Может ли священник быть предпринимателем

Или, как поется в песенке из детского фильма, «лучше все-таки делать то, что ты делать мастер»? Эта бинарная оппозиция: «священник – писатель» — кажется, по меньшей мере, странной. Зачем противопоставлять? А если священник наделен даром письменного слова?

Про устное понятно: в духовных учреждениях учат говорить проповеди. Если он наблюдателен, восприимчив к миру, имеет аналитический ум и творческое воображение. Ему не надо, как светскому человеку, чтобы собрать материал для книги, ехать в творческую командировку, заниматься специальными наблюдениями за людьми, создавать искусственные ситуации общения.

Священнику люди сами несут истории своей жизни. Чего только не выслушивает на исповеди священник! С какими судьбами и обстоятельствами сталкивается он ежедневно! Голливудские сценаристы «отдыхают»…

И если священник хотя бы мало-мальски наделен выше перечисленными качествами, то ему просто необходимо поделиться с миром своими наблюдениями и размышлениями. О природе человека, о смерти и бессмертии. О том, какими разными путями люди идут к Богу. И тогда рождается новый в современной литературе жанр, который народ уже окрестил ласково и снисходительно «поповскими байками».

Может ли любой человек стать священником? Библия отвечает. Протоиерей Владимир Новицкий

Жанр художественной священнической прозы действительно явление новое, оно ждет своих исследователей. За последние сто лет в отечестве нашем этот жанр в принципе не мог появиться. Вышедшие из самиздатского подполья на заре перестройки книги Александра Меня – это своеобразное толкование на Евангелие и публицистика.

К публицистике относятся и широко издаваемые сегодня произведения Андрея Ткачёва, Алексея Уминского, Артемия Владимирова, Максима Козлова, Константина Островского, Павла Карташёва, Геннадия Фаста, Андрея Лоргуса (с уклоном в психологический аспект), архимандрита Саввы (Мажуко), епископа Тихона (Шевкунова), митрополита Иллариона (Алфеева), который обладает не только даром композитора, но и прекрасно владеет пером, и других духовных лиц. Ярких публицистов и эссеистов в священнической среде много. А вот авторов собственно художественных произведений, где созданы интересные характеры, разработан конфликт, который реализуется в напряженном и увлекательном сюжете – таких пока мало. Но они есть.

Не будем сейчас перечислять всех, назовем лишь несколько имен.

Вот, например, Сергей Николаевич Дурылин, журналист, преподаватель, искусствовед, литературовед, принявший в 1920-е годы сан священника и стоявший у истоков священнической прозы ХХ — начала ХХI веков. Его сравнивают с Тургеневым, Лесковым, Пришвиным, Шмелевым (неплохая компания для писателя-священника!) Повести Дурылина «Сударь кот», «Сказание о невидимом граде Китеже» и рассказы недавно вышли отдельной книгой «Тихие яблони». Проза Дурылина – крепкая, качественная, очень красочная, самобытная, передающая атмосферу дореволюционной, купеческой России.

Так же из литераторов в священники шагнул Ярослав Шипов, выпускник Литературного института им. А.М.Горького, учившийся в семинаре С.Залыгина. Его проза – в высшей степени профессиональная, добротная, продуманная.

Среди современных ярких прозаиков-священников – протоиерей Александр Дьяченко (сборники «В круге света. Записки сельского батюшки», «Схолии. Простые и сложные истории о людях», «Время не ждет»). Однажды пожилая прихожанка принесла ему свои дневники, где рассказывала о своем дедушке, настоящем подвижнике ХХ века.

И отец Александр написал роман, где совместил два жизненных плана: семьи этой прихожанки и другой семьи, где ребенок – инвалид. А попутно, конечно, комментировал описанное. И, по его признанию, «дерзнул назвать книгу богатым греческим словом – «Схолии»» (схолии – это заметки на полях в античной и средневековой литературе). Александр Дьяченко выразил суть священнической прозы так: «Придумывать, наверное, нет смысла, потому что вокруг столько всего! Бери, да еще и попробуй осмыслить то, что ты видишь, попробуй переработать и выдать».

Художественно осмысливают свой богатый социальный опыт общения с паствой священники Николай Агафонов («Непридуманные истории»), Ярослав Шипов («Весенний сон»), протодиакон Николай Толстиков («Лазарева суббота»). А паства эта – пестрая. Тут и спесивые предприниматели, и самоуверенные интеллигенты, и опустившиеся личности: бродяги, алкоголики, дамы легкого поведения, уголовники. Но и в них есть образ Божий и стремление к истине. Да и «не здоровые имеют нужду во враче, но больные». И писатели-пастыри призывают «милость к падшим»…

Протоиерей Александр Авдюгин, живущий на Луганщине, в шахтерском городке с ласковым названием Ровеньки, давно уже звезда ЖЖ. Хотя скромному и невероятно занятому приходскими заботами батюшке такое определение и не понравится, но подписчиков у него действительно много, и каждый новый пост, в том числе и бесхитростные на первый взгляд, негромкие, но глубокие и сильные его рассказы читатели встречают с нетерпением и радостью.

Рассказы отца Александра выходили отдельными книгами. Помню, как смеялась и утирала слезы, читая сборник «Господь управит». Трогательные приходские рассказы были о жизни людей Донбасса, которые сам отец Александр называет записками «видавшего виды попа», — это подлинная русская словесность, крепко связанная с классическими своими корнями. Выразительные бытовые зарисовки, живописные типажи, неспешные, добродушные и грустноватые размышления о несовершенстве человеческой природы и тихое восхищение красотой простых человеческих сердец. Остроумные замечания пронизаны теплым юмором и самоиронией: автор не боится подтрунивать над своей «поповской жизнью» и «поповской сущностью».

Всем своим персонажам сострадает «отец Лександра», всех жалеет. И пьянчужку, забредшего в храм во время Литургии и громко оплакивающего умершего отца. И женщину, у которой сын-горняк погиб в забое. И многочисленных «захожан» всех возрастов, невежественных, обросших предрассудками, но ищущих, пусть и коряво, Истину. И даже «вора в законе», у которого принимал предсмертную исповедь.

И, конечно, самых любимых своих героев – старушек и старичков, мужественно и терпеливо проживших трудную жизнь и уходивших с достоинством и глубокой верой. Такая беспощадная деталь: старички все дышат с хрипотцой, прерывисто: в легких навеки осталась угольная пыль… О них, Александровнах, Харитоновнах, бабушках Лидах, дедах Матвеях, излучающих добрый свет, молится отец Александр. «Молюсь, насколько умею, чтобы свет этот еще долго не угасал. С эти светом жить легче, горести не так тяжки и в людях, прежде всего, хорошее, Божье видно».

Попал мне как-то в руки любопытный сборник издательства «Даниловский благовестник» «Хочу на небо!». Под одной обложкой там маститый профессионал Ярослав Шипов, известный московский проповедник протоиерей Сергий Правдолюбов, протоиерей Савва Михалевич и иерей Владимир Русин.

Читайте также:  Как сделать QR код для оплаты в Сбербанке ИП

Из рассказов каждого из них складывается объемная и красочная картина современной приходской жизни. И жизни вообще, которую священники хорошо знают и в своей прозе высвечивают, как на рентгене. В рассказе «Тоскующие по небесам» Ярослава Шипова герой вспоминает, как освящал частный самолёт и разговорился с летчиком.

Оказалось, они ровесники-соседи, бегали на один аэродром, мечтали о небе. Священник вздыхает: «Тебе повезло – взлетел, а я, видишь, на земле остался». Летчик возражает: «Не скажи: твоё дело тоже в небеса направленное, тоска по небу, может, с тех Ли-2 и началась…». Лирическое и трагикомическое в этой жизни рядом.

