Россия — пока не самое лучшее место для законного обогащения, ведения цивилизованного бизнеса и проявления деловых способностей при отсутствующем конкурентном рынке. Но, не смотря на все сложности и проблемы, переводить компании за границу и начинать все «с нуля» российские предприниматели не спешат. Однако все не так страшно, как может казаться им на первый взгляд.
О том, как сохранить бизнес в России, проживая в другом государстве, рассказывает адвокат Олег Сухов .
«Мягкий» вариант эмиграции
В последнее время становится популярным «мягкий» вариант бизнес-эмиграции: счастливая жизнь — на Лазурном берегу, а бизнес — в России. Такой сценарий считает для себя наилучшим значительная часть предпринимателей. Покидая родину, каждый из них мечтает о развитии и процветании своего дела, но как его сохранить в России, постоянно проживая за границей? И как найти компетентного заместителя, который бы управлял компанией как своей собственной? Как создать эффективную систему контроля на местах?
Стартап экосистема Нидерландов | Открытие бизнеса в Нидерландах
Как выбрать «правую руку»?
Учредителю необходимо запомнить важное правило: передать можно только то дело, которое в своем развитии перешагнуло стадию «предпринимательства». Невозможно на расстоянии управлять бизнесом, находящимся в процессе «создания», когда всё строится на контактах предпринимателя, его энергии, энтузиазме, но при этом пока ещё отсутствуют выстроенные бизнес-процессы, бизнес-проекты.
«Основные проблемы, связанные с привлечением «наемного директора», надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей, вызваны нечетким, не грамотным их определением. Иногда полномочия учредителя могут почти полностью перейти к новому руководителю, и он фактически становится новым владельцем, что автоматически вызывает напряженные отношения с собственником, находящимся за границей», — говорит адвокат Олег Сухов.
Главная цель учредителя — обеспечение дальнейшего успешного развития компании в своих интересах. Предприниматель, передавая наемному директору в управление свои активы, должен обеспечить себя гарантиями, что они будут использоваться для достижения заранее оговоренных целей.
При этом возникают две опасности: опасность управленческой ошибки со стороны руководителя-наместника и опасность злоупотреблений полученной властью и полномочиями. Как избежать риска принятия ошибочного решения ценой в бизнес? Адвокат Олег Сухов рекомендует создать жесткую систему контроля реализации основных принимаемых решений, влияющих на развитие компании, поскольку именно здесь велик риск ошибок и злоупотреблений. При передаче руководящих функций необходима предельная ясность организации бизнеса, определение ключевой компетенции, выработка стратегии развития и увеличения ресурсов.
Как создать систему «total control»
Основные обязанности владельца компании — контроль и развитие. Собственники крупных зарубежных холдингов успешно применяют в системе дистанционного руководства такое явление, как контроллинг. Он представляет собой комплекс мероприятий, предназначенных для корреляции системы управления компанией с процессами проверки наибольшей эффективности.
В какой стране лучше делать бизнес? | Лайфхак как 3% превратить в 30% | Секрет японских компаний
С помощью контроллинга можно осуществлять аналитическо-информационное обеспечение, контроль принятия решений руководителя на расстоянии в процессе работы компании любой формы собственности. Контроллинг включает в себя несколько составляющих: управление рисками, информационное обеспечение компании, руководство ее системой планирования и системой качества. Основная задача учредителя при внедрении системы контроллинга — создание максимально эффективной управленческой структуры, которая будет способствовать росту бизнеса дистанционно.
Главное правило бизнеса: «доверяй, но проверяй»!
«В среде предпринимательства нет другой справедливости, кроме той, что диктуется рынком. Именно рыночная среда формирует нравственность бизнесмена. Реальная практика ведения любого дела за годы его существования позволила его собственникам сформулировать множество неписаных правил, среди которых красной строкой выделено одно: доверяй, но проверяй!
И с этим нельзя не согласиться. Но как строить дистанционные взаимоотношения «собственник-заместитель»? Только на партнерских началах», — советует адвокат Олег Сухов. — В данной сфере не подойдут ни отношения подчиненности, характерные для пары «работник-работодатель», ни отношения дружбы, основанной на принципе личной преданности. На момент передачи управления хороший руководитель бизнеса находится в курсе всех дел и направляет работу заместителя, но через год собственник выходит из информационного поля, возникает информационная асимметрия, и заместитель руководителя получает намного большие полномочия, чем изначально предполагалось».
И в данном случае принцип личной преданности может защитить собственника от злоупотреблений директора, но никак не от его ошибок. В приведенной ситуации рекомендуется до момента передачи бизнеса в управление заключить контракт, в котором подробно описать все требования, цели, показатели, отчетность, права, обязательства и действия сторон в случае позитивного развития событий (условия, форма и суммы вознаграждений) или негативного (условия увольнения, ответственность сторон) и т.д. Наличие хорошего контракта позволяет избежать недоразумений и наладить здоровые партнерские отношения между собственником и заместителем.
Источник: bishelp.ru
Зачем нужна иностранная компания?
International Wealth
Если быть кратким, то иностранная компания нужна для развития собственного дела и самого себя. Почему же все-таки важно иметь собственную иностранную компанию? Развернутый ответ ниже.
Внутренний рынок отдельно взятой страны кажется большим для начинающих предпринимателей. Но, с течением времени, начинаешь понимать, что он недостаточно велик, т.к. всегда есть конкурентная гонка, которая этот рынок уменьшает для потенциального роста. Для тех владельцев бизнеса, которые стремятся к росту своих проектов, внешние рынки представляют собой огромные возможности. Стремление к международному росту, путем выхода на мировой рынок в качестве экспортера или импортера тех или иных товаров или услуг, предоставляет множество возможностей.
Здесь приведены наиболее очевидные преимущества внешней экспансии бизнеса:
- вы можете продлить срок жизни существующих ваших продуктов и услуг, найдя новые рынки сбыта для их продажи,
- вы можете уменьшить свою зависимость от рынков, которые вы уже развили в России,
- если ваш бизнес страдает от дестабилизирующих колебаний на вашем рынке из-за сезонных изменений циклов спроса, то возможно, вы сможете выровнять свои продажи, выбрав рынки с различными, или даже анти циклическими колебаниями,
- вы можете использовать свои корпоративные технологии и ноу-хау своих продуктов для покорения зарубежных рынков и получения прибыли большего объема,
- выйдя на зарубежный конкурентный рынок, вы узнаете, какие есть методы успешной конкуренции именно в вашем сегменте, т.к. вам придется вступить в битву с местными компаниями на их территории. Это сильно стимулирует к развитию именно собственных уникальных конкурентных преимуществ,
- вы сможете застраховать валютные риски, связанные с потерей стоимости ваших денежных средств в случае, если часть из них будет находится в иностранной валюте на зарубежных банковских счетах. Желательно не в одной стране и не в одной валюте, а в нескольких. Например, если ваши денежные средства распределены равномерно между GBP, Euro и USD, то им не будет грозить проблемы девальвации рубля,
- вы можете привлекать лучших мировых специалистов для участия в вашем проекте при его достаточном финансировании,
- вы можете привлекать более дешевые и объемные кредитно-инвестиционные ресурсы в силу того, что ставки там ниже, а инвестиционный рынок гораздо больше развит и защищен юридически,
- и конечно, главная причина выйти на глобальный уровень — это повысить внутренний потенциал вашего бизнес-проекта для роста всех параметров.
Как видите это только самые очевидные из международных возможностей, которые открываются с выходом на внешние рынки. Чтобы перечислить их все и хотя бы немного расписать, придется написать целую книгу.
А если, это делать ещё и в разрезе отдельных регионов или стран, то может оказаться, что это будет многотомный труд. Если взять такие отдельные страны, как США, Канада или Япония, то по каждой из них можно найти очень много отдельно взятых рынков и преимуществ, которые можно было бы использовать в экспансии того или иного товара или услуги из России.
Будет проще, если вы просто окиньте взглядом земной шар, то наверняка сможете найти возможность что-то произвести в России и поставить на экспорт в ту или иную страну мира. Конечно, для того, чтобы найти правильную возможность, нужно больше знать и работать. Мы предлагаем информацию в области построения корпоративных структур, которая поможет вам конструировать свою международную деятельность.
Как выбрать страну или регион для экспансии?
Для этого необходимо определиться с ответами на следующие вопросы:
- Кто будет потенциальными покупателями ваших товаров и услуг?
- В каких странах есть наибольшая концентрация вашей целевой аудитории?
- Какое налогообложение в стране, обладающей оптимальными возможностями для роста продаж вашего продукта или услуги?
- Где сконцентрированы лучшие специалисты по развитию вашего продукта и его производству? Какие есть обязательные условия для найма местного персонала со стороны государства? Какие налоговые потери будут вас ожидать в связи с наймом зарубежного штата сотрудников?
- Каковы условия регистрации компании или филиала в той стране, где у вашего рынка наибольший потенциал для роста?
- Есть ли возможность открыть иностранный счет филиалу российской компании в этой стране? Вопрос совершенно не надуманный, т.к. многие крупные зарубежные банки не работают с российскими компаниями, их филиалами и бенефициарами из России, опасаясь санкций со стороны Федеральной Резервной Системы США, являющейся их контролером.
- Особенно, если ваша российская компания — мало известна за рубежом или она является стартапом. Другое дело, если вы — иностранная компания. В этом случае, к вам будет гораздо меньше вопросов. Не будут даже особо смотреть, что бенефициары из России. Главное, что ваше юридической лицо было зарегистрировано в той же стране, где вы собираетесь открыть банковский счет, привлекать специалистов и в дальнейшем работать. Это крайне важно и поэтому является одной из главных причин регистрации собственной зарубежной компании.
Как зарегистрировать иностранную компанию из России?
Допустим, вы определились с рынком и страной. Далее, возможны варианты. Вы либо регистрируете именно в этой стране свою зарубежную компанию, либо в соседней стране, где могут быть лучшие условия для вашего развития.
Например, если ваши основные потребители и специалисты находятся в Германии, то вовсе не обязательно регистрировать компанию там же. Всем известно, что в Германии очень высокое налогообложение для новых компаний, и оно постепенно снижается с ростом компании и сроком её деятельности. В этом есть своя логика, но сейчас не об этом.
Можно зарегистрировать компанию в Канаде или в Ирландии с банковским счетом, открытым там же, но вести деятельность в Германии. Так как во всех этих странах отсутствует валютный контроль, но есть существенная разница в налогообложении, то вы получите двойную выгоду, если будете вести бизнес в Германии от лица компании, которая платит налоги в Канаде или Ирландии. В этих странах есть значительные налоговые преференции для зарубежной деятельности. Кроме того, там легче найти инвестиции и кредиты для новых стартапов, чем в континентальной Европе.
Итак, какие преимущества нужно рассматривать при выборе страны для регистрации иностранной компании:
- Есть ли льготы по налогообложению деятельности, которая ведётся вне страны регистрации?
- Есть ли возможность вести деятельности удаленно. Если нет, то возможно ли вести частично удаленную деятельность?
- Как быстро регистрируется компания, и какой комплект документов необходимо для этого собрать?
- Могут ли иностранцы быть учредителями зарубежной компании? Обязательны ли должности директора и секретаря в компании и могут ли это быть граждане другой страны? Какие еще должности обязательны для функционирования компании.
- Требуется ли подача налоговых деклараций, и с какой периодичностью?
- Какова общая стоимость издержек на регистрацию зарубежной компании, а также её ежегодное продление. Есть ли возможность для снижения данных издержек?
- Требуется ли содержать фактический офис с реальным адресом для деятельности компании?
- Нужно ли вести деятельность на территории страны регистрации? Или это не обязательно?
- Какая форма регистрации компании будет наиболее оптимальной именно для вашей сферы деятельности?
После ответа на эти вопросы и выбора не только страны, но и организационно правовой формы регистрации будущей компании, можно переходить к процедуре непосредственной регистрации.
Стоит ли пытаться открыть свой бизнес в другой стране?
Много кто мечтает о том, чтобы жить за границей или же открыть бизнес в другом государстве, ведь тогда предполагается, что вы сможете зарабатывать действительно приличные деньги. Но, не все так радужно, как думает большинство людей, поскольку открытие бизнеса в другой стране – это сложная для реализации идея, требующая от вас немалого бюджета, а также вложений личных сил.
Поэтому возникает вполне логический вопрос: а стоит ли тратить все столь ценные ресурсы на призрачный шанс успешного открытия бизнеса заграницей, где имеется очень высокая конкуренция? Тем более что на территории стран бывшего СССР имеется огромное количество незанятых ниш, которые может освоить начинающий бизнесмен. Например, отрасль водных коммуникаций — она весьма перспективна на данный момент. К слову, если вам понадобятся канализационные насосные станции в Москве, то по ссылке вы всегда сможете их найти.
Открытие бизнеса в своей стране
Куда более легкая затея, поскольку открыть бизнес в родной стране не составит для вас особых проблем, особенно в случае, если у вас имеется хоть какой-то бюджет. Как вариант, можно и вовсе обратиться за помощью к финансово-кредитному учреждению, чтобы оформить кредит на бизнес, с большой долей вероятности такое учреждение удовлетворит ваше требования, и вы получите деньги. Вместе с этим вы избавляетесь от большого количества проблем, которые получаете в случае с открытием бизнеса в другом государстве.
В итоге, открытие бизнеса в своем государстве – это куда более логическое решение, поскольку таким способом вы избавите себя от дополнительных трудностей, в том числе и с поиском поставщиков, поскольку существуют интернет-магазины, которые смогут удовлетворить любые ваши требования, в том числе и касающиеся приобретения школьных принадлежностей.
Сложно ли открыть бизнес в другом государстве?
Как было упомянуто чуть выше, открытие бизнеса в чужой стране – это довольно сложная задача, поскольку вам мало того, что нужно обладать большим бюджетом, так еще и знать все особенности работы компаний в выбранной вами стране. Правда, теперь существуют некие фирмы-посредники, которые помогают справиться с этой задачей, хоть и придется платить за подобные услуги, так что при большом желании, вы все-таки сможете реализовать свою задумку.
Источник: peopleandcountries.com