачета, теста, собеседования или другим способом. Образовательное учреждение вправе провести один комплексный экзамен или отдельные испытания по каждой пройденной дисциплине.
Слушатели, успешно сдавшие все положенные экзамены, получают диплом о профессиональной переподготовке. Независимо от статуса и организационной формы учебного заведения этот документ должен быть установленного образца, а не государственного. Это означает, что внешнее оформление дипломов разных учреждений может значительно различаться.
Легко ли найти работу
Многие люди находят работу учителя еще до получения педагогического образования. На профпереподготовку они идут по требованию работодателя или из-за нехватки специальных знаний.
В программу обучения будущих педагогов нередко входит стажировка. В этом случае слушатель курсов, которому еще не приходилось работать по специальности, может попробовать себя в роли учителя, а заодно завести полезные знакомства на потенциальном рабочем месте. Хорошему выпускнику несложно будет сразу устроиться в школу, где его уже знают.
Не стоит сразу претендовать на место в престижной гимназии или лицее, частной школе. Как правило, в такие места берут учителей с большим профессиональным опытом и заслугами, по рекомендации.
А вот с трудоустройством в «обычную» районную или сельскую школу, которая ищет педагогов, проблем быть не должно.
Заключение
Стать учителем при желании может любой человек. Сейчас основной акцент делается на способность к саморазвитию и постоянному профессиональному росту. Поэтому потенциальная возможность добиться значимых результатов в работе есть у каждого начинающего педагога.
Источник: ooo-ado.ru