Одно из популярных направлений деятельности самозанятых – перевозка пассажиров и грузов. Уже год назад в этой сфере насчитывалось свыше 5 млн водителей. Сейчас по данным ФНС таксистом является каждый пятый плательщик НДП (налога на профессиональный доход).
Что изменится для самозанятых таксистов после 1 сентября 2023 года
Число самозанятых таксистов постоянно растет, соответственно, и уровень контроля за их деятельностью повышается. Изменения в законе 580-ФЗ направлены на обеспечение безопасности пассажиров и упрощение процедуры получения статуса плательщика НПД для таксистов.
В частности, самозанятый водитель сможет осуществлять свою деятельность только при наличии договора со службой заказа такси (любой). При этом за ним остается право на установление собственных тарифов – хотя на практике водители стараются не нарушать ценовую политику службы.
Самозанятый: незаконное взыскание налога на профессиональный доход с водителя такси.
Согласно новому законодательству разрешение на работу в такси будут выдаваться бесплатно во всех регионах России. Получить его можно через подачу заявки в МФЦ либо оформив ее на сайте «Госуслуги». Документ выдается в электронном виде в течение 5 рабочих дней.
К заявке прилагаются права категории «В» (с водительским стажем не менее 3 лет) и выписка из реестра такси с информацией об автомобиле.
Кроме того, будущий самозанятый водитель такси должен предоставить справку:
- медицинскую – свидетельствующая о том, что претендент на работу в такси не имеет противопоказаний к управлению автотранспортом;
- об отсутствии судимости по ст. 328.1 ТК РФ.
И, в отличие от ИП, самозанятый обязан предъявить договор со службой такси.
Наличие правильных документов – это еще не гарантия получения разрешения. Водителю еще надо пройти аттестацию, в процессе которой он показывает знание расположения органов местной власти, образовательных и медицинских учреждений, достопримечательностей населенного пункта, где он собирается работать.
Чтобы у водителя не осталось сомнения в необходимости получения разрешения, закон предусматривает наказание для службы такси, которая попытается заключить соглашение с нелегальным перевозчиком: 10 заявок, переданным в течение месяца подобным водителям с высокой вероятностью приведет к блокированию службы в интернете.
С 1.09. 2023 г. вырастут и расходы самозанятых водителей. В частности, закон 580-ФЗ обяжет таксистов самостоятельно приобретать ОСАГО по тарифу для перевозчиков. Он в несколько раз превышает полис для обычных автомобилистов.
Прохождение медосмотров и заполнение путевых листов перед сменой остаются в силе, причем, организация этих процессов оплачивается таксистом.
Кому будет отказано в выдаче разрешения
Владелец авто и соответствующих прав не может рассчитывать на разрешение, если он за день до перевозки не погасил более трех админштрафов за нарушение ПДД. Получит отказ и водитель, более одного раза за год подвергавшийся аресту за несоблюдение Правил.
Запрещено заниматься перевозкой пассажиров лицам с неснятой либо непогашенной судимостью за тяжкие преступления – убийства, похищение, грабеж и другие противоправные действия, перечисленные в ст. 328.1 ТК РФ.
Но даже самый законопослушный автолюбитель не получит разрешение, если он плохо ориентируется в городе, в котором собирается таксовать.
Требования к автомобилю
Самозанятый может работать на собственном автомобиле, арендованном, взятом в кредит или лизинг. Независимо от принадлежности транспортного средства, на него необходимо получить лицензионное разрешение. В нем указываются паспортные данные водителя, номер и марка авто, информация о ведомстве, выдавшем документ. Лицензия самозанятому выдается только на один автомобиль. Ее получение обходится водителю в 3-5 тыс. руб., и действует она в течение 5 лет.
Таксист обязан предъявить разрешение на авто по первому требованию пассажира или сотрудника ГИБДД. Ее отсутствие на момент проверки приведет к наложению штрафа в размере 5000 руб. Документ может быть отозван до истечения срока действия, если пассажирам при расчете не выдается чек, авто не отвечает требованиям такси либо были зафиксированы неоднократные нарушения ПДД с его участием.
Преимущества самозанятым водителям в службах такси
С самозанятыми водителями охотно сотрудничают такие крупные агрегаторы как «Яндекс-Такси», «Максим» и др. Их не надо официально трудоустраивать, многие организационные вопросы самозанятый таксист решает сам. В свою очередь, агрегаторы стараются создавать привлекательные условия для самозанятых – например, при распределении заявок ставят их в приоритет, не взимают с них комиссию таксопарка, переводят средства прямо на карту водителя минуя посредников и пр.
