Несколько месяцев назад на просторах интернета распространилась новость о парне, Александре Жадане, рассказавшем о своем опыте написания диплома с помощью ChatGPT. На тот момент случай наверняка был уже не первый, но Александр был первым, кто описал от начала до конца весь алгоритм действий.
183 показа
8.2K открытий
Если бы в мои студенческие годы я владел такой технологией, ни строчки сам бы не написал. Однако, если не злоупотреблять услугами ИИ, его помощь будет не лишней.
ChatGPT, обученный на огромных открытых базах данных, не может по щелчку пальцев подготовить вам всю работу по условному запросу «напиши мне диплом». Этого не даст хотя бы ограничение по количеству символов — 5000 знаков в одном ответе. Однако, поскольку чат-бот «запоминает» диалог в пределах одного чата, а благодаря корректно составленным запросам ИИ совершенствуется и составляет последующие ответы с учетом предыдущих.
Итак, сегодня я также хочу расписать для вас всю последовательность действий по написанию диплома с помощью ChatGPT. Каждый шаг я буду иллюстрировать скриншотами, чтобы все было доступно и наглядно. ChatGPT я буду использовать через горячо мною любимый и рекомендуемый BotHub. Что ж, поехали!
Как быстро написать ДИПЛОМ | Как написать диплом | Дипломная работа
Шаг первый: генерация темы дипломной работы
Определение темы – один из самых важных этапов написания диплома. Но это тот этап, на котором многие стопорятся. И здесь как раз на сцену выходит наш герой. ChatGPT может помочь вам сгенерировать список потенциальных тем, основанных на вашем предмете и интересах. Просто задайте вопрос, например: «Предложи темы для дипломной работы по маркетингу».
Искусственный интеллект предложит вам несколько вариантов, из которых вы сможете выбрать наиболее подходящий. Я так и сделал, и вот, что у меня получилось:
Вот такие предложения я получил. Как мы видим, они более чем разнообразны и охватывают многие аспекты.
После выбора темы необходимо разработать план работы. С помощью ChatGPT вы можете составить структуру диплома, определить основные разделы и подразделы. Здесь важно сформировать правильные вопросы, например: «Какие разделы должны быть в дипломной работе по выбранной теме?» и «крутить» эти вопросы, пока не будет достигнут нужный результат.
Для того, чтобы показать вам этот процесс на примере, я выбрал одну из тем, предложенных ChatGPT, а именно «Исследование эффективности маркетинга с применением Big Data и аналитики данных». На мой взгляд, тема не самая простая и интересно посмотреть, как с ней справится наш дорогой ИИ. Я немного расписал, что я хочу от него получить и вот, что мы имеем по итогу:
На мой скромный взгляд, получилось довольно неплохо. Конечно, студент-маркетолог наверняка захочет что-то подкорректировать под себя, но база для творчества получилась отличная.
Шаг третий: приступаем к написанию
Для примера я попросил написать ChatGPT пункт 1.3. «Принципы и этапы работы с Big Data в маркетинге» нашего выдуманного диплома и вот, что у нас с ним вышло:
Как Написать Диплом и Закончить Универ 2020 | 5 Простых советов
Хочу обратить внимание, что его достаточно легко научить оформлять текст согласно правилам оформления тех или иных работ. Гораздо труднее заставить его не выделять миллион пунктов, хотя и это решаемо.
На этом этапе ChatGPT дает вам хороший каркас, на который вы можете «нанизывать» информацию. Здесь можно либо дальше расспрашивать ИИ по каждому подпункту, требуя его описать каждый феномен подробно, либо же самостоятельно раскрывать тему, основываясь на его предложениях. Выбор за вами.
Конечно же, не забываем время от время показывать ваши совместные с ChatGPT труды научному руководителю, что понимать направление движения.
Шаг четвертый: список источников
ChatGPT, каким бы умным он ни был, все же берет свои знания не из воздуха. Поэтому смело можем просить у него источники, на которых он основывался. А уж составлять нумерованные списки он умеет лучше всех, в этом можно не сомневаться.
Здесь ChatGPT справился, даже не вспотев. Он также предупредил нас о необходимости свериться с требованиями по оформлению нашего учебного заведения, что мы бы и сделали, будь диплом реальным.
А теперь мы переходим к заключительному этапу.
Шаг пятый: радуемся!
После того, как вы завершили написание текста, составили список источников и получили одобрение научного руководителя, настало время порадоваться своему успеху!
Открыто достижение: Вы успешно справились с написанием дипломной работы с помощью ChatGPT!
