В последнее время нам всё чаще стали жаловаться клиенты, руководители ООО и индивидуальные предприниматели, что самозанятых, с которыми они работают, внезапно сняли с учёта, но сообщили об этом спустя несколько месяцев.
При снятии с учёта налоговая присылает в мобильном приложении «Мой налог» уведомление о том, что плательщик налога на профессиональный доход с определённой даты более таковым не является.
При этом все чеки, которые были выданы самозанятым после этой даты, аннулируются.
И для самозанятых, и для тех, кто с ними работает такие сообщения становятся очень неожиданными и неприятными.
- С одной стороны, если самозанятый не снимался с учёта в качестве ИП, то он может «попасть» на доначисление налогов по УСН или ОСНО, страховых взносов и пени.
- С другой стороны, заказчикам придётся обосновывать, почему они при определении налоговой базы учитывали расходы, связанные с приобретением товаров или услуг у самозанятых, хотя те таковыми не числились.
И это большие проблемы для обеих сторон.
Что нужно сделать самозанятому, чтобы обезопаситься от принудительного лишения статуса плательщика налога на профессиональный доход.
Если ИП не сбирается отказываться от статуса индивидуального предпринимателя, то следует отказаться от применения упрощённого налогового режима, т.к. самозанятость со спецрежимами совмещать нельзя. Следует отправить в налоговый орган уведомление, на это даётся 30 дней после регистрации самозанятым.
ФНС рекомендует применять форму 26.2-8. И, хотя это просто рекомендация, законом форма уведомления не установлена, лучше ей придерживаться, а то инспекторы могут посчитать, что уведомление вы не присылали. Также важно соблюдать срок.
Как раз с таким случаем столкнулись наши клиенты — в налоговой самозанятому сообщили, что раз уведомление об отказе от УСН подано не по той форме, значит, ИП продолжает работать на УСН, и не может работать как самозанятый. После этого принудительно снимают с учёта и доначисляют налоги по более высокой ставке, чем 4 или 6% НПД. А кроме того, придётся уплатить пени за неуплату налога.
Не забудьте, что у ИП в любом случае остаётся налоговая отчётность, которую надо сдавать, если вы не хотите, чтобы вычеркнули из ЕГРИП.
По новым правилам, если ИП 15 месяцев не сдаёт отчётность и имеет долги по налогам, то его исключат из реестра. Налоги, впрочем, как и пени, уплатить придётся, для начала заблокируют расчётный счёт.
Почему заказчикам товаров и услуг самозанятых не помогут все предосторожности.
Чтобы учесть затраты на работу с самозанятыми в расходах, юрлицам и ИП нужно иметь подтверждающие документы, — это чеки, формируемые в приложении «Мой налог». Проблема в том, что при снятии плательщиков НПД с учёта чеки аннулируются, причём задним числом.
Например, сегодня вы проверяете в специальном реестре на сайте ФНС действительно ли самозанятый является таковым, убеждаетесь в этом и спокойно работаете. А завтра оказывается, что на данное число тот уже самозанятым не был.
Вообще, при снятии физлица с учёта в качестве налогоплательщика НПД по инициативе налогового органа, налоговая обязана уведомить об этом через мобильное приложение «Мой налог», это закреплено в п. 17 ст. 5 № 422-ФЗ от 27.11.18 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
Однако срок в законе не прописан, и инспекторы формально будут правы, даже если пришлют уведомление через год.
Кроме того, для самозанятых законом установлены другие условия, при нарушении которых ему придётся либо прекращать деятельность, либо регистрировать ИП или ООО:
- нельзя работать с бывшим работодателям 2 года после увольнения;
- нельзя нанимать работников;
- доход не должен превышать 2,4 млн. рублей в год;
- нельзя заниматься некоторыми видами деятельности, полный список в п. 2 ст. 4.
Если условия будут нарушены, налоговая также может снять самозанятого с учёта, так что будьте внимательны.
Самозанятым можно и самостоятельно сниматься учёта, а также возвращаться к налоговому режиму, если у них не остаётся долгов по налогам. Это можно сделать не только через официальное приложение «Мой налог», но также и через сервисы банков, портал «Госуслуги».
08 сентября 2023
В него внесут информацию о правилах, которые бизнесу следует соблюдать, чтобы получить разрешение на ведение определённого вида деятельности. Соответствующее постановление Правительства подписал премьер-министр Михаил Мишустин.
07 сентября 2023
Новая функция появилась на портале «Госуслуг» для бизнеса — возможность оспорить присвоенную объекту контроля категорию риска нарушения обязательных требований. Для этого нужно использовать сервис досудебного обжалования.
06 сентября 2023
Накануне в Правительстве состоялась стратегическая сессия о развитии МСП, на которой была рассмотрена стратегия развития сектора до 2030 года.
Источник: bereganevy.ru
Самозанятый аннулировал чек. Что делать?
От неприятных ситуаций никто не застрахован, и расчеты с самозанятыми не всегда проходят гладко. Если в чек от внештатного исполнителя закралась ошибка, то документ аннулируется. Для бухгалтера компании, которая уже оплатила услугу, это превращается в головную боль. Рассмотрим, что делать в случае аннулирования чека.
Чек – это один из основных документов при сотрудничестве с самозанятым. Его предназначение – заявить о доходе в налоговую службу об оказании услуг для заказчика. Но чек требуется не только внештатному исполнителю, но и самой компании. Заказчик через его получение записывает оплату самозанятого в расходы, что обеспечивает правильный бухгалтерский учет. Благодаря чеку компания правильно определяет свою налоговую базу.
Документ содержит следующие сведения:
Рекомендуется детально описывать, что именно сделал внештатный исполнитель. Это защитит от недопонимания и риска переквалификации отношений в трудовые.
Чек передается заказчику не позже 9 числа следующего месяца. Налоговая рассчитает суммы налога к 12 числу и уведомит об этом самозанятого.
Важно: у самозанятого есть прямая обязанность составить чек через приложение «Мой налог». Причем — при произведении любых расчетных операций, которые связаны с получением дохода от сотрудничества с заказчиками. Допустимо оформлять документ как электронно, так и на бумажном носителе. Неисполнение обязанностей в части оформления чека — основание для привлечения к ответственности за уклонение от налогов.
Почему чек может быть аннулирован?
Аннулирование – операция, с помощью которой документ теряет юридическую силу. Такая опция прямо предусмотрена законом. Указаны следующие основания для ее проведения:
- сумма прежних расчетов приводит к завышению размера налога;
- некорректный ввод сведений через приложение «Мой налог» при формировании чека;
- возврат денежных средств, полученных в качестве оплаты.
Иными словами, аннулирование – это корректировка первоначального документа. Исправление недочетов и ошибок, допущенных при составлении. Обратите внимание, что аннулирование изначального чека – право самозанятого, но не его обязанность. Вы как заказчик сами можете попросить о корректировках, но не имеете возможности их требовать.
Какие последствия аннулирования чека?
Аннулированный чек теряет юридическую силу и превращается в недействительный документ. Использовать его в учете невозможно, иначе это приведет к проверкам налоговых служб и штрафам.
Появляются также риски переквалификации отношений в трудовые. Аннулированный чек не фиксирует факт оплаты услуг самозанятого, а любые выплаты в отношении физического лица создают основание для налоговой проверки и последующего доначисления НДФЛ и взносов.
Последствия ждут и самозанятого, причем в его отношении предусмотрено сразу несколько санкций:
- аннулирование без возврата денежных средств – повод для инициации налоговой проверки в отношении самозанятого;
- за просрочку формирования исправленного чека начисляются пени в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки;
- просрочка направления сведений о доходах в ФНС грозит штрафом в размере 20% от суммы расчета – повторное такое нарушение уже приведет к штрафу величиной в 100% суммы дохода.
Последствия неприятны для каждой из сторон. По этой причине всегда контролируйте статус чека, чтобы избежать проверок со стороны налоговых и штрафов.
Что делать?
Возможны две ситуации при аннулировании:
- формирование нового чека на прежнюю дату или в тот же отчетный период – при этом самозанятый указывает причину для переоформления документа;
- формирование нового чека уже в следующем месяце.
Первый вариант предпочтительнее, потому что самозанятый не просрочит обязательства по предоставлению информации в налоговую, а компания успеет провести расчеты перед закрытием сделки. Прямо просите об этом исполнителя – это выгодно для обеих сторон отношений.
Во втором случае чек считается просроченным, что приводит к начислению пени. Помните, что в случае аннулирования и отсутствии возврата денег вы все равно имеете право зачесть сумму в расходы. Кроме того, у вас появится опция назначить в отношении нерадивого самозанятого налоговую проверку.
Источник: www.yaznt.ru
Аннулировать чек, чтобы не платить налог самозанятому! Разбор идеи.
В наш центр поддержки самозанятых, поскольку мы оказываем юридические консультации по самозанятости и самозанятым поступают вопросы, в том числе и незаконного характера. Итак, вопрос, можно ли аннулировать чеки, чтобы не платить налог? Мне посоветовал так друг или другой самозанятый.
Каждый волен делать, что он хочет. Но налоговая вправе проверить, поскольку функция налоговой — налоговый контроль. В случае обнаружения нарушений — налоговая вправе применять штрафные санкции, которые указаны в налоговом законодательстве. Итак, любые штрафы будут начислены онлайн, в личный кабинет «Мой налог», либо в приложение «Мой Налог».
Напомним, что штраф самозанятого составляет 20% от суммы выручки. Последующее нарушение 100% от суммы выручки.
Сразу остановимся на том, что налоговая следит за большими предприятиями и фирмами, чтобы они платили налоги. Как правило, там работают юристы, которые придумывают разные пути вывода, без уплаты налогов денежных средств. Т.е. как минимум, там более сложные схемы, основанные на знаниях и опыте юристов. Такими знаниями и опытом рядовой самозанятый не обладает, т.е. его схема будет примитивной. И налоговая ее очень легко выявит.
Что думает адвокат, на тему аннулирования чеков? Мнение руководителя Центра Поддержки Самозанятых — Федоров Иван Олегович. У разных услуг есть % возврата. Если вы работаете через агрегатора, например Яндекс Такси или Яндекс Еда, то согласитесь, что % возврата там отсутствует, или он ничтожно мал. Вы доставили заказ, получили свой заработок, какой возврат.
Налоговая прекрасно видит ваш профиль и сферу работы. Если у вас множество заказов отменено, то справедливо возникают у налоговой вопросы, а как так? Налоговая вправе вас пригласить на беседу, по результатам которой, при условии, что вы не сможете разумно обосновать массовое аннулирование чеков, налоговый инспектор вынесет решение о штрафе.
Налоговая следит за каждым самозанятым? Нет, но обратит внимание на аннулирование чеков.