Товарные знаки в современном мире одни из самых востребованных объектов промышленной собственности, интеллектуальные права на которые являются предметом многих коммерческих сделок. В этой связи вопросы правового регулирования товарных знаков представляют большой интерес для субъектов предпринимательской деятельности.
Услуги Патентного бюро
В настоящей статье мы рассмотрим особенности правового регулирования субъектного состава процедуры регистрации товарных знаков и знаков обслуживания, а также сделок в отношении указанных объектов. Прежде всего, рассмотрим понятия «товарный знак» и «знак обслуживания», с точки зрения их правового статуса.
Что такое товарный знак?
Законодатель, под товарным знаком понимает коммерческое обозначение (бренд), предназначенное для индивидуализации какой-либо продукции, товаров, официально зарегистрированное в качестве в российском патентном ведомстве. Это означает, что товарный знак является брендовым обозначением для товаров, при их перемещении в гражданском обороте. При этом, у владельца товарного знака должен иметься соответствующий правоустанавливающий документ – свидетельство о государственной регистрации товарного знака, подтверждающий факт прохождения процедуры государственной регистрации в качестве объекта промышленной собственности. В соответствии с действующими нормами гражданского законодательства, коммерческое обозначение, не прошедшее в установленном порядке государственную регистрацию в юридическом смысле товарным знаком не является и правовая охрана такому обозначению со стороны государства не предоставляется.
Товарный знак | Торговая марка | Стоит ли зарегистрировать?
Что такое знак обслуживания?
Знак обслуживания, также как и товарный знак, является брендовым обозначением, только предназначенным для индивидуализации не товаров, а услуг.
Во всех остальных отношениях правовой статус знака обслуживания ничем не отличается от правового статуса товарного знака. Законодатель особо отмечает, что все нормы четвертой части Гражданского Кодекса РФ, которые регулируют правоотношения, связанные с товарным знаком, в том числе такие правоотношения как государственная регистрация, правовая защита бренда, отчуждение и передача во временное пользование и т.д. могут быть в полной мере применены и в отношении знаков обслуживания.
Кто вправе подать заявку на государственную регистрацию товарного знака?
- Юридические лица (независимо от того, в какой организационно-правовой форме они организованы, в том числе заявителями могут выступать и некоммерческие юридические лица, поскольку закон не запрещает последним осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения уставных целей);
- Частные предприниматели, имеющие действующий статус ИП.
Особо следует отметить, что в соответствии с налоговым законодательством, физические лица, не являющиеся ИП не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а значит и выступать заявителями по вопросам государственной регистрации товарных знаков и знаков обслуживания.
Регистрация товарного знака в 2023 году
Субъектный состав сделок с товарными знаками и знаками обслуживания
Поскольку товарные знаки и знаки обслуживания используются только в предпринимательской деятельности, и подача заявок на государственную регистрацию таких объектов промышленной собственности, как указывалось выше, может осуществляться только ограниченным кругом лиц – частными предпринимателями и юридическими лицами, совершение сделок в отношении уже зарегистрированных товарных знаков также возможно только между субъектами предпринимательской деятельности.
Это означает, что как вопросы, связанные с государственной регистрацией товарных знаков и знаков обслуживания, так и вопросы, связанные с осуществлением различных сделок в отношении товарных знаков и знаков обслуживания, подразумевают ограниченный субъектный состав, состоящий из юридических лиц и ИП, и полностью исключают участие в этом физических лиц.
Источник: 1patent.ru
Товарный знак для самозанятых
28 июня 2022 года Президент РФ подписал закон № 193-ФЗ, согласно которому самозанятые граждане могут регистрировать товарные знаки с 29 июня 2023 года.
До этого регистрировать и использовать товарные знаки могли только юридические лица, индивидуальные предприниматели
и, соответственно, самозанятые ИП.
Как товарный знак поможет вашему бизнесу и что важно знать перед регистрацией?
Товарный знак: что это такое
Согласно ГК РФ, Товарный знак — это обозначение, который отличает ваш бизнес от конкурентов. Это может быть графический знак, логотип, слоган, мелодия — всё, с помощью чего клиенты вас узнают.
Предприниматель вкладывает средства и усилия в раскрутку своего бренда: создает дизайн и айдентику, заказывает упаковку и полиграфию, оплачивает рекламу в поисковых системах и соцсетях. Так бренд становится узнаваемым символом.
Если бренд не зарегистрирован, кто угодно может оформить его на себя. Регистрация товарного знака — защита от кражи вашего фирменного наименования.
Существуют так называемые патентные тролли: люди, которые ищут незарегистрированные бренды, регистрируют их на себя и продают владельцам бизнеса право использовать товарный знак.
У самозанятых появилась возможность регистрировать собственные товарные знаки. И это означает, что по части товарного знака они получают те же права, что сейчас есть у ИП и юрлиц: смогут официально владеть товарными знаками, защищать свои права на них, в том числе в государственных органах, распоряжаться ими и получать вознаграждения по лицензионным договорам
Дарья Дундукова
Для чего и как используется товарный знак
Преимущества:
- Никто не сможет использовать ваш бренд кроме вас.
- Работа с маркетплейсами, например, Озон или Wildberries.
- Возможность продавать франшизу.
- Прибыль бизнеса растёт, когда бренд становится узнаваемым.
- Возможность получать роялти от использования товарного знака по лицензии.
- Компенсации от нарушителей через суд.
- Бренд как нематериальный актив увеличивает стоимость бизнеса.
