Обжалование по желанию компании в административном порядке решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с 2009 года стала обязательной процедурой досудебного урегулирования споров (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).
Обращение компании в суд за защитой своих прав без соблюдения такого порядка служит основанием для оставления заявления без движения (ч. 1 ст. 128 АПК РФ), а в случае, если это обстоятельство будет установлено после принятия заявления к производству — для оставления его без рассмотрения (ч. 2 ст. 148 АПК РФ).
В настоящей статье мы разберем основные вопросы практического применения п. 5 ст. 101.2 НК РФ.
Досудебное обжалование обязательно не для всех решений
Обязательному досудебному порядку обжалования подлежат не все ненормативные акты налоговых органов. Такой порядок распространяется только на два вида решений, а именно – решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Специалисты сходятся во мнении, что досудебной процедуре обжалования подлежат только такие решения, в которых отражены нарушения, установленные статьями 120, 122, 123 НК РФ[1].
Поскольку выявление предусмотренных указанными статьями нарушений возможно в ходе налоговых проверок, то можно заключить, что рассматриваемый порядок применятся только к решениям о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности, выносимым по результатам проверок. О правомерность данного вывода также свидетельствуют взаимосвязь положений п.9 ст. 101 и п. 2 ст. 101.2 НК РФ об апелляционном порядке обжалования актов налоговых органов.
Следует отметить, что нарушения налогового законодательства могут быть выявлены налоговым органом и зафиксированы в соответствующем решении также вне рамок проверок. Такие нарушения не связаны с правильностью исчисления налоговой базы и уплаты налогов, но препятствуют осуществлению налогового контроля. Например, нарушение установленных сроков для представления сведений об открытии и закрытии банковского счета или неподача декларации (ст. 118, 119 НК РФ соответственно). По решениям о таких нарушениях апелляционный порядок обжалования не установлен и применяется иной специальный порядок производства (ст. 101.4 НК РФ)
Таким образом, по-прежнему без предварительного административного обжалования компания может обращаться в суд за защитой своих прав, нарушенных следующими ненормативными актами налоговых органов:
- решением о привлечении к ответственности по ст.ст. 116-119, 124-129, 129.1, 129.2 НК РФ;
- решением об отказе в возмещении НДС;
- решением об отказе в зачете или возврате излишне уплаченного (взысканного) налога;
- решением о наложении ареста на имущество налогоплательщика;
- решением о взыскании налога, пеней и штрафа за счет денежных средств на счетах в банке, а также за счет имущества налогоплательщика;
- решением о приостановлении операций по банковским счетам.
ЧТО БЫВАЕТ ПОСЛЕ ОТМЕНЫ СУДЕБНОГО ПРИКАЗА? | Как не платить кредит | Кузнецов | Аллиам
Варианты обжалования решений
Существует две возможности административного обжалования решений: в порядке апелляционного производства или в общем порядке. Применение того или иного варианта зависит от того, вступило решение в законную силу или нет. При этом будут различаться процедура и последствия обжалования.
Решение, принятое по результатам проверки вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения компании (п. 9 ст. 101, п.6 ст. 6.1 НК РФ). В течение указанного периода времени решение считается невступившим в силу и может быть обжаловано в апелляционном порядке (п. 2 ст.
101.2, п. 2 ст. 139 НК РФ).
Жалоба на вступившее в законную силу решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).
Преимущества обжалования невступивших в силу решений (апелляционное обжалование)
При подаче апелляционной жалобы вступление в силу обжалованного решения откладывается до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (п.9 ст. 101, п.2 ст. 101.2 НК РФ). По общему правилу такое решение принимается в течение месяца со дня подачи жалобы, но указный срок может быть продлен не более чем на 15 дней (п. 3 ст.
140 НК РФ). Такая отсрочка вступления решения в силу означает отсрочку возможного принудительного взыскания доначисленых сумм.
Дело в том, что решение подлежит исполнению со дня вступления в силу (пп.1ст. 101.3 НК РФ). Это означает, что в течение 10 дней с этой даты налоговый орган обязан направить компании требование об уплате налога, пеней, а также штрафов в случае привлечения компании к ответственности за налоговое правонарушение (п. 3 ст. 101.3, п. 2 ст. 70 НК РФ).
