Может ли ИП участвовать в госзакупках по 223 ФЗ

Обоснованность ограничения участия физических лиц в закупках

Одним из принципов осуществления закупок в рамках обоих указанных законов является отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки[4], следовательно, изначальный запрет для физических лиц без статуса ИП участвовать в закупке либо уклонение от заключения договора с таким лицом только из-за того, что это лицо не юридическое и не ИП, является нарушением данного принципа. Причем физлица без статуса ИП могут выступать и в роли участников закупки при применении конкурентных способов (конкурса, аукциона, запроса котировок и т. д.), и в роли единственных подрядчиков или исполнителей.

Вместе с тем существуют случаи, когда недопущение физических лиц без статуса ИП к участию в закупке обоснованно. В частности, речь идет о заключении договора поставки товаров или договора розничной купли-продажи, где в соответствии с гражданским законодательством поставщиком-продавцом или продавцом может быть только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (ст.

🔴 Основы 223 ФЗ за 15 мин + СТРАХИ и проблемы. Отличие от 44 ФЗ / Тендеры по 223 ФЗ / Закупки 223

492 и 506 ГК РФ). Следовательно, физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, не имеет правовых оснований стать поставщиком товаров по договору поставки товаров или договору розничной купли-продажи.

Еще необходимо учитывать, что в отношении отдельных видов деятельности могут иметься законодательные нормы, запрещающие физическим лицам без статуса ИП осуществлять ту или иную конкретную деятельность. Например, специалисты, занимающиеся кадастровой деятельностью (кадастровые инженеры), могут предлагать услуги либо в качестве ИП, либо в качестве работника юридического лица на основании трудового договора[5].

Учреждение не имеет права необоснованно ограничивать участие физлиц в своих закупках, а заключение договора с этими лицами укладывается в правовое поле при условии соблюдения соответствующих правовых требований. А вот когда осуществляется закупка работ или услуг и с подрядчиком или исполнителем заключается договор подряда, договор на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ или договор возмездного оказания услуг, договор продажи недвижимости, то участие в закупке физических лиц без статуса ИП вполне возможно, поскольку гражданское законодательство не содержит здесь никаких положений, ограничивающих круг потенциальных подрядчиков и исполнителей (гл.

37, 38 и 39 ГК РФ). Кроме того, физическое лицо без статуса ИП может быть и арендодателем по договору аренды[6] – например, если заказчик арендует жилое или нежилое помещение, транспортное средство. Необходимо отметить, что Законом о контрактной системе, в отличие от Закона № 223-ФЗ, правоспособность участия физлиц без статуса ИП в закупках выражена более отчетливо.

В Законе о контрактной системе говорится об особых условиях заключения контракта (договора) с таким лицом в части налоговых особенностей (см. ниже), в перечне случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ЕП) фигурируют отдельные случаи заключения контракта именно с этими лицами (например, на оказание преподавательских услуг, услуг экскурсовода/гида)[7]. Кроме того, в Законе о контрактной системе упоминаются случаи, когда физлицо выступает в роли поставщика культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофондов и аналогичных фондов (п. 7 ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе).

Может ли ИП с долгами участвовать в госзакупках?

Активность участия физических лиц без статуса ИП в закупках

Особенности заключения договоров с физическими лицами без статуса ИП

При заключении договора с физлицом без статуса ИП учреждению стоит обратить внимание на следующие моменты. Необходимо предусмотреть осуществление учреждением функции налогового агента в отношении налога на доходы физических лиц (НДФЛ) – 13% для налоговых резидентов РФ и 30% в отдельных случаях для лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ (ч. 1 и 3 ст. 224 НК РФ).

В соответствии с налоговым законодательством налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по расчету, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. А на заказчиков, которые являются российскими организациями, в результате отношений с которыми налогоплательщик (физическое лицо) получает доход, как раз возложена в данном случае функция налогового агента (ч.

1 ст. 24 и ч. 1 ст. 226 НК РФ).

Примечательно, что в Законе о контрактной системе прямо говорится: при заключении контракта с физлицом, кроме индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица[8], в контракт вносится обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (ч. 13 ст.

34 Закона о контрактной системе). Таким же образом можно поступать заказчикам и по Закону № 223-ФЗ – положение об уменьшении оплаты по контракту на размер налогового платежа в случае заключения контракта с физическим лицом без статуса ИП необходимо закрепить в контракте, а кроме того, при использовании конкурентных способов закупки – и в документации о закупке как часть сведений о порядке оплаты работ или услуг (п.