Еще один плюс работы в статусе самозанятого – возможность использования налогового вычета 10 000 руб.
Источник: taxi-kar.ru
Стоимость поездки доходила до 5 тысяч: как изменится работа такси в сентябре после изменения законодательства
Цель федерального закона — урегулировать легальную деятельность водителей: избавить дороги от «серых» таксистов. Разрешат работать не только юрлицам, но и самозанятым. При этом допустят к работе далеко не всех: нужно будет оформить несколько документов, предоставить справку об отсутствии судимости.
Появится и ответственность: теперь все водители должны ежедневно проходить медосмотр, а машины — техосмотр (раньше это было за таксопарками). Агрегаторы теперь будут возмещать ущерб пассажирам за вред здоровью в случае ДТП.
Как новшество отразится на пассажирах?
Сами водители скептически относятся к нововведениям. Они считают, что количество таксистов уменьшится, потому что работать смогут только легальные — с лицензией. Это приведёт к росту цен на услуги для потребителей. Проезд по городу может составлять и 500 рублей: цифра приблизительная и может быть как меньше, так и больше, говорит председатель профсоюза такси региона Станислав Татаренко.
«Если частник делает лицензию сам, то должен решить, где проходить медосмотры, техосмотры предрейсовые. Никто из организаций просто не потянет нас всех принять. Причём это должна быть не абы какая организация, а профессиональная», — считает Татаренко.
Водитель уверяет, что стоимость осмотра шофёра и машины не маленькая — 800-1000 рублей. Это придётся закладывать в тариф.
«Я думаю, что в сентябре цены сильно скакнут на пару недель или месяц, пока водители не найдут лазейки», — считает Татаренко.
Есть и другие сложности: не все водители занимаются оформлением, многие даже не знают, как получить справку об отсутствии судимости. Перевозчик считает, что некоторые могут перестать работать с агрегаторами и таксопарками и вернутся к старой практике поиску клиентов с шашечками на точках. Альтернатива — договариваться о поездках в разных чатах. За 100 рублей калининградцев возить никто уже не будет.
Председатель общественного совета по развитию такси в регионах Ирина Зарипова предлагает властям области активизировать работу с водителями, донести до шофёров все изменения.
«Если водитель что-то не знает, это недоработка местных властей. Закон был принят в 2022 году, и много за это время обсуждалось на различных площадках», — считает эксперт.
По словам специалиста, агрегаторы не будут накручивать тарифы с сентября, но у программ динамическое ценообразование.
«Не так давно был эксперимент со стороны такси «Максим» в одной из областей. Они выдавали заказы только легальным таксистам. Эксперимент продлился три часа, и стоимость поездки доходила до 5 тысяч», — рассказывает Зарипова.
Калининградские таксисты уверены, что подобное весьма вероятно и в нашем регионе: часть водителей сойдут с линии для оформления документов.
Что говорят власти?
В правительстве области подтвердили, что пока не оформляют самозанятых. Причина — закон не вступил в действие.
«Приём документов на выдачу разрешений самозанятым начнётся с 1 сентября 2023 года, когда поправки в федеральный закон о такси вступят в силу. На сегодняшний день нет законных оснований для выдачи разрешений самозанятым», — сказано в ответе регионального министерства развития инфраструктуры на информационный запрос «Клопс».
Власти рекомендуют водителям самостоятельно искать компании, которые смогут оказывать услуги по медицинским осмотрам и проверки машин.
«Организовать технический контроль и медицинский осмотр можно, например, заключив договор либо с имеющимися автотранспортными предприятиями, либо с какой-либо другой организацией, имеющей соответствующих специалистов», — отметили в министерстве инфраструктуры.
Всех таксистов занесут в специальные реестры. Это шанс для нелегалов выйти из тени, говорит министр развития инфраструктуры области Евгения Кукушкина.
«Обратиться за разрешениями можно как к нам напрямую в министерство, так и через госуслуги или МФЦ. Требования к самому парку прежние: белые или жёлтые машины с шашечками. Безопасность перевозок ложится на агрегатора», — сказала министр.
Срок действия разрешений, который выдаёт регион, составляет 5 лет. Ранее услуга обходилась водителям в 2 100 рублей. С сентября это будет бесплатно, что должно поддержать отрасль. Аттестация на знание города не требуется.
В правительстве области дали несколько рекомендаций таксистам для быстрого оформления документов.
- Самозанятым следует зарегистрироваться в налоговом органе, либо работать в качестве индивидуального предпринимателя или организации (например, как общество с ограниченной ответственностью).
- Если на настоящее время индивидуальным предпринимателям или организациям уже выданы разрешения на осуществление перевозки пассажиров и багажа в такси — они действительны на весь указанный в них срок. Никаких дополнительных документов оформлять не требуется.
Одна из причин повышения цен на такси в Калининградской области — наплыв туристов.
Источник: klops.ru
Взлетят цены и вернутся бомбилы: чем обернется новый закон о такси
Если раньше «наши люди» на такси не ездили разве что в булочную, то теперь, возможно, не будут ездить на нем вообще никуда. Всё дело в том, что сегодня вступил в силу закон о такси. Его авторы утверждают, что изменения сделают поездки безопаснее, но за безопасность нам придется существенно доплатить. Разбираемся, как в рублях будет выглядеть это «существенно», насколько вырастут цены на такси, сколько времени теперь придется ждать машину и какие еще последствия мы увидим уже скоро.
Что изменится для агрегатора
Сейчас большая часть рынка такси в России занята агрегаторами — онлайн-сервисами по заказу такси, к которому присоединяются водители через приложение на смартфоне. Долгое время всё, что требовалось от водителя, — иметь автомобиль и телефон с доступом в интернет.
После вступления закона в силу агрегаторы такси перестанут быть просто посредниками между клиентом и водителем и станут полноценными участниками процесса. Теперь им придется организовать региональное представительство, если компания выводит на работу более 4000 автомобилей в сутки, а также создать реестр перевозчиков, в который каждая служба заказа должна будет внести всех таксистов, работающих на нее.
— У агрегаторов появляется необходимость внедрения технических решений для постоянного обмена данными о поездках с общим реестром, — рассказал нам управляющий директор «Ситимобил» и «Таксовичкоф» Дмитрий Коваленко.
Закон обязывает агрегаторов такси брать большую ответственность за своих водителей. Теперь служба заказа будет нести субсидиарную ответственность вместе с перевозчиком, отслеживать, соответствует ли водитель законным требованиям и добросовестно ли он выполняет свою работу. Если агрегатор больше 10 раз передаст заказ водителю, который не имеет права работать, то компании запретят работать.
Субсидиарная ответственность — вид ответственности, который позволяет взыскать долг не только с должника, но и с любого лица, контролирующего его.
Что изменится для таксиста
Во всех регионах появится реестр перевозчиков, таксистов и рабочих автомобилей. Все таксисты, включая самозанятых, будут обязаны зарегистрироваться в этом реестре. Самозанятые водители смогут сами получить разрешение на работу в такси, подав заявку в МФЦ или через «Госуслуги». Таксистам необходимо предоставить медицинскую справку об отсутствии противопоказаний для управления автомобилем, права категории В с водительским стажем от трех лет, а также договор с агрегатором, который необходимо предварительно заключить. А еще справку об отсутствии судимости — теперь водителем такси не сможет стать человек с неснятой или непогашенной судимостью за насильственные преступления.
Работа на своем автомобиле допускается по закону, но при соблюдении ряда условий: сами автомобили необходимо привести к единообразию — все такси должны иметь соответствующий рисунок шашечек на машине и оранжевый фонарь на крыше. Вопрос о едином цвете машин будет решаться на региональном уровне. Внутри салона необходимо разместить информацию о перевозчике и водителе. Марка и возраст автомобиля не имеют значения.
Водителю будет необходимо оформить два полиса: страхования жизни и имущества пассажиров, а также ОСАГО. Последний пункт может стать проблемой, так как тарифы для таксистов намного дороже, чем для обычных водителей.
Также водители больше не смогут работать круглые сутки — по новому закону за рулем таксист может провести не более 12 часов в день, а если он работает пять дней в неделю, то рабочее время не может превышать восьми часов. Если пятидневка невозможна, то допускается учет времени суммированием при условии, что больше 10 часов за рулем проводить нельзя. Исключение — продление срока на два часа для завершения заказа.
Если водитель такси попадет в аварию, то теперь он будет первым на очередь взыскания компенсации — если в ДТП с наемными водителями пострадавший мог предъявлять претензию как к водителю, так и к владельцу автомобиля, то теперь погасить долг придется таксисту, а уже если он окажется не в состоянии выплатить всю сумму — клиент имеет право предъявить ущерб агрегатору.
Вишенкой на торте стало требование об экзамене по «географии» города — водители будут обязаны пройти тест на знание главных улиц, остановок и пунктов назначения в городе. То, как именно будет проходить экзамен, а также кто будет его принимать, в законе не уточняется. Всё это может привести к тому, что водить такси 1 сентября будет просто некому.
