Обоснование: Порядок заключения государственных контрактов по государственному оборонному заказу регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Закон N 275-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 15.29 Закона N 275-ФЗ положения настоящего Федерального закона, касающиеся включения в государственный контракт, контракт условия об осуществлении расчетов с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, соблюдения режима использования отдельного счета, порядка взаимодействия головного исполнителя, исполнителя с уполномоченным банком, и иные положения настоящего Федерального закона, регулирующие вопросы банковского сопровождения, применяются только в отношении государственных контрактов, заключенных федеральным органом в области обороны, а также государственных контрактов, которые заключены иными государственными заказчиками и при исполнении которых не осуществляется казначейское сопровождение.
Гособоронзаказ в 2022 году: ценообразование и раздельный учёт.
Таким образом, положения Закона N 275-ФЗ, регулирующие вопросы банковского сопровождения, применяются в отношении государственных контрактов, если при их исполнении не осуществляется казначейское сопровождение или если заказчиком является Минобороны России.
Таким образом, исполнители/соисполнители обязаны информировать других исполнителей/соисполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа, включать в контракт, заключаемый с исполнителем, идентификатор государственного контракта (далее — ИГК), вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту в порядке, установленном Правительством РФ.
При этом не имеет значения, исполнители/соисполнители какого звена участвуют в цепочке сделок, заключаемых в рамках государственного оборонного заказа. На них будут распространяться требования, предусмотренные Законом N 275-ФЗ.
Отметим, что положения п. 1.1 ч. 1 и п. 1.1 ч. 2 ст. 8 Закона N 275-ФЗ введены Федеральным законом от 28.06.2022 N 210-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 12 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» и применяются к правоотношениям, возникшим после 28.06.2022.
При этом из анализа положений п. п. 1.1 и 16 ч. 2 ст. 8 Закона N 275-ФЗ следует, что обязанность по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту не ставится в зависимость от того, включена ли обязанность по ведению раздельного учета в условия контракта.
По нашему мнению, в случае если организация информирована о том, что поставка товара осуществляется в рамках государственного оборонного заказа (в том числе в условия контракта включен ИГК), то в силу п. 16 ч. 2 ст. 8 Закона N 275-ФЗ организация обязана вести раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту.
Гособоронзаказ 275-ФЗ: как начать участие и открыть спецсчет
Отсутствие раздельного учета (ненадлежащее ведение раздельного учета по контрактам) может повлечь риск привлечения организации к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Такой риск существует независимо от того, предусмотрена или не предусмотрена обязанность ведения раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности в контракте.
Таким образом, соблюдая режим использования отдельного счета, предусмотренный ст. 8.3 Закона N 275-ФЗ, головной исполнитель (исполнитель) вправе осуществлять списание денежных средств на иные банковские счета в случае оплаты головным исполнителем (исполнителем) расходов на сумму не более 5 000 000 руб. (3 000 000 руб.) в месяц (пп. «з» п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона N 275-ФЗ). Перечень таких расходов Законом N 275-ФЗ не определен.
По нашему мнению, к указанным расходам могут быть отнесены расходы головного исполнителя (исполнителя) на сумму не более 5 000 000 руб. (3 000 000 руб.) при исполнении государственного оборонного заказа, которые прямо не предусмотрены ч. 1 ст. 8.3 Закона N 275-ФЗ, не указаны в числе запрещенных операций и исключений из запрещенных операций (ст. 8.4 Закона N 275-ФЗ).
Следовательно, расчеты до 5 000 000 руб. (3 000 000 руб.) между головным исполнителем (исполнителем) и исполнителем государственного заказа могут осуществляться без открытия отдельного счета.
Документы по данному вопросу из системы КонсультантПлюс:
Судебная практика: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.06.2021 N Ф05-13088/2021 по делу N А40-142906/2020.
