Проблемы и решения
Работа с самозанятыми избавляет от соблазна выплачивать часть зарплаты «в конвертах», позволяет уменьшить долю налогов в бюджет, отказаться от наличных денег при расчетах. Формулировки ФЗ № 422 от 27/11/18, по которому работают самозанятые, действительно дают такую возможность, но руководитель должен быть всегда начеку. Самозанятые могут стать проблемой.
Постоянные выплаты одному и тому же самозанятому гражданину
Такие действия чаще всего попадают в поле зрения ФНС. Договор ГПХ с самозанятым не относится к сфере ТК РФ. Любое условие, напоминающее о трудовых отношениях, сразу делает его подозрительным: нет ли здесь попытки ухода от налогов, когда фактически имеют место именно трудовые отношения? Об ответственности за незаконную подмену особо предупреждают сами налоговики.
На сайте ФНС в разделе новостей («Деятельность ФНС России») есть обширная статья на эту тему. Как это может коснуться руководителя, который не собирается нарушить закон? Вот пример: небольшая фирма решила воспользоваться услугами самозанятого бухгалтера, законодательство такой вариант вполне допускает.
Услуги бухгалтера требуются постоянно, поэтому он регулярно приходит на работу, допустим, в 9 утра и уходит в 18:00. В документах отражены премиальные выплаты по итогам периода, регулярные выплаты по договору, например, раз в неделю, в 2 недели или раз в 10 дней. Руководителю нужно быть готовым: скоро ему пришлют официальное приглашение посетить ИФНС.
Наиболее сложно объяснить, почему выплаты самозанятому проходят в те же дни, что и выплаты зарплаты персоналу фирмы, ведь он получает деньги не за отработанное время, а за результат выполненной работы. Можно каждый раз фиксировать результат документом, на основании его проводить выплату (бухгалтер сделал закрытие месяца, квартала, сдал отчеты и получил за это деньги). Лучшее решение — воздержаться от договора с самозанятым, если специалист нужен в течение всего рабочего дня либо он должен работать по четкому графику.
Торговля и агенты
Увольнять штатных продавцов и заменять их самозанятыми нельзя. Самозанятый может продавать только собственную продукцию, собственный новый товар (подакцизные и маркируемые товары полностью запрещено продавать). Например, торговать букетами от имени фирмы самозанятый не вправе, а собственноручно составленными букетами, флористическими композициями – да, может. Самозанятым нельзя работать по агентскому договору, значит, в качестве торговых агентов или посредников их привлекать тоже нельзя. Если в штате агента нет, можно договориться с ИП или другой фирмой об оказании аналогичных услуг.
Можно ли быть самозанятым ИП
Проблема крупных выплат
У самозанятого есть ограничение по доходам, это сумма не более 2,4 млн рублей в год. Если цифра выше, статус самозанятого он теряет. Руководитель, выплачивающий от имени фирмы крупные вознаграждения такому специалисту, рискует нарушить закон, даже не подозревая об этом. Подобные риски возможны, к примеру в IT-сфере, в области проектирования, при оказании услуг ремонта.
Все дело в налогах. Ведь если партнер потеряет статус самозанятого, он будет обычным физлицом, за которого нужно уплатить НДФЛ и страховые взносы, как указано в ст. 420 НК РФ. Оправдания руководителя, что у него не было информации об изменениях статуса делового партнера, вряд ли помогут избежать санкций ФНС. Контролировать самозанятых нужно обязательно.
Для этого у ФНС есть сервис проверки плательщика налога на профдоход. Нужен только его ИНН.
Комплекс услуг
- Если самозанятый выполнял работу для фирмы, а вскоре стал штатным сотрудником, чиновники могут усмотреть в этом скрытый испытательный срок.
- Если у фирмы есть в штатном расписании определенная должность, но директор договорился о выполнении аналогичных функций с самозанятым, по мнению ФНС, он искусственно снижает уровень налогообложения. Такую фирму налоговики из поля зрения не выпустят.
- Если самозанятый не платит налоги, имеет большой объем долгов или его документы недействительны, репутация партнеров тоже может серьезно пострадать.
Как составить правильный договор
Правильно составленный договор с самозанятым снимает сразу очень много проблем. Самое важное, что должно быть в документе, мы рассмотрим.
Юристы советуют сделать документ максимально конкретным. Вместо слова «договор» в заголовке целесообразно назвать документ «договором об оказании услуг» (оказываются услуги) или «договором подряда» (если выполняются работы), а в тексте договора самозанятый будет называться исполнителем или подрядчиком.
Обязательно указать, что деловой партнер имеет статус самозанятого. Очень желательно попросить у него справку о постановке на учет плательщика налога на профдоход и приложить к договору. Здесь же правильным будет уточнить, что заказчик не платит налоги и взносы за исполнителя (подрядчика) на основании п. 8 ст. 2 ФЗ № 422.
Самозанятый должен сообщить руководителю, если решит перейти на другой налоговый режим или утратит статус из-за высоких доходов за год. Такое условие обязательно нужно вписать в текст договора. Сроки уведомления тоже указываются.
Бывают ситуации, когда заказчик не получает на руки чек.
Чтобы этого избежать, в договор нужно вписать обязанность выдачи чека после оплаты. Оплата должна быть связана с выполнением конкретных работ или услуг.
К договору может составляться приложение. В нем развернуто описываются все работы и услуги, если их много, а в договоре дается одной фразой ссылка на приложение. Например: «Исполнитель обязуется оказывать услуги согласно приложению № 1 к Договору, а Заказчик обязуется оплачивать эти услуги».
Можно предложить партнеру вписать в документ штрафные санкции за нарушения. Добросовестного плательщика налога условие не отпугнет, а на инспекторов может произвести благоприятное впечатление.
Источник: assistentus.ru
Трудовой договор или договор возмездного оказания услуг с ИП (самозанятым)?
Трудовой договор: заключать или… обойтись договором возмездного оказания услуг с ИП (самозанятым)?
Сегодня поговорим о том, что действительно вызывает массу вопросов, особенно у собственников бизнеса индустрии красоты, – о правоотношениях с персоналом.
Итак, оформить отношения с подчиненными можно по-разному: 1) заключить трудовой договор; 2) заключить договор возмездного оказания услуг как с физическим лицом; 3) заключить договор возмездного оказания услуг как с ИП.
В чем принципиальная разница между такими решениями? В том, что по трудовому договору сотрудник, условно, должен «копать отсюда и до обеда», а по договору возмездного оказания услуг – «отсюда 1,5 метра в длину, 15 см в ширину и 40 см в глубину, срок – 1 час». Отличия ясны: исполнением трудового договора является выполнение сотрудником должностных обязанностей на постоянной основе, а договора возмездного оказания услуг – конкретный результат.
Разберем каждый из вариантов правоотношений подробнее.
Для начала я развенчаю миф о том, что трудовой договор – это обязанность работодателя непременно выплатить работнику фиксированную сумму, которая не зависит от объема выполненной работы. Это не так. Сколько и как вы будете платить, зависит от выбранной системы оплаты труда. И здесь всё сводится к особенностям конкретного бизнеса.
Например, вы позиционируете себя как салон walk-in (островки маникюра в торговых центрах, небольшие солярии, массажные салоны в аэропортах), то есть клиент принимает решение о посещении спонтанно, здесь и сейчас. В таком случае совершенно логично устанавливать окладную систему оплаты. Я вообще фанат KPI во всех сферах бизнеса, поэтому даже в таком случае я рекомендую оклад плюс процент. Оформить это можно следующим образом: в трудовом договоре устанавливаем оклад, равный МРОТ (или на 1000–2000 рублей больше, чтобы не тратить время на посещение комиссий по легализации заработной платы в ИФНС), плюс устанавливаем доплату за определенные показатели эффективности (например, количество клиентов, количество проданных дополнительных услуг и т.п.).
Вариант «оклад плюс процент» подходит и для работников, которые находятся в салоне постоянно. Например, администраторы, бухгалтеры, иной управленческий персонал.
Есть еще такой вариант, как сдельная оплата труда. Это значит, что работник получает заработную плату в зависимости от количества и качества выполненной работы. Такой вариант удобен, например, если ваш салон работает строго по записи и работникам нет необходимости находиться на рабочем месте постоянно. Имейте в виду, что такая система подходит только в том случае, если количество оказанных услуг можно посчитать, а качество – оценить по объективным показателям.
Теперь поговорим о договоре возмездного оказания услуг с физическим лицом и индивидуальным предпринимателем.
Принципиальная разница состоит в том, что при заключении такого договора вы не предоставляете никаких отпусков и не оплачиваете больничных. Задача выполнена – оплачена, не выполнена – не оплачена. В законе нет запрета на заключение такого рода договоров, однако необходимо их готовить крайне аккуратно и продуманно. Должны быть указаны четкие критерии, которых должен придерживаться исполнитель при оказании услуг по такому договору, должно быть техническое задание.
Договоры возмездного оказания услуг могут предусматривать и помесячную фиксированную оплату. Однако я не рекомендую клиентам самостоятельно готовить такие договоры, поскольку в результате получается большое количество ошибок, ведущих к финансовым рискам. Полагаю, что для салонов красоты и косметологических клиник такая форма оплаты не является подходящей.
Принципиальная разница между договорами возмездного оказания услуг с физическим лицом и ИП состоит в том, кто и куда платит налоги. При заключении договора с физическим лицом, не имеющим статуса ИП, вы как работодатель становитесь налоговым агентом, а потому обязаны удержать из вознаграждения исполнителя и перечислить в ИФНС НДФЛ – 13%. Кроме того, за свой счет вы обязаны уплатить взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 22%, а также взносы на обязательное медицинское страхование в размере 5,1% (всего 27,1%). Если же договор заключен с ИП, то ИП самостоятельно занимается уплатой налогов и взносов, с вас эта обязанность снимается.
Однако будьте бдительны. Часто для целей экономии работодатели понуждают работников салонов красоты к регистрации ИП. Фактически ИП оказывает 100 процентов своих услуг одному и тому же салону. Если с работниками не провести предварительных разъяснительных бесед, то при вызове в ИФНС на допрос работники под психологическим давлением инспектора рассказывают всё как есть. А это может повлечь переквалификацию правоотношений со всеми вытекающими доначислениями (в частности, взыскание с работодателя НДФЛ, финансовой санкции за неисполнение обязанностей налогового агента, страховых взносов на ОПС и ОМС и т.д.).
Самым частым действием проверяющих (государственной инспекции труда (ГИТ), прокуратуры и т.п.) является попытка понудить собственника заключить со всеми трудовые договоры, а действующие договоры возмездного оказания услуг переквалифицировать в трудовые.
Чего не должно быть в договорах возмездного оказания услуг: 1) ссылок на локальные нормативные акты собственника; 2) упоминаний о графике работы, обеденном перерыве, окладах, премиях, отпусках и любых иных понятиях, которые вы можете найти только в Трудовом кодексе РФ. Это два основных момента. Имейте в виду: договоры оцениваются в целом, с сотрудниками проводятся беседы, в которых выясняется действительное положение дел.
Если ГИТ начала проверку в отношении вашей организации, что возможно только по чьей-то жалобе (99,9% – по жалобе ваших сотрудников, в том числе бывших), то будьте готовы предоставлять пояснения и документы. Никакие «привезите еще это и вот то» по телефону не должны находить у вас отклика. Требования только письменные. В последнее время я всё чаще встречаю запросы по электронной почте. В таком случае предлагаю клиентам позвонить в ГИТ и удостовериться, что требование действительно направлялось.
При этом имейте в виду, что ГИТ может привлечь только к административной ответственности, что не освобождает работодателя от продолжения разбирательства в суде.
И этот перечень не является исчерпывающим: необходим анализ конкретной ситуации.
Как же правильно оформить отношения, чтобы не было вопросов ни со стороны сотрудников, ни со стороны проверяющих? Я считаю (исходя из своей 10-летней практики и отсутствия проигранных трудовых споров), что необходимо помнить о следующем:
- никогда не скачивайте никаких документов из Интернета или по крайней мере не применяйте их бездумно: каждый бизнес уникален и требует уникального подхода к его задачам;
- нет универсального решения, какой вид договора подойдет, опять же исходя из задач вашего бизнеса, и не всегда трудовой договор – это панацея;
- уже на начальном этапе набора персонала обратитесь к юристу, чтобы разработать план действий: кто нужен на трудовом договоре, а кто – на договоре возмездного оказания услуг; разработайте шаблоны, если это будет соответствовать вашим целям;
- если на начальном этапе поработать с юристом не удалось, сделайте это как можно быстрее. Чем быстрее вы проведете аудит, тем меньше последствий неправильных решений вы увидите. Всегда легче просить переподписать какие-то документы лояльных сотрудников, чем «воинственно» настроенных.
И помните: ВСЕ ДОКУМЕНТЫ МОЖНО ПРИВЕСТИ В ПОРЯДОК, НЕ ПОЗДНО НИКОГДА.
Источник: www.krasivo.biz
ИП заключил договор с самозанятым. Могут ли его признать трудовыми отношениями?
Выгода очевидна, но, если единственная цель заключения такого договора – экономия средств, мы не советуем им пользоваться. Если контролирующие органы и фонды усмотрят в отношениях с самозанятыми признаки трудовых, последуют санкции. Напомним, признаки трудовых отношений можно уточнить в перечислены в ТК РФ, ст. 15.
Бухгалтерское обслуживание для ИП с работниками
Персональный бухгалтер для ИП на УСН и ПСН возьмет на себя расчет налогов и взносов, формирование и сдачу отчетности, а также взаимодействие с ФНС, СФР, Росстат и ФСРАР.
Последствия переквалификации договора с самозанятым
1. Выплата всех страховых взносов и налогов за время, когда с гражданином не был оформлен трудовой договор.
2. Подготовка и сдача отчетности во все контролирующие органы. Кроме того, за каждый не сданный в срок отчет будет назначен штраф.
3. Отдельный штраф могу назначить за уклонение от заключения трудового договора.