Может ли самозанятый оказывать бухгалтерские услуги

ФЗ № 422-ФЗ от 27.11.2018 года (о самозанятости) устанавливает некоторые ограничения для этой категории. Здесь говорится о том, что самозанятые лица не имеют права реализовывать подакцизные товары, перепродавать их и оказывать услуги по договору поручения или агентскому договору. Этот же закон ничего не говорит о бухгалтерах и не регламентирует порядок и условия их оказания.

Может ли бухгалтер быть самозанятым

Бухгалтер имеет право зарегистрироваться как самозанятое лицо и, соответственно, уплачивать налог на профессиональный доход (НПД).

О том, какие взносы делают самозанятые, какая ставка налога, какие плюсы и минусы содержит самозанятость и не проще ли зарегистрироваться как ИП? Как стать самозанятым лицом? Ответы на вышеперечисленные вопросы даны в этой статье.

Плюсы и минусы самозанятости для бухгалтера

Самозанятый гражданин по статусу имеет возможность официально получать доход, который приносит любимое дело. Перечислим плюсы регистрации как самозанятый:

  1. Быстрая регистрация,
  2. Аннулирование статуса через приложение «Мой налог» за несколько минут,
  3. Не нужно декларировать доход,
  4. Ведение легальной деятельности,
  5. Низкая ставка налога.

Несмотря на обозначенные плюсы, следует отметить и недостатки, связанные с самостоятельной деятельностью бухгалтера:

  1. Нельзя нанимать на работу лиц по трудовому договору,
  2. Годовая прибыль не должна быть выше лимита: 2,4 млн. руб./год,
  3. Пенсионные отчисления не поступают (обязательные платежи в ПФР можно делать самому).

Поскольку самозанятость начали практиковать сравнительно недавно, необходимой информации немного, а вопросов больше, чем на них ответов. Именно по этой причине многие бухгалтера ищут ответы на вопрос: «может ли бухгалтер стать самозанятым гражданином» или «бухгалтер как самозанятый». Будем разбираться дальше.

Выгодно ли бухгалтеру перейти с ИП на самозанятость?

Здесь стоит отметить, что индивидуальные предприниматели могут применять специальный налоговый режим (как самозанятые). Для этого нужно зарегистрироваться, как самозанятое лицо, и поставить в известность налоговую инспекцию о том, что произошла смена режима налогообложения.

Самостоятельную деятельность можно вести только в пределах территории тех субъектов, где действует упрощенный налоговый режим.

Регистрация бухгалтера в качестве самозанятого

Даже если учесть все минусы, самозанятость подходит тем, кто предпочитает работать легально, не рискуя быть оштрафованным за незаконное предпринимательство. Самозанятым может стать не только бухгалтер, но и все те, кто боится платить страховые платежи и не хочет работать с кассовым аппаратом. Самозанятые не сталкиваются со сложностями, которых не избежать ИП.

«Работаю на себя». Как открыть компанию предоставляющую бухгалтерские услуги

Чтобы зарегистрироваться как самозанятый бухгалтер, нужно выбрать один из следующих вариантов регистрации:

  1. через приложение «Мой налог» (можно скачать в Google Play и App Store);
  2. через личный веб-кабинет налогоплательщика «Мой налог» на официальном сайте ФНС;
  3. через банк-представитель (можно установить для этой цели мобильное приложение или зайти в онлайн-банк).

Источник: news-geeks.ru

Может ли бухгалтер быть самозанятым?

Может ли бухгалтер быть самозанятым?

Самозанятый человек работает на себя, производит собственные товары и не взаимодействует с работодателем или персоналом. Существует Закон № 422-ФЗ О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 г, согласно которому самозанятые платят налоги за «профессиональный доход» по более низким ставкам.

Читайте также:  Как снять с себя ИП через Госуслуги

Закон № 422-ФЗ не содержит запрета на применение НПД бухгалтером (критерии самозанятых, а также перечень доходов, необлагаемых НПД, указаны в ст. 4, 6 закона № 422-ФЗ).

Бухгалтер может быть самозанятым, и при этом он не обязан вносить страховые взносы.