Маленький шедевр – рассказ «Бизон и Фуфунчик». «Приходит диакон, несет со свечного ящика записки: — Ну, такого я еще не видал: «О здравии администрации президента» и «О упокоении новопреставленных Фуфунчика и Бизона». Зашел, говорят, прилично одетый человек, написал эти записки, а на ящике заупокойную не принимают – требуют святые имена. А он свое: «Бизон и Фуфунчик – святее быть не может. Правильные, мол, пацаны, но позавчера их застрелили». Отвалил денег и уехал на машине с мигалкой…»

Новеллы протоиерея Саввы Михалевича – это тоже из серии Non/fichion. Расшифровка реплик «захожан», с которыми они обращаются к человеку за свечным ящиком. « — Где подать записку «за здорово живёшь»? — Дайте мне икону Божией Матери, но не с мальчиком, а с девочкой». «Нравится мне эта братва! (об иконе новомучеников Российских) Беру её всю!» («За ящиком»)…

Как правило, священническая проза – это акварельные наброски о приходской жизни, пестрый коллаж из людских историй и судеб, это и мемуарная проза, и – по сильно выраженному присутствию автора, эмоциям и оценкам – эссеистика. В них, как правило, колоритные и очень узнаваемые типажи наших соотечественников. О чем пишут священники? О своей пастве. О сути пастырского служения. Священническая проза – это и взгляд из алтаря, изнутри «поповского быта», и в то же время это «глас народа», потому что прозаик, неважно, священник он или нет, говорит от имени своих героев…

Источник: pravchtenie.ru

Существует ли православное предпринимательство?

16 октября архиепископ Петергофский Амвросий, викарий Санкт-Петербургской епархии, освятил отремонтированные силами Союза православных предпринимателей первые помещения в историческом здании Духовной Академии, а также триптих святых, являющихся покровителями Союза. О том, что такое православное предпринимательство и чем оно отличается от обычного, мы и поговорили с владыкой.

Владыка, скажите, чем вообще отличается православный предприниматель от других предпринимателей? Расскажите немного о Союзе православных предпринимателей Санкт-Петербурга?

Этот Союз сложился некоторое время назад сам по себе, отнюдь не благодаря моему участию, а по инициативе тех людей, которые занимаются предпринимательством, являются людьми верующими и как-то вместе прониклись жизнью почти современного нам и очень известного здесь, на северо-западе, святого преподобного Серафима Вырицкого.

Преподобный Серафим был купцом, потом стал монахом, и теперь почитается иже во святых. Петербургские предприниматели, изучая жизнь преподобного, пришли к мнению, что и сегодня, в XXI веке, можно попытаться осуществить подобный путь человека, который ведет хорошо какое-то экономическое дело и одновременно стремится к главной цели всякого христианина – к святости.

Ведь эта цель стоит перед каждым, независимо от того, кто он: предприниматель, водитель автобуса, священник, строитель, уборщица, учитель или преподаватель вуза. Преподобный Серафим Вырицкий для участников Союза стал очень ярким и наиболее убедительным примером того, как можно пройти по этому пути и достигнуть главной христианской цели. Конечно, преподобный Серафим жил совсем в другое время, когда действовали другие экономические и просто внутриобщественные законы. Сегодня ситуация у нас в стране в корне отличается от той, которая была накануне революционных событий, во времена преподобного Серафима Вырицкого.

Каким Вы видите современного православного предпринимателя?

Прежде всего, это честный христианин. Мы называем себя православными и одновременно часто в жизни своей позволяем себе не быть таковыми по сути. Это касается любого рода деятельности. Если мы говорим, что мы – христиане и одновременно брата своего обманываем или оскорбляем из-за того, что он составляет конкуренцию в бизнесе или по каким-то другим причинам, – мы перестаем быть христианами.

Если мы называем себя христианами, и одновременно нам присущ грех коррупции или какой-то иной грех, связанный с обманом в экономической деятельности, – мы перестаем быть христианами.

Предпринимателю, который должен действовать очень быстро, четко принимать те или иные решения прежде всего в угоду своему делу, приходится сильно рисковать, выбирая между своим доходом, успехом своего дела и нарушением всего того, что мешает человеку быть хорошим христианином. Поэтому православный предприниматель должен понимать все риски и выбирать между грехом и святостью, между тем, что говорят его вера и совесть, и теми условиями, в которые он поставлен, и принимать решения в пользу Христа.

К сожалению, часто это может заканчиваться большими потерями для собственного бизнеса. Наверное, этим и отличается православный предприниматель от других предпринимателей, которые могут переступать через законы, через людей исключительно ради собственной выгоды.

Союз православных предпринимателей Санкт-Петербурга как раз и был создан для того, чтобы верующие люди друг другу помогали в тех непростых ситуациях, в которых оказывается кто-то из членов этого союза.

В Союзе представлен чаще всего скромный бизнес, предприниматели помогают друг другу кто-то юридической консультацией, добрым советом, помощью собственного опыта ведения того или иного бизнеса, подсказывает своему собрату во Христе, как нужно поступить в той или иной ситуации или помогает ему выйти из неблагоприятной. Заводятся множество хороших и плодотворных знакомств. Развивается деловое сотрудничество между предпринимателями в Союзе.

Через некоторое время после создания сообщества основатели Союза, а прежде всего его председатель – Владислав Жукович – пришли ко мне, рассказали о своих целях, о своей идее. Я отнесся к ней довольно сдержанно. У меня было достаточно сдержанное отношение к людям, занимающимся бизнесом.

Читайте также:  Как избежать штрафа за несвоевременную подачу декларации по УСН

Ведь мы нередко изначально представляем себе человека, который занимается предпринимательством, как человека нечестного, который нарушает законы и обязательно может где-нибудь подвести. Образ остался из 90-х годов и также навязан советской пропагандой. Это неправильно.

И само дело предпринимательства, к сожалению, очень часто в нашей православной среде воспринимается, как что-то Богу неугодное. Это не так. Это не по-христиански.

Примеры должного отношения мы можем найти и в Священном Писании, и у святых отцов. И преподобный Серафим Саровский, даже будучи сыном купца, тоже приводил примеры духовной жизни, как некий прибыток в том или ином деле.

Каким Вы видите сотрудничество православного предпринимателя и Церкви?

Я думаю, что здесь сотрудничество должно заключаться в общем делании каких-либо добрых дел в отношении людей, или в отношении прихода, или Академии. А также в воспитании молодого поколения, которому предприниматели из нашего Союза хотели бы привить находящийся еще в стадии своего формирования новый опыт православного предпринимательства.

Сейчас в России существует много различного рода программ дополнительного образования, где молодых людей учат, как нужно вести дело, учат, каким образом осваивать деньги, чтобы обогатиться. Этот путь, конечно, самый легкий и быстрый, но это не наш путь. Поэтому наши предприниматели решили организовать коворкинг для молодых людей, желающих заниматься предпринимательством. На курсах, которые будут разработаны членами Союза, молодые люди смогут узнавать о моральных принципах, заложенных в основу деятельности православных бизнесменов. Все, кто входит в этот Союз, являются людьми верующими и хотели бы опыт преподобного Серафима Вырицкого и сами усвоить, и передать молодому поколению.

Может, это звучит несколько амбициозно, но наши исконные православные купеческие традиции сегодня в Петербурге уже изучаются, люди пытаются применить их в своей деятельности и молодых людей научить. Такое сотрудничество мы приветствуем, и в этом смысле Духовная Академия могла бы содействовать привлечением петербуржской молодежи. Союз православных предпринимателей приготовил первые помещения в историческом здании Духовной Академии для того, чтобы молодые петербуржцы могли встречаться, знакомиться с нашими студентами и одновременно осуществлять тот процесс обучения предпринимательству, о котором я пытался рассказать.

Существуют виды деятельности, которые очевидно не могут быть согласованы с жизнью верующего человека (наркоторговля, ростовщичество, отмывание денег). Есть ли сферы деятельности, которые на первый взгляд кажутся безобидными, но таят в себе духовные опасности? Чем бы Вы не советовали заниматься православному предпринимателю?

Для православного человека недопустима деятельность, связанная с коррупцией, с подкупом, с отмыванием денег, с наркоторговлей, с индустрией безнравственности. Все, что противоречит евангельскому образу жизни, безусловно, не может быть положено в основу экономической или предпринимательской деятельности человека, который заявляет о себе как о христианине.

Как поступать православному предпринимателю, если для развития его бизнеса ему приходится так или иначе участвовать в коррупционных схемах, давать взятки, завышать показатели своего бизнеса?

На этот вопрос должен дать ответ, прежде всего, сам православный предприниматель. Потому что, с одной стороны, этот вопрос звучит очень четко и ясно, но с другой стороны, мы же прекрасно понимаем, что в его формулировках заложены подчас разные ситуации, которые не всегда можно однозначно охарактеризовать как греховные.

В житиях святых мы читаем, как христиане пытались своих братьев и сестер освободить из тюрем. Они подкупали начальников, стражей для того чтобы дать своим собратьям свободу. С формальной точки зрения они грешили, они давали взятку. Но здесь из двух зол выбиралось самое меньшее. Они спасали человека от смерти, от незаконного осуждения.

Собирали деньги всей христианской общиной для того, чтобы выкупить этого человека.

Союз православных предпринимателей в Петербурге и создан для того, чтобы любой из его членов мог в той или иной трудной ситуации обратиться к своим собратьям, обсудить эту ситуацию и прийти к какому-то выводу. Со мной иногда тоже подобные вопросы обсуждаются, но больше всего эти вопросы касаются именно положительной деятельности: благотворительности или каких-то просветительских проектов.

Я не являюсь духовником всего Союза, потому что можно быть духовником только отдельных людей. Как священнослужитель, могу себя назвать куратором этого Союза по просьбе его создателей. Как куратор я еще никогда не сталкивался со сложными вопросами. Каждый, видимо, решает этот вопрос индивидуально со своим духовником и не всегда выносит на обсуждение.

Поэтому мне сложно ответить однозначно на этот вопрос. Но, безусловно, коррупционные схемы, взятки непозволительны. Все это должно уходить из нашего общества, иначе будущего у общества не будет. И, наверное, те люди, которые возьмут на себя такой подвиг честного ведения дела, будут терпеть урон. Но одновременно их жизнь, мне кажется, будет положена в основу того будущего, которое будет избавлено от тех экономических безобразий, которые портят жизнь многих наших семей, многих наших людей и нашего Отечества сегодня.

В дар Союзу Вы освятили иконы святых небесных покровителей предпринимателей. Почему именно эти святые – святой Спиридон Тримифунтский, преподобный Иосиф Волоцкий, преподобный Серафим Вырицкий – являются покровителями предпринимательства?

Их выбрал себе сам Союз. О преподобном Серафиме Вырицком я уже сказал: он является образцом ведения дела, жизни и святости. Что касается преподобного Иосифа Волоцкого, мы знаем, что он заботился не только о духовной жизни братии, но и о материальной составляющей Церкви.

Его воззрение заключалось в том, что и материальное можно освятить и преподнести, как дар Богу через служение людям этим материальным. А что касается святителя Спиридона Тримифунтского, то он полюбился нашим братьям, поскольку они перед тем, как создавать Союз, часто совершали паломничество на Корфу и молились у мощей святителя Спиридона. Его многие из Союза очень любят.

Читайте также:  Нужно ли репетитору регистрироваться как ИП

Так сложилось, что всякая беседа, собрание, совещание Союза обязательно предваряется служением молебна Христу Спасителю, Божией Матери и этим святым. Недавно по просьбе создателей Союза студенты нашего иконописного отделения написали иконы этих трех святых. В честь освящения триптиха и в честь готовности трех аудиторий для того, чтобы задачи и цели, которые поставил перед собой Союз, смогли осуществляться в Духовной Академии, члены Союза пригласили правнука преподобного Серафима Вырицкого, Василия Набоко. Он на днях приехал из Болгарии, посетил нашу Духовную Академию, привез четки своего святого прадеда, рассказал о том, что ему рассказывала мама, принял участие в молитве и в заседании Союза православных предпринимателей. Таким образом, Союз принял благословение одного из святых, избранных самими членами Союза себе в качестве покровителей.

Каким Вы видите правильное отношение православного предпринимателя к материальным благам и открывающимся возможностям их использования?

Бог дал, Бог взял. В прошлом году я совершал паломническую поездку на Афон. Зима в том году на Афоне была достаточно снежная, принесла много проблем. Когда мы путешествовали, передвигаясь на автомобиле, мы попали в аварийную ситуацию: наша машина уже практически летела в пропасть. Нас развернуло благодаря маленькому бордюрчику и понесло вниз уже в другую сторону пропасти.

Но нас остановили внизу две машины, которые столкнулись ранее и были сильно повреждены. Это были автомобили, принадлежавшие сербскому монастырю. Когда мы вышли из своего автомобиля целы и невредимы, мы увидели монахов из тех двух машин.

Они улыбались, крестились и говорили: «Слава Тебе, Господи, все живы и здоровы!» Представьте себе реакцию на подобную ситуацию мирского человека где-нибудь в России или в Греции. Она была бы совсем другой. Для меня это был потрясающий пример отношения монахов к материальному богатству.

Что такое эти дорогие, может быть, действительно хорошие, новые, недавно подаренные машины по сравнению с жизнью человека? Они не составляют никакой ценности. Это был лично для меня поразительный, красноречивый урок.

Независимо от того, кто мы – монахи, священники, предприниматели, – мы должны именно таким образом относиться к материальному богатству. Материальное богатство есть средство.

И очень хорошо, что человек умеет использовать свои Богом данные таланты – смекалку, математические, интуитивные и иные способности – для того, чтобы зарабатывать деньги, но одновременно не зацикливаться самому на всем этом заработанном, а пытаться подарить это другим людям. Ведь только таким образом можно получить радость. Безусловно, не забывая о семье, заботясь о будущем своих детей, но одновременно и другим людям давать. В этом смысле многие богатые люди, миллиардеры, по-разному сковавшие свое состояние, тоже могут быть для нас примерами. Я сейчас не готов перечислить какие-то имена, но читал о тех людях, которые жили и сейчас еще живут и ведут скромный образ жизни, но достаточно большие средства отдают детским домам, домам престарелых, устраивают какие-то образовательные и очень добрые программы, помогают нуждающимся людям.

Для нас, православных людей, это прекрасный пример – нужно не только о себе заботиться. Если мы не будем так поступать, мы просто никогда не станем счастливыми, потому что денег никогда не бывает много. Их всегда будет мало. Даже если их будет больше, их все равно будет недостаточно.

  • Архиепископ Петергофский Амвросий
  • бизнес
  • вера
  • предпринимательство

Источник: xn--g1aneag3f.xn--p1ai

Могут ли священники получать зарплату?

Обычных людей зачастую шокирует вид священника с деньгами в руках. Дело даже не в сумме — деньги сами по себе кажутся людям какими-то «недуховными», а священник, который должен вроде бы только молиться, поститься и слушать радио Радонеж. тут же становится каким-то «лицемером», поправшим заветы Библии.

Человек нередко из-за такой мелочи разочаровывается в религии. Но откровенно говоря, основывается данное понимание священника на незнании людьми Священного Писания. Потому что на самом деле…

Библия разрешает священникам получать зарплату.

Еще с самого начала — Ветхого Завета, священнослужителям (левитам) предписывалось кормиться и иметь заработок от алтаря, то есть от того, что люди приносили в храм как жертву Богу:

«так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела.» (Чис 18:24)

«И скажи им: когда вы принесете из сего лучшее, то это вменено будет левитам, как получаемое с гумна и получаемое от точила; вы можете есть это на всяком месте, вы и семейства ваши, ибо это вам плата за работы ваши в скинии собрания;» (Чис 18:30-31)

Новый Завет и деньги

В Новом Завете Иисус Христос деньги также не проклинал. А апостол Павел пишет в первом послании Тимофею о содержании священников:

«Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.»(1Тим 5:17)

И в послании к Коринфянам:

«Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника» (1 Кор. 9:13).

Священники — бессребреники

Но как же быть с многочисленными православными святыми, которые прославились своим нестяжанием? Например — святые Косма и Дамиан или великомученик и целитель Пантелеимон? Да, бессребреничество – было, но это всегда был добровольный аскетический подвиг. Никакой «обязаловки» для всех тут не было.

Священники на мерседесах

Прочитав данную статью, читатель возможно усмехнется — «а, понятно, значит попы могут покупать себе крутые джипы и купаться в золоте».

Конечно, другая крайность также неверна. Священник должен получать зарплату, но отличаться в покупках скромностью и необходимостью, а не модностью или статусом. К сожалению, некоторые священники действительно увлекаются ненужными тратами, чем вызывают соблазн у слабых людей. Но это — тема отдельного разговора со своими деталями и подводными камнями.

2,275 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

Источник: xn--80afce4b.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин