Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе «Категория» необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).
Выберите ответ:
Вопрос (Марина) 14 апреля 2013г. Спаси Вас Господи за такие доступные и вразумительные ответы, вы делаете по-настоящему полезное дело, после ваших ответов хочется бежать в церковь, участвовать в таинствах, менять свою жизнь.
Извините за настойчивость, но помогите, пожалуйста, определиться с позицией по поводу современного бизнеса, т.к. в концепции РПЦ я не нашла ответа, а на других сайтах батюшки пишут прямо противоположные мнения. А Ваше мнение для меня авторитетно, т.к. ваши ответы очень мудрые и рассудительные. Грех ли заниматься, участвовать в торгово-закупочной деятельности?
То есть, когда фирма не производит товар, а покупает и перепродает и разница от купли-продажи составляет доход. Является ли это спекуляцией в наше время? И грех ли брать кредит или копить, например на дачу? Нет ли в этом греха, что не довольствуешься тем, что имеешь?
За какие грехи ЗАПРЕЩЕНО принимать священный сан ? Священник Владислав Береговой
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Я рад, что мое мнение для вас авторитетно, но в этой области (да и во всех) я профан. Вы сами видите, что все говорят по-разному. Это потому, что современная жизнь (и христианская в том числе) тесно связана с банками, а значит в той или иной степени подчинена банковским законам и схемам. Несколько дней назад я ответил вам, что, возможно, процент от продаж не относится к ростовщичеству.
Но это только моя догадка. Посмотрите, не тем же ли занимаются и православные иконно-книжные лавки? Они покупают продукцию и продают ее дороже на своих точках (храмах, монастырях, выставках). Процент от продаж отходит в казну православной организации. Если то, о чем вы спросили грешно, тогда все храмы и монастыри грешат ростовщичеством.
Поэтому я и сказал, что, возможно, это не относится к греху ростовщичества. Мы не даем никому деньги в рост, но зарабатываем на следующую партию продукции и зарплату работникам. А кто желает купить по начальной цене, то может свободно поехать к производителю или на базу и закупить товар по себестоимости.
О кредитах тоже ходит немало споров. Я не считаю кредиты грехом. Грех может быть тогда, когда дающий делает это с корыстной целью и под проценты. То есть грех на дающем, а не берущем. Для человека (заёмщика) это, может быть, единственная возможность выйти из кризиса, сохранить семью, прокормить детей, а кредитор извлекает выгоду из чужого горя.
Видите какие молитвы у обеих сторон? Думаю, именно они и определяют степень греховности и негреховности (допустимости) кредита.
Священное Писание позволяет давать в долг: «Давай взаймы ближнему во время нужды его, и сам в свое время возвращай ближнему» (Сирах.29:2). Но требует рассудительности в этом вопросе: «Давай доброму и не помогай грешнику. запирай от него хлеб и не давай ему, ибо ты получишь сугубое зло за все добро, которое сделал бы ему» (Сирах.12:5-7). «Не давай взаймы человеку, который сильнее тебя, а если дашь, то считай себя потерявшим» (Сирах.8:15). «Если что выдаешь, выдавай счетом и весом, и делай всякую выдачу и прием по записи» (Сирах.42:6,7).
Может ли любой человек стать священником? Библия отвечает. Протоиерей Владимир Новицкий
А кто самый первый кредитор, вы помните? Господь Бог! Он всем нам дал таланты и не просто, но под проценты! И в свое время потребует от нас возврата с прибылью. Нерадивых же накажет (см.
Притчу о талантах).
Что же касается накопления, то опять все определяет цель. Копить на дачу не грешно — вы ведь не можете себе позволить купить дачу с первой же зарплаты? Но копить ради накопления, т.е. имея пристрастие к богатству или из сребролюбия, мшелоимства, скупости и жадности — это уже грех.
Вопрос (Марина) 13 апреля 2013г. Здравствуйте, скажите, грех ли работать менеджером по продажам в фирме, которая покупает и перепродает стройматериалы и получать процент от продаж, т.е. прямо участвовать в продажах? И грех ли работать на себя таким же образом?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Если вы имеете в виду грех ростовщичества, то на мой взгляд процент от продаж не относится к этому греху.
Вопрос (Андрей) 12 апреля 2013г. Здравствуйте, батюшка! Знакомый предлагает заняться разработкой сайта для конторы-разработчика компьютерных игр. С одной стороны, это дополнительный доход и профессиональный опыт, с другой — я как-будто становлюсь соучастником в распространении игр — это останавливает, т.к. игры бывают разные, и в основном у них они отнюдь не развивающие. Как здесь нужно поступить?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Смотрите по своему внутреннему расположению. Если совесть неспокойна, тогда, может быть и не нужно этим заниматься.