В этом требовании компании будет предложено уплатить в добровольном порядке доначисленные решением суммы, при этом уплата должна быть произведена в течение 10 календарных дней с даты получения требования, если в нем не указан более продолжительный период времени для уплаты (п.4 ст. 69 НК РФ). В случае неуплаты денежных средств в установленный срок, налоговый орган инициирует процедуру принудительного взыскания доначислений (ст. 46 НК РФ).
Таким образом, можно сказать, что апелляционное обжалование переносит момент необходимости уплаты денежных средств или их возможного списания с банковского счета компании как минимум на месяц. К тому же у компании появляется достаточно времени для подготовки качественного заявления в суд.
Процедура обжалования
Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, решение которого обжалуется (п. 3 ст.139 НК РФ). Жалобы, направленные непосредственно в вышестоящий налоговый орган, как показывает практика, возвращаются налогоплательщику без рассмотрения. В результате такой «технической» ошибки компания может пропустить срок для апелляционного обжалования, и решение вступит в силу.
В отличие от процедуры рассмотрения результатов налоговой проверки, налоговым законодательством не предусмотрено участие представителей компании при рассмотрении доводов жалобы. В связи с таким процедурным отстранением компании можно сказать, что рассмотрение жалобы носит формальный заочный характер. Об итогах рассмотрения жалобы компанию письменно уведомят (п. 3 ст. 140 НК РФ).
Итоги апелляционного обжалования
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган вправе (1) оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения, (2) отменить или изменить решение полностью или в части и принять по делу новое решение, (3) отменить решение и прекратить производство по делу (п. 2 ст. 140 НК РФ). Принятие любого из указанных вариантов решения свидетельствует о завершении процедуры административного обжалования решения, вынесенного по результатам налоговой проверки.
Иначе говоря, принятие по результатам рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом нового решения, не является обстоятельством, препятствующим обращению компании в суд. Это связано с тем, что такое решение выносится не по результатам налоговой проверки, а в связи с рассмотрением жалобы на решение, вынесенное нижестоящим налоговым органом. Конечно, при желании компания может обжаловать это новое решение в следующий вышестоящий налоговый орган, однако такое обжалование уже не является условием для обращения в суд.
Исчисление срока для обращения в суд
Процессуальный трехмесячный срок на подачу заявления в суд, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ, исчисляется с учетом положений п. 5 ст. 101.2 НК РФ[2], то есть срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
При апелляционном обжаловании решение вступает в силу в день принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. При этом такое решение по общему правилу должно быть вынесено в течение месяца (п.9 ст. 101, п.2 ст. 101.2, п. 3 ст. 140 НК РФ).
В случае, если в нарушение ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган не даст письменный ответ на жалобу в течение месяца, то трехмесячный срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом.
О таком порядке соотношения норм и исчислении сроков, установленных налоговым и арбитражно-процессуальным законодательством, компании были сориентированы Постановлением Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 8815/07 по делу № А41-К2-19605/06, выводы которого были дополнены Определением ВАС от 30.01.2009 № ВАС-15592/08 по делу № А27-3697/2008-2. При этом суд отметил, что нормы Арбитражного процессуального кодекса РФ, устанавливающие срок для обращения в суд за защитой нарушенного права не должны рассматриваться как препятствующие реализации права на использование внесудебных процедур разрешения налоговых споров, которые являются предпочтительными в налоговых правоотношениях с точки зрения оперативности защиты нарушенных прав налогоплательщиков.
Учитывая правовое толкование норм высшим судебным органом, представляется, что в случае нарушения вышестоящим налоговым органом установленного месячного срока на вынесение решения у компании возникают объективные риски, связанные с пропуском срока на судебное обжалование.
С другой стороны, если компания посчитает целесообразным все-таки дождаться решения по жалобе и пропустит срок на подачу заявления в суд[3], то она сможет обратиться в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на обжалование ненормативного акта государственного органа (ст. 117 АПК РФ). Суды, признавая принятие мер для урегулирования спора в административном порядке уважительной причиной пропуска срока, такие ходатайства удовлетворяют[4]. Учитывая практику федеральных арбитражных судов, а также правовую позицию, выраженную высшим судебным органом, в настоящее время нет оснований полагать, что в случае обращения в суд при пропуске срока компании будет отказано в судебной защите.