Источник: consaltika.ru
Гособоронзаказ: границы кооперации
Одно из последствий пандемии — увеличилось количество случаев государственно-частного сотрудничества в сферах госзакупок и гособоронзаказа. И если при госзакупках юрлицо может стать поставщиком, только выразив соответствующее волеизъявление, то в случае гособоронзаказа производители и официальные дистрибьюторы нередко неожиданно обнаруживают себя участниками кооперации исполнителя по госконтракту. А это, в свою очередь, влечет дополнительные обязанности. Разберемся, при каких условиях компания входит в кооперационную цепь.
Ситуация
Юрлицо является поставщиком строительных товаров и, как это часто бывает, не выпускает их, а закупает напрямую у производителя. Оно давно на рынке, имеет сформировавшиеся деловые связи, которые выражаются в том, что есть вполне устоявшийся пул постоянных клиентов.
Один из таких клиентов, размещая заказ на поставку очередной партии товара, сообщил, что приобретает его для целей выполнения гособоронзаказа, и настойчиво просил юрлицо-поставщика открыть отдельный счет в определенном банке.
Поставщик задумался: входит ли он в состав кооперации головного исполнителя и распространяются ли поэтому на него требования Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон о ГОЗ), если он не вступает в договорные отношения непосредственно с самим головным исполнителем или исполнителем, так как его покупателем является субподрядчик? Если да, то входит ли и производитель, у которого приобретается продукция для последующей реализации, в кооперацию, поскольку он также продает юридическому лицу – поставщику товары, которые тот в свою очередь поставит для целей исполнения госконтракта?
Условия кооперационной цепи
Основные понятия
Гособоронзаказ – это задание на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для обеспечения обороны и безопасности страны. Для его выполнения заключается государственный контракт, причем со стороны Российской Федерации выступают Минобороны России, Росатом или Роскосмос, именуемые госзаказчиком, а со стороны исполнителя – российское юрлицо, именуемое головным исполнителем.
Так как речь идет об обороне и безопасности страны, предметом госконтракта часто выступает строительство особого объекта, изготовление сложных вещей или поставка товаров, которых не найти в магазине шаговой доступности. Головной исполнитель нередко не может выполнить госконтракт в одиночку, ему нужны субподрядчики. На этот случай законодатель дал ему право привлекать субподрядчиков, которые именуются исполнителями.
В свою очередь, исполнители вправе обращаться к своим субподрядчикам, тоже именуемым исполнителями. И головной исполнитель, и исполнитель могут привлекать субподрядчиков на основании заключаемых с ними договоров, предметы которых должны быть непосредственно связаны с выполнением ГОЗ. Например, предметом гособоронзаказа является строительство объекта, предметом договора с субподрядчиком – поставка материалов для строительства.
С момента привлечения головным исполнителем субподрядчика, то есть исполнителя, возникает кооперация головного исполнителя. Субподрядчики исполнителей также в нее входят.
По Закону о ГОЗ главные критерии для вхождения в кооперацию – наличие договора с головным исполнителем или исполнителем и непосредственная связь предмета этого договора с выполнением гособоронзаказа.
- осуществление расчетов по госконтракту и договорам, заключенным для целей выполнения гособоронзаказа, только с использованием отдельного счета (подп. 7 п. 1, подп. 7 п. 2 ст. 8);
- соблюдение режима использования отдельного счета (подп. 5 п. 1, подп. 5 п. 2 ст. 8);
- ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по договору, заключенному в рамках выполнения гособоронзаказа;
- соблюдение запрета на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией) (подп. 1 п. 3 ст. 8);
- соблюдение запрета на установление экономически, технологически и (или) иным образом необоснованной цены на продукцию, поставляемую госзаказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке (подп. 2 п. 3 ст. 8).
О режиме использования отдельного счета
- перечислены только исполнителям (субподрядчикам исполнителей), входящим в кооперацию, в рамках исполнения заключенных между ними договоров;
- списаны при осуществлении операций, прямо указанных в ст. 8.3 Закона о ГОЗ.
В распоряжение владельца отдельного счета денежные средства поступают после того, как банк получил подтверждение от госзаказчика об исполнении госконтракта.
Звенья кооперации
Закон о ГОЗ не дает четкого ответа на вопрос, сколько звеньев субподрядной цепи, начиная с головного исполнителя, образуют кооперацию.
