Внешнеэкономическая деятельность: кто ей может заниматься?
Основной нормативно-правовой акт, регулирующий отношения в этой сфере, – Закон «О внешнеэкономической деятельности» (от 26.05.2000 г. № 77-II).
Он определяет понятие, принципы и направления внешнеэкономической деятельности, субъект и объект ВЭД, права и обязанности субъектов, полномочия органов госвласти и управления в этой сфере и т.д.
В частности, нормой статьи 3 Закона определено, что под ВЭД понимается деятельность юридических и физических лиц Узбекистана, направленная на установление и развитие взаимовыгодных экономических связей с юридическими и физическими лицами иностранных государств, а также международными организациями.
Может ли ИП, который занимается ВЭД, применять льготу с 2020 по 2022 годы?
Итак, вышеприведенная норма закрепляет, что внешнеэкономической деятельностью вправе заниматься юрлица , зарегистрированные в Узбекистане, а также физлица, имеющие постоянное место жительства на территории республики и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей .
С полным текстом Закона «О внешнеэкономической деятельности» и другими НПА, которые будут упоминаться в этой публикации, можно ознакомиться, став пользователем ИПС «Законодательство Республики Узбекистан». Программный продукт уже стал незаменимой «настольной книгой» и важным инструментом в работе для руководителей и бухгалтеров множества компаний Узбекистана.
О требованиях к экспортным операциям
Совершенно очевидно, что одним из основных направлений ВЭД является внешнеторговая деятельность (статья 9). Согласно части 2 статьи 11 Закона она осуществляется путем экспорта и импорта товаров, работ (услуг). Однако Закон не определяет формальные требования, наличие которых необходимо для осуществления экспортно-импортных операций. Чем же руководствоваться?
За дополнительными разъяснениями редакция портала Norma.uz обратилась в Торгово-промышленную палату, которая, рассмотрев обращение, сообщает следующее – ответ на данный вопрос находится в подзаконных актах.
Положение пункта 2.1. Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (от 3.11.1999 г. № 834) устанавливает, что «экспорт – это режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории без обязательства их обратного ввоза. Вывоз товаров в режиме экспорта осуществляется при условии уплаты таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики и выполнения других требований, предусмотренных законодательством».
При таможенном оформлении товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, представляются документы согласно постановлению Кабмина «Об утверждении Перечня документов, представляемых органам государственной таможенной службы при осуществлении экспортно-импортных операций» (от 20.07.2015 г. № ПК-197).
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Как правильно выстроить ВЭД | Анна Фомичева | Эквиум
В соответствии с этим нормативно-правовым актом, экспортеру необходимо наличие следующих документов при таможенном оформлении товаров, вывозимых в таможенном режиме «Экспорт»:
— контракт (договор, соглашение), кроме биржевых контрактов, зарегистрированный в соответствующих уполномоченных органах;
— ГТД, за исключением случаев декларирования товаров путем заполнения пассажирской таможенной декларации в установленном законодательством порядке;
— транспортные (накладная в зависимости от вида транспорта) и товаросопроводительные (инвойс) документы.
Что пропустят без контракта?
Законодательством все-таки допускаются случаи пропуска за пределы Узбекистана без контрактов товаров, не являющихся объектами купли-продажи или мены. К ним относятся:
— расходуемые образцы товаров;
— рекламные материалы и сувениры;
— товары, предназначенные для представительских целей.
Выпуск таких товаров производится на основании письменных заявлений лиц, перемещающих их, по решению начальника управления Государственного таможенного комитета, в зоне деятельности которого осуществляется перемещение товаров (п. 2.3. Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации).
Надо учесть и пункт 3 Положения о порядке таможенного оформления товаров, вывозимых хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан через торговые дома, представительства, предприятия, созданные ими в зарубежных странах, а также через торгово-инвестиционные дома Торгово-промышленной палаты в зарубежных странах 1 . Он регламентирует, что вывоз экспортерами товаров в адрес предприятий за рубежом осуществляется в таможенном режиме экспорта. на бесконтрактной основе (образцы товаров, а также имущество для собственных нужд, поставляемые в адрес предприятий за рубежом) в соответствии с законодательством. Напомним, что деятельности торговых представительств Узбекистана за рубежом была посвящена одна из наших публикаций.
