Главным условием осуществления организациями и предприятиями туроператорской или турагентской деятельности до 1 января 2007 г. являлось наличие лицензии на соответствующий вид деятельности. Лицензия — это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (ст.
2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). В соответствии со ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», являющегося основой законодательной базы, лицензирование туроператорской и турагентской деятельности было включено в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Изменения, внесенные 29 декабря 2006 г. в п. 6 ст. 18 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», отменили лицензирование этих видов деятельности с 1 января 2007 года.
На смену лицензированию пришли новые требования, обеспечивающие регулирование деятельности в сфере туризма со стороны государства. Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ привел к значительным переменам в сложившейся за предыдущие годы системе образования туристических фирм и их функционирования. Основная цель новшеств, предусмотренных данным законом, заключается в усилении защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
ЧТО ВЫБРАТЬ: ИП или ООО, самозанятость? Разница, что лучше, плюсы и минусы. Сравнивает бизнес юрист
Нововведения коснулись, прежде всего, предприятий и организаций, осуществляющих туроператорскую деятельность.
Вопрос о лицензировании вызвал многочисленные дискуссии как среди политиков, так и среди самих туроператоров. В ходе этих дискуссий были отмечены слабые стороны внесенных в закон изменений, к которым можно отнести отсутствие регулирования деятельности туроператоров и турагентов со стороны государства, зачастую непосильные размеры финансовой ответственности, снижение качества сервиса и предоставляемых услуг, широкие возможности для возникновения мошенничества в этой сфере. Размеры финансового обеспечения могут себе позволить только достаточно крупные компании, в то время как более мелким компаниям придется уйти с рынка. Но, с другой стороны, учитывая количество турфирм, существующих в наше время, такая «чистка» может быть порой полезна. Но все же довольно скромное число фирм, у которых реально есть такие суммы, наводит на мрачные мысли.
Отсутствие контроля со стороны вышестоящих инстанций может привести к ухудшению качества обслуживания и сервиса, появлению мошенничества.
Туроператор — юридическое лицо. Согласно ст. 1 и ст. 4.1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предприятие или организация, осуществляющие на территории РФ деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта (туроператор) должны быть зарегистрированы как юридическое лицо в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Другими словами, с момента вступления в силу ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туроператор — это обязательно юридическое лицо, а следовательно, все индивидуальные предприниматели, занимающиеся ранее туроператорской деятельностью, должны быть переоформлены и перерегистрированы в юридические лица сроком не позднее 1 июня 2007 г.
Как открыть туроператора? Туристический бизнес. Разница турагентства и туроператора.
Финансовое обеспечение. В соответствии со ст. 17.1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» к осуществлению туроператорской деятельности допускаются юридические лица, имеющие финансовое обеспечение. Финансовое обеспечение — это либо договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или не надлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, либо банковская гарантия исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта. Смысл данного новшества сводится к обеспечению надлежащего исполнения туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристом и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами.
Договор страхования гражданской ответственности туроператором заключается за свой счет с любой страховой компанией, которая зарегистрирована на территории РФ и имеет право на осуществление деятельности по страхованию гражданской ответственности за неисполнение или не надлежащее исполнение обязательств по договору. Объектом страхования ответственности туроператора выступают имущественные интересы, которые связаны с риском возникновения обязанности возместить ущерб третьим лицам.
Страховой случай — это факт установления обязанности туроператором возместить третьему лицу реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору о реализации турпродукта, в течение срока действия договора о страховании ответственности туроператора. В соответствии со ст. 17.6 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» договор страхования гражданской ответственности туроператора должен содержать следующие пункты:
1) определение объекта страхования;
2) определение страхового случая;
3) размер страховой суммы;
4) срок действия договора страхования;
5) порядок и срок уплаты страховой премии;
6) порядок и срок уведомления третьим лицом страховщика о наступлении страхового случая;
7) порядок и срок предъявления третьим лицом заявления о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора непосредственно страховщику;
8) перечень документов, которые третье лицо должно представить для обоснования своих требований к страхователю о возмещении реального ущерба;
9) последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектов страхования.
В договоре страхования ответственности туроператора по согласованию сторон (туроператора и страховщика) могут определяться иные права и обязанности.
Любой банк, иная кредитная организация или страховая компания, которые зарегистрированы в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», могут являться гарантом по банковской гарантии исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Размер финансового обеспечения закреплен в ст. 17.2 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Срок действия финансового обеспечения указывается в договоре страхования или в банковской гарантии и не может быть меньше одного года (ст. 17.3 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). Договор страхования ответственности туроператора не может быть расторгнут заранее, а банковская гарантия, выданная туроператору гарантом, не может быть отозвана (ст. 17.1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).
Единый федеральный реестр туроператоров. Следующим условием осуществления организацией туроператорской деятельности является необходимость внесения сведений в Единый федеральный реестр.
Ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма.