Обжалование вступивших в силу решений
Вступившее в силу решение может быть обжаловано в течение года с момента его вынесения путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган (п. 3 ст. 101.2, п.2 ст. 139 НК РФ).
В случае обжалования вступившего в силу решения процедура взыскания автоматически приостанавливаться не будет, но положения п. 4 ст. 101.2 НК РФ предусматривают право вышестоящего налогового органа удовлетворить ходатайство компании о приостановлении обжалуемого решения. В настоящее время отсутствует практика обращения компаний с подобными ходатайствами, не налажено взаимодействие налогоплательщика и налогового органа, повышающее вероятность положительного для компании разрешения вопроса, в связи с чем риск принудительного списания спорных средств с банковских счетов налогоплательщика является высоким.
Исчисление срока для обращения в суд
В случае распространения логики исчисления сроков на судебное обращение, примененной в случае апелляционного обжалования, на случай обжалования решения в общем порядке, получалось бы, что трехмесячный срок на подачу заявления в суд начинает исчисляться по истечении месяца со дня подачи жалобы, которая в свою очередь может быть подана в течение одного года с даты вынесения обжалуемого решения.
Однако, данный приём противоречит положениям Налогового кодекса РФ. В связи с чем компании необходимо внимательно отнестись к правилам исчисления сроков для обращения в суд при обжаловании решения в общем порядке, чтобы, в случае необходимости, не лишиться права на судебную защиту.
Как было отмечено выше, процессуальный срок на обращение в суд применяется с учетом положений налогового законодательства, а именно п. 5 ст. 101.2 НК РФ, предусматривающих, что в случае обжалования решений в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
Если решение не было обжаловано в апелляционном порядке в вышестоящий орган, то оно вступает в силу на следующий день после истечения десятидневного срока на подачу апелляционной жалобы (п. 9 ст. 101 НК РФ). Следовательно, для сохранения права на судебную защиту и одновременного соблюдения обязательной досудебной процедуры обжалования решения, установленного п. 5 ст. 101.2 НК РФ, компании следует подать жалобу в вышестоящий налоговый орган не позднее полутора месяцев со дня вступления решения в силу.
Таким образом, если налогоплательщик ожидает отрицательного результата по рассмотрению жалобы и планирует защищать свои права в суде, то реальный срок на подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган существенно сокращается.
Представляется, что противоречие между установленным в законе годичным сроком на административное обжалование (п.2 ст. 139 НК РФ) и его существенным сокращением с целью сохранения права на судебную защиту до полутора месяцев (п. 5 ст. 101.2 НК РФ) является «технической» недоработкой законодателя.
Коллизия порядка исчисления сроков на судебное обращение, по нашему мнению, будет преодолеваться путем обращения компаний в арбитражные суды с просьбой о восстановлении пропущенного срока на обжалование ненормативного акта государственного органа по уважительной причине.
Обозначенные в настоящей статье спорные вопросы практического применения п. 5 ст. 101.2 НК РФ[5] в настоящее время стали дискуссионными, в связи с чем, можно полагать, в ближайшее время они найдут свое разрешение в виде разъяснений компетентных органов.
Куда подавать жалобу
Согласно п. 1 ст.139 НК РФ жалобу на решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности нужно подавать в вышестоящий налоговый орган.
Структура налоговых органов разделена на три уровня: территориальные инспекции, управления ФНС РФ по субъектам Российской Федерации и центральный аппарат ФНС РФ (приложение № 1 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).
К территориальным инспекциям относятся инспекции по району, району в городе, городу без районного деления, а также межрайонные инспекции. Их решения нужно обжаловать в управление ФНС РФ соответствующего субъекта Российской Федерации (области, края, республики, города Москвы или Санкт-Петербурга).
Если решение принято управлением ФНС РФ по субъекту Российской Федерации, то жалобу надо подавать непосредственно в ФНС РФ.
