Бюджетники — это сотрудники организаций, для которых выплата зарплаты осуществляется за счет финансирования из федерального, регионального или местного бюджета. Бюджетники не относятся к государственным и муниципальным служащим, для которых действует специальный режим оплаты труда. Решение о повышении (индексации) зарплат бюджетникам принимают соответствующие органы власти.
Кто такие бюджетники в России
За счет бюджета, прямо или косвенно, финансируется деятельность административных органов, социально значимых организаций. Собственником таких органов и предприятий может быть Российская Федерация, регион, муниципальное образование. Бюджетные организации могут работать в форме:
- государственных и муниципальных учреждений (например, в сфере медицины, культуры, спорта и т.д.);
- унитарных предприятий, который используют имущество для получения дохода, расходования его на свои нужды;
- казенных предприятий, которые весь доход перечисляют в бюджет.
Правовой статус бюджетника и государственного (муниципального) служащего существенно. Фактически. бюджетники работают по обычному трудовому договору, хотя и для них могут вводиться некоторые ограничения. У госслужащих обязанностей и ограничений намного больше. Также по-разному осуществляется выплата и повышение зарплат для бюджетников и государственных служащих.
5 типов сотрудников, которых нельзя нанимать / Александр Высоцкий 16+
К бюджетникам в России относятся работники следующим организаций:
- медицинских учреждений (больницы, поликлиники, ФАПы и т.д.);
- учреждений культуры и спора;
- государственных образовательных учреждений (ВУЗы, техникумы, школы, детские сады и т.д.);
- государственных и муниципальных органов (для персонала, не отнесенного к госслужащим);
- иных государственных и муниципальных учреждений.
Инициатива Президента РФ Владимира Путина о повышении зарплат касается только бюджетников, а не государственных служащих. По госслужащим такое решение может быть принято отдельно.
Источник: amoskva.com
Предпринимательская деятельность в бюджетном учреждении
Журнал «Учет в бюджетных учреждениях»
Бюджетные учреждения могут оказывать платные услуги или вести другую деятельность, приносящую доход. Но вести такую деятельность разрешено, когда она помогает достижению целей, ради которых учреждение создано. Причем в некоторых случаях законодательство прямо запрещает ее вести.
Правовые основы деятельности учреждений Понятие «учреждение» содержится в статье 120 Гражданского кодекса РФ. Это некоммерческая организация, которая создана собственником для выполнения им управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В свою очередь Бюджетный кодекс РФ в статье 161 определяет бюджетное учреждение как организацию, которая создана органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления для выполнения управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Эта деятельность финансируется из соответствующего бюджета (внебюджетного фонда) по смете доходов и расходов.
Как ИП начать работу с самозанятыми?
Из этих определений видно, что основные цели деятельности бюджетных учреждений — это оказание государственных услуг. Учреждения не должны создаваться для получения прибыли — ведь услуги ими оказываются бесплатно или по утвержденным тарифам. Но эти тарифы тем не менее формируют доходную часть бюджета.
Гражданский кодекс РФ допускает, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ). Но это возможно в той мере, в какой помогает достижению целей, ради которых они созданы. Предпринимательская деятельность должна соответствовать основным целям создания некоммерческой организации.
Следовательно, такая деятельность может быть только факультативной и никак не основной. Ограничения на предпринимательство Наряду с возможностью вести предпринимательскую деятельность в некоторых случаях законодательство содержит прямой запрет на нее.
Например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 подпунктом «в» пункта 4 запрещает всем федеральным службам по надзору оказывать платные услуги. Эта норма права получила развитие и в других нормативных актах в отношении конкретных федеральных служб. Так, например, Федеральное казначейство не вправе оказывать платные услуги (п. 7 Положения о Федеральном казначействе).
Аналогичная норма установлена постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 и для Федеральной таможенной службы. Как получить разрешение на коммерческую деятельность Некоторым бюджетным учреждениям разрешено осуществлять деятельность, приносящую доход. Это, например, учреждения здравоохранения и образования.
Предпринимательская деятельность может осуществляться учреждением, если в учредительных документах это специально отражено. В этом случае доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Такое правило установлено статьей 298 Гражданского кодекса РФ.