В указанном реестре согласно ст. 4.1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» должны содержаться следующие сведения о туроператоре:
— полное и сокращенное наименования на русском языке; если в учредительных документах туроператора его наименование указано на одном из языков народов и (или) на иностранном языке — также наименование туроператора на этом языке;
— адрес (место нахождения) и почтовый адрес;
— сведения об учредителях туроператора;
— серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице, осуществляющем туроператорскую деятельность, в единый государственный реестр юридических лиц;
— серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, идентификационный номер налогоплательщика;
— фамилия, имя и отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность;
— размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение;
— сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм);
— адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность.
Основанием для внесения сведений о туроператоре в Единый федеральный реестр является заявление туроператора, содержащее сведения подлежащие внесению. Основными требованиями к заявлению являются:
1)составляется в письменной форме;
2)удостоверяется подписью руководителя туроператора (или лица, представляющего туроператора);
3) указываются паспортные данные заявителя (или данные другого документа, удостоверяющего личность, в соответствии с законодательством РФ).
Вместе с заявлением предоставляются оригиналы или нотариально заверенные копии документов, которые подтверждали бы сведения о туроператоре, необходимые для внесения в реестр.
Решение о внесении сведений о туроператоре в Единый федеральный реестр или об отказе во внесении принимается федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма в течение 5 дней с момента поступления заявления и всех необходимых документов. Основанием для отказа во внесении сведений о туроператоре в реестр могут быть недостоверные сведения о туроператоре либо несоответствие размера финансового обеспечения требуемому на основании «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Не реже одного раза в год федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма публикуются в государственных периодических печатных изданиях и размещаются и актуализируются на сайте в сети Интернет следующие сведения о туроператоре, внесенные в реестр:
1)полное и сокращенное наименования;
2)адрес (место нахождения) и почтовый адрес;
3)идентификационный номер налогоплательщика;
4)размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора пли банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;
5)адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность.
При изменении сведений о туроператоре, внесенных в реестр, обновленные данные размещаются федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма на своем сайте в Интернете в течение 3 рабочих дней с момента их получения. При желании туроператор имеет право на основании соответствующего заявления получить от федерального органа исполнительной власти в сфере туризма свидетельство о внесении сведений о нем в Единый федеральный реестр.
Таким образом, основными условиями, позволяющими организациям осуществлять туроператорскую деятельность, являются:
1) регистрирование юридического лица, в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
2) наличие финансового обеспечения;
3) внесение данных о туроператоре в Единый федеральный реестр.
С принятием ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ произошли изменения и в организации работы турфирм, осуществляющих турагентскую деятельность. Предусмотренные названным ФЗ изменения (финансовое обеспечение и внесение данных в реестр) на турагентов, осуществляющих деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, не распространяются.
К тому же, с отменой процедуры получения лицензии исчезли многие требования и условия к осуществлению турагентской деятельности. В соответствии с настоящим законодательством в сфере туризма, данным видом туристской деятельности может заниматься любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в соответствии с ФЗ „О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, независимо от образования и штатного состава фирмы. Основным условием осуществления деятельности по продвижению и реализации турагентом туристского продукта, сформированного туроператором, является договор между турагентом и туроператором. При этом ответственность за невыполнение обязательств по договору реализации турпродукта перед третьим лицом несет туроператор, а не турагент. По мнению же многих туроператоров, нередко различные проблемы и неприятности происходят по вине именно турагента.
Источник: infopedia.su
Особенности лицензирования туроператорской и турагентсткой деятельности
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 95 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности» утверждено Положение о лицензировании туроператорской деятельности и Положение о лицензировании турагентской деятельности. Положение о лицензировании деятельности по продаже прав на клубный отдых утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2002 г. № 753.
Понятия туроператорской и турагенсткой деятельности даны в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Туроператорская деятельность – деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем – туроператором.
Турагентская деятельность – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем – турагентом. При этом под туристским продуктом понимается право на тур, предназначенное для реализации туристу.
Под деятельностью по продаже прав на клубный отдых в соответствии с нормами вышеуказанного Положения о лицензировании данного вида деятельности понимается деятельность по продаже юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права использования в целях туризма и отдыха в течение определенного срока и в определенный период года принадлежащих им на праве собственности или аренды объектов недвижимости, являющихся средством размещения туристов и (или) местом предоставления туристических услуг.
Лицензии на осуществление туроператорской и турагентской деятельности, а также деятельности по продаже прав на клубный отдых, осуществляемых на территории Российской Федерации, выдаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Лицензирование всех лицензируемых видов деятельности в области туризма осуществляется Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим разработку и реализацию государственной социально-экономической политики, включая единую государственную торговую политику, определение путей развития экономики и методов ее регулирования, обеспечивающих социально-экономический прогресс и устойчивое развитие Российской Федерации.
На Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации также возложены в установленном порядке координация и регулирование внешнеэкономической деятельности как части общих отношений с иностранными государствами, а также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области внутренней торговли, общественного питания и туризма.
Данные положения содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. № 990 «Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации».
Срок действия лицензии на осуществление туроператорской и турагентской деятельности, а также деятельности по продаже прав на клубный отдых – 5 лет.