ЗАЧЕМ БУХГАЛТЕРУ БЫТЬ САМОЗАНЯТЫМ?

  • уплата налога по низким ставкам;
  • быстрая регистрация или снятие с учёта в удаленном режиме;
  • не нужно иметь кассовый аппарат;
  • не запрещено быть в трудовых отношениях с работодателем

МОЖЕТ ЛИ ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР БЫТЬ САМОЗАНЯТЫМ?

Бухгалтер имеет право быть самозанятым, но только если его взаимоотношения с СНТ не квалифицируются как трудовые.

Главный бухгалтер не может зарегистрироваться как самозанятое лицо, потому что он должностное лицо компании. Компания же, не может перевести штатного бухгалтера в самозанятого, это может грозить штрафами.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что бухгалтер имеет право быть самозанятым, но только если его взаимоотношения с СНТ не квалифицируются как трудовые. Важно, чтобы гражданин при этом соответствовал утвержденным критериям самозанятого лица и с ним был заключен договор ГПХ, в котором указан его статус плательщика НПД. По каждой сумме полученного дохода самозанятый должен оформить и выдать чек.

Источник: www.sntclub.ru

Как самозанятые, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги, должны будут выполнять требования антиотмывочного закона

Самозанятые, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги, должны выполнять требования антиотмывочного закона.

соблюдение антиотмывочного закона фото

Что за закон

Закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» появился в 2001 году. По-простому его называют антиотмывочным законом. Закон 115-ФЗ обязывает банки следить за операциями клиентов.

Теперь выполнять 115-ФЗ должны не только банки, но и бухгалтерские фирмы, ИП и самозанятые бухгалтеры и юристы.

Кто именно подпадает под действие закона

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг при подготовке или осуществлении от имени или по поручению своего клиента сделок и операций, поименованных в ст. 7.1 Закона № 115-ФЗ.

Но ИП или самозанятые?

Все эти категории обязаны выполнять требования закона, независимо от того, являются ли они зарегистрированными ИП или самозанятыми. Обязанность возникает на основании направления деятельности, осуществляемой физ лицом. Она не связана с применяемым им режимом налогообложения. Об этом четко говорится в Письме Росфинмониторинга от 26 октября 2022 г. № 07-03-05/23303.

Положения ст. 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не говорится, что под действие этой нормы подпадает исключительно деятельность ИП. Субъекты определены так: «лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг».

Читайте также:  Чем предприниматель отличается от коммерсанта

Под профессиональным доходом в рамках Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ понимается доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доходов от использования имущества. Ст. 2 ГК РФ закрепляет норму, при которой «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».

Таким образом, по мнению Росфинмониторинга, деятельность, в результате которой образуется профессиональный доход, входит в понятие предпринимательской, будучи направленной на систематическое получение прибыли.

Поэтому Росфинмониторинг считает, что физические лица (в том числе не зарегистрированные как ИП), осуществляющие бухгалтерские и юридические услуги и применяющие НПД, являются субъектом исполнения требований Закона № 115-ФЗ, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента перечисленные в п. 1 ст. 7.1 Закона № 115-ФЗ операции.

Как выполнять предписания закона

Завести личный кабинет на сайте Росфинмониторинга

Заявку на регистрацию личного кабинета на сайте Росфинмониторинга можно совместить по времени с регистрацией. Для уже работающих штрафов за отсутствие личного кабинета нет. Но чем быстрее зарегистрировать его, тем лучше.

Регистрация личного кабинета на сайте Росфинмониторинга несложная: выбирается нужная форма для регистрации, заполняется заявление на подключение к личному кабинету и ставится квалифицированная электронная подпись. Уведомление приходит на электронную почту.

Правила внутреннего контроля — разработка, утверждение, загрузка в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга

Правила внутреннего контроля (ПВК) — это объемный документ, который можно написать в электронном виде или на бумаге, а затем утвердить подписью руководителя организации.

В документе будут описаны следующие пункты:

  • идентификация клиентов;
  • управление рисками по 115-ФЗ;
  • выявление сомнительных операций;
  • порядок отправления формализованных сообщений в Росфинмониторинг;
  • форма обучения сотрудников по ПОД/ФТ.

Ответственный

Сотрудника, который отвечает за соблюдение правил внутреннего контроля, называют специальным должностным лицом. Его назначает руководитель организации.

Важно, чтобы он вступил в должность в тот же день, когда приняты правила внутреннего контроля, чтобы не получилось, что правила приняты, а за их выполнением никто не следит. Стоит иметь в виду, что регулятор при проверке сочтет это нарушением.

Идентификация клиентов — до приема на обслуживание

Обязанность идентифицировать клиентов закреплена в ст. 115-ФЗ. По закону перед заключением договора нужно собрать информацию о клиенте: от ИНН до финансового положения. Чтобы сделать это, можно попросить клиента заполнить опросник, найти данные в интернете или использовать автоматические сервисы.

Читайте также:  Кто ИП 5 колесо

Идентификация клиентов — до приема на обслуживание картинка

Классифицировать уровень риска клиентов

Каждому клиенту будет присвоен уровень риска — высокий, средний или низкий. Правилах внутреннего контроля уже должны содержать факторы риска.

Высокий риск

Вот что определяет риск как высокий:

  • частая смена учредителей;
  • адрес массовой регистрации;
  • массовый директор, зарегистрированный в качестве генерального директора исполнительного лица;
  • наличие у клиента ОКВЭДов, которые ЦБ отнес к высокорисковым видам деятельности;
  • отсутствие публикации бухгалтерской отчетности за последний год или несколько;
  • неуплата налогов.

Проверка по спискам террористов и экстремистов и по другим подобным перечням

При проведении первичной идентификации обязательна сверка клиента с перечнями, которые ведет Росфинмониторинг. Вот три основных списка:

  • террористов и экстремистов;
  • террористов, экстремистов и распространителей оружия массового уничтожения (формируется Советом Безопасности ООН);
  • межведомственной комиссии (МВК).

Их можно скачать в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга. При первичной идентификации нужно выбирать самую свежую редакцию.

Если в списках клиента нет, с ним можно сотрудничать.

росфинмониторинг фото

Обновление перечней. Важный момент

Нужно регулярно проводить сверку клиентской базы с перечнями, так как они постоянно обновляются. Уведомление о выходе новой редакции перечня отображается в личном кабинете. Интерфейс позволяет проверить, скачана ли определенная редакция списка или нет.

Что делать, если нашли?

Если кто-то из действующих клиентов оказался в списке, нужно обязательно уведомить об этом Росфинмониторинг. Для этого отправляется формализованное электронного сообщения (ФЭС) через личный кабинет.

Сформировать анкету клиента

Результаты идентификации, сверки с перечнями и уровень риска клиента зафиксируйте в анкете (Приказ Росфинмониторинга от 20.05.2022 № 100). Анкета хранится в течение всего периода обслуживания клиента и еще пять лет после прекращения сотрудничества. Не реже раза в год все идентификационные данные нужно обновлять.

Проверки и штрафы

Пока проект Кодекса находится на стадии публичных обсуждений, регулятор не проверяет обслуживающие бухгалтерии. Это временно: о том, что бухгалтерские фирмы подпадают под 115-ФЗ, Росфинмониторинг заявил только в 2018 году. Компаниям дали время, чтобы они успели разработать правила внутреннего контроля, назначить специальное должностное лицо, пройти обучение и втянуться в процесс.

Но проверок не было не только поэтому. До сих пор для бухгалтерских фирм не были предусмотрены штрафы за несоблюдение 115-ФЗ. В новой редакции КоАП они появятся.

штрафы за несоблюдение 115 ФЗ фото

Что будет за неисполнение

За неисполнение требований 115-ФЗ лиц, которые оказывают бухгалтерские услуги, ждет предупреждение или административный штраф от 50 до 100 тысяч рублей (п. 7 ст. 30.3 новой редакции).

На что обращать внимание. Самые частые поводы для штрафов у других субъектов 115-ФЗ:

  • нет правил внутреннего контроля;
  • не назначено специальное должностное лицо;
  • нет анкет клиентов с идентификационными данными или они вовремя не обновлены;
  • отсутствие работы с перечнями Росфинмониторинга.

Источник: karabanoff.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин