1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
2) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
6) использовать в неслужебных целях средства материально — технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
Как заниматься бизнесом в России? ДМИТРИЙ ПОТАПЕНКО
7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
11) принимать участие в забастовках;
12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
2. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.
Комментарий к статье 11
1. В статье установлены правоограничения (запреты), обусловленные особенностями государственной службы.
Их назначение:
— обеспечить эффективную профессиональную деятельность по исполнению полномочий государственных органов;
ТОП-10 бизнес НОВИНОК без больших вложений! НЕ УПУСТИ!!!
— установить препятствия возможному злоупотреблению государственных служащих;
— создать условия для независимости служебной деятельности;
— и вместе с тем гарантировать осуществление государственными служащими гражданских прав.
Запреты имеют абсолютный характер и не связаны непосредственно с исполнением государственным служащим официальных обязанностей.
Если запреты нарушаются в процессе служебной деятельности, то это обстоятельство отягчает ответственность государственного служащего.
Установленные правоограничения можно рассматривать в двух основных аспектах:
— несовместимости должности государственного служащего с другими видами деятельности;
— обеспечения дисциплинарного режима на государственной службе.
Закон (подп. 3 п. 2 ст. 25) за несоблюдение правоограничений обоих видов предусматривает лишь одно последствие — прекращение государственно — служебных отношений, что, на наш взгляд, не совсем правильно.
Прокомментируем сначала запреты на некоторые виды деятельности, не совместимые с государственной службой.
1) В подп. 1 п. 1 комментируемой статьи предусматривается, что государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Это означает, что он не может занимать иную должность в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях. Такое требование имеет безусловный характер и не связано с подконтрольностью, подотчетностью или какой-либо иной «связанностью» с компетенцией государственного органа, в котором работает государственный служащий. Запрет совместительства является юридическим выражением требования о том, что государственный служащий обязан посвящать все свое рабочее время служебной деятельности.
Как видно из содержания комментируемой статьи, право государственных служащих заниматься преподаванием заменено правом на педагогическую деятельность, которая в отличие от понятия «преподавание» законодательно определена.
В Федеральном законе «Об образовании» установлено, что педагогическая деятельность осуществляется:
— в форме индивидуальной трудовой педагогической деятельности (ст. 48);
— в виде сотрудничества с образовательными учреждениями на контрактной основе в формах, предусмотренных уставами этих учреждений (ст. 53).
Образовательное учреждение считается созданным с момента его государственной регистрации уполномоченным органом (п. 5 ст. 33); право на ведение образовательной деятельности возникает у него с момента получения лицензии (разрешения) (п. 6 ст. 33); государственный статус образовательного учреждения устанавливается при его государственной аккредитации (п.
6 ст. 12).
В соответствии со ст. 48 Закона «Об образовании» индивидуальная трудовая педагогическая деятельность рассматривается как предпринимательская и подлежит обязательной государственной регистрации. В свою очередь в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 11 комментируемого Закона государственному служащему предпринимательская деятельность запрещена.
Следовательно, государственный служащий не имеет права заниматься индивидуальной трудовой педагогической деятельностью.
Нормативного определения научной и иной творческой деятельности не существует. Опираясь на неофициальные мнения, высказанные в различного рода публикациях, можно сделать вывод, что под научной деятельностью следует понимать подготовку и опубликование научных монографий, трудов, статей, обзоров; проведение научных исследований (экспериментов, наблюдений, опытов и т.п.) и создание разработок; участие в научных конференциях, симпозиумах, «круглых столах», научно — практических семинарах и т.п.; участие в работе творческих коллективов по анализу различных проблем и разработке рекомендаций и т.д.
Исходя из ч. 1 ст. 44 Конституции РФ, предусматривающей свободу научного творчества, следует считать, что для занятий научной деятельностью не требуется официального статуса научного сотрудника. Каждый государственный служащий независимо от ученых степеней и званий имеет право заниматься научной деятельностью на возмездной основе.
Если свое право на педагогическую деятельность государственные служащие могут реализовать исключительно в форме сотрудничества с образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, то в своей научной деятельности они вправе сотрудничать с любыми организациями, которые проводят научные исследования; организуют конференции, симпозиумы, семинары; осуществляют издание и публикацию научных работ и т.п.
В отличие от образовательной научная деятельность не лицензируется.
Что касается понятия «иной творческой деятельности», то его законодательного определения, кроме сферы культуры, также не существует.
Согласно ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре под творческой деятельностью понимается создание культурных ценностей и их интерпретация. Под культурными ценностями понимаются произведения культуры и искусства, результаты исследований в этой сфере и т.д.
———————————
ВВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615.
Для реализации государственными служащими права на занятие оплачиваемой творческой деятельностью важно подчеркнуть, что она может осуществляться как на профессиональной, так и непрофессиональной основе. При этом не требуется официального статуса творческого работника. Профессиональные и непрофессиональные творческие работники равноправны в области авторского и смежных прав на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства и т.д.
Защита авторских, издательских и иных прав на интеллектуальную собственность осуществляется на основе специальных законов об охране объектов интеллектуальной собственности: Патентный закон, Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, Закон о правовой охране топологий интегральных микросхем, Закон о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных, Закон об авторском праве и смежных правах и др. .
———————————
ВВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2319, 2322, 2328, 2325; 1993. N 32.
Ст. 1242.
Государственные служащие имеют право заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью только вне служебного времени.
Могут ли быть установлены ограничения государственному служащему для занятия научно — исследовательской, творческой и педагогической деятельностью на условиях штатного совместительства? На наш взгляд, могут. Если государственный служащий по роду своих должностных обязанностей непосредственно и существенно участвует в принятии решений, создающих правовые последствия для организации или сотрудников организации, в которой он совместительствует; если руководитель органа, в котором работает государственный служащий, обоснованно считает, что совместительство повредит интересам службы; если организация подконтрольна, подотчетна или регулируется органом, в котором государственный служащий работает. В указанных случаях государственный служащий имеет право обжаловать запрет вышестоящему начальнику либо в суд.
Запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью не исключает выполнение государственным служащим дополнительной работы в соответствии с законодательством о труде. Наряду с выполнением обязанностей по своей должности руководитель государственного органа может поручить ему другие обязанности по иной государственной должности или обязанности временно отсутствующего государственного служащего, если это соответствует его образованию или профессиональной подготовке. При этом размер доплат за совмещение государственных должностей или выполнение обязанностей временно отсутствующего государственного служащего устанавливается в размерах, предусмотренных нормами трудового законодательства.
Хотя запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью и относится к числу занятий, не совместимых с должностью государственного служащего (это специфическое правило государственной службы для развитых стран), он может быть временно и ослаблен. Такой фактор, как низкий уровень оплаты труда, может в какое-то время настоятельно потребовать допуска госслужащих к другой оплачиваемой работе, если государство в рамках своей обязанности по их материальному обеспечению не может установить им соразмерные оклады.
2) Запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью означает одновременно и запрет быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления (подп. 2 п. 1 ст. 11 Закона). Это непосредственно вытекает из ч. 3 ст. 97 Конституции РФ, согласно которой депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью.
Государственные служащие, избранные депутатами Государственной Думы, законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления, приостанавливают свою службу на весь период депутатских полномочий.
Приостановление, как и восстановление на службе оформляется приказами соответствующих руководителей государственных органов, полномочных зачислять этих служащих на государственные должности и увольнять их, на основании заявлений (рапортов) и документов, подтверждающих соответственно избрание их депутатами или прекращение депутатских полномочий.
Граждане по окончании периода приостановления их государственной службы в случаях, предусмотренных подп. 2 п. 1 ст. 11 Закона, вправе продолжить государственную службу или уволиться с нее.