Вопрос (Светлана) 6 апреля 2013г. Отец Роман, Я приняла решение уйти с работы, в силу того, что не вижу в этой работе внутреннего смысла. Согласовала с руководителем: надо закончить проект, который мне поручили некоторое время тому назад, на это потребуется 3 месяца, но как их отработать — я не знаю.
В силу вышеуказанной причины выполнять мне его очень тяжело (не физически, конечно, а психологически), но, с другой стороны, я считаю, что я должна выполнить свои обязательства (этот проект). Меня мучает противоречие: должна – но внутренне не хочу. Нет ли в этой ситуации своего рода предательства? То есть не ставлю ли я долг выше любви?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Вы должны понимать, что такие мотивы, как «не хочу» особого веса не имеют. Можно поступить чисто по-человечески, то есть, завершить проект, чтобы не огорчать вашу фирму (или что там у вас). А можно поступить, так сказать, по инструкции.
По правилам человек при увольнении должен отработать, кажется, несколько недель, чтобы руководство могло найти ему замену. После этого он спокойно может уйти. Вы можете узнать каков положенный срок на вашем месте и отработать его, а как прийдет новый человек, объяснить ему ситуацию, чтобы он закончил начатую вами работу. Решение должны принять вы. Не советую сжигать за собой мосты и расставаться недоброжелателями.
Вопрос (Фотиния ) 4 апреля 2013г. Батюшка, у меня на работе складывается такая ситуация. Моя напарница говорит, что я медленно работаю и плохо выполняю работу. Я пришла недавно, возможно у меня нет пока навыка. Но напарница оставляет меня одну делать работу, которую мы должны вместе делать и говорит «пусть работает».
Как мне реагировать? Делать всё молча или высказать свою точку зрения?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Можно высказать, можно молчать. Требовать справедливости не запрещается. Непонятно только, если она оставляет вас выполнять то, что вы должны делать с ней вдвоем, то что это за замечания и недовольство с ее стороны?! Пусть тогда уж молчит.
Вопрос (Дарья) 3 апреля 2013г. Здравствуйте, отец Роман. Вопрос возник по поводу вышивания икон и дальнейшего их освящения. Дело в том, что я вышиваю крестом, увидела, что есть наборы для вышивания икон. Пошла к священнику в свой приход посоветоваться, он сказал, что все в порядке, только надо взять благословение непосредственно, когда у меня будет набор. Купила два набора.
Пошла опять же в наш храм, там был другой священник, он меня благословил, но сказал, что он бы на моем месте не стал вышивать иконы, мотивируя это тем, что в храмах они не продаются, хоть и Церковь спокойно к этому относится, но все же это не рекомендуется, но он оставил выбор за мной. И вот теперь я вообще запуталась.
Вроде бы и очень хочется вышить эти иконы, с другой стороны думаю, а стоит ли? Может вы мне поможете разобраться? Я вроде не видела в храмах продающихся вышитых икон, только в салонах, поэтому тоже сомнения берут, а стоит ли браться. Прошу помощи.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Ваши священники сказали правильно. Вышивка, как таковая, не запрещается, но в храмах этих икон не будет, только дома у кого-нибудь. Поэтому, решайте сами — нужно или нет. Церковь не против, благословение есть, наборы тоже. Хотите вышивать — вышивайте.
Но не нужно этого делать, если эти изображения станут просто украшениями в чьем-нибудь доме.
Вопрос (Ирина) 2 апреля 2013г. Здравствуйте, долготерпеливый батюшка Роман! Мир вам! Я учитель иностранных языков. Занимаюсь репетиторством дома. Не является ли это противным Богу? Как сделать так, чтобы не прогневать Бога этим моим занятием? Что очень важно при этом помнить и знать?
Спасибо за вашу помощь!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Немножко непонятно, чем вы можете прогневлять Бога в своей специальности? Эти знания нейтральны, они не несут никакой морально-нравственной нагрузки. Это чисто земное занятие, так как в вечности этого языкового разнообразия не будет.
Морально-нравственный поддекст появляется тогда, когда вы, например, переведете на русский язык какой-нибудь порнографический американский фильм или богохульный или со сквернословием. То есть, важно в каком направлении вы используете свои знания. Учить языкам других не запрещается. Главное, чтобы это занятие не отрывало вас от главного — духовной работы над собой.
Любое занятие, которое забирает у нас память о Боге, вечности, бессмертной душе — может быть опасно. Не теряйте чувство меры.
Вопрос (Светлана) 31 марта 2013г. Здравствуйте, отец Роман. У меня на работе сотрудницы, в свободное время, играют в карты. Я в играх не участвую, но нахожусь с ними рядом. И бывает беру в руки карты, чтобы помочь им их сложить.
И от этого у меня не спокойно на душе. Участвую ли я в этом грехе?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Поощряется и наказывается намерение сердца. Прикосновение к игральным картам не является само по себе греховным. Для Бога важно с какими целями вы это делаете. С этим предлагаю вам разобраться самостоятельно, так как вам лучше знать, что у вас в сердце. Если что-то вас смущает, тогда не помогайте их складывать.
У нас порядок такой — поиграл — убери за собой.
Вопрос (Виталий) 29 марта 2013г. Подскажите, пожалуйста. Можно ли установить в салоне причесок камеру для контроля количества посетителей и работу администратора и микрофон для записи их разговоров? Необходимость возникла в связи с тем, чтобы не было соблазна для обмана и воровства со стороны работников.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Если по закону это не запрещается, то можно.
Вопрос (Артемий) 28 марта 2013г. Здравствуй, отец Роман. Одна из моих армейских должностей — ремонтник стрелкового оружия и средств ближнего боя. Вопрос такой — не грех ли мне попытаться устроиться в мастерскую по ремонту пневматического и травматического оружия?
Ведь оружие — это штука опасная, и посредством оружия было таких грехов натворено людьми за прошедшее время его существования (в том числе без умысла, при ненамеренном нажатии на спусковой крючок)! Ну а с другой стороны — самооборона, тренировка на меткость стрельбы, охота.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Нет, это не грех. Оружие — штука нейтральная (как нож, например). Все зависит от того, в каких целях его использовать. Грех или добродетель — в намерении сердечном. В руках Андрея Чикатило и Джека Потрошителя нож играет одну роль, а в руке домохозяйки — другую.
То же можно сказать и про автоматическое оружие.
Источник: www.pafnuty-abbey.ru
В РПЦ подготовили список разрешенных и запрещенных для священников работ
Москва. 29 мая. INTERFAX.RU — В Русской православной церкви подготовили документ, посвященный практике параллельного труда священнослужителей на нецерковной работе, который определил общие рамки и критерии приемлемых для них профессий.
«Понятное дело, что те профессии, которые позорили бы православного священника, для него недопустимы, не совместимы с его саном. Также есть и некоторые другие профессии, которые сами по себе ничего позорного не имеют, но священникам запрещено ими заниматься еще с древности», — рассказал «Интерфаксу» член редакционного совета Межсоборного присутствия священник Георгий Максимов.
На этой неделе в Москве прошел пленум Межсоборного присутствия — совещательного органа РПЦ, участники которого среди прочих приняли документ «О светской трудовой деятельности священнослужителей». Теперь он будет направлен на суд Архиерейского Собора, запланированного на середину ноября.
Древние каноны запрещают священнику быть правителем, мирским государственным начальником, нести воинскую службу. «Речь не о капелланах, а именно о тех, кто принимает участие в боевых действиях с оружием в руках», — пояснил собеседник агентства.
Члены Межсоборного присутствия указали, что профессиональные занятия спортом тоже не годятся для священника. «Но я подчеркну, что речь идет именно о профессиональном занятии спортом. Даже патриарх призывает домашним спортом заниматься, но когда речь идет о профессиональном занятии спортом, то здесь от спортсмена предполагается полная отдача, и не получится это совмещать со священническим служением, которое тоже предполагает полную отдачу. Он должен или одному, или другому себя отдавать», — сказал отец Георгий.
При этом документ не запрещает священникам подрабатывать водителями. «В целом, конечно, есть определенный риск, но, как мы знаем, многие водители всю жизнь водят и никогда никого не сбивают», — уточнил собеседник агентства.
Также священникам предлагается запретить всякую сценическую деятельность, в том числе не приветствуется участие в вокальных шоу. Подразумевается, что священники не подрабатывают официантами и барменами, не работают в игорных домах. Священнику не возбраняется быть врачом, но он не может совершать аборты и практиковать эвтаназию.
Авторы документа указали приемлемость для священника разнообразной интеллектуальной и творческой деятельности. Так, священнослужитель может быть педагогом, репетитором, консультантом, переводчиком и художником. Кроме того, можно продавать изделия собственного производства, в том числе сельские священники смогут торговать излишками своего урожая.
Источник: www.interfax.ru
Лепта в кармане священника
Соотношение богатства и бедности в жизни католического священнослужителя нередко становится объектом пристального внимания как прихожан, так и сторонних наблюдателей. Между тем жизнь священника в некоторых европейских странах, где католичество является господствующей конфессией, отличается от жизни его собратьев в России. О материальной стороне жизни католического духовенства в России в беседе с корреспондентом «НГР» Лидией ОРЛОВОЙ рассказал генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь КОВАЛЕВСКИЙ.