Подробные рекомендации по составлению внешнеэкономического контракта с учетом национального законодательства и международных норм, а также описание таможенных режимов, процедур таможенного оформления, информацию о товарах, ввоз-вывоз которых допускается при наличии специальных сертификатов, лицензий и разрешений, можно найти в ЭСС «Экспортно-импортные операции» – еще одном электронном продукте, выпускающемся под брендом «Norma». Там же содержатся детальная информация о таможенных платежах с примерами расчетов и отражения в бухучете; информация о льготах по таможенным платежам; разъяснения по учету и налогообложению вэд-операций для всех категорий налогоплательщиков. На конкретных примерах показаны расчеты, бухгалтерские проводки и налоговые последствия. Прежде чем решиться купить эту программу, можно ознакомиться с ней, скачав демо-версию.
Запреты и ограничения при экспорте товаров из Узбекистана
Перечень предметов и продукции, экспорт которых запрещен, содержится в Указе Президента «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта товаров (работ, услуг)» (от 10.10.1997 г. № УП-1871). Этот перечень условно можно подразделить на две группы:
— товары, категорически запрещенные к экспорту:
скот, птица; рожь, ячмень, овес, рис, кукуруза, гречиха; мясо и пищевые мясные субпродукты; сахар; предметы старины (картины, скульптуры и прочее), представляющие значительную художественную, историческую, научную или иную культурную ценность (по заключению Министерства по делам культуры и спорта).
— товары, экспорт которых возможен на основании решений Президента или Правительства:
хлебобулочные изделия (кроме мучных кондитерских изделий, пирожных, печенья, сухарей, гренок и аналогичных обжаренных продуктов собственного производства); мука, крупа; пшеница; пищевые субпродукты домашней птицы; растительные масла; кожевенное сырье (включая нестандартное), пушно-меховое сырье, в том числе каракулевое (включая нестандартное); лом и отходы цветных металлов; коконы шелкопряда, пригодные для размотки; шелк-сырец (некрученный); отходы, обрезки и скрап из полиэтилентерефталата (ПЭТ); отходы шелковые (включая коконы, не пригодные для размотки, отходы коконной нити и разрыхленные отходы).
Как отмечается в разъяснениях ТПП, на основании всех вышеизложенных положений и требований законодательства можно прийти к однозначному выводу: чтобы осуществлять экспортные операции необходимо наличие контракта (договора, соглашения).
по запросу работала
Саида ДЖАНИЗАКОВА, наш корр.
1 Утверждено постановлением Кабинета Министров от 9.08.2005 г. № 189.
Публикации по теме:
Источник: www.norma.uz
Как стать участником ВЭД и получить конкурентные преимущества
Для беспрепятственного перемещения товаров через границу и осуществления другой внешнеэкономической деятельности необходимо соблюдение законодательных норм. Одна из них касается статуса участника ВЭД. Его могут получить юридические или физические лица, зарегистрированные в качестве ИП.
Согласно действующему законодательству РФ никого нельзя принудительно лишить или ограничить возможности заниматься ввозом или вывозом грузов из страны. Участники ВЭД вправе заниматься внешнеторговыми операциями на равных основаниях. Однако предпосылки должны быть законными.
Как стать участником внешнеэкономической деятельности
В настоящее время не все лица, осуществляющие внешнеторговые операции, проходят регистрацию участника ВЭД. К получению такого статуса обычно стремятся компании или ИП, занимающиеся экспортно-импортной деятельностью систематически. Наличие учетной карты и контракта значительно облегчает взаимодействие с таможней. Если вам необходимо ускорить осуществление таможенных процедур, рекомендуем стать участником ВЭД.
