Если самозанятый заключил договор со своим бывшим работодателем, по которому выполняет работу или оказывает этой организации услуги, то как быть с налогами с доходов самозанятого? Какие налоги платит самозанятый, а какие — организация? В статье мы попробуем в этом разобраться.
Есть ли ограничения и какие?
Надо сказать, что ситуация, при которой работодатель пользуется услугами своего бывшего работника, находящегося в статусе самозанятого, является довольно распространенной. Например, бывший работодатель может заключить с самозанятым гражданско-правовой договор на оказание услуг или выполнение работ.
Существуют ли какие-то ограничения на саму возможность реализации такого варианта? Какими будут налоговые последствия такой ситуации? Кто и какие налоги должен платить?
Сразу скажем, что нет никаких законодательных ограничений на заключение гражданско-правового договора между работодателем и его бывшим сотрудником. Но при этом есть особенности (ограничения), связанные с налогообложением, суть которых состоит в следующем.
Если бывший сотрудник уволился менее двух лет назад, и заключил договор с бывшим работодателем в качестве самозанятого, то в отношении доходов, полученных от бывшего работодателя, он не может быть плательщиком налога на профессиональный доход. Его доходы в этом случае облагаются НДФЛ.
Более подробную информацию о налогах самозанятых и их работодателей вы найдете в следующих разделах статьи.
Какие налоги платит самозанятый
Любой гражданин, зарегистрированный в качестве самозанятого, платит налог на профессиональный доход (НПД) в размере 4 процентов, если получает доход от физического лица, и в размере 6 процентов, если получает доход от юридического лица. В этом — главное отличие самозанятого от физического лица, так как физическое лицо в аналогичной ситуации должно уплачивать налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13 процентов.
При этом особо отметим, что самозанятые, уплачивающие НПД, освобождаются от уплаты НДФЛ, но только в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения НПД.
Поясним сказанное на примерах.
Пример 1. Гражданин оказывает услуги в качестве самозанятого не своему работодателю и одновременно работает по трудовому договору. В этом случае он является плательщиком двух налогов – НПД и НДФЛ.
Пример 2. Гражданин работает только в качестве самозанятого. В середине года он достиг потолка по величине дохода, облагаемого НПД. Напомним, что максимальный годовой доход самозанятого составляет 2,4 млн рублей. При превышении этой суммы гражданин автоматически перестает быть плательщиком налога на профессиональный доход, а с доходов, превышающих потолок 2,4 млн рублей, он уплачивает НДФЛ.
Законом установлено, что не облагаются НПД доходы от оказания (выполнения) гражданами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных граждан или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад. Поэтому, если самозанятый выполняет работы или оказывает услуги своему работодателю или бывшему работодателю (когда не прошло двух лет с момента его увольнения), то доходы самозанятого не облагаются НПД, а облагаются НДФЛ.
Сотрудник, ИП, самозанятый: как сэкономить на зарплатных налогах
Какие налоги перечисляет работодатель
Налоговым кодексом установлено, что, в частности, российские организации, индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми гражданин получил доходы, обязаны исчислить, удержать у гражданина и уплатить сумму налога на доходы физических лиц (НДФЛ), исчисленную по правилам Налогового кодекса РФ, с учетом предусмотренных Кодексом особенностей.
В этом смысле российские организации именуются налоговыми агентами. Они обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов гражданина при их фактической выплате.
Но если контрагентом организации является самозанятый гражданин, то при соблюдении законодательных ограничений организация не должна удерживать у гражданина и уплачивать НДФЛ, так как в этом случае сам самозанятый уплачивает НПД.
Напомним, что страховые взносы уплачивают организации. Объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии законодательством. Это, в частности, относится к гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
А как организация должна поступать с самозанятыми? Законом установлено, что с доходов самозанятого, облагаемых НПД, уплачивать страховые взносы организация не должна. То есть, говоря юридическим языком, доходы, подлежащие учету при определении налоговой базы по налогу на профессиональный доход, не признаются объектом обложения страховыми взносами.
Законом о самозанятых установлено, что не признаются объектом налогообложения НПД доходы от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам, при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад.