– При рукоположении в священный сан кандидат, в отличие от монаха, не дает особого обета нестяжания. Между тем сам факт священства предполагает если не бедность, то умеренность в удовлетворении материальных потребностей. Так может ли священник владеть дорогими вещами или получать дорогие подарки?
– Как частное лицо, конечно, может. Но на самом деле призвание к священству – это призвание к некоей умеренности. Само собой разумеется, что священник призван помогать человеку, помогать разнопланово и, конечно, в случае необходимости в меру своих возможностей иногда оказывать и материальную помощь.
– Получает ли священник зарплату от Церкви или материальная сторона его жизни зависит от пожертвований прихожан?
– Священник работает в церковных структурах. Естественно, каждая работа должна каким-то образом вознаграждаться. Источник поступления средств в церковные структуры – это прежде всего пожертвования прихожан. Именно часть этих пожертвований должна идти как заработная плата для всех служителей приходов, в частности духовенства. Это соответствует как российскому светскому законодательству, так и церковному праву.
– Эта зарплата подвергается бухгалтерскому учету?
– Каждый приход, являющийся юридическим лицом, обязан вести бухгалтерию. Католические приходы в России исключением не являются, и поэтому, конечно, бухгалтерия, финансовая отчетность ведется. В том числе сдается соответствующая налоговая отчетность, как у каждого юридического лица.
– А на что живут монашествующие, служащие на приходах?
– На самом деле проблема материального содержания духовенства так или иначе решается в каждой конкретной стране. В нашей Церкви мы вплотную занимаемся данной проблемой, а также монашествующими, которые работают в церковных структурах, например, на приходах. Они также получают вознаграждение. Единственно, уже по внутреннему установлению монашеских орденов эти вознаграждения могут распределяться между членами монашеских общин.
– То есть Ватикан не платит зарплату священникам┘
– Может ли священник претендовать на пенсию? От кого он ее получает?
– Каждый гражданин России получает пенсию от государства. Кроме того, все, кто работает и за кого выплачиваются соответствующие отчисления в органы социального страхования, получают пенсию в соответствии с действующим законодательством. Конечно, Церковь также старается заботиться о пенсионном обеспечении своих священнослужителей.
Специфика Католической Церкви в России такова, что подавляющее большинство наших священников на сегодняшний день являются иностранными гражданами. И все проблемы их пенсионного обеспечения решаются в тех странах, из которых они прибыли, – в соответствии со светским законодательством, а также в соответствии с установками поместных Церквей в этой области. Наша поместная Церковь также думает над вопросом, как помогать в будущем российским священнослужителям, которые будут выходить на пенсию.
– Может ли священник претендовать на наследство от родителей или родственников? Может ли он принять его?
– Как частное лицо – да. Есть ограничения по принятию либо непринятию наследства от имени Церкви. Здесь есть некоторые полномочия, которые даны только епископу. Но священник такое же физическое лицо, как каждый гражданин России, и имеет те же имущественные права.
– В случае если священник совмещает свое служение, скажем, с преподавательской или журналистской деятельностью, он вправе принимать зарплату или гонорары? Или работает безвозмездно в пользу Церкви?
– В каждом конкретном случае этот вопрос решается индивидуально. Но вообще-то здесь основополагающим принципом должен быть принцип справедливости, то есть работа нуждается в вознаграждении. Конечно, есть еще добровольная деятельность, которую священник может исполнять. В принципе возможна работа за вознаграждение, за гонорар, а также возможно некое добровольное служение.
Важно только, чтобы работа, которая совершается священником, не препятствовала исполнению им прямых пастырских обязанностей. Священникам часто приходится заниматься различными видами деятельности – преподавательской, журналистской. Обычно это преподавательская деятельность, такая практика есть во всем мире. Она согласуется с церковным начальством.
– Может ли священник вести предпринимательскую деятельность или, к примеру, быть владельцем акций?
– В любом случае все, что не связано непосредственно с пастырской деятельностью священника, должно согласовываться с епископом.
– Каковы потребности католических священников в России по сравнению с потребностями священнослужителей в тех же Польше и Италии?
– Изначально служение священника должно вознаграждаться Церковью, в частности приходом, на котором он служит. Специфика Католической Церкви в России такова, что наша община малочисленная и очень слабая во всех отношениях, в том числе и в отношении материальном. Духовенство, которое здесь работает, назвать богатым никак нельзя. Проблема материального обеспечения католического духовенства, особенно российских граждан, достаточно остро стоит перед нашей общиной.
Комментарии для элемента не найдены.
Источник: www.ng.ru