В соответствии со ст. 2 Закона № 7-ФЗ некоммерческой организацией (НКО) является организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Это основные отличия НКО. Данные организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, научных, управленческих и иных целей (их перечень является открытым). Главное, чтобы все они были направлены на достижение общественных благ.
Работа содержит 1 файл
- Некоммерческие организации и спец.режимы.
В соответствии со ст. 2 Закона № 7-ФЗ некоммерческой организацией (НКО) является организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Это основные отличия НКО. Данные организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, научных, управленческих и иных целей (их перечень является открытым). Главное, чтобы все они были направлены на достижение общественных благ.
Первый практический урок курса «Налоговый учет при применении УСН»
Налоговым кодексом РФ предусмотрено несколько налоговых режимов — общий, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход единый сельскохозяйственный налог, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Каждый из этих налоговых режимов имеет свою специфику и в применении каждого из них есть свои сложности и трудности. Они могут возникать как по незнанию каких-то тонкостей работником или руководителем, так и из-за запутанности, а подчас и неясности законодательства.
Не все перечисленные выше спец.режимы применяются НКО. К специальным налоговым режимам, применяемым некоммерческими организациями, относятся: упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Некоммерческие организации вправе применять упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения требований, установленных главой 26.2 НК РФ, отмечает Минфин России в письме от 26 мая 2011 г. № 03-11-06/2/81. При этом не вправе применять упрощенную систему налогообложения казенные и бюджетные учреждения на основании подпункта 17 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ.
- Применение УСН в некоммерческих организациях.
Из специальных налоговых режимов, предусмотренных главой 26 НК РФ, в практике некоммерческой деятельности организации чаще всего применяют упрощенную систему налогообложения.
Рассмотрим упрощенную систему налогообложения (УСН) и ее использование некоммерческими организациями. Федеральным законом от 07.07.2003 № 117-ФЗ внесены изменения и дополнения в гл.26.2. Это значит, что с 2004 г. упрощенную систему следует применять с учетом произошедших изменений.
Первоначально упрощенная система налогообложения предназначалась для коммерческих организаций малого бизнеса, но с 1 января 2003 года это ограничение было снято. Поэтому некоммерческие организации имеют право применять эту систему, если сочтут налогообложение при ее использовании менее обременительным. Причем, даже тем некоммерческим организациям, которые не ведут деятельность, приносящую доход, переход на УСН может быть выгоден.
УСН в 2022 году. Условия применения УСН в 2022 г. Переход на УСН с 2022 года. Упрощенка изменения.
Еще одним фактором, который следует учитывать при выборе системы налогообложения — это существенное упрощение учета. В пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 № 191-ФЗ и от 30.06.2003 № 86-ФЗ) говорится:
Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Кроме того, для организаций, применяющих УСН, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения. Например, уплачивается при наличии объектов налогообложения транспортный налог, государственная пошлина, земельный налог.
При желании налогоплательщики, применяющие УНС, могут производить уплату страховых взносов на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан»
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных настоящим Кодексом.
УСН успешно применяется некоммерческими организациями в следующих случаях:
3. Применение ЕНВД некоммерческой организацией.
Рассмотрим ситуацию при которой некоммерческая организация применяет спец.режим налогообложения в виде ЕНВД. Единственный учредитель организации — открытое акционерное общество. Попробуем разобраться вправе ли некоммерческая организация с 01.01.2009 применять спецрежим в виде ЕНВД в связи с запретом, содержащимся в пп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ, по применению ЕНВД организациями, в которых доля участия других организаций составляет более 25%?
Согласно пп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ (п. 2.2 введен Федеральным законом от 22.07.2008 № 155-ФЗ и действует с 01.01.2009) на уплату ЕНВД не переводятся организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Указанное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.
Пункт 2.3 ст. 346.26 НК РФ предусматривает, что, если по итогам налогового периода налогоплательщиком допущено несоответствие требованиям, установленным пп. 1 и 2 п. 2.2 данной статьи, он считается утратившим право на применение системы налогообложения, установленной гл. 26.3, и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, в котором допущено несоответствие указанным требованиям. При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Пункт 1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» указывает, что автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
В данном случае необходимо выяснить, применимо ли понятие «доля участия других организаций» для случая, когда сторонняя организация внесла взнос в имущество автономной некоммерческой организации.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации.
Из этого следует, что имущество автономной некоммерческой организации не делится на доли. В связи с этим в отношении такой организации неприменимо понятие «доля участия других организаций».
Аналогичный подход применил Минфин России в Письме от 25.11.2008 № 03-11-04/3/531, предназначенном для общественных объединений, являющихся некоммерческими организациями. Сделан вывод, что общественные объединения, так же как и их отделения, не формируют уставный капитал, который разделен на определенное число акций или на доли определенных учредительными документами размеров. Поэтому предусмотренное пп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ ограничение не распространяется на отделения общественных объединений.
Аналогичный подход использует Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12.10.2004 № 3114/04. Он указывает, что Федеральный закон № 7-ФЗ не предусматривает возможности определения долей учредителей при учреждении автономной некоммерческой организации, не определяет размера доли, вносимой каждым из учредителей в стоимостном виде. Создание некоммерческой организации не влечет формирования уставного капитала.
Отметим, что в данном случае Президиум ВАС РФ рассмотрел вопрос о возможности применения понятия «доля непосредственного участия» в отношении автономной некоммерческой организации для целей применения пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ (в редакции, действующей до 2006 г.), согласно которому не вправе применять УСН организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Так как данное ограничение аналогично тому, которое предусмотрено для целей применения ЕНВД, позиция Президиума ВАС РФ актуальна и может быть применена и для плательщиков ЕНВД.
Президиум ВАС РФ отметил, что к автономным некоммерческим организациям понятие «доля непосредственного участия» не может быть применимо. Под непосредственным участием других организаций следует понимать участие ( вклад) в образование имущества (уставного капитала) организации. При этом под последней понимается организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Таким образом, понятие «доля непосредственного участия» неприменимо для автономной некоммерческой организации.
Этой позицией Президиума ВАС РФ руководствовалось УФНС России по г. Москве в Письмах от 10.11.2005 № 18-11/3/82702, от 11.05.2005 № 18-11/3/34599, указав, что понятие «доля непосредственного участия» неприменимо для некоммерческой организации.
Таким образом, по нашему мнению, на автономные некоммерческие организации не распространяется ограничение, предусмотренное пп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ, так как имущество автономной некоммерческой организации неделимо на доли, соответственно, для нее неприменимо понятие «доля участия других организаций».
- Концепция нового, специального налогового режима для некоммерческих организаций.
В развитых странах некоммерческие организации играют значительную роль в экономике. При их налогообложении действует особый механизм, учитывающий неприбыльный характер и социальную значимость некоммерческих организаций. В России НКО появились сравнительно недавно (в начале 90-х гг. после принятия ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г.).
Несовершенство налогового законодательства в отношении третьего сектора тормозит процесс развития роли некоммерческих организаций в жизни общества. Сегодня в любом из вариантов финансирования НКО и при любых источниках формирования их имущества возникают проблемы, связанные с налогообложением. Эти проблемы касаются не только самих некоммерческих организаций, но также их партнеров, граждан и организаций, оказывающих поддержку НКО. Такая ситуация приводит к дезорганизации деятельности некоммерческого сектора, так и экономики страны в целом.
В настоящее время актуальной становится создание концепции специального налогового режима для НКО, где основной задачей является разработка параметров, допускающих применение указанного налогового режима. При этом возникает проблема выбора концептуального подхода к налогообложению некоммерческого сектора, а так же преимущества и недостатки двух стратегий – стратегии локальных изменений путем внесения поправок в отдельные статьи Налогового кодекса РФ и стратегии системных изменений путем придания некоммерческим организациям статуса особого налогоплательщика с учетом экономической и организационной специфики НКО.
