Общий порядок госзакупок предусмотрен Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» является по отношению к нему специальным нормативным правовым актом, который вводит условия для государственного оборонного заказа (далее – ГОЗ), в том числе описывает особенности:
- планирования закупок;
- определения начальной максимальной цены контракта и цен контрактов, которые заключаются с единым поставщиком в составе ГОЗ;
- описания объектов закупок;
- определения цены госконтракта на товары, работы, услуги;
- установления дополнительных требований к экспертам и экспертным организациям, которых привлекают для экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
- принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
- обеспечения исполнения контракта.
Одно из значимых отличий гособоронзаказа — ограничения по участникам закупок. Ими могут быть только юридические лица. Индивидуальные предприниматели, иностранные компании, физические лица не будут допущены к участию, даже если подадут заявку, оформленную по всем правилам.
Может ли ИП с долгами участвовать в госзакупках?
В зависимости от объекта и условий проведения закупки в рамках ГОЗ делятся на две группы:
- Закрытые. Их организуют, когда закупка содержит гостайну или предмет закупки связан с разработкой и производством военной техники и оружия. В этом случае поставщика можно выбрать только из числа специально приглашенных участников. В числе одного из условий может стать наличие лицензии ФСБ на выполнение работ, связанных с гостайной. Информация о закрытых закупках не размещается в ЕИС. Доступ к документации предоставляется по запросу потенциальных исполнителей и размещается на электронной площадке АСТ ГОЗ.
- Открытые. Проходят в формате обычной закупки (например, электронного аукциона), которая размещается в ЕИС с уточнением, что это процедура определения поставщика в рамках ГОЗ.
Для участия в гособоронзаказе головной исполнитель и исполнители последующего уровня кооперации должны открыть специальные лицевые счета в уполномоченном банке. Через них будут проводиться любые расчеты в рамках ГОЗ. Если госконтрактов несколько, для каждого должен быть отдельный счет.
Исполнитель предоставляет в территориальный орган Федерального казначейства документы, необходимые для открытия счета. В течение двух дней Казначейство проверяет информацию об организации и не позднее следующего рабочего дня после завершения проверки:
- в случае положительного результата проверки открывает лицевой счет;
- в случае отрицательного результата приостанавливает открытие и направляет уведомление с указанием причины.
Если есть сложности, государственный заказчик не позднее двух рабочих дней с момента получения уведомления должен подтвердить открытие лицевого счета или мотивировать отказ. На следующий день Казначейство открывает лицевой счет головному исполнителю или отказывает и возвращает все документы.
Кто может участвовать в тендерах и госзакупках в 2023-24. Про СМП НДС ОКВЭД, гособоронзаказ 44 223фз
Техническая особенность закупок по ГОЗ — наличие идентификатора. Это специальный код, который заказчик присваивает госконтракту с головным исполнителем, ставится через дробь перед номером госконтракта. С этим номером документ входит в реестр контрактов.
Далее идентификатор проставляют на всех контрактах, платежках, внутренних приказах, которые сопровождают выполнение заказа в рамках одного гособоронзаказа и пр. Это подтверждение затрат и залог того, что денежные средства по ГОЗ будут перечислены. Идентификатор действует на протяжении всего периода, пока стороны исполняют контракт.
Хотя законом № 275-ФЗ предусмотрен ряд случаев, когда документы, являющиеся основанием для составления распоряжений при списании денежных средств, могут не содержать идентификатор государственного контракта. Например, это оплата расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию, оплата труда, оплата головным исполнителем расходов на сумму не более 5 млн рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более 3 млн рублей в месяц и др.
Вне зависимости от того, каков предмет закупки, существуют особенности расчетов в ГОЗ:
- деньги, которые поступают от государственного заказчика, целевые, они направлены на конкретные затраты конкретного заказа, даже если это сухие корма для кинологических центров или уборка помещений;
- нецелевое расходование бюджетных средств является серьезным нарушением;
- после того как контракт будет исполнен, счет в уполномоченном банке закрывается.