— Вступление в силу нового закона определенно негативно скажется на количестве водителей, которые будут выходить на линию с 1 сентября. Это, в свою очередь, повлияет и на стоимость поездки в такси, — заявил Дмитрий Коваленко.
Что изменится для пассажира
В конечном счете последствия всех изменений лягут и на плечи пассажиров. Несмотря на благие намерения авторов закона, на сегодняшний день новый закон не сулит ничего хорошего для клиентов такси.
В первую очередь с 1 сентября изменится цена поездки. К сожалению, высока вероятность, что из-за закона первое время многие водители не смогут легально заниматься перевозкой. Это значит, что количество автомобилей сократится, и при сохранении спроса это приведет к росту цен. По данным «Известий», цены на такси за последний год и так успели вырасти на 10–30%, и неизвестно, на сколько еще увеличится стоимость поездки. На это также повлияет динамика стоимости страхования, расходы на эксплуатацию автомобилей.
Сервис такси «Максим» проводил эксперимент, в котором проверил, что будет, если закон начнет работать так, как он запланирован: агрегатор вывел на работу только соответствующих требованиям водителей. Результат оказался неутешительным — цены взлетели вверх, а уехать смогли лишь 2% клиентов. Гендиректор такси «Максим» Максим Шушарин привел любопытное сравнение:
— При уменьшении количества водителей на 30% алгоритмы увеличивают стоимость примерно в два раза. Представьте, что будет, когда количество водителей уменьшится не на 30%, а в 30 раз, – заявил Максим Шушарин.
Среди очевидных плюсов закона можно выделить безопасность пассажира, считает Дмитрий Коваленко: на заказ приедет именно указанный водитель, у него не будет судимости, а сама поездка будет гарантированно застрахована.
— Из преимуществ можно выделить прозрачность регулируемой части рынка — вся информация о деятельности игроков будет «на ладони» от самого момента заказа, — отметил Дмитрий Коваленко, — пассажиры теоретически будут на 100% уверены в безопасности поездки и том, что перевозчик выполняет все условия для допуска на линию. Строго говоря, это происходит и сейчас, но с новым законом количество проверок и доступных данных будет больше.
Таксисты уже придумали схему обхода
Некоторые перевозчики уже придумали способ временного обхода закона. Например, сервис «Максим» вышел из ситуации оригинально — наряду с заказом такси стала доступна «аренда автомобиля с экипажем».
На каждый такой заказ между пассажиром и водителем заключается письменный договор через мобильное приложение, после чего поездка уже не квалифицируется как такси. Агрегатор уверяет, что на такой вид перевозок будет распространяться стандартная программа материальной защиты пассажиров и водителей, сумма выплат которых составляет до двух миллионов рублей на каждого пострадавшего.
По словам директора сервиса «Максим» Максима Шушарина, создание нового вида перевозок поможет спасти города от транспортного коллапса и создаст переходный период, который не предусмотрен в законе.
— Новый закон о такси не предполагает переходного периода и не дает самозанятым водителям возможность заранее получить разрешения на деятельность такси, — заявил Максим Шушарин. — Рассчитываем, что преимущества, которые есть у водителей с разрешениями на деятельность такси в виде низкой комиссии и приоритетов, будут поводом для других водителей выполнить необходимые действия и получить доступ к заказам по тарифу «Такси».
Не отстают и сами таксисты, несогласные с новым законом. Некоторые водители уже начали кооперироваться и создавать локальные чаты, в которых они могут договориться с пассажиром напрямую, без посредника в лице агрегатора.
— Мы в итоге имеем, что самозанятые водители не смогут выполнять обязательные требования. Мы с этой «ядерной бомбой» можем увидеть выжженное поле, как в 90-е, когда такси вызывали «с руки» и непонятно, к кому ты сел и кто к тебе сел, — заявил директор службы заказа такси «Максим» Максим Шушарин.
Управляющий директор «Ситимобил» и «Таксовичкоф» Дмитрий Коваленко разделяет опасения своего коллеги.
— Что касается возврата рынка к различным «серым» схемам — это можно прогнозировать с высокой вероятностью. С учетом нововведений практически исключается возможность подработки в такси, а это довольно распространенная практика, особенно в регионах. В новых условиях это становится экономически нецелесообразно, так что риск возврата бомбил и вызова такси «с руки» действительно велик, особенно в регионах, — констатировал Дмитрий Коваленко.
Источник: v1.ru