В части определения понятия кооперации закон говорит следующее: кооперация головного исполнителя – это совокупность взаимодействующих лиц, участвующих в поставках продукции по гособоронзаказу в рамках сопровождаемых сделок (госконтракт и все договоры, заключенные в целях его исполнения между участниками кооперации). В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий госконтракт с госзаказчиком, исполнители, заключающие договор с головным исполнителем, и исполнители, заключающие договоры с исполнителями.
Таким образом, исходя из буквального содержания закона, кооперация ограничивается тремя звеньями, иначе должны были бы упоминаться последующие звенья.
С одной стороны, логично. Но логика в данном случае «обратная»: если не ограничить число звеньев, то в кооперацию по умолчанию войдут все лица, задействованные вплоть до производства товара и поставки сырья (материалов, оборудования) для производства такого товара, поскольку эти действия осуществляются для целей исполнения госконтракта.
Как следствие, головной исполнитель бóльшую часть времени тратил бы не на исполнение госконтракта, а на сбор информации об исполнителях, входящих с ним в кооперацию (подп. 8 п. 1, подп. 8 п. 2 ст. 8 Закона о ГОЗ). При этом отследить всю цепочку до самого последнего звена, не имея властно-распорядительных полномочий, довольно трудно: головной исполнитель и исполнители вправе запрашивать сведения у нижестоящих исполнителей о лицах, с которыми у них заключены договоры для целей исполнения госконтракта, однако у них нет полномочий по проверке полноты и достоверности таких сведений.
С другой стороны, если следовать духу и целям Закона о ГОЗ, то можно предположить, что законодатель имел в виду тотальный контроль за составом лиц, участвующих в исполнении госконтракта. Очевидно, что сферы обороны и безопасности страны важны для любого государства. Кроме того, поддержание обороны и безопасности на должном уровне затратно. С учетом того, что любое адекватное государство постоянно поддерживает свою безопасность и оборонительные функции, его желание получить результат гособоронзаказа надлежащего качества и не переплачивая также выглядит здравым.
Для этих целей законодательством РФ предусмотрены запреты на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с производством (реализацией), и на установление необоснованных цен на товары, поставляемые участникам кооперации, а также введено госрегулирование цен на продукцию по гособоронзаказу (гл. 4 Закона о ГОЗ; Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»).
Для контроля за расчетами по госконтракту применяются единая информационная система по гособоронзаказу и режим использования отдельных счетов, только с использованием которых осуществляются расчеты по госконтракту и по договорам между членами кооперации (п. 11 ст. 3, п. 2 ст. 8.2, ст. 8.3, 8.4 Закона о ГОЗ).
Чтобы обеспечить возможность контролировать расчеты по госконтракту, введена обязанность для головного и иных исполнителей использовать для расчетов отдельные счета.
С учетом этих обстоятельств не исключено, что контролирующие органы могут придерживаться более широкого толкования границ кооперации. В таком случае их позиция будет понятна.
Тем не менее, по нашему мнению, отвечая на вопрос, входит то или иное юрлицо в кооперацию или нет, нельзя руководствоваться лишь определением понятия «кооперация головного исполнителя», закрепленным Законом о ГОЗ. Необходимо принимать во внимание и иные нормы этого закона во взаимосвязи с дефиницией приведенного термина.
Использование юрлицом отдельного счета
Если проанализировать особенности расчетов по госконтракту, обязанности головного и иных исполнителей, права и обязанности уполномоченных банков, можно сделать вывод, что немаловажную роль в очерчивании границ кооперации играет факт использования юрлицом отдельного счета.
В соответствии с Законом о ГОЗ такой счет можно открыть только при заключении госконтракта или договора для целей его исполнения. Исполнители второго и последующих звеньев при открытии отдельного счета должны представить в банк договор.
Причем необходимо, чтобы его предмет был непосредственно связан с исполнением госконтракта, а его положения содержали идентификатор государственного контракта (далее – ИГК), позволяющий уполномоченному банку определить, в рамках исполнения какого госконтракта заключен такой договор (ст. 6.1, подп. 3, 4 п. 1, подп. 3, 4 п. 2 ст. 8 Закона о ГОЗ).
При заключении договора о банковском сопровождении исполнитель обязуется соблюдать режим использования отдельного счета (ст. 8.3 Закона о ГОЗ).
Такой режим предполагает зачисление на счет денежных средств в рамках исполнения договоров, заключенных в целях исполнения госконтракта, и возможность их списания только для оплаты по аналогичному договору на аналогичный отдельный счет и только при условии указания ИГК (подп. 1, 2 п. 1 ст. 8.3), а также допускает списание только на цели, прямо перечисленные в Законе о ГОЗ (ст. 8.3, 8.4).
В свободное распоряжение владельца счета денежные средства поступят лишь после того, как банк получит подтверждение от госзаказчика об исполнении госконтракта (п. 2 ст. 8.3).
Отметим, что банки, которые осуществляют сопровождение отдельных счетов, помимо прочего проводят мониторинг расчетов по гособоронзаказу и передают в единую информационную систему ГОЗ сведения обо всех участниках таких расчетов, об исполненных распоряжениях, включая документы, представленные головным исполнителем, исполнителем и являющиеся основанием для составления распоряжений (подп. 2 п. 2 ст. 8.2).
Таким образом, если у юрлица открыт отдельный счет, значит, у него заключен договор в целях исполнения госконтракта и этот договор содержит ИГК, поскольку иначе открыть такой счет нельзя. Следовательно, оно будет признаваться входящим в кооперацию головного исполнителя по госконтракту вне зависимости от того, на каком звене кооперационной цепи находится: на третьем, что прямо предусмотрено Законом о ГОЗ, или на 15-м.
- вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому договору, заключенному в целях исполнения госконтракта (подп. 16 п. 2 ст. 8 Закона о ГОЗ; Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 47 «О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности»);
- соблюдать запреты, связанные с ценообразованием на продукцию, поставляемую головному исполнителю или исполнителю, и определением себестоимости производства (реализации) товаров;
- исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом о ГОЗ.
В таком случае говорить о том, что юрлицо-поставщик входит в кооперацию, на наш взгляд, нельзя, так как не соблюдается совокупность обстоятельств: заключение договора, имеющего непосредственную связь с исполнением госконтракта и содержащего ИГК, и осуществление расчетов с использованием отдельных счетов.
Итак, с учетом практики в кооперацию головного исполнителя входят головной исполнитель, заключивший госконтракт с госзаказчиком, а также исполнители, которые заключили в целях исполнения госконтракта договоры с головным исполнителем или с исполнителями и осуществляют расчеты по таким договорам с использованием отдельных счетов.
Вам понравился материал?
Источник: www.pgplaw.ru
Я ИП, может ли заказчик отказать мне в запросе документации, если закупка осуществляется в Рамках ГОЗ (гособоронзаказ)?
Добрый день!
Да, может.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе” головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу. Следовательно, при осуществлении поставок по государственному оборонному заказу участниками закупки могут быть только юридические лица.
Ближайший вебинар
Тема: Привлечение субподрядчиков при исполнении контрактов
Дата: 7 сентября 10:00 МСК
Вопросы эксперту
- Подана единственная заявка на участие в запросе котировок
- Постановление №102
- Если у заказчика изменились реквизиты, нужно ли менять сведения о контракте в реестре контрактов в ЕИС
- Прошел аукцион снижение более 25 % победитель СМП
- Чем грозит публикация исполнения контракта без галочки этап контракта исполнен?
- Статьи по 44-ФЗ
- Вебинары по 44-ФЗ
- База знаний
- Шаблоны документов
- Наши эксперты
- Вакансии
- Контакты
Инструменты 44-ФЗ
- Классификатор ОКПД 2
- Расчет НМЦК анализом рынка
- Расчет НМЦК для лекарств
- Расчет НМЦК мед. изделия
- Расчет сроков процедур
- Поиск документации
- Подготовка закупки
- Реестр закупок
Источник: zakupki44fz.ru