Для регистрации требуется предоставить паспорт с актуальной пропиской и ИНН (для физ. лиц), копии уставных и других документов (для предпринимателей и юр. лиц). Полный перечень документации можно скачать на сайте ФТС. Они подаются при первом таможенном оформлении товаров. По завершении регистрационной процедуры участник ВЭД получает учетную карту, которая значительно упрощает взаимодействие с таможенными органами. Сотрудничая с компанией «Импортэкс», вы гарантировано получите помощь при прохождении регистрации в таможне.
О субъектах, которые не являются участниками ВЭД
Ограничения в праве получения статуса предусмотрены для узкого круга предпринимателей. К субъектам, не являющимся участниками ВЭД, относятся риэлторы. Это юридические лица или ИП, которые специализируются на операциях с недвижимостью:
- сделках купли-продажи;
- аренде жилья или коммерческих площадей;
- обороте соответствующей документации;
- обеспечении юридической чистоты сделок;
- поисках потенциальных продавцов или покупателей.
Риэлтерские компании не могут стать субъектами ВЭД. Все остальные организации, включая государство, его органы, Центральный банк, импортеров, экспортеров и посредников в бизнесе, являются участниками ВЭД и имеют право заниматься внешнеэкономической деятельностью.
Принципы категорирования
В 2011 году возникла потребность обеспечить действенную выборочность таможенного контроля. С этой целью таможенные органы ввели практику категорирование участников ВЭД. Оно было призвано помочь в дифференциации субъектов по уровням риска. В результате общая масса предпринимателей во внешнеэкономической деятельности разделилась на 3 категории: низкой, средней и высокой степени риска. Для каждой из них предусмотрены разные подходы в таможенном контроле.
Для отнесения к категории низкой степени риска субъекту необходимо подать заявление в таможенное ведомство. К заявлению должен прилагаться пакет документов, удостоверяющих соответствие критериям с установленными контрольными значениями. До июня 2020 г. принципы дифференциации базировались на приказах ФТС по отраслевому и автоматизированному категорированию.
Таблица. Виды категорирования и их отличия
Условия определения категории низкого риска | Обусловлено отраслевой направленностью субъекта ВЭД | Возможно в отношении всех субъектов, соответствующих критериям |
Порядок включения | По заявлению | Автоматизированный, основанный на сведениях базы данных ТО и НО |
Проверка соответствия установленным критериям | Проводится «вручную» 1 раз в квартал | Итоговая оценка определяется на основании автоматических расчетов |
После внесения изменений в нормативную базу действующим остался лишь один вид категорирования – автоматизированный. Это послужило стимулом для субъектов из разных отраслей стремиться к получению положительной оценки своей внешнеторговой деятельности.
Преимущества участников с низким риском
Изначально дифференциация на категории должна была уменьшить количество процедур таможенного контроля для субъектов с низкой степенью риска. Поэтому данную категорию нередко называют «зеленым сектором». Таможенный контроль таких грузов передается на этап после выпуска таможней. Товары «зеленого сектора» могут быть подвергнуты контролю в течение 3 лет после выпуска.
Выборочность таможенного контроля дает конкурентные преимущества для добросовестных участников ВЭД:
- существенное уменьшение количества и частоты применяемых форм таможенного контроля;
- снижение терминальных расходов, оплаты простоя и других издержек;
- сокращение сроков поставки, что всегда является важнейшим конкурентным преимуществом.
Таким образом, «зеленый сектор» служит мотивирующим инструментом развития страны и благосостояния граждан. Поэтому в его развитии заинтересована не только ФТС, но и Правительство РФ.
Специалисты компании «Импортэкс» знают, каким критериям должен соответствовать субъект ВЭД для получения членства в «зеленом секторе». Обращайтесь к нам и получите преимущества, которыми пользуются субъекты с положительной оценкой внешнеэкономической деятельности.
Свяжитесь с нами и мы вдумчиво подберем оптимальное логистическое решение для вашего бизнеса
Просто оставьте свой номер, наши опытные профессионалы вам перезвонят
Источник: customs-service.com
ВЭД для ИП и ООО — самые выгодные условия в 2023 году
В настоящее время существует множество компаний, стремящихся привлечь новых клиентов. Для них проникновение на международные рынки является важнейшей целью. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой сферу бизнеса, непосредственно связанную с экспортом и импортом. В основе понятия ВЭД лежит взаимодействие между экономическими агентами разных стран мира.
Стоит упомянуть, что компании могут не только осуществлять продажу и покупку товаров или услуг друг у друга, но также реализовывать совместные проекты, инвестировать, предоставлять кредиты — все эти действия входят в рамки внешнеэкономической деятельности.
Особенности деятельности в сфере ВЭД
Несмотря на стремление многих компаний проникнуть на международные рынки, не все осведомлены о специфике такой деятельности. Внешнеэкономическая деятельность обладает рядом особенностей, такими как:
- ВЭД является интегральной частью экономической деятельности, поскольку через внешнеторговые операции происходит реализация продукции, произведенной внутри страны, а импорт компенсирует внутренний дефицит;
- ВЭД играет роль эффективного инструмента во внешней политике государства. Например, путем введения ограничительных мер можно вызвать искусственный дефицит товаров, замедлить или прекратить производство в другой стране и так далее;
- ВЭД требует значительных материальных вложений из-за высокого уровня конкуренции на мировых рынках;
- ВЭД российских компаний затрудняется из-за международных санкций, наложенных на Россию иностранными государствами.
Эти и другие особенности внешнеэкономической деятельности оказывают существенное влияние на действия производителей и посредников.
Типы внешнеэкономической деятельности
Существует несколько видов ВЭД среди многообразия экономических операций:
- Торговля на внешнем рынке. Эта категория включает любые операции по импорту, экспорту и обмену услуг, товаров, работ, результатов интеллектуальной деятельности и информации. Ключевые операции этого типа включают международный лизинг, инжиниринг (инженерные и консультационные услуги и работы) и клиринг (организация расчетов);
- Инвестиционное сотрудничество. Обычно это связано с созданием совместных предприятий и производств с использованием взаимных инвестиций. Этот вид предполагает обмен технологиями, совместную организацию производства и кооперацию в реализации продукции. Считается наиболее рискованным видом ВЭД;
- Производственное сотрудничество. В основе сотрудничества лежит принцип международного разделения труда. Основные производственные задачи распределены между участниками, которые совместно планируют импорт и экспорт продукции, проводят технические и научные разработки;
- Финансовые и валютные операции. Обычно они сопровождают другие виды ВЭД. Это может включать организацию валютных счетов, валютный обмен, проектное финансирование, кредитование, софинансирование и так далее.
В зависимости от вида ВЭД могут применяться различные законодательные ограничения и порядок ведения деятельности. Наиболее распространенными являются внешнеторговая деятельность и финансовые операции.
Основные участники внешнеэкономической деятельности
Участники ВЭД, согласно общепринятой классификации, представляют собой физические или юридические лица, участвующие в перемещении товаров через таможенную границу. В соответствии с этой классификацией, они могут быть:
- Международные компании, участвующие в экспортных и импортных операциях;
- Валютные агенты, включая банки, таможенные и налоговые органы, регистраторы и другие структуры, занимающиеся валютным контролем;
- Лица, осуществляющие импорт (импортеры) или экспорт (экспортеры);
- Государственные органы законодательной и исполнительной власти, регулирующие деятельность как внутри страны, так и на межгосударственном и межправительственном уровне;
- Посредники, участвующие в экспортно-импортных операциях.
Участники ВЭД, впервые осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, должны пройти регистрацию. Для этого им необходимо представить в таможенный орган копии учредительных (регистрационных) документов.
Государственное управление международной внешнеэкономической деятельностью
Государство является ключевым участником любой внешнеэкономической деятельности, устанавливая правила, которым должны следовать все участники рынка (как внутренние, так и международные). Государственное регулирование ВЭД основывается на следующих принципах:
- ВЭД должна соответствовать экономическим интересам Российской Федерации и обеспечивать экономическую безопасность страны;
- Деятельность происходит в рамках единой таможенной территории Российской Федерации, с обеспечением равных прав для участников товарооборота и возможностью защиты их интересов;
- Внешнеэкономические связи являются неотъемлемой частью внешней политики государства;
- Вся деятельность осуществляется в рамках единой системы государственного регулирования и контроля.
Государство контролирует внешнеэкономическую деятельность с помощью следующих методов:
- Международные торговые соглашения;
- Экономические меры стимулирования экспортного производства;
- Тарифное регулирование;
- Административные (нетарифные) меры регулирования.
Оформление международного торгового соглашения необходимо для определения направления экономических отношений между странами, установки специального режима взаимодействия, определения сроков сотрудничества и условий взаимных расчетов.
Тарифное регулирование внешней торговли осуществляется в основном через таможенные пошлины и сборы, которые тесно связаны с экономическими методами регулирования.
Экономические меры стимулирования экспортного производства включают прямое и косвенное финансирование, выделение средств на научно-исследовательские разработки, снижение налоговых ставок, страхование и другие инструменты.
Нетарифные или административные методы регулирования внешней торговли обычно делят на две отдельные группы: административные формальности и протекционистские меры.
Административные формальности представляют собой меры, ограничивающие торговлю. К ним относятся таможенные формальности, технические и импортные процедуры, а также оперативное управление ВЭД.
Протекционистские меры направлены на защиту определенных отраслей национального производства путем прямого ограничения импорта и экспорта. К ним относятся лицензирование, контингентирование (квотирование), антидемпинговые процедуры и ценовые преференции.
13 бизнес-идей для 2023 года с минимальными вложениями (до 3-5 миллионов на точку)
Список ниш, о которых знает меньше 100 предпринимателей в СНГ.
Таким образом, государственное регулирование международной внешнеэкономической деятельности включает в себя широкий спектр инструментов и мер, направленных на обеспечение экономической безопасности, развитие и укрепление международных экономических связей, а также поддержку и защиту национального производства.
Регулирование таможенной деятельности в сфере ВЭД
Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности представляет собой эффективный метод контроля над импортом и экспортом. Его основные задачи заключаются в защите экономических интересов национальных производителей и пополнении государственного бюджета.
Таможенное регулирование подразделяется на тарифное и нетарифное:
- Тарифное регулирование основывается на законодательно установленных тарифах. В основе этого инструмента лежат таможенные пошлины, которые применяются к товарам, пересекающим границу ЕАЭС. Также существует обратный механизм — таможенные преференции, применяемые к товарам из стран ЗСТ и развивающихся государств;
- Нетарифное регулирование реализуется через квотирование, лицензирование, установление пошлин и прочее. Его цель — контроль над импортом и экспортом товаров для стимулирования отечественного производства и защиты рынка от некачественной продукции.
Среди инструментов нетарифного регулирования выделяют:
- Квотирование — ограничение по объему или стоимости экспортируемых (экспортная квота) или импортируемых (импортная квота) товаров. Существуют глобальные, сезонные и тарифные квоты;
- Лицензирование — требование получения специального разрешения (лицензии) от государственного органа для импорта или экспорта товара. Лицензирование помогает временно контролировать количество импортированных/экспортированных товаров, обеспечивать качество продукции и так далее;
- Специальные защитные меры — применяются для предотвращения ущерба национальной экономике, вызванного импортом товаров по демпинговым ценам. К ним относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины;
- Меры технического регулирования — направлены на предотвращение или ограничение импорта товаров низкого качества, которые не соответствуют национальным или союзным стандартам. Эти меры реализуются с помощью деклараций и сертификатов соответствия. Без этих документов импорт товаров на территорию Российской Федерации становится невозможным.
В целом, таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности играет важную роль в поддержании экономической стабильности страны. Оно помогает обеспечить контроль над импортом и экспортом, стимулировать отечественное производство и защищать рынок от некачественной продукции. Эффективное использование тарифных и нетарифных инструментов таможенного регулирования обеспечивает гармоничное развитие внешнеэкономических связей и обеспечение интересов национальной экономики.
Документация для внешнеэкономической деятельности
Каждый участник международных экономических связей должен быть зарегистрирован в соответствующем таможенном органе. Для этого требуется предоставить комплект документов, связанных с юридическим лицом (устав, учредительный договор, различные справки и свидетельства).