6 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). А если в составе документации размещается проект контракта, то положение надо закрепить и в этом проекте. Необходимость последнего действия обусловлена тем, что учреждение-заказчик не может знать заранее, будет ли среди участников закупки физическое лицо без статуса ИП. А само это лицо, принимая решение об участии в закупке, должно понимать, что размер предлагаемой им цены контракта будет уменьшен на размер налогового платежа.

К сведению Договоры, заключаемые учреждениями в рамках Закона о контрактной системе с физлицами без статуса ИП (как по результатам торгов, так и в случае закупки у ЕП), не учитываются при определении объема закупок, которые заказчики должны осуществлять у субъектов малого предпринимательства[9], поскольку указанные лица к данным субъектам не относятся[10].

Однако если налоговым законодательством предусмотрена самостоятельная уплата физлицом налога на доходы физических лиц (например, при продаже указанным лицом объекта недвижимого имущества[11]), то выполнение учреждением фунции налогового агента по уплате НДФЛ не требуется[12]. Необходимо также предусмотреть выполнение учреждением функции плательщика страховых взносов.

В соответствии с федеральным законодательством объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физлиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг. Плательщиками этих взносов, в частности, являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физлицам[13].

Базовые тарифы страховых взносов составляют 26% – в ПФ РФ, 5,1% – в ФФОМС (взносы в ФСС РФ по договорам гражданско-правового характера не осуществляются)[14]. Причем базой страховых взносов является сумма начисленных выплат, то есть эта база включает в себя и НДФЛ.

Например, если размер выплаты с учетом НДФЛ составляет 50 000 руб., то общий размер расходов учреждения по данному договору на основе базовых тарифов составит 65 550 руб. (50 000 руб. + 31,1% х 50 000 руб.), а сам подрядчик или исполнитель получит «на руки» 43 500 руб. (50 000 руб. — 13% х 50 000 руб.). Отметим, что существует мнение, согласно которому в рамках Закона о контрактной системе заказчику необходимо уменьшать подлежащую оплате сумму только на размер НДФЛ, поскольку именно данный налог (а не страховые сборы) относится к понятию «налоговые платежи»[15]. Однако уплата страховых взносов не может «повиснуть в воздухе» и, как говорилось выше, ответственность за это возлагается на заказчика[16]. Ответственность за уплату страховых взносов возлагается на заказчика.

Конечно, не исключено, что физическое лицо без статуса ИП, участвуя в торгах, укажет в своей заявке предложение о цене, считая, что именно столько денег он и должен получить от заказчика. При этом он не будет учитывать, что заказчику еще нужно нести расходы по уплате НДФЛ и социальных взносов.

Читайте также:  Справка об уплате налогов ИП образец

А потому когда победителем торгов становится такое лицо, чтобы у заказчика не возникло ситуации, в которой ему в лучшем случае придется столкнуться с непониманием со стороны победителя, а в худшем – нести дополнительные расходы, выходящие за рамки начальной цены контракта, рекомендуется в документации о закупке сразу же указывать, что в предложение о цене участника закупки, являющегося физическим лицом без статуса ИП, должны входить НДФЛ и страховые взносы. А при заключении контракта в нем необходимо указывать сумму выплаты по НДФЛ и отдельно – сумму страховых взносов, при этом соответствующее положение должно быть и в проекте контракта, входящем в документацию о закупке. Если же закупка осуществляется у ЕП, то здесь обычно сначала физическое лицо без статуса ИП, с которым заказчик ведет прямые переговоры, обозначает заказчику ту сумму выплаты, которую он хочет получить «чистыми». Затем заказчик в своем расчете «накручивает» на эту сумму НДФЛ и страховые взносы, определяя общую итоговую «цену вопроса», которую ему придется заплатить самому физлицу и государству для привлечения такого лица к выполнению нужной работы или оказанию необходимой услуги. А потому в данном случае все обходится, как правило, без неприятных для той или иной стороны неожиданностей.