Кроме того, разработка концепции специального налогового режима для некоммерческих организаций требует разрешения ряда положений в четырех аспектах: от каких налогов полностью или частично могут быть освобождены организации, применяющие особый режим; какие организации вправе применять специальный режим; каковы процедуры перехода на специальный режим, и каким образом правовые нормы о специальном налоговом режиме для НКО могут быть включены в существующую структуру Налогового кодекса РФ.
Источник: www.stud24.ru
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Последние новости УСН, документы, отчетность, практика применения «упрощенки»
Может ли некоммерческая организация применять УСН?
Опубликовано 28 ноября 2010 автором Usn.su
Некоммерческая организация «Фонд поддержки и развития детского творчества» на УСН.
Может ли общественная организация применять усн
Вагнер С.А.,
советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса, финансовый директор компании «БухгалтерияПлюс», член Палаты налоговых консультантов России
По мнению некоторых специалистов, у некоммерческих организаций финансовый результат не образуется в силу того, что осуществляемая ими уставная деятельность не имеет цели получения дохода и распределения прибыли между членами организации. Однако НКО не запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, а значит, могут возникать прибыль или убыток.
Хотя цели деятельности некоммерческих организаций направлены на достижение общественно полезных благ, законодательно они не ограничены в возможности осуществлять предпринимательскую деятельность. На это прямо указано в п. 2 ст. 24 Закона № 7-ФЗ. Однако федеральными законами в отношении отдельных форм некоммерческих и общественных организаций могут быть предусмотрены самостоятельные требования, в том числе к видам предпринимательской деятельности, которую они вправе осуществлять.
ПЕРВОИСТОЧНИК Под некоммерческими организациями понимаются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, не распределяющие полученную прибыль между участниками и создающиеся в целях, направленных на достижение общественных благ. Статья 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
Выручка от реализации товаров, работ, услуг для некоммерческой организации является одним из источников формирования ее имущества. Все получаемые доходы должны быть использованы на цели НКО, иначе регистрирующий (он же контролирующий) орган вправе будет приостановить ее деятельность. Поэтому ошибочно будет полагать, что если доходы от предпринимательской деятельности будут направлены на уставные цели, то такая деятельность не будет считаться предпринимательской, а значит, соответствующие операции не будут участвовать в формировании финансового результата. То, что некоммерческие организации не имеют права на свободное использование полученной прибыли, а распределяют полученные доходы в соответствии с федеральными законами, не освобождает их от необходимости начисления и отражения в бухгалтерском учете единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, на разницу между доходами и расходами или только на доходы. На это, например, указывает Минфин в своем письме от 14.01.2004 № 16-00-14/7.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
- доходы, полученные в рамках целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ).
ВАЖНО В РАБОТЕ
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное организацией и использованное ею по назначению, определяемому источником такого целевого финансирования. К целевому финансированию относятся, в частности, различного рода гранты.
Таким образом, выделим основные признаки целевых поступ-лений:
Все поступающие денежные средства с целью их классификации в качестве средств целевого финансирования и(или) целевых поступлений должны обладать признаком безвозмездности.
Пункт 2 ст. 251 НК РФ обязывает вести раздельный учет доходов и расходов, относящихся к облагаемым налогом на прибыль операциям и не относящихся к ним, следовательно, учитываемых при исчислении единого налога или нет.
Расходы, которые возможно учесть при расчете единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (при объекте налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»), перечислены в ст. 346.16 НК РФ. При этом п. 2 указанной статьи определяет, что расходы учитываются при условии их соответствия критериям ст. 252 НК РФ. То есть возможность признания расходов в целях налогообложения связана с осуществлением НКО деятельности, направленной на получение дохода.
Зачастую некоммерческие организации осуществляют приносящую доход деятельность для покрытия расходов по уставной деятельности, на которые не хватает целевых поступлений средств. И, как ранее было отмечено, ошибочно бытует мнение, что такие дополнительные доходы от предпринимательской деятельности на покрытие текущих расходов также относятся к целевым средствам.