В обычных закупках действует правило невмешательства в финансово-хозяйственную деятельность участника закупки, но в рамках ГОЗ существует четкая законодательная регуляция. Закон № 275-ФЗ дает заказчикам право проверять, как используются перечисленные деньги.
Закон № 275-ФЗ наделяет головного исполнителя правами в сфере государственного оборонного заказа, например:
- запрашивать у исполнителей информацию, касающуюся исполнения контрактов;
- получать от федерального органа в области обороны доступ к информации, содержащуюся в единой информационной системе государственного оборонного заказа и др.
Но помимо прав, законом установлены и обязанности. В частности, головной исполнитель обязан:
- определять состав исполнителей, обосновывать с их участием цену на продукцию по ГОЗ, сроки и условия финансирования, в том числе авансирования поставок такой продукции (в целом и по отдельным этапам);
- по согласованию с государственным заказчиком выбирать уполномоченный банк и заключать с ним договор о банковском сопровождении;
- уведомлять (до заключения контрактов) исполнителей, входящих в его кооперацию, о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие об открытии для каждого контракта отдельного счета;
- включать идентификатор государственного контракта в контракты, заключаемые с исполнителями;
- соблюдать режим использования отдельного счета и др.
Также в законе предусмотрено понятие «исполнителя», им является лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем.
Исполнитель наделен такими же правами, что и головной исполнитель.
Исполнитель обязан, в частности:
- обеспечивать соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих изделий, требованиям, установленным контрактом;
- заключать договор о банковском сопровождении с уполномоченным банком;
- уведомлять (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие открытия для каждого контракта отдельного счета;
- включать идентификатор государственного контракта в контракты, заключаемые с другими исполнителями;
- использовать для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые в уполномоченном банке другим исполнителям, с которыми у исполнителя заключены контракты.
Цены и продукция, поставляемая по государственному оборонному заказу, регулируется государством.
Под государственным регулированием подразумевается:
- определение прогнозной цены на продукцию, поставка которой планируется по государственному оборонному заказу на очередной год и плановый период, то есть прогнозная цена на продукцию, а также подготовка предложений по определению вида цены на продукцию, поставка которой планируется единственным поставщиком;
- определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков, цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика, а также цены на продукцию, поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта по государственному оборонному заказу;
- государственная регистрация цены на продукцию, поставляемую единственным поставщиком;
- определение вида цены на продукцию, поставка которой предусматривается единственным поставщиком;
- уточнение размера цены и вида цены на продукцию, а также размера цены государственного контракта, заключенного с единственным поставщиком.
За нарушение законодательства в сфере государственного оборонного заказа предусмотрена административная и уголовная ответственность как для заказчика, так и для исполнителя.
Источник: xn—-ftbcbzjqccclm3bf0j.xn--p1ai
Государственный оборонный заказ-2020: комментарий к закону 275-ФЗ
275 ФЗ о государственном оборонном заказе — это закон, регулирующий сферы государственного оборонного заказа. Рассмотрим основные положения Закона о гособоронзаказе, его сферу регулирования, а также изменения, произошедшие в 2020 году.
ФЗ-275 регулирует сферу исполнения оборонного заказа. Он предусматривает использование собственной системы терминов и понятий, устанавливает нормы, по которым осуществляется формирование, размещение и выполнение заказа, а также вводит обязательность госконтроля, основания и условия проведения проверок контролирующего органа. Закон в 2020 году претерпел серьезные изменения.
Общие положения
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 275 от 29 декабря 2012 года, целью которого, в первую очередь, является упорядочение торгов в Российской Федерации в области государственного оборонного заказа. Закон о гособоронзаказе представляет собой нормативный правовой акт, содержащий правила осуществления закупочных процедур в сфере оборонно-промышленного комплекса, устанавливает отношения между заказчиком и исполнителем.
Итак, гособоронзаказ представляет собой установленные Правительством РФ задания (необходимость) на определенную продукцию, работы или услуги для целей обеспечения безопасности и обороны страны, а также поставку товаров в сфере военного сотрудничества с зарубежными государствами.
Основные понятия
Статьей 3 ФЗ-275 закреплены основные понятия, используемые в указанном нормативном правовом акте. Так, среди лиц, участвующих в процессе гособоронзаказа, Законом названы: заказчик, головной исполнитель, исполнитель.
Заказчиками в сфере гособоронзаказа являются «Росатом», «Роскосмос», а также федеральный орган исполнительной власти. Необходимо обратить внимание на то, что головной исполнитель — это то лицо, с которым у заказчика заключен контракт, при этом исполнитель — лицо, которое входит в состав кооперации головного исполнителя.
Принципы
Среди принципов регулирования цен на товары в рамках оборонного заказа можно выделить следующие:
- применение антимонопольных мер;
- прибыльность поставок продукции;
- рациональность и правомерность затрат исполнителей;
- общее нормативно-правовое регулирование действий всех участников гособоронзаказа;
- поощрение к сокращению расходов на поставки товаров;
- соблюдение равновесия интересов между участниками.
Изменения Закона о государственном оборонном заказе в 2020 году
C 01.01.2019 275-ФЗ применяется с изменениями, внесенными в него Федеральным законом № 263-ФЗ от 29.07.2018. Этим документом пересмотрена терминология нормативного акта. В частности, изменилось значение терминов «уполномоченный банк» и «отдельный счет». Так, ранее уполномоченным банком могла стать только кредитная организация, выбранная головным исполнителем. Теперь же такой статус может получить и банк, определенный Правительством в рамках правил, установленных 275-ФЗ.
Функции отдельного счета пополнены операциями, разрешенными на основании п. 16 ст. 8.4 275-ФЗ, но только после исключения такой кредитной организации из категории уполномоченных банков.
Основные обязанности исполнителя оборонного заказа установлены в ст. 8 275-ФЗ. ФЗ-263 внес в их перечень изменения: в частности, теперь указано, что головной исполнитель обязан предоставлять госзаказчику информацию об исполнении каждого госконтракта. Такая обязанность исполняется головным исполнителем в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ.
Статья 6 закона об оборонном госзаказе также изменена, но уже Федеральным законом № 571-ФЗ от 27.12.2018, вступившим в силу 08.01.2019. Норма дополнена новым правилом. С момента вступления законодательного акта в силу закупки по гособоронзаказу не учитываются, когда заказчик формирует, утверждает и ведет планы закупок и планы-графики в рамках законодательства о контрактной системе по 44-ФЗ.
Уже сформирован законопроект об очередных изменениях в закон об оборонном госзаказе. 26.11.2018 он был опубликован на официальном сайте проектов нормативных актов Министерством обороны. Проект вносит изменения, призванные обеспечить соблюдение принципа целевого расходования средств при выполнении государственного оборонного заказа, и прозрачность операций, осуществляемых головными исполнителями.
Важно отметить, что необходимость изменения законодательства в рассматриваемой нами сфере назрела давно. Первый нормативный правовой акт в данной области был принят в 1995 году. Важным шагом в регулировании гособоронзаказа стало включение указанной сферы в рамки ранее действующего Закона о размещении заказа. Также в 2017 году данный акт подвергался не единожды изменениям.
Итак, какие нововведения включает в себя 275-ФЗ о государственном оборонном заказе-2018?
Необходимо отметить, что изменился предмет регулирования указанного акта (появилась контролирующая функция). Также в рамках ФЗ № 275 теперь осуществляют закупки такие органы власти, как МЧС, ФСБ, МВД, ФСИН.
Кроме того, фз 275 о госзакупках (последняя редакция 2020), содержит следующие нововведения:
- к основным обязанностям заказчика добавилось информирование об отнесении банка к банкам, которые вправе осуществлять банковское сопровождение в соответствии с требованиями норм ФЗ № 275;
- норма 8.1 Закона № 275-ФЗ о банковском сопровождении также подпала под изменения. В 2020 года банк должен обладать соответствующей лицензией в целях работы в сфере гособоронзаказа. При принятии Правительством РФ положительного решения банк вносится ЦБ в специальный перечень. В процессе осуществления заказа исполнитель (головной) обязан выбрать из указанного перечня тот банк, который в течение всего времени действия контракта будет осуществлять банковское сопровождение.