Поэтому, если гражданин являлся работником организации менее двух лет назад, то при выплате вознаграждения за выполнение работ (оказание услуг) по гражданско-правовому договору такому гражданину, являющемуся самозанятым, работодатель должен перечислить страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Источник: lawrecom.ru
Нужно ли уведомлять работодателя о самозанятости
В нашей стране существует такое понятие как “самозанятость”, которое порой заменяют просто на “уплата налога на профессиональный доход”. Дело в том, что это является самостоятельным режимом налогообложения. Однако, он несет за собой много плюсов:
- Вам не нужно авторизоваться в качестве предпринимателя;
- Вы не обязаны кому-либо сдавать свою отчетность;
- Сама ставка налога довольно мала.
Так вот, в таком случае у нас может возникнуть довольно неоднозначный вопрос “Может ли быть самозанятый человек одновременно и работником по найму?”.
Ответ на сущий вопрос
Может ли быть наёмный работник самозанятой личностью? Человек не может платить со своего дохода по договору налог на профессиональный доход, если у него с организацией в трудовые отношения. Также он не может одновременно работать по трудовому договору и оказывать этой же организации определенные услуги. Опять же он не может уволиться и сразу же работать с ИП по гражданско-правовому найму — с момента увольнения должно пройти как минимум два года.
Почему так? Ответ довольно простой, ведь как наемный рабочий вы платите куда больше налог, чем самозанятый, а потому все рабочие и работодатели сразу же бы начали переходить на эту схему. Однако стоит понимать, что у самозанятых нет таких льгот, как у наемных рабочих. Например, отпуск, доплата и компенсация.
Однако, у вас есть возможность совмещать частичную самозанятость и свою основную работу. Вы можете даже сдавать в аренду недвижимость, автомобиль или другие вещи быта своему работодателю. Как это работает? Дело в том, что оказывать услуги и сдавать что-либо в аренду — это разные вещи, а потому первое дозволено делать в сторону своей организации, уплачивая НПД в виде арендной платы.
В какое время лучше уведомлять своего бывшего работодателя
Человек, который ранее работал государственным служащим, должен сообщать своему новому работодателю все данные о месте, где он работал до этого, даже если это место не связано с самой работой. Делать это нужно в период двух лет после увольнения с места работы.
Когда вы, как бывший госслужащий, прибываете на свой пост работы, ваш работодатель сообщает вашей ранней организации о том, что вы теперь работаете у него. Это относится к любым трудовым договорам, при размере заработной платы в превышающей сто тысяч рублей.
Порог в сто тысяч рублей является действенным только для лиц, которые работают по гражданско-трудовому договору. Размер заработной платы никак не влияет на обязанность извещать свой государственный орган.
Есть ли обязанность уведомлять своего бывшего работодателя о том, что вы теперь работаете как самозанятый?
Стоит отметить тот факт, что самозанятые личности являются такими же простыми людьми. Они лишь работают на себя и, чаще всего, не регистрируют себя как Индивидуального Предпринимателя. В основном самозанятые представляют из себя фрилансеров. Например, различные художники, дизайнеры, рерайтеры, репетиторы, программисты, корректоры, консультанты и так далее.
То, что вы теперь стали самозанятым человеком, не нужно сообщать работодателю. Однако, скорее всего, в дальнейшей работе вы будете заключать со своими заказчиками дорогостоящие договоры. Если стоимость оплаты такого договора составляет более ста тысяч рублей, то ваш прежний работодатель должен об этом знать. Для этого вы или ваш заказчик должны будете его уведомить.
Бывают моменты, когда самозанятого оформляют на удаленную работу с оформлением полноценного трудового договора. В данном случае вы должны будете опять же уведомить своего прежнего работодателя о вашей новой работе. Эта обязанность не зависит от размера вашей заработной платы.
Направление уведомления: как это происходит
Как уже было сказано ранее, вашего прежнего работодателя должен уведомить ваш заказчик, нынешний работодатель или вы сами. Эта обязанность необходима к исполнению независимо от статуса организации. К тому же она будет лежать и на тех, кто занимается частной практикой.
Вот представим такую ситуацию: организация решила заказать у человека создание приложения, но еще не так давно он был профессионалом в казначействе. Теперь обязанность уведомить прежнего работодателя лежит на плечах этой организации и его директоре. Представим еще одну ситуацию: предприниматель решил нанять человека с юридической специальностью, который ранее был следователем.
Еще год назад он работал в полиции, а сейчас решает заключить с предпринимателем сделку, договор которой превышает сумму в сто тысяч рублей каждый месяц. В таком случае сообщить прежнему месту работы, а именно полицейскому органу, должен наш предприниматель, потому что он является заказчиком услуг у юриста, который является исполнителем.
Процесс записи уведомления
Само уведомление для прежнего работодателя должно составляться в письменной форме. Однако, какого-то определенного шаблона или бланка нет для заполнения, потому все происходит произвольно. Есть, разве что, несколько пунктов. В них входят реквизиты сторон, вид услуги исполнителя, срок самого договора и должность исполнителя.
Позже составленное уведомление отправляют в организацию. Для этого дается срок в 10 дней. Имеется возможность отправить письмо по почту, но как ценное письмо.
Вы решили не уведомлять бывшего работодателя?
Для государственных служащих все просто: договор будет расторгнут или его могут даже уволить. Ничего более. Однако для работодателей и заказчиков, которые не сообщают организации о том, что взяли к себе в работе бывшего госслужащего, ждет штраф до пятисот тысяч рублей.
Источник: hr-portal.info
Работодатели придумали как съэкономить налоги: перевести работников в «самозанятые»
25 октября 2018 года Госдума начала одобрение нового закона о самозанятых. Проект предусматривает введение нового специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» с 2019 года в некоторых регионах страны. Мы уже описывали подробности этого закона в статье.
Сразу же после одобрения закона, в Интернете стали массово появляться сообщения о том, что работодатели могут съэкономить на НДФЛ и страховых взносах, если перевести работников в «самозанятые» и заключить с ними договор в таком статусе. Действительно ли можно будет съэкономить? Если да, то как оформить документы?
Как сейчас
Если у организации или ИП есть работники по трудовому договору, то с их доходов нужно платить, как правило:
- НДФЛ – 13 процентов;
- страховые взносы во внебюджетные фонды – общая нагрузка в районе 30 процентов.
Какие тарифы по новому закону
По новому закону для самозанятых, оказывающих услуги физическим лицам, предлагается установить ставку налога 4%, для тех, кто оказывает услуги ИП и юридическим лицам — 6%. Платить страховые взносы в ПФР и другие фонды им не требуется.
Применять эти ставки налогообложения можно будет только в тех случаях, если доход не превышает 2,4 миллиона рублей в год (около 200 тысяч рублей в месяц).
Но такие ставки только для самих самозанятых. Как с ними работать “юрикам” и ИП и по каким ставкам облагать вознагражение в их пользу?
Что придумали для экономии
Инициатива такая: можно уводить работников и потребовать от них регистрации в качестве “самозанятых”. А потом работать с ними в таком статусе – не платить ни налоги, ни страховые взносы. Но тут сразу мы натыкаемся на ряд вопросов. Еще можно понять, если юридическое лицо заключает договор на оказание услуг с ИП. В таком случае, действительно, заказчик может не платить обозначенные налоги.
Но если работодатель (организация или ИП) заключит и самозанятым физическим лицом (не являющимся ИП) договор на оказание услуг, то в рамках такого договора страховые взносы в пенсионный и медицинский фонды платить, все равно, потребуется. А это – уже 27, 1 процента от зарплаты.
Более того, даже если в 2019 году заключить договор гражданско-правового характера с «физиком», то с дохода работодателю также потребуется платить 13 процентов в виде НДФЛ.
В результате – никакой экономии для работодателя нет. А вопросы есть:
- какими документами подтвердить, что ваш партнер является “самозанятым”?;
- как узнать, есть ли у него статус ИП?;
- обязательно ли требовать от него документы (паспорт, СНИЛС и прочее)?.
Более того, новый налог «для самозанятых» нельзя будет платить по ставке 6 процентов, поскольку новый закон запрещает гражданам использовать в новом режиме доходы, полученные от компании, бывшей их работодателем в предыдущие 2 года. Об этом пишет портал “Блог кадровика”. То есть, быстро перерегистрироваться в “самозанятые” и вернуться к прежнему работодателю в таком статусе – бессмысленно!
В итоге: схема по переводу работников из обычных работников в «самозанятые» работать, видимо, не будет. По крайней мере – до 2021 года, пока не истечет двухлетний период.
Источник: buhguru.com