Для некоммерческой организации важно понимать, что расходы, осуществляемые в целях необлагаемой (некоммерчес-кой) деятельности, равно как и фактический убыток, складывающийся из-за превышения расходов над поступлениями в виде целевого финансирования и иных поступлений, может быть покрыт за счет средств и прибыли, полученной от оказания услуг, выполнения работ (коммерческой деятельности). Но это не означает, что такие расходы и убыток непосредственно относятся к коммерческой деятельности. Аналогичного мнения придерживается и Минфин в письмах от 02.08.2013 № 03-03-06/4/31096 и от 18.04.2013 № 03-03-06/4/13345.
Таким образом, если некоммерческая организация осуществляет приносящую доход деятельность или если полученные доходы не соответствуют условиям, обозначенным выше, для признания их в качестве целевых, бухгалтерский и налоговый учет таких доходов ведется в общем порядке, как и всеми коммерческими организациями, исключений для НКО не преду-смотрено.
Соответственно, налоговая база определяется аналогично коммерческим организациям. Если, например, автошколой получены авансы от будущих водителей в качестве оплаты за обучение (приносящая доход деятельность), единый налог исчисляется по кассовому методу, то есть в момент поступления денежных средств на счет или в кассу. Отдельными нормативными актами предусмотрено лишь некоторое упрощение правил учета в НКО или право не применять отдельные Положения по бухгалтерскому учету (например, ПБУ 18/02). Поэтому у некоммерческой организации может формироваться финансовый результат – прибыль или убыток.
Исходя из норм Федерального закона № 7-ФЗ, а также в соответствии с разъяснениями, изложенными в письме Минфина России от 31.07.2003 № 16-00-14/243, получаемые некоммерческой организацией доходы от предпринимательской деятельности после уплаты налога на прибыль отражаются в бухгалтерском учете на счете 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции с дебетом счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Подробнее о раздельном учете целевых средств в НКО на УСН читайте в одном из ближайших номеров журнала.
Поэтому для корректного формирования финансового результата НКО необходимо верно относить те или иные доходы к выручке от реализации товаров (работ, услуг) или к прочим доходам (то есть к доходам, подлежащим налогообложению), а также верно определить сумму расходов, относящихся к таким доходам. Обоснованная система ведения раздельного учета доходов и расходов поможет избежать также и необоснованного доначисления налогов (постановление ФАС МО от 10.12.2010 № КА-А40/14147-10).
Финансовый результат некоммерческие организации отражают в отчете о целевом использовании средств по строке «Прибыль от предпринимательской и иной приносящей доход деятель-ности» и в отчете о финансовых результатах (см. приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», информацию от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012, Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ, ПБУ 4/99).
НКО при этом обязаны представлять отчет о финансовых результатах, только если:
а) в отчетном году организация получила доход от предпринимательской и(или) иной приносящей доход деятельности;
б) показатель полученного НКО дохода существенен;
в) раскрытия данных о прибыли от предпринимательской и(или) иной приносящей доход деятельности в отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении НКО, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
г) без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения НКО и результатов ее деятельности.
ПЕРВОИСТОЧНИК
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации не содержит в своем составе отчет о финансовых результатах.
Часть 2 ст. 14 Закона № 402-ФЗ г.
Примеры учета в доходах отдельных поступлений
Спонсорская помощь. В ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» под спонсорской рекламой понимается реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.
При этом спонсор – это лицо, предоставившее средства либо обеспечившее их предоставление для организации и(или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и(или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и(или) использования иного результата творческой деятельности.
Поэтому если договором о спонсорской помощи (вкладе, поддержке) предусмотрено, что организация, получившая спонсорский взнос, обязуется распространять информацию о спонсоре, его деятельности, идеях и начинаниях различными способами (через Интернет, раздаточные материалы, рекламные щиты и т. п.), такая спонсорская помощь является платой за рекламу. Таким образом, полученные средства не будут обладать характером безвозмездности, а значит, подлежат налогообложению и учитываются в качестве поступ-лений от приносящей доход деятельности. Данная квалификация доходов поддерживается судами: постановления ФАС МО от 27.05.2008 № КА-А40/4424-08, ФАС СЗО от 08.08.2008 № А56-13732/2007, такая же позиция изложена в письмах Минфина от 17.01.2013 № 03-03-06/4/5 и от 01.09.2009 № 03-03-06/4/72.
ПОЗИЦИЯ МИНФИНА
В случае получения дохода от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности, величина которого будет признана существенной, при том, что раскрытие данных о прибыли от такой деятельности в отчете о целевом использовании средств будет явно недостаточным для формирования полного представления о финансовом положении организации, НКО предписано отражать показатели о таких доходах обособленно, применительно к форме и порядку составления отчета о финансовых результатах.
Информация Минфина РФ от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012.
Однако если договором о спонсорской поддержке не предусмотрено распространение рекламы спонсора или его услуг, полученное по такому договору имущество носит безвозмездный характер и при соблюдении других условий целевого поступления может не учитываться в налоговой базе (постановление ФАС МО от 09.06.2006 № КА-А40/4916-06).
Проценты по депозитам. В отношении процентов от временного размещения целевых поступлений на банковских депозитах позиция чиновников высказана во многих письмах Минфином России: от 28.10.2013 № 03-03-06/4/45472, от 29.07.2013 № 03-03-06/4/30025 и более ранних. В них указывается на необходимость уплаты налога на прибыль, следовательно, и «упрощенного» налога, с полученных процентов. Это связано с тем, что п. 6 ст. 250 НК РФ к внереализационным доходам налогоплательщика отнесены, в частности, доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.
В письме от 01.08.2013 № 03-03-06/4/30833 также указывается на необходимость уплаты налога даже в случае, если размещение временно свободных остатков целевых средств в приносящих доход финансовых активах произведено с точки зрения минимизации риска потери (обесценивания) соответствующих средств. К аналогичным выводам пришел ФАС СКО в постановлении от 19.01.2009 № Ф08-8195/2008, указав, что налогоплательщиком не представлены доказательства того, что поступления в виде платы за пользование денежными средствами являются безвозмездными целевыми поступлениями, в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ.
ВАЖНО В РАБОТЕ
Средства в виде субсидий, предоставленные некоммерческим организациям, грантами в целях гл. 25 НК РФ не признаются.
Дивиденды по акциям. Статьей 251 НК РФ определен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при исчислении налоговой базы. Так что в отношении дивидендов по акциям, полученным некоммерческой организацией в качестве целевых поступлений, чиновники делают вывод, аналогичный выводу в отношении процентов по депозитам, – они учитываются в налоговой базе (письмо УФНС России по г. Москве от 15.01.2009 № 19-12/001796). Положительные и отрицательные курсовые разницы от переоценки иностранной валюты для отнесения к облагаемым или необлагаемым доходам (расходам) необходимо оценивать исходя из того, при осуществлении какой деятельности – приносящей доход или некоммерческой – они были получены. С этим также согласен Минфин России (письма от 25.02.2013 № 03-03-06/4/5291, от 19.07.2011 № 03-03-06/1/425).
Если при получении дохода трудно определить, будет ли он участвовать в формировании финансового результата, необходимо проверить его соответствие признакам целевых поступлений, отмеченным выше. Неверная квалификация получаемых средств иногда рассматривается арбитражными судами доходом организации.
Так, постановления ФАС ПО от 24.04.2013 № А12-15399/2012, от 25.09.2008 № А55-7925/07 и от 17.01.2007 № А55-7035/06-31, ФАС СЗО от 14.05.2010 № А66-9581/2009, 17-го Арбитражного апелляционного суда от 19.04.2007 № 17АП-2198/07-АК приняты не в пользу налогоплательщиков.
Впрочем, существует постановление ФАС СЗО от 01.11.2012 № А42-8807/2011, которое вынесено в пользу налогоплательщика. Согласно ему средства целевых поступлений, не использованные по назначению, или в случае, если их использование по назначению становится невозможным, с целью избежания их учета в качестве налогооблагаемых доходов подлежат возврату (постановление ФАС МО от 20.08.2013 № А40-147172/12).
Источник: buhpressa.ru