Особое внимание следует обратить на принятые в 2020 году подзаконные нормативные правовые акты в области гособоронзаказа.
Во-первых, к данным документам относится Постановление Правительства № 353 (от 30.03.2018). Постановление № 353 вступило в силу с 11.04.2018 и закрепило ограничение о недопущении предоставления субсидий лицам, которые были привлечены к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения договора (в случае, если таковая процедура для них являлась обязательной).
Во-вторых, необходимо упомянуть и о Приказе Минфина № 6н (от 15.01.2018). Данный документ начал свое действие с 01.04.2018 и определил порядок предоставления выписок из заключенных контрактов (содержащих сведения, относимые к гостайне).
Важно отметить, что контрольным органом в сфере гособоронзаказа является Федеральная антимонопольная служба. С 2020 года ведомство осуществляет контроль, а также вправе выдавать предписания и накладывать штрафы. При этом по-прежнему функцией контроля наделен департамент по обеспечению государственного оборонного заказа.
Источник: ppt.ru
Когда можно не открывать спецсчет по ГОЗ
ФЗ «О государственном оборонном заказе», 275-ФЗ (Далее – «Закон»), прямо закрепляет обязанность исполнителей ГОЗ открывать специальный счет. Отказ выполнять это требование может привести к неприятным последствиям для всех участников кооперации.
Однако есть исключения, освобождающие участников ГОЗ от этой обязанности.
Разбираемся, когда спецсчет можно не открывать.
Ст.8.3 Закона допускает списание денежных средств на общий счет организации в следующих случаях:
a) Для оплаты обязательных платежей (налогов, сборов, таможенных, страховых и иных)
b) Для оплаты расходов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг по ценам, подлежащим госрегулированию
c) Для распределения прибыли внутри кооперации после исполнения госконтракта
Открытие спецсчета также не требуется для расчетов с иностранными исполнителями и для возмещения исполнителю собственных средств, потраченных на исполнение заказа.
ФАС РФ разъясняет, что в тех случаях, когда не требуется открытие отдельных банковских счетов (ОБС), головной исполнитель не обязан уведомлять последующих исполнителей о необходимости открыть спецсчет и указывать это в контракте, соблюдать режим использования спецсчета, а также указывать при расчетах идентификатор госконтракта.
Однако даже в случаях, когда Закон разрешает не открывать спецсчет, некоторые операции исполнитель все равно не сможет сделать, не открыв его.
Например, если у вас заключены контракты с другими исполнителями, у которых открыты спецсчета, вы обязаны перечислять им средства только на эти счета, а значит, также открыть ОБС.
Некоторые операции запрещено проводить через ОБС.
Так, согласно Закону, по спецсчету нельзя предоставлять ссуды, займы и кредиты, а также возвращать их. Исключениями являются кредиты и займы, согласованные с госзаказчиками и предоставленные головным исполнителям в тех случаях, когда их собственных средств или аванса не хватает для начала исполнения контракта.
Через спецсчета нельзя рассчитываться с физическими лицами, за исключением оплаты их труда и прочих выплат по Трудовому кодексу, а также платы за пользование земельным участком гражданина (сервитут).
Со спецсчета нельзя формировать уставный капитал других юрлиц и перечислять деньги на благотворительность. Нельзя покупать иностранную валюту, ценные бумаги, драгоценности, электронные денежные средства.
Нельзя обеспечивать исполнение обязательств средствами, перечисленными на спецсчет, а также перечислять деньги на другие счета (за исключением возвратов собственных средств).
Независимо оттого, открывается ли спецсчет по ГОЗ или средства перечисляются на текущий счет, вы, будучи исполнителем или головным исполнителем, тем не менее обязаны информировать контрагентов о том, что контракт заключается в целях исполнения Гособоронзаказа и принимать все необходимые меры по их исполнению.
Источник: kaznaonline.ru