Для самозанятых это порой важнее, чем для крупных бизнесов, которые могут себе позволить собственные склады и магазины. Товарный знак открывает самозанятым новые возможности рассказать о себе и своей продукции большему числу потребителей
Дарья Дундукова
В России есть национальная программа поддержки малого и среднего бизнеса. В рамках неё некоторые банки кредитуют малые и средние предприятия под залог нематериальных активов, включая товарные знаки по льготным ставкам: в 2022 году это были 7% годовых. Пока такие случаи редки, но вскоре самозанятые смогут получать кредит под залог интеллектуальной собственности.
Сергей открывает своё дело и получает штраф 500 тысяч рублей за то, что выбрал название, похожее на бренд из другого города. Не успев запустить бизнес, сразу влезает в долги.
Зарегистрировав свой бренд, можно быть уверенными: никто не заставит изменить название, не предъявит исковых требований до 5 млн рублей и не сможет выпускать продукцию под той же торговой маркой. Можно смело вкладывать деньги в раскрутку бренда.
Если кто-то воспользуется зарегистрированным товарным знаком самозанятого, он сможет:
- Подать заявление в суд и взыскать компенсацию от 10 тысяч до 5 миллионов рублей .
- Обратиться в полицию. Наказание по ст. 180 УК РФ — штраф до 300 тысяч рублей или до двух лет лишения свободы.
- Обратиться в антимонопольную службу. П. 2 ст. 14.33 КоАП РФ установлена ответственность в виде штрафа от 100 тысяч рублей.
- Написать заявление в Роспотребнадзор. Ст. 14.10 КоАП РФ установлен штраф до 200 тысяч рублей.
- Написать жалобу доменному регистратору, поисковикам и соцсетям — по ст. 1253.1 ГК РФ они могут заблокировать ресурсы, на которых размещены незаконно используемые товарные знаки.
Товарный знак — это инструмент увеличения прибыли. Благодаря яркому логотипу, лаконичному названию или броскому слогану потребители лучше запоминают и покупают (товары). В случае с самозанятыми (лимитом в 2,4 млн) — это в большей степени возможность индивидуализировать свой небольшой бизнес, дать ему официальное имя и уникальный дизайн
Источник: xn--80aapgyievp4gwb.xn--p1ai
Налогообложение за пользование торговым знаком
Один ИП получается оплату от нескольких ООО ежемесячно за пользование, к примеру, сайтом.
У него налогообложение доходы минус расходы.
Он переводит другому ИП(6%) плату за пользование торговым знаком.
1. Можно ли внести платеж за пользование торговым знаком в расходы первому ИП?
2. Второй ИП с этого платежа платит только налог 6% или еще НДС?
3. Может ли налоговая признать данную схему уходом от налога?
Дата: 24.11.2017 20:05
Поделиться
Получите ответ на вопрос
в течение часа от экспертов юристов и бухгалтеров.
Поделитесь со своими друзьями юридической информацией.
В консультации принимал участие
Ответ эксперта
Бухгалтер, Украина
Обратиться
- Консультация на сайте
- По телефону
- Whatsapp/Viber
- В чате
- Создать задачу
1. Можно ли внести платеж за пользование торговым знаком в расходы первому ИП?
Индивидуальные предприниматели, которые применяют УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, могут уменьшить налоговую базу на затраты, которые перечислены в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. А конкретно ответ на Ваш вопрос изложен в п. 20 расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания.
2. Второй ИП с этого платежа платит только налог 6% или еще НДС?
ИП на УСН, не является плательщиком НДС.
3. Может ли налоговая признать данную схему уходом от налога?
Это будет зависеть от того какую сумму Вы перечисляете.
У Вас должна быть экономическая обоснованность этих Ваших расходов за пользование торговым знаком.
Чтобы у налоговиков не было оснований признать данную схему уходом от налогов. Вам необходимо подкрепить свои расходы анализом, определения рыночной стоимости товарного знака, для этого Вам необходимо рассчитать, сколько идентичного товара можно продать с этой маркой и без нее, определяют дисконт, найти чистую стоимость товарного знака, а именно выделить ту долю денежных средств, которая генерируется этим товарным знаком.
Комментировать
- 2017-11-24 21:08:23
В ответе ошибка?
Спасибо за ответ.
По последнему пункту.
Если сумма перечисления за торговый знак равна половине приходящей суммы первому ИП и равна к примеру 1 млн. р. Без этого знака первый ИП не сможет работать в полной мере.
Иван — 2017-11-24 21:13:41
Бухгалтер, Украина
Обратиться
- Консультация на сайте
- По телефону
- Whatsapp/Viber
- В чате
- Создать задачу
Из п. 1 ст. 252 НК РФ один ИП, как налогоплательщик налоги минус расходы, чтобы уменьшить свою налогооблагаемую прибыль, уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом расходами будут признаны обоснованные и документально подтвержденные затраты.
А под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Данная норма соответствует положениям п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129- ФЗ «О бухгалтерском учете», в силу этого закона все хозяйственные операции, проводимые ИП, должны оформляться оправдательными документами, служащими первичными учетными документами и ложащимися в основу бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций налогоплательщика.
Исходя из этого, расходами признаются любые затраты при условии, что они возникли при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода, обоснованы и документально подтверждены. В ст. 270 НК РФ приведен перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли.
Поэтому первый ИП получает от второго ИП документ, на основании которого оплачивает за товарный знак. И потом после такого приобретения наблюдает за своими доходами. Если они возросли, как Вы пишите в два раза, то эти затраты обоснованы и выгодны, так как они увеличивают доход первого ИП.
А вот второй ИП должен сам рассчитать и обосновать стоимость продаваемой продукции.
Существует три метода, применяемые для оценки стоимости товарных знаков это доходный (определение денежных потоков, создаваемых за счет ТЗ), затратный (определение требуемых вложений для создания идентичного объекта) и сравнительный (использование объектов- аналогов).
На основании какого из них второй ИП произведет этот расчет ему виднее.
Источник: consjurist.ru