Следовательно, разрешение на приносящую доход деятельность бюджетное учреждение получает у вышестоящей организации (собст-венника его имущества) и такое разрешение должно быть закреплено в учредительных документах. То есть в уставе (положении и т. п.) должны быть указаны виды разрешенной деятельности.
Обратите внимание: для осуществления некоторых видов деятельности учреждение должно в обязательном порядке получить соответствующую лицензию. Например, статья 47 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» определяет такую возможность для образовательного учреждения, если это предусмотрено его уставом.
Эта статья содержит и ограниченный перечень разрешенных видов деятельности. Если коммерческая деятельность будет идти в ущерб уставной образовательной деятельности, то учредитель или орган местного самоуправления имеет право ее приостанавливать до решения суда по этому вопросу.
Как открыть лицевой счет Для использования предоставленного законодательством права на ведение приносящей доход деятельности учреждению необходимо открыть лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейст-ва. На нем будут обособленно учитываться операции по такой деятельности (п. 2 приказа Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н). Лицевой счет открывается на основании генерального разрешения. Для открытия лицевого счета в орган Федерального казначейства необходимо представить документы, перечисленные в пункте 6 инструкции, которая утверждена приказом Минфина России № 46н:
— подлинник разрешения на открытие лицевого счета; — заявление на открытие лицевого счета с указанием, что он предназначен для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; — карточку образцов подписей. Смета доходов и расходов Доходы от приносящей доход деятельности после уплаты налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения (п.
2 ст. 42 Бюджетного кодекса РФ). Функции по утверждению смет доходов и расходов возложены на главных распорядителей бюджетных средств (п. 4 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ). Он также утверждает и представленные учреждением сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности.
Один экземпляр сметы должен быть представлен в орган Федерального казначейства. В течение финансового года учреждение при необходимости вправе вносить уточнения в смету доходов и расходов. При этом составляется уточненная смета, которая утверждается руководителем бюджетного учреждения и главным распорядителем бюджетных средств (п. 6 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ).
Уточненная смета также представляется в казначейство. Вопросы налогообложения Налоговым законодательством специальные нормы по постановке бюджетного учреждения на налоговый учет не установлены. То есть все бюджетные учреждения при их создании на основании статьи 83 Налогового кодекса РФ подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения.
При постановке на учет учреждению присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (п. 7 ст. 84 Налогового кодекса РФ). Поэтому после получения разрешения на предпринимательскую деятельность учреждению дополнительно становиться на учет как плательщику налога на прибыль и НДС не нужно.
Налог на добавленную стоимость Налоговое законодательство не связывает обязанность по уплате НДС с организационно-правовой формой юридического лица и не содержит каких-либо специальных норм по этому налогу в отношении бюджетных учреждений. Поэтому они будут признаваться плательщиками НДС на общих основаниях, если совершают операции, которые статьей 146 Налогового кодекса РФ признаются объектами налогообложения.
Если сумма выручки бюджетного учреждения за три последовательных календарных месяца не превысит в совокупности 2 000 000 руб., то учреждение имеет право воспользоваться освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 Налогового кодекса РФ). Кроме этого ряд операций освобождается от налогообложения. Их перечень приведен в статье 149 Налогового кодекса РФ.
Но в соответствии с пунктом 6 этой статьи для применения вышеуказанной льготы учреждение должно иметь лицензию на тот вид осуществляемой деятельности, который подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством РФ. Осуществляя предпринимательскую деятельность, учреждение может совершать одновременно как облагаемые НДС операции, так и не облагаемые.
В этом случае необходимо вести раздельный учет таких операций. Налог на прибыль Бюджетные учреждения, получающие доходы от деятельности, приносящей доход, признаются плательщиками налога на прибыль. В этом случае они определяют налоговую базу по правилам статьи 321.1 Налогового кодекса РФ. Эти правила обязывают их вести раздельный учет доходов и расходов, которые производятся за счет средств бюджетов всех уровней по смете, и средств, получаемых учреждением от предпринимательской дея-тельности. В статье 321.1 Налогового кодекса РФ установлены правила определения налоговой базы, в частности: — налоговая база представляет собой разницу между полученной суммой дохода от реализации товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и внереализационных доходов и суммой фактических расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности;
Источник: www.audit-it.ru