Крупнейшие налогоплательщики состоят на учете в специальных межрегиональных инспекциях. Их решения нужно обжаловать сразу в ФНС РФ (приложение № 2 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).
Повторные проверки проводят также межрегиональные инспекции по федеральным округам. Их решения нужно обжаловать в ФНС РФ (приложение № 4 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).
Что может предпринять инспекция в связи с решением, не вступившим в законную силу
До вступления в силу решения, принятого по результатам проверки, налоговая инспекция, в качестве обеспечительных мер может вынести постановление о запрете компании распоряжаться определенным имуществом стоимостью не меньше недоимки, пени и штрафа. Если совокупная стоимость имущества компании по данным бухгалтерского учета меньше доначисленных согласно решению сумм, то на сумму разницы инспекция вправе также арестовать банковский счет налогоплательщика (п. 10 ст. 101 НК РФ).
При аресте счета деньги не списываются с него, как при взыскании, а лишь «замораживаются», то есть компания не может ими распоряжаться.
Решение об аресте счета, как и о запрете распоряжаться имуществом, можно сразу же оспорить в суде. У налоговиков есть право на такие обеспечительные меры только при достаточных основаниях полагать, что без них будет трудно или вообще невозможно исполнить обжалуемое решение, принятое по результатам проверки, и (или) взыскать указанные в нем недоимку, пени и штрафы. Налоговики обычно игнорируют эту оговорку и не могут доказать, что у них были основания для подобных предположений. В таких случаях суды отменяют обеспечительные меры (определение ВАС РФ от 26.09.08 № 12266/08, Постановление ФАС ВСО от 20.05.08 № А33-13063/07-Ф02-1987/08, Постановление ДО от 20.01.09 Ф03-6280/2008)
В чем смысл обжалования решения об отказе в привлечении к ответственности?
Формулировка «об отказе в привлечении к ответственности» означает лишь то, что инспекция не нашла оснований для штрафа за совершение налогового правонарушения. Таким решением инспекция тоже может доначислить компании налоги и пени.
В какой форме составляется жалоба в вышестоящий налоговый орган?
Форма жалобы в вышестоящий налоговый орган законодательно не установлена. В связи с чем она может быть составлена в произвольной форме.
При подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган надо уплачивать госпошлину?
Нет, плата за административное обжалование решений налогового органа не взимается.
[1] Статья 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения», ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налогов (сборов)», ст. 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) неперечислению налогов» Налогового кодекса РФ.
[2] Заявление об оспаривании ненормативного акта налогового органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда компании стало известно о нарушении её прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ).
Обязательность обжалования решений налоговых органов в административном порядке как условие возможности обращения за судебной защитой установлена в п. 5 ст. 101.2 НК РФ. Указанной нормой права прямо предусмотрено, что в случае обжалования решений налогового органа в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
[3] Трехмесячный срок на подачу искового заявления начинает исчисляться по истечении месяца со дня подачи апелляционной жалобы. При превышении указанного срока срок на подачу заявления в суд будет считаться пропущенным.
[4] См. Решение АС г. Москвы от 12.05.2008 по делу №А40-16101/08-118-65, оставленному без изменения Постановлением 9ААС от 21.07.2008 N 09АП-8048/2008-АК, Постановление ФАС МО от 08.07.2008 № КА-А40/5853-08, Постановление ФАС ЗСО от 24.09.2004 № А56-8471/04.
[5] Статья В. Стрельникова «Досудебный беспорядок», ЭЖ-Юрист № 14, 2009.
Вам понравился материал?
Источник: www.pgplaw.ru
Как оспорить пени по налогам за задолженность?
Пени и штрафы по налогам начисляются при просрочках в их уплате. Нередко возникают ситуации, когда начисления превышают допустимые значения. Для налогоплательщика становится актуальным вопрос, как оспорить размер начисленного штрафа за просрочку?
- 1 Начислили штраф за задержку уплаты налогов, что делать?
- 1.1 По транспортному налогу
- 1.2 По земельному
- 2.1 Куда обращаться?
- 2.2 Уменьшение размера штрафа за просрочку
- 2.3 Похожие
Начислили штраф за задержку уплаты налогов, что делать?
Если физическому лицу пришло уведомление о начислении пени, следует внимательно изучить документ. Обязательно должны быть внесены следующие данные:
- размер долга;
- размер пени на момент отправления документа;
- указание на сроки уплаты;
- меры, которые будут предприняты в ситуации, если налогоплательщик откажется погашать задолженность и начисленные пени.
Дополнительно с основной информацией приводится и отдельный расчет по начисленным пеням:
- размер долга, по которому рассчитывается начисление;
- основания, по которому налог был начислен;
- ставки рефинансирования, которые действовали в период начисления;
- период, в течение которого начислялась задолженность по уплате.
При несоответствии цифр, системы расчета, приведении расплывчатых формулировок и отсутствии ссылок на конкретные правовые акты, неполные сведения о ставках рефинансирования и иных аспектах, влияющих на расчет, налогоплательщик может оспорить начисленный штраф за просрочку. Лучшим вариантом станет обращение к квалифицированному юристу. Индивидуальное рассмотрение ситуации поможет в короткий срок успешно обжаловать полученный документ.
По транспортному налогу
Оплата транспортного налога рассчитывается на основании определенного порядка:
- используется информация из технического паспорта с указанием на мощность транспортного средства;
- коэффициент умножается на количество лошадиных сил и на 12 месяцев;
- полученная сумма округляется до целого.
Несвоевременная уплата налоговых сборов влечет за собой начисление пени за просрочку. Однако имеется ряд случаев, когда водитель не может быть оштрафован и может оспорить уведомление:
- транспортное средство пострадало в результате стихийных бедствий;
- использование налогооблагаемого имущества в сезонных работах;
- полная уплата недоимки, пени и штрафа за просрочку повлечет за собой банкротство;
- отсутствие своевременных выплат со стороны государства.
При наличии указанных оснований оспорить требование об уплате налога и штрафа за просрочку не составит труда.
По земельному
Расчет уплаты земельного налога осуществляется на основании кадастровой стоимости участка. Начисление пени начинается с первого дня просрочки, однако дополнительно при желании оплатить задолженность начисляется и штраф.
Специалисты указывают, что наиболее простой вариант оспорить начисленные суммы — это обжаловать кадастровую стоимость земли. Она может отличаться от рыночной стоимости, а потому проведение независимой оценки и обжалование начисляемого налога станет основанием для уменьшения пени и штрафа за просрочку.
Как оспорить начисление пени?
Чтобы оспорить начисление пени, следует обратить внимание на определенные факторы:
- правильность составления уведомления об уплате налога, его своевременное вручение под роспись;
- соответствие начисления установленному порядку и отсутствие ошибок в расчетах;
- наличие уважительных причин, чтобы оспорить налогообложение — транспортное средство пострадало в результате стихийного бедствия или земельным участком владеет льготник, у которого по Налоговому кодексу часть имущества не облагается налогом.
При рассмотрении ситуации рекомендуется обратиться за консультацией к юристу. Он обратит внимание на те аспекты, на основании которых оспорить требования об уплате налога и штрафа за просрочку не составит труда.
Куда обращаться?
Вопрос, как оспорить требование об уплате налога, решается подачей жалобы по одному из вариантов:
- подача заявления в вышестоящий орган — госпошлина не взимается, рассмотрение занимает меньший срок, однако начисление пени не приостанавливается на время рассмотрения;
- обращение в судебное учреждение — на время рассмотрения процесс взыскания приостанавливается, но увеличивается срок решения дела, а также появляются дополнительные расходы;
- одновременное обращение и в вышестоящие инстанции, и в суд.
Третий вариант рассчитан на дополнительные преимущества в том, чтобы оспорить уведомление — одновременное ходатайство исключает лишние затраты времени, перечень документов в обе инстанции идентичен и собирается разом.
О том как закрыть ИП при наличии долгов по налогам, читайте по ссылке:
Уменьшение размера штрафа за просрочку
Штраф за просрочку налога может быть уменьшен на основании смягчающих обстоятельств:
- универсальные — актуальны для физических и юридических лиц, по ним допускается оспорить обстоятельства, осложняющее погашение задолженности — отсутствие умысла в неуплате, добросовестность и готовность к сотрудничеству, тяжелое финансовое состояние, ведение социально-полезной деятельности;
- специфические — зависят от определенных обстоятельств в начислении пени и штрафов — наличие ошибок в расчете, незначительный срок просрочки, технические сложности со своевременной уплатой и предоставлением документации;
- индивидуальные — наличие нетрудоспособных иждивенцев, пенсионный возраст или инвалидность, болезнь, тяжелое финансовое положение.
Чтобы оспорить начисленный штраф за просрочку или уменьшить его размер следует привести основания. Опытный юрист поможет решить данный вопрос, рассматривая ситуацию в индивидуальном порядке. Обратиться к такому можно на нашем сайте.
Похожие
Как оспорить задолженность по алиментам? Подписание соглашения и назначение алиментов — это не факт гарантии того, что до достижения совершеннолетия дети получат…
Как оспорить ЖКХ задолженность через суд? С задолженностями за коммунальные услуги связана неприятная особенность. Часто, ответчик не в курсе о ходе…
Как оспорить транспортный налог и задолженность по нему? Согласно нормам налогового законодательства, обязанностью каждого автовладельца является уплата транспортного налога. Однако ввиду чрезмерного повышения…
Как закрыть ИП с долгами по налогам? Бизнес индивидуального предпринимателя подвержен разнообразным рискам. Результатом деятельности предпринимателя не редко становиться ликвидация ИП. Причин…
Как проверить задолженность по налогам на сайте судебных приставов? Обязанность каждого физического лица ежегодно отчитываться перед налоговой службой прямо прописана в профильном законодательстве. Нарушение…
Как оспорить размер пенсии по старости? Человек, находящийся в преклонном возрасте, задумывается о том, на какие средства он будет жить в…
Источник: classomsk.com
Можно ли оспорить задолженность по ип
Архипенко З. М.,
помощник руководителя
по налогам
ООО «Рамзес»
Что делать, если вы не согласны с требованием
ИФНС об уплате налоговых долгов?
- досудебное обжалование;
- судебное обжалование.
Существует несколько вариантов административного обжалования, которые имеют различные сроки обжалования результатов проверки. Напомним, что срок самой камеральной проверки составляет 3 месяца.
Сроки возражений по результатам камеральной налоговой проверки
Письменные возражения на акт налоговой проверки | В течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки | Пункт 6 ст. 100 НК РФ |
Апелляционная жалоба | В течение одного месяца с момента получения решения по налоговой проверке | Статья 101 НК РФ |
Жалоба | Один год с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав | Пункт 3 ст. 6.1, п. 2 ст. 139 НК РФ |
Если же вы пропустили срок, установленный для подачи жалобы, по уважительной причине и решение налогового органа вступило в силу, то вы имеете право ходатайствовать перед вышестоящим налоговым органом о восстановлении срока (п. 2 ст. 139 НК РФ).
В жалобе указываются (п.п. 2, 6 ст. 139.2 НК РФ):
2) обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
3) наименование соответствующего налогового органа;
4) основания, по которым вы считаете, что ваши права нарушены;
5) ваши требования;
6) способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
По итогам рассмотрения жалобы налоговый орган (п. 3 ст. 140 НК РФ):
1) оставит первоначальное решение без изменения, а жалобу – без удовлетворения;
2) отменит первоначальное решение полностью или в части;
3) примет новое решение с отменой первоначального решения;
4) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и вынесет решение по существу.
Решение по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) должно быть вручено или направлено вам в течение трех месяцев:
1) если вы получили отрицательный ответ на поданную вами в вышестоящий налоговый орган жалобу;
2) решение по поданной вами жалобе не принято налоговым органом в установленные сроки (п. 6 ст. 140 НК РФ);
3) вы хотите обжаловать акт налогового органа, принятый по итогам рассмотрения вашей жалобы (апелляционной жалобы).
Заявление рассматривается по общим правилам искового производства с учетом особенностей, которые установлены гл. 24 АПК РФ (п. 1 ст. 197 АПК РФ).
Срок рассмотрения – не более трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.
3. Произвести зачет в счет переплаты и обжаловать их.
Если в компании имеется переплата, то возможно произвести зачет, а впоследствии обжаловать согласно алгоритму, приведенному выше.
Переплату по налогу (авансовому платежу, пене, штрафу) можно по выбору организации (п.п. 1, 5 ст. 78 НК РФ):
- или зачесть в счет погашения налоговой задолженности (недоимки, пени или штрафа);
- или зачесть в счет уплаты предстоящих платежей;
- или вернуть на расчетный счет.
Зачет переплаты возможен только в счет уплаты налога (пени по налогу) того же вида (п. 1 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина от 17.06.2016 № 03-02-08/35409).
Для зачета переплаты необходимо:
- произвести сверку взаиморасчетов;
- написать в ИФНС заявление о зачете.
Впоследствии производится обжалование также:
- в досудебном порядке;
- в судебном порядке.
4. Добиться рассрочки или отсрочки налоговых платежей.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований на срок, не превышающий один год.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и(или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и(или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица – получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
5) производство и(или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;
6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных Таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В уполномоченный орган заинтересованным лицом представляются следующие документы:
а) заявление заинтересованного лица с просьбой о предоставлении отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита;
б) документы, перечисленные в п. 5 ст. 64 НК РФ, в том числе обязательство, предусматривающее на период изменения срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки (рассрочки, инвестиционного налогового кредита).
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Налоговая всегда направляет требование об уплате налога на юридический адрес налогоплательщика (ИП – на адрес регистрации, юридическому лицу – на юридический адрес). В нем расписано, какая сумма и откуда взялась.
Документальное оформление
Основными документами, которые позволяют доказать неправомерность появления долгов, являются следующие:
- возражения на акт налоговой проверки;
- административная жалоба;
- жалоба;
- заявление в суд.
При подготовке документов для обжалования долгов необходимо посмотреть:
- на нарушения процессуального права;
- на нарушения материального права.
Для того чтобы написать апелляционную жалобу, необходимо:
- выявить ошибки налогового органа;
- найти позицию Высшего арбитражного суда в пользу налогоплательщика;
- найти позицию Минфина, ИФНС в пользу налогоплательщика;
- указать в апелляционной жалобе на конкретные несоответствия действий налогового органа требованиям законодательства.
Руководителю
ИФНС по г. Москве
М. В. Третьяковой
125284, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 12а (малый операционный зал, экспедиция)
От индивидуального предпринимателя
Морозовой Валентины Григорьевны
ИНН 772256794509
109377, Россия, Москва, ул. Новокузьминская 2-я, д. 5, офис 30
АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА
При проведении сверки взаиморасчетов в акте от 18.09.2017 была обнаружена задолженность по налогам и сборам в размере 2 170 000 руб. за 2014 год.
Считаю, что данное решение полностью не соответствует требованиям законодательства и нарушает права налогоплательщика.
1. Налоговым органом нарушен срок налоговой проверки.
Камеральная проверка вашей декларации (расчета) проводится на территории ИФНС в течение трех месяцев со дня представления, т. е. со дня, который указан (п. 4 ст. 80, п. 2 ст. 88 НК РФ):
- в подтверждении даты отправки декларации, полученном вами от оператора электронного документооборота, при подаче электронной декларации;
- на отметке инспекции на вашем экземпляре декларации, поданной на бумаге непосредственно в ИФНС;
- на описи вложения при отправке декларации по почте (письмо Минфина от 29.12.2016 № 03-04-05/79413).
Камеральная проверка была проведена в 2014 году, следовательно, принятие акта налоговой проверки и решения за пределами 3-месячного срока противоречит положениям налогового кодекса.
2. Налоговый орган фактически злоупотребляет своим правом, получая необоснованную налоговую выгоду, так как соблюдение сроков проведения проверки не вызвало бы наложение штрафа для того, чтобы неправомерно взыскать штраф в более высоком размере.
3. В настоящее время сложилась положительная судебная практика по данному вопросу:
1) крайней датой окончания камеральной налоговой проверки нужно считать последний день трехмесячного срока, установленного п. 2 ст. 88 НК РФ (постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 № 04АП-2560/15, ФАС Центрального округа от 23.04.2010 № А35-2160/2009);
2) датой окончания камеральной проверки будет считаться дата направления налогоплательщику требования об уплате неоплаченных сумм налога и пеней, выявленных по результатам проверки (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.01.2014 № Ф08-8866/13);
3) применительно к п. 9.1 ст. 88 НК РФ под моментом окончания камеральной проверки следует понимать дату вынесения решения (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.09.2014 № Ф04-9210/14).
В связи с изложенным решение от 26.12.2016 № 40698 полностью нарушает положения Налогового кодекса РФ и является недопустимым.
На основании вышеизложенного прошу:
1. Задолженность по налогам и сборам признать недействительной.
Индивидуальный предприниматель В. Г. Морозова
ВАЖНО В РАБОТЕ
Вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке или которое было обжаловано в апелляционном порядке, но налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа по апелляционной жалобе, можно обжаловать путем подачи жалобы.
Судебная практика
Судебная практика складывается различным образом. Здесь все зависит от многих составляющих:
- причины появления задолженности;
- периода появления задолженности;
- допущенных налоговым органом нарушений.
В некоторых случаях может заключаться мировое соглашение.
Положениями п. 3 ст. 46 и п. 1 ст. 47 НК РФ предусмотрен контроль суда за взысканием задолженности по налогам и сборам. Согласно ст. 324 АПК РФ это дает суду возможность предоставлять отсрочку или рассрочку их взыскания.
Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, при утверждении соглашения, заключаемого в соответствии со ст. 190 АПК РФ, суд может решить вопрос об отсрочке или рассрочке уплаты налогов, пеней и штрафов, исходя из условий о порядке уплаты сумм, указанных в данном соглашении (п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 № 50).
Но в целом, как было отмечено ранее, судебная практика неоднозначна.
Судебная практика не в пользу налогоплательщика
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.04.2017 № Ф01-874/2017 | Прекращение действия решения о реструктуризации долгов не прекращает обязанности налогоплательщика по уплате недоимки по налогам и сборам. Основания, запрещающие налоговому органу взыскивать в принудительном порядке суммы обязательных платежей, ранее включенные в реструктуризованную задолженность, налоговым законодательством не предусмотрены | Суды, территориальная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей не принимала решений о приостановлении заключенного соглашения или о его расторжении; соглашение о реструктуризации долгов прекратило действие 15.12.2015 в связи с истечением срока его действия |
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.02.2017 № Ф01-6338/2016 | Суд отказал в признании безнадежной к взысканию задолженности по налогам, взносам, пеням, процентам и штрафам | Наличие у налогоплательщика задолженности подтверждено справками налогового органа, документы, связанные с реструктуризацией, недействительными не признаны, предельный срок для взыскания задолженности после прекращения действия реструктуризации не истек |
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.06.2017 № Ф04-1758/2017 | В удовлетворении требования отказано, поскольку общество суммы убытков прошлых лет в уменьшение налоговой базы не заявило, реальность сделок с контрагентом не доказало | Сами по себе акты прошлых налоговых проверок, в которых указано на отражение обществом в налоговых декларациях за 2009-й, 2011 годы убытка, не могут являться первичными документами, которые бы подтвердили полученный финансовый результат; нормативными актами не предусмотрена обязанность налогового органа предлагать в резолютивной части оспариваемого решения представить уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль с отражением убытков прошлых лет; налогоплательщик не лишен возможности осуществить перенос убытка на будущее и после проведения выездной проверки при соблюдении установленных ст. 283 НК РФ условий |
Судебная практика в пользу налогоплательщика
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.02.2016 № Ф01-5860/2015 | Факт наличия у налогоплательщика обязанности по уплате налога не доказан, а представление уточненной налоговой декларации после истечения срока, установленного на подачу указанной декларации, представлением данной декларации с нарушением срока не является | Материалы дела содержат уточненную налоговую декларацию |
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.03.2017 № Ф02-512/2017 | К спорным правоотношениям норма о субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения неприменима |
В заключение необходимо отметить, что доказать неправомерность налоговых долгов сложно, но положительная судебная практика существует. Важно подготовиться и правильно составить документы.
Источник: buhpressa.ru