Конечно, это еще не конец и предстоит множество корректировок. Не забывайте также о необходимости тщательной проверки и редактирования текста, чтобы убедиться в его качестве и соответствии академическим требованиям. Однако, можно сделать вывод об успехе нашего эксперимента!
Заключение
Мир технологий развивается очень стремительно и все сферы жизни, включая образовательную, должны за ним успевать, чтобы не потерять свою актуальность. И важно понимать, что использование ChatGPT для написания дипломной работы – это лишь современный и эффективный подход, который может существенно облегчить вашу задачу, а не способ всех обмануть.
Однако стоит помнить, что искусственный интеллект – это лишь инструмент, и окончательную ответственность за качество работы вы несете сами. Всегда проверяйте полученную информацию и следите за актуальностью источников. Желаю Вам удачи в написании вашей дипломной работы!
Источник: vc.ru
Дипломная работа выпускника вуза как объект авторского права
Тараненко, Л. О. Дипломная работа выпускника вуза как объект авторского права / Л. О. Тараненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 883-885. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17953/ (дата обращения: 16.09.2023).
Данная статья посвящена вопросу авторского права. В частности рассматривается дипломная работа как объект авторского права, проблема правомерности использования таких работ в гражданском обороте.
Ключевые слова: дипломная работа, студент, объект авторского права.
Дипломная работа студента вуза является итогом всех лет обучения студента. Она отражает полученные теоретические знания и умения применить такие знания на практике. Дипломная работа должна представлять собой уникальное произведение. Её написание — достаточно трудоёмкий процесс, требующий внимательности и усидчивости.
Уровень современных работ с каждым годом растет и «многие дипломные работы близки к уровню кандидатских диссертаций — и по объему, и по содержанию» [1]. Можно ли считать дипломную работу объектом авторских прав? Кому принадлежат права на дипломную работу — студенту или вузу?
С 1 января 2008 года вступила в силу четвертая часть Гражданского Кодекса РФ, регулирующая вопросы авторского и смежных прав, а также другие вопросы интеллектуальной собственности [2]. Она пришла на замену Закона «Об авторском праве и смежных правах», что является важным этапом развития законодательства в данной сфере. Заметим, что Закон «Об авторском праве и смежных правах» не содержал специальных норм по вопросы авторства студентов. Это упущение не было устранено и с принятием четвертой части Гражданского кодекса [3].
Ст. 1225 ГК РФ к охраняемым объектам интеллектуальной деятельности отнесены произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ, базы данных, изобретения и др. В соответствии со ст. 1259 ГК РФ к объектам авторского права относится любое произведение, созданное творческим трудом автора.
Дипломная работа создается творческим трудом студента, следовательно, является объектом авторского права. Следует отметить, что студенческие работы создаются, как правило, на основе уже существующих произведений, поэтому, дипломную работу можно отнести к объектам авторского право только при наличии достаточного творческого начала. Объектами авторского права могут быть только результаты самостоятельного труда, а не плагиат.
Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Следовательно, интеллектуальные права на дипломную работу принадлежат студенту.
Можно ли считать дипломную работу «служебным произведением» в том случае, если ВУЗ дает задание студенту на выполнение конкретной авторской работы? Какова роль научного руководителя в написание дипломной работы?
Дипломную работу нельзя считать «служебным произведением» т. к. служебным признается произведение, созданное по трудовому договору или в порядке выполнения служебного задания, а студент не состоит с вузом в трудовых или служебных отношениях. Научный руководитель не участвует непосредственно в самом процессе написания, а лишь оказывает консультационное и организационное содействие, а также контроль за выполнением работы. Это означает, что в соответствие с п. 1 ст. 1228 ГК РФ научный руководитель не признается соавтором дипломной работы.
Таким образом, все права на дипломную работу принадлежат студенту, её написавшему. В соответствии со ст. 1255 ГК РФ автору произведения принадлежат следующие права:
1. Исключительное право на произведение, т. е. право использовать произведение по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.
2. Право авторства, т. е. право признаваться автором произведения.
3. Право на имя, это право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно.
4. Право на неприкосновенность произведения, которое означает, что не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.
5. Право на обнародование произведения. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.
Согласно ст. 1268 ГК РФ никто не имеет права без согласия студента обнародовать дипломную работу. Также не допускается внесение каких-либо изменений сокращений, дополнений в дипломную работу в соответствии со п. 1 ст. 1266 ГК РФ.