В внешнеэкономической деятельности используются следующие виды документов:
- Различные контракты (договоры купли-продажи, аренды, международного лизинга, подряда, предоставления услуг, международной перевозки);
- Разрешительные документы (лицензии, сертификаты соответствия, разрешения от профильных ведомств);
- Инвойсы и упаковочные листы;
- Платежные документы (платежные поручения, выписки со счетов);
- Транспортные документы (товарно-транспортная накладная, коносамент, железнодорожная накладная, карнет TIR, накладная CMR, карнет ATA, авианакладная);
- Техническая документация (чертежи, технические паспорта, схемы, инструкции);
- Документы от перевозчика, агента и экспедитора;
- Дополнительные документы (экспортная декларация отправителя или коммерческое предложение продавца, калькуляция производителя).
Однако, перед предоставлением документов необходимо уточнить их окончательный список, чтобы избежать ошибок и проблем.
Плюсы и минусы ВЭД для ИП и ООО
Преимущества внешнеэкономической деятельности заключаются в следующем:
- Рост производственных мощностей и продаж товаров при сокращении внутреннего рынка, а также продление срока службы экспортируемых товаров;
- Накопление опыта в международной бизнес-сфере и статусе на иностранных рынках;
- Оптимизация процедур, связанных с обращением активов компаний на зарубежных фондовых рынках и выводе капитала через банковские депозиты;
- С точки зрения государственных интересов, международная бизнес-деятельность предприятий способствует интеграции в глобальную экономику, обеспечению устойчивого экономического развития и притоку иностранной валюты;
- Гибкость и адаптация к изменяющимся экономическим условиям: участие в международной торговле позволяет компаниям подстраиваться под новые требования и тенденции, а также повышает их устойчивость к экономическим колебаниям.
Однако, несмотря на все преимущества, которые были перечислены выше, ВЭД имеет свои определенные недостатки, которые включают в себя:
- Повышение финансовых затрат и негативное влияние рисков, обусловленных усложнением управленческих и экономических процессов, изучением международных рынков, формированием ценообразования, отбором партнеров и созданием стратегий по противодействию конкурентам;
- Значительное увеличение трудозатрат во многих процессах и международной стандартизации при организации сделок, проведении переговоров, подготовке документации, таможенных формальностях и валютных операциях;
- Неотложная необходимость обновления производственных технологий с целью повышения конкурентных характеристик экспортных товаров, увеличения их разнообразия, адаптации к международным требованиям, национальным техническим нормам и стандартам, а также экологическим и другим видам безопасности;
- Бюрократические препятствия и политические риски: международная торговля часто связана с рядом административных барьеров и политическими рисками, которые могут затруднить или даже остановить торговые операции;
- Проблемы, связанные с наличием экспертов в области прогнозирования и практического выполнения международных товарных обменов, в том числе с учетом международного торгового законодательства;
- Проблемы с качеством продукции и услуг: компании, работающие на международном рынке, должны уделять особое внимание качеству своей продукции и услуг, чтобы соответствовать ожиданиям иностранных потребителей и сохранить свою репутацию.
Топ-5 банков, которые предоставляют услугу ВЭД
Стоимость пакета – 3 990 рублей в месяц. В эту цену входит открытие и ведение двух счетов – рублевого и валютного. Можно открыть счет в долларах, евро или китайских юанях.
Счета в рублях и иностранной валюте открываются и обслуживаются бесплатно, за постановку контракта комиссию не берут.
Стоимость пакета составляет от 3 690 рублей в месяц.
Открытие счета для ВЭД в рублях и валюте абсолютно бесплатно на любом из пакетов услуг.
Стоимость пакета составляет от 4 100 рублей в месяц.
Исходящий платеж
Банк
Комиссия 0,1% от суммы, минимум $10 — при валютном контроле, от $15 до $200 — при переводе
От 0,2% от суммы платежа, минимум 490 рублей без учета НДС
0,15% от 10$ до 2 000$;
Бесплатно до 6 000 000 рублей в месяц с опцией ВЭД;
Дополнительно взимается НДС
Источник: f.partnerkin.com