3) Подп. 3 п. 1 комментируемой статьи запрещает государственному служащему заниматься предпринимательской деятельностью.
На какие конкретно виды предпринимательской деятельности налагается запрет? Госслужащим запрещено: заниматься производством, реализацией или приобретением продукции или товаров, оказанием услуг, выполнением работ с целью извлечения прибыли; владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности, а именно: зданиями, сооружениями, оборудованием, машинами, земельными участками, иными вещами, используемыми в производственном процессе и в коммерческой деятельности. Им запрещено приобретать имущественные права на нематериальные объекты — товарные знаки, промышленные образцы, «ноу — хау», торговые секреты, фирменные наименования
Источник: www.lawmix.ru
В России предложили запретить главам госучреждений заниматься бизнесом
Руководителям государственных учреждений, в том числе муниципальных, могут запретить заниматься коммерческой деятельностью. Такой законопроект внесли на рассмотрение в Госдуму депутаты парламента Астраханской области. Авторы объяснили свою инициативу высокими коррупционными рисками профессии и желанием оградить от них чиновников. Ранее всем госслужащим в разы повысили базовые должностные оклады.
Из документа следует, что главам госучреждений хотят запретить занимать иные оплачиваемые должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях.
Заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации разрешается, только если это входит в должностные обязанности чиновника. Ещё можно будет заниматься дополнительно преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.
По мнению астраханских депутатов, благодаря этой инициативе руководители государственных учреждений начнут добросовестно выполнять свои обязанности и не смогут действовать в интересах других лиц и организаций.
В декабре президент России Владимир Путин подписал указ о совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих. Чиновникам заметно повысят оклады, но при этом снизят размеры денежного поощрения.
Источник: secretmag.ru
Как стать министром: с чего начать и что для этого нужно
Работа занимает большую часть жизни человека, поэтому каждый хочет, чтобы она соответствовала его запросам, позволяла реализовать себя. Многие имеют большие амбиции и стремятся сделать успешную политическую карьеру, поэтому выбирают должность министра. Она открывает широкие перспективы для кандидатов по управлению значительными территориями, участию в жизни большого количества людей, по возможности проводить реформы, направленные на улучшение качества жизни народа. Для того чтобы в короткие сроки стать руководителем такого уровня, необходимо знать, как стать министром и что для этого нужно.
Особенности «звания»
Начальники, управляющие на вышеуказанном посту,— это политические деятели. Они работают в Правительстве России и в региональных представительствах. Кандидатов, согласно Конституции РФ, подает на рассмотрение Председатель Правительства страны (премьер-министр) главе государства, и он, в случае своего одобрения, назначает человека на должность федерального министра.
Управленцы этого уровня курируют одну из сфер жизни государства (заведуют министерством), поэтому им желательно иметь профильное образование, чтобы понимать состояние дел отрасли и проводить нужные изменения. Они регулярно предоставляют Правительству отчет о проделанной работе.
Существует много видов должности. В зависимости от направления их так и называют: министр финансов, министр иностранных дел, министр обороны и т. д. Руководителей назначают и в других сферах: внутренних дел, торговли, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования и науки, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, экологии и природных ресурсов, экономического развития, промышленности и транспорта, внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства, культуры, иностранных дел, связи и массовых коммуникаций, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, юстиции, промышленности и торговли. Перед тем как стать министром, необходимо определиться со сферой будущей деятельности.
Полномочия руководителей федерального уровня
Права министров регламентированы ФЗ «О правительстве Российской Федерации». Согласно этому документу, к правам и обязанностям этих управленцев относятся:
- участие в заседании Правительства РФ и предоставление права решающего голоса;
- возможность принимать участие в составлении распоряжений и редакции постановлений данного руководящего органа, обеспечение их выполнения;
- осуществление деятельности, связанной с реализацией политики государства;
- управление работой органов исполнительной власти на федеральном уровне;
- назначение на должность заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, а также снятие их с должности и др.
Все кандидаты на пост должны знать, как становятся министром и какие полномочия имеет данный руководитель согласно законодательству РФ.
С чего начать?
С самоанализа. Перед тем как попытаться получить должность федерального министра России, кандидату необходимо оценить свои возможности, в частности хорошо подумать, имеет ли он необходимый багаж знаний, достаточное количество опыта, умение работать в режиме многозадачности и справится ли он с огромным объемом работы и обязанностями, возложенными на него. Если сомнений нет, то можно смело подавать заявку на ведомственном сайте на пост этого управленца. В скором времени резюме будет рассмотрено специальной комиссией, которая и примет решение: назначить данного кандидата на должность министра или отклонить заявку.
Оценка будущего руководителя
При выборе министра комитет берет во внимание следующие показатели:
- образование человека;
- опыт работы в ведомственных органах и на руководящих постах;
- достижения человека в отрасли;
- идеи, нововведения с его стороны и их реализацию.
Это ключевые факторы, которые влияют на одобрение кандидатуры. Тем, кто размышляет над вопросом «как стать министром», нужно учесть, что самыми главными в этом списке являются умение управлять людьми и реформировать выбранную сферу деятельности.
Плюсом будут также научные работы человека, касающиеся отрасли, а также знание ситуации в своей сфере и собственное видение проведения изменений, которые приведут к улучшению экономики страны и качества жизни общества.
Путь на должность Председателя Правительства РФ
Известно, что амбициозные люди не останавливаются на достигнутом, поэтому многие руководители федерального уровня думают о том, как стать премьер-министром. Только если в первом случае достаточно хорошего послужного списка и собственной инициативы для того, чтобы кандидатура была рассмотрена, то в данной ситуации процедура назначения другая.
Премьер-министра, согласно Конституции РФ, назначает Президент России. Но для утверждения выбранной им кандидатуры необходимо согласие Госдумы. Обязательным условием подачи резюме претендента на должность является отсутствие у человека иностранного гражданства, вида на жительство либо документа, подтверждающего право на проживание в другой стране. Кандидатуру на рассмотрение вносит сам глава государства (обычно в течение двух недель после своего вступления в должность). У представителей законодательного органа есть 7 дней для того, чтобы принять решение, на которое существенно влияют опыт работы рассматриваемого лица в ведомственных органах, его активная общественная деятельность, а также выполнение функций советника Президента РФ.
Премьер-министр — это глава исполнительной власти, поэтому эту роль доверят человеку, способному действовать в рамках закона на благо всего российского народа как внутри страны, так и на международной арене. Поэтому перед тем, как стать министром, необходимо решить для себя, стоит ли строить дальнейшую карьеру в высших эшелонах власти, чтобы при необходимости не терять время, а зарекомендовать себя хорошими делами и нововведениями.
Личные качества
Каждый, кто желает получить такой высокий пост, размышляет о том, что нужно, чтобы стать министром. Работа этого руководителя достаточно сложная, поэтому, помимо хорошей трудовой биографии, человек должен обладать определенными личными качествами, а именно:
- целеустремленностью (без нее не осуществить желание получить данную должность);
- выносливостью (придется много и упорно работать как до назначения, чтобы зарекомендовать себя, так и после);
- лидерскими способностями (человек должен уметь убеждать других и диктовать новые правила);
- коммуникабельностью (учитывая специфику работы министра, ему придется очень много общаться с представителями разных профессий и разных социальных групп, поэтому перед тем, как стать министром, необходимо поупражняться в ораторском искусстве, дабы научиться свободно держаться перед людьми во время публичных выступлений).
Министр — должность высокого уровня. Для того чтобы получить назначение на этот пост, необходимы хороший послужной список, определенные личные качества и желание изменить к лучшему жизнь общества. Если эти ключевые факторы в наличии, можно уверенно идти по пути реализации своей цели.
Источник: fb.ru