Общими лицензионными требованиями и условиями при осуществлении туроператорской и турагентской деятельности являются:
- наличие сертификата соответствия туристических услуг требованиям безопасности;
- повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации работников юридического лица, осуществляющих туроператорскую (турагентскую) деятельность, а также туроператора (турагента) – индивидуального предпринимателя;
- доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристической поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;
- оказание туристических услуг только после заключения с клиентом договора, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации;
- предоставление клиенту исчерпывающей информации о режиме работы туроператора (турагента), месте его нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение соответствующих направлений туристической деятельности.
Кроме того, дополнительными лицензионными требования и условиями при осуществлении туроператорской деятельности являются: наличие в штате туроператора – юридического лица не менее 7 работников, осуществляющих туроператорскую деятельность; наличие у туроператора не менее 30 процентов работников, имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в туризме не менее 5 лет, а также наличие у руководителя туроператора высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее 5 лет.
При осуществлении турагентской деятельности также необходимо соблюдать требование о наличии у турагента (структурного подразделения, осуществляющего турагентскую деятельность) не менее 20 процентов работников, имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в области туризма не менее 3 лет, а также наличие у руководителя турагентства (руководителя структурного подразделения, осуществляющего турагентскую деятельность) высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее 3 лет.
Статьи по теме
- Особенности лицензирования деятельности по воспроизведению аудиовизуальных произведений и фонограмм
- Особенности лицензирования деятельности по трудоустройству граждан РФ за пределами РФ
- Особенности лицензирования негосударственной охранной и сыскной деятельности
- Особенности лицензирования оценочной деятельности
- Особенности лицензирования деятельности по организации и содержанию тотализаторов
- Особенности лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами
- Особенности лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и грузов
- Особенности лицензирования деятельности по культивированию растений
- Особенности лицензирования производства лекарственных средств
Источник: student-servis.ru
Внесение в реестр туроператоров (регистрация туроператора)
Госпошлина за внесение сведений в реестр не взимается.
Регистрация туроператора
Регистрация туроператора осуществляется через внесение сведений об организации в Единый Федеральный Реестр Туроператоров. Туристическая лицензия (лицензия на туристическую деятельность, лицензия туроператора) была отменена 1 июня 2007 года.
Внесением Сведений о туроператоре в реестр туроператоров занимается Ростуризм.
Внесение в реестр туроператоров возможно только при наличии финансового обеспечения деятельности турфирмы.
Финансовое обеспечение все туроператоры могут получить в банке или в страховой компании. Размер финансового обеспечения для туроператоров, осуществляющих свою деятельность на внутреннем рынке, равен 500 тысяч рублей, для международных туроператоров размер финансового обеспечения — 10 миллионов рублей. В течение 1-го года работы на международном рынке размер финансового обеспечения должен быть не менее 5-и миллионов рублей.
Документы для внесения фирмы в реестр туроператоров
Нотариально заверенные копии:
- Устав;
- Договор об учреждении (при его наличии);
- Все свидетельства о государственной регистрации изменений, включая решения о внесении данных изменений;
- Свидетельства о государственной регистрации Общества (ОГРН);
- Свидетельства о постановке на налоговый учет (ИНН);
- Свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ (если фирма была создана до 01.07.2002 г.);
- Договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта;
- Информационное письмо статистики с кодами ОКВЭД.
Копии документов, заверенные подписью руководителя и печатью организации:
- Копия решения (прокола) о создании фирмы;
- Копия последнего решения и Приказа о вступлении в должность руководителя фирмы.
Информация о фирме и руководителе юридического лица:
- Паспортные данные руководителя фирмы (2-5 страницы паспорта);
- Сведения о сфере деятельности туроператора (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм);
- Фактические адреса ведения туроператорской деятельности с указанием почтового индекса;
- Контактные телефоны, факс, адреса электронной почты, банковские реквизиты фирмы;
- 5-6 листов с печатью организации (для составления документации на внесение в реестр туроператоров).
Единый Федеральный Реестр Туроператоров
В соответствии со ст. 4.1. Федерального закона от 24 ноября 1996 г № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о туристской деятельности) осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при условии соблюдения следующих условий:
- наличие финансового обеспечения ответственности туроператора (договор или договоров страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта и (или) банковской гарантии или банковских гарантий исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта);
- соответствия лиц, занимающих должности руководителя туроператора, его заместителя, главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора, требованиям, установленным частью третьей статьи 4.1 Закона о туристской деятельности;
- членство туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма (в случае осуществления деятельности в сфере выездного туризма);
- наличие фонда персональной ответственности туроператора (в случае осуществления деятельности в сфере выездного туризма);
- наличия сведений о туроператоре в едином федеральном реестре туроператоров.
Требования к финансовому обеспечению ответственности туроператора
Требования к финансовому обеспечению ответственности туроператора определены главой VII.I Закона о туристской деятельности.
Финансовое обеспечение ответственности туроператора не требуется для:
- организации, осуществляющей экскурсионное обслуживание на территории Российской Федерации в течение не более 24 часов подряд;
- государственного и муниципального унитарных предприятий, а также государственного и муниципального учреждений, осуществляющих деятельность по организации путешествий в пределах территории Российской Федерации в целях решения социальных задач;
- туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма и имеющего сформированный в соответствии со статьей 11.6 Закона о туристской деятельности фонд персональной ответственности туроператора в размере не менее 7 процентов от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год.