Заключение договоров с физлицами без статуса ИП, занимающимися частной практикой

Названные физлица не имеют статуса индивидуального предпринимателя, но в соответствии с налоговым законодательством они исчисляют и уплачивают НДФЛ самостоятельно[16], а также согласно законодательству о страховых взносах самостоятельно уплачивают и эти взносы[17]. К данным лицам федеральное законодательство относит частных нотариусов[18], адвокатов, учредивших собственные адвокатские кабинеты[19], граждан, занимающихся народной медициной[20], арбитражных управляющих[21], оценщиков (если выбран именно такой способ осуществления указанной деятельности)[22], частных детективов[23], патентных поверенных[24]. Если закупка осуществляется в отношении перечисленных видов деятельности, то учреждение не несет обязанности налогового агента и плательщика страховых взносов.

Обработка персональных данных

В соответствии с федеральным законодательством персональными данными считается любая информация, относящаяся к физическому лицу (субъекту персональных данных), а обработкой такой информации – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без их использования с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение. При этом лицо, осуществляющее обработку, является оператором[25].

Обработка персональных данных допускается лишь в определенном перечне случаев, к числу которых, в частности, относится случай, когда имеется согласие субъекта персональных данных на обработку, а также случаи, когда осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом, либо когда обработка персональных данных необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей[26]. Согласно требованиям Закона о контрактной системе и Закона № 223-ФЗ заказчик вносит в реестры контрактов (договоров), ведущиеся Федеральным казначейством, установленные сведения о заключенных им договорах, в которые в случае их заключения с физлицом без статуса ИП входят персональные данные этого лица – фамилия, имя, отчество, место жительства и идентификационный номер налогоплательщика[27]. Таким образом, указанное действие относится к понятию «обработка персональных данных» (через размещение данных в реестре доступ к ним предоставляется третьим лицам), а заказчик выступает в роли оператора. Получать согласие субъекта персональных данных на обработку здесь не требуется, поскольку ситуация как раз подпадает под описанный выше случай, когда рассматриваемое действие оператора осуществляется в связи с возложением на него законодательством РФ соответствующей обязанности. Кроме того, эта ситуация может считаться и случаем, когда осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию согласно федеральному закону (см. выше).

Заказчикам необходимо включать в документацию о закупке требование о предоставлении физлицом в составе заявки на участие в закупке письменного согласия на обработку персональных данных, если сведения должны размещаться в реестре контрактов. Однако существует и противоположное мнение.

Так, если рассматривать реестр (контрактов) договоров как «общедоступный источник персональных данных», то персональные данные физического лица могут размещаться в названом источнике только с его письменного согласия[28]. И тогда для соблюдения этого положения законодательства заказчикам необходимо включать в документацию о закупке требование о предоставлении физическим лицом в составе заявки на участие в закупке письменного согласия на обработку персональных данных.

В частности, такого мнения придерживаются Минфин и Минэкономразвития[29]. А потому во избежание возможных конфликтных ситуаций с контрольными органами заказчикам все-таки рекомендуется запрашивать у физических лиц без статуса ИП их письменное согласие на обработку персональных данных, если сведения о договоре, который заключается с ними как с ЕП или может быть заключен с ними по результатам торгов, должны размещаться в реестре контрактов (договоров).

Отметим, что если договор подпадает под категорию договоров, сведения о которых не нужно вносить в реестры (например, по Закону № 223-ФЗ это договоры, заключенные на сумму, не превышающую 100 000 руб., а именно такие договоры сейчас чаще всего заключаются на практике с физическими лицами без статуса ИП)[30], то у заказчика тут вообще не возникает никаких дополнительных условий, связанных с персональными данными. Отдельно еще обратим внимание: если в рамках Закона о контрактной системе физическое лицо выступает в роли поставщика культурных ценностей для пополнения государственных фондов, то персональные данные в реестр контрактов вноситься не должны (см. сноску 8) (по-видимому, это предусмотрено для обеспечения его безопасности – ведь в роли таких лиц выступают, как правило, коллекционеры произведений искусства). * * * Итак, нельзя не признать, что заключение договора с физлицом без статуса ИП в рамках Закона о контрактной системе или Закона № 223-ФЗ влечет для учреждения дополнительные административные издержки, которые не возникают при заключении договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Однако, как уже говорилось выше, учреждение не имеет права необоснованно ограничивать участие таких лиц в своих закупках, а заключение договора с этими лицами вполне укладывается в существующее правовое поле при условии соблюдения соответствующих правовых требований. Следует еще помнить, что договоры, заключаемые учреждениями в рамках Закона о контрактной системе с физлицами без статуса ИП (по результатам торгов и в случае закупки у ЕП), не учитываются при определении объема закупок, которые заказчики должны осуществлять у субъектов малого предпринимательства, поскольку такие лица к данным субъектам не относятся.