Научный руководитель, вуз или иное лицо имеют право обнародовать дипломную работу, вносить в неё сокращения, изменения, дополнения только с согласия студента. Такое согласие предоставляется в виде договора об отчуждении исключительных прав, согласно которому право на дипломную работу передается в полном объеме. Также, может быть заключен лицензионный договор, согласно которому исключительное право остается у студента, а передается лишь право использования дипломной работы в предусмотренных договором пределах. Такие договоры должны заключаться в письменной форме и обычно являются возмездными. Если студент передает права безвозмездно, то этот факт прямо указывается в договоре.
В случае нарушения интеллектуальных прав на дипломную работу, студент имеет право воспользоваться способами защиты, установленными ст. 1251 и ст. 1252 ГК РФ. Согласно указанным статьям, студент имеет право требовать признания права, пресечения действий, возмещения убытков, изъятия материального носителя.
Студент также имеет право требовать выплаты компенсации вместо возмещения убытков. Размер компенсации определяется судом. Компенсации может быть в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей или же в двукратном размере стоимости экземпляров произведения и в двукратном размере стоимости права использования произведения.
Чтобы предотвратить неправомерное использование дипломной работы, студенту следует снабжать свои труды знаком правовой охраны. В соответствии с ГК РФ, правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: латинской буквы «C» в окружности (Рис. 1), имени или наименования правообладателя, года первого опубликования произведения.
Рис. 1. Знак охраны авторского права
Кроме того, было бы полезным обнародовать результаты своего труда любым доступным способом. Обнародование — это осуществление действие, в результате которого, произведение впервые становится общедоступным. Существуют следующие способы обнародования:
1. Опубликование произведения (выпуск в свет) в печати — книги, статьи или иной печатный текст, с которым может ознакомиться другой человек или массовый читатель.
2. Предоставление экземпляров программы для ЭВМ или базы данных неопределенному кругу лиц, в том числе путем записи в память ЭВМ.
3. Публичный показ — демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или с помощью технических средств (сценическая постановка, спектакль, опера, балет, кинофильм и т. д.).
4. Публичное исполнение (чтение стихов, доклад на конференции, исполнение музыкального произведения).
5. Передача в эфир или иным способом (чтение драматического или иного художественного произведения, исполнение музыкального произведения).
Миноборнауки обяжет студентов публиковать свои дипломные работы до их защиты в электронной библиотеке вуза. Опубликованные в электронной библиотеке вуза работы будут доступны студентам и сотрудникам этого учебного заведения. Данные изменения должны быть утверждены и вступят в силу в конце апреля [3]. Таким образом, обнародования дипломной работы станет обязательным для всех студентов.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что авторское право распространяется только на оригинальные произведения, поэтому, при написании дипломной работы, студентам не стоит использовать чужие работы, выдавая их за свои, соблюдая, таким образом, требования законодательства. Помимо этого, каждому студенту было бы полезно ознакомиться с действующим законодательством в области авторского права. Зачастую, именно незнание своих прав студентами приводит к правонарушениям.
1. Интервью с доктором юридических наук, профессором, заведующим кафедрой гражданского права, деканом юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Е. А. Сухановым // Законодательство. — 1998. — № 10.
2. Закон российской федерации «Об авторском праве и смежных правах» От 09.07.1993 № 5351–1 (утратил силу).
4. Владимир Зыков. Миноборнауки обяжет студентов публиковать свои дипломные работы [Электронный ресурс] // Газета Известия — 2015. — URL: http://izvestia.ru/news/584106 (дата обращения: 25.04.2015)
Основные термины (генерируются автоматически): дипломная работа, ГК РФ, студент, научный руководитель, произведение, баз данных, музыкальное произведение, Опубликование произведения, Публичное исполнение, Публичный показ.
Источник: moluch.ru
О внесении индивидуального проекта в приложение к диплому СПО
Департамент государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерацииписьме от 28.07.2020 г. «О рассмотрении обращения (Индивидуальный проект в образовательных программах СПО)» дает разъяснения, каким образом при разработке учебного плана в рамках образовательной программы СПО, реализуемой на базе основного общего образования, может быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов)
ТИПИЧНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДАННОЙ ТЕМАТИКЕ:
Подскажите, пожалуйста, необходимо ли в приложении к диплому СПО указывать тему индивидуального проекта (по дисциплинам общеобразовательного цикла ОПОП СПО)?
Приложение к диплому об СПО заполняется в соответствии с приказом Минобрнауки России от 25.10.2013 г. № 1186 «Об утверждении порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов» (далее — Порядок).
В подпункте «а» пункта 5.4 Порядка сказано, что изученные дисциплины (модули) профессиональной образовательной программы в графе «Наименование учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик» указываются в соответствии с учебным планом образовательной программы