Иными словами, за счет договоров с такими лицами учреждению не удастся «нагнать» фактический объем названных целевых закупок у субъектов малого предпринимательства до требуемого уровня. [1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». [2] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». [3] Пункт 4 ст. 3 Закона о контрактной системе и ч. 5 ст.

3 Закона № 223-ФЗ. [4] Статья 8 Закона о контрактной системе и п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. [5] Часть 1 ст. 31 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». [6] Глава 34 ГК РФ. [7] Пункт 4 ст. 3, ч. 13 ст. 34, ч. 1 ст.

93 Закона о контрактной системе. [8] Подробнее об особенностях заключения договора с физическими лицами, занимающимися частной практикой, см. ниже. [9] Статья 30 Закона о контрактной системе. [10] Статья 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». [11] Пункт 2 ч. 1 ст. 228 НК РФ. [12] См. Письмо Минэкономразвития РФ от 30.11.2015 № Д28и-3553.

Читайте также:  Положена ли пенсия самозанятым гражданам

[13] Часть 1 ст. 5 и ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах). [14] Пункт 2 ч. 3 ст. 9, п. 1 и 3 ч. 1 ст.

12 Закона о страховых взносах. [15] Письмо Минэкономразвития РФ от 08.10.2014 № Д28и-1965. [16] Пункт 2 ч. 1 ст. 227 НК РФ. [17] Часть 1 ст. 14 и п. 2. ч. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах. [18] Статья 8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утв.

ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1. [19] Статья 21 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». [20] Статья 50 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». [21] Статья 20 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». [22] Статья 4 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». [23] Раздел II Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». [24] Статья 3 Федерального закона от 30.12.2008 № 316-ФЗ «О патентных поверенных». [25] Пункты 1,2 и 3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных). [26] Пункты 1,2 и 11 ст.

6 Закона о персональных данных. [27] Статья 103 Закона о контрактной системе, а также ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки». [28] Часть 1 ст. 8 Закона о персональных данных. [29] См. письма Минфина РФ от 20.03.2015 г. № 02-02-09/15487 и Минэкономразвития РФ от 16.01.2015 № Д28и-54. [30] Часть 1 ст.

103 Закона о контрактной системе, п. 3 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132, и ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

Источник: www.audit-it.ru

Кто попадает под действие Закона 223-ФЗ

Img

− организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов,

− автономные учреждения (не путать с автономными некоммерческими организациями!),

− хозяйственные общества (т.е. АО и ООО), в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%;

− дочерние хозяйственные общества (АО и ООО), в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным в предыдущих пунктах юридическим лицам;

− дочерние хозяйственные общества (АО и ООО), в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным в предыдущем пункте дочерним хозяйственным обществам;

NB: Следует помнить, что у вновь созданной организации есть 3 месяца, чтобы утвердить и разместить в ЕИС Положение о закупке. Только после этого закупка товаров, работ, услуг по 223 ФЗ станет возможной и легитимной. Первые 3 месяца после создания организация может осуществлять закупки в соответствии с ГК РФ. Если по истечении 3 месяцев не будет утверждено и надлежащим образом размещено Положение о закупках, заказчику следует руководствоваться нормами Закона 44-ФЗ до момента размещения Положения о закупке. При невыполнении данных требований организации и ее должностному лицу грозят штрафные санкции.

− бюджетные учреждения при наличии корректно утвержденного и размещенного до начала года в ЕИС Положения о закупке при осуществлении в соответствующем году закупок:

а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту (т.е. по договору, заключенному в соответствии с Законом 44-ФЗ) в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств;

в) за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности от физических и юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС);

− государственные и муниципальные унитарные предприятия при наличии корректно утвержденного и размещенного до начала года в ЕИС Положения о закупке при осуществлении в соответствующем году закупок:

а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту (т.е. по договору, заключенному в соответствии с Законом 44-ФЗ) в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ;

в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ (т.е. за счет собственных средств);

NB: Бюджетным учреждениям и унитарным предприятиям следует помнить, что они по умолчанию являются заказчиками по Закону 44-ФЗ, и только в случае надлежащего и своевременного размещения в ЕИС Положения о закупках они вправе проводить оговоренные в законе закупки в соответствии с 223 ФЗ.

− ФГУПы, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ, за исключением случаев осуществления такими предприятиями закупок за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории РФ капитальных вложений в объекты капитального строительства РФ объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ;

− юридические лица, реализующие инвестиционные проекты с государственной поддержкой в объеме, установленном Правительством РФ, стоимость которых превышает 500 млн. рублей, при условии включения таких проектов в реестр инвестиционных проектов.

Не должны проводить закупки по 223-ФЗ юридические лица, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности не превышает 50%, их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно:

1) субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, если общая выручка соответственно таких субъектов, организаций от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более чем 10% общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год;

2) дочерние хозяйственные общества субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами и их иными дочерними хозяйственными обществами составляет не более чем 5% суммы выручки за предыдущие 4 квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности;

Читайте также:  Чей ИП адрес узнать информацию

3) дочерние хозяйственные общества указанных в пункте 2 дочерних хозяйственных обществ, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами (в том числе иными дочерними хозяйственными обществами основных хозяйственных обществ) основных хозяйственных обществ указанных дочерних хозяйственных обществ составляет не более чем 5% суммы выручки за предыдущие 4 квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности.

NB: При этом важно помнить, что право освобождения проводить закупки по 223-ФЗ возникает у данных организаций только после размещения информации о соответствующем объеме выручки в ЕИС.

Специалисты компании «Корпорация Закупок» всегда готовы проконсультировать вас по всем вопросам, связанным с осуществлением закупочной деятельности согласно 223-ФЗ: должна ли ваша организация работать по 223 ФЗ, какую информацию следует подготовить и разместить в ЕИС, а также оказать содействие в подготовке и размещении всех документов, необходимых для корректного осуществления закупок по 223-ФЗ.

Источник: zakupki223.net

Закупки по 223-ФЗ: смесь четкой формы и креативного содержания

Госзакупки в Российской Федерации регулируют два закона: 44-ФЗ и 223-ФЗ. Закон 44-ФЗ (для органов власти и бюджетных организаций) – строгий и предельно точный, а вот 223-ФЗ (для госструктур и госкомпаний, зарабатывающих самостоятельно) – краткий и в каком-то смысле творческий, точнее – требующий творческого подхода. Согласно ему, заказчик имеет право самостоятельно определять способ закупки, главное, чтобы процесс был запротоколирован-зарегистрирован-запланирован и в надлежащим виде оформлен. На данный момент в Единой информационной системе госзакупок зафиксировано более 2500 способов закупки по 223-ФЗ. Наша статья посвящена тонкостям работы по 223-ФЗ: кто вправе осуществлять закупки по этому закону, а кто может этого права лишиться, каков алгоритм закупки и как пробиться в пул господрядчиков с помощью современных электронных сервисов?

223-ФЗ – своего рода подарок для госзаказчика. Этот закон дает две важные свободы: у заказчика есть возможность выбора способа проведения закупки, а также возможность выбора поставщика по множеству критериев (качеству услуги или товара, цене, репутации подрядчика, технической оснащенности, квалификации сотрудников и др.) — наименьшая стоимость товара или услуги не является главным условием выбора исполнителя по 223-ФЗ.

Однако в адрес «вольного» закона все чаще звучат претензии, главная из которых: закон дает возможность заказчику выбирать способы проведения закупки, что приводит к превалированию закупок в неконкурентном режиме. По статистике Федеральной антимонопольной службы, именно так – без соревновательности — осуществляются около 90% закупок по 223-ФЗ. В этой ситуации закон с 2017 года претерпел ощутимые изменения.

Кто вправе осуществлять закупки в соответствии с 223-ФЗ

Весной 2016-го правительство РФ рассматривало вопрос о передаче в ведение 44-ФЗ закупок ГУПов и МУПов, а также фондов и автономных учреждений. В итоге фонды и «автономку» пока не тронули, а вот ГУПам и МУПам с 2017 году пришлось перестраивать свою закупочную деятельность. А это около 12 000 унитарных предприятий, общая стоимость заключенных договоров которых в 2015 году составила 1,5 трлн. руб.

В соответствии с коррективами, внесенными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам закупок, товаров, работ…» от 03.07.2016 г., вступившими в силу с 1 января 2017 года, закупки ГУПов и МУПов ушли «под жесткое крыло» 44-ФЗ. Правда, с небольшими исключениями. В рамках 223-ФЗ могут совершать закупки ГУПы и МУПы, если они проводят закупки за счет грантов, за счет субсидий из бюджетов, из средств от иной приносящей доход деятельности, если ГУПы, МУПы являются аптечными организациями или входят в утвержденный правительством РФ перечень предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав граждан, обороноспособности и безопасности государства.

Кроме ограниченных в возможностях ГУПов и МУПов, закупки по 223-ФЗ в полном объеме могут проводить:

  • Государственные корпорации и компании;
  • Субъекты естественных монополий;
  • Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения и т.д.;
  • Автономные учреждения;
  • Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия государства в совокупности более 50%;
  • Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 % принадлежит указанным выше юридическим лицам;
  • Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 % принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам. Иначе говоря – «внучки» предприятий с долей госучастия более 50%.

fz.jpg

Источник: Единая информационная система в сфере госзакупок.

Алгоритм работы с сайтом госзакупок

Все вышеперечисленные структуры работают через сайт закупок 223-ФЗ под названием ООС — это аббревиатура Общероссийского официального сайта госзакупок zakupki.gov.ru. Работа на сайте начинается через размещение заказчиком своего собственного Положения о закупках.

В рамках 223-ФЗ все процедуры закупок, сроки и прочие условия заказчик устанавливает самостоятельно в Положении о закупках. Это главный документ, который регламентирует его закупочную деятельность. В нем заказчик должен прописать все используемые им способы закупки, определить перечень случаев закупки у единственного поставщика и т.п. На текущий момент аналитики ОСС зафиксировали более 2700 различных способов закупки, отраженных в Положениях о закупках.

Размещение Положения о закупках на сайте ООС является обязательным. Недостаточно данное положение «повесить» на собственном сайте организации и начать закупочную деятельность. На сайте организации можно дублировать информацию, размещаемую на ООС.

76 428 — количество размещенных Положений о закупках на ОСС

Кроме Положения о закупках на сайте госзакупок необходимо разместить годовой план закупок по 223-ФЗ. Планы закупок высокотехнологичной, инновационной продукции и лекарственных средств составляются на пять лет. Изменения в план вносить возможно, условия внесения изменений должны быть прописаны в Положении о закупках. Также на ООС вносится пакет документов по конкретной закупке (извещение о закупке, документация, проект договора, изменения, протоколы). Вносятся в ООС и ежемесячные отчеты, если закупки не проводились в течение месяца, то размещается нулевой отчет.

Заказчик вправе не размещать на официальном сайте закупки стоимостью до 100 тыс. рублей (если годовая выручка менее 5 млрд. рублей) и до 500 000 рублей (если годовая выручка более 5 млрд. рублей). Такие закупки можно не включать в план, не публиковать на ООС извещение по ним, однако их нужно включать в ежемесячный отчет, размещаемый на сайте госзакупок. Также заказчик вправе не публиковать на ООС извещение о закупках, составляющих гостайну.

infa.jpg

Как пробиться в пул подрядчиков по 223-ФЗ

Статистика 2015-2017 гг. демонстрирует положительную тенденцию: в рамках 223-ФЗ растет доля лотов для субъектов малого бизнеса. В 2015 году этот показатель составлял 4.27% от совокупного годового планового объема закупок, в 2016 году — 8,1%, а в 2017 этот показатель подошел к 10%. Госзаказчики готовы расширять пул своих подрядчиков. Но как попасть в их число?

Прежде всего, нужно держать руку на пульсе – быть в курсе происходящих торгов в режиме «здесь и сейчас». Поможет это сделать сервис «СБИС Торги», который не требует установки дополнительного программного обеспечения и имеет большой спектр возможностей. Подрядчикам он найдет подходящие торги на более чем 100 площадках, даст рекомендации по начальной цене, проанализирует предложения конкурентов, оценит вероятность победы. Заказчикам же даст полную информацию об участниках закупки: список учредителей и аффилированных компаний, финансовое состояние, анализ надежности и т.п. Кроме того, есть широкий перечень дополнительных возможностей, в частности, заказчикам мы готовы помочь в разработке Положения о закупках по нормам 223-ФЗ.

Также не забывайте, что для регистрации на сайте госзакупок нужна электронная подпись. Для работающих по 223-ФЗ казначейство бесплатные подписи не выдает. Заказать электронную подпись вы можете в аккредитованном Центре ЭЦП.

Обо всех подробностях работы по 223-ФЗ вам готовы рассказать наши специалисты.

Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию и выгодное предложение на СБИС уже сегодня.

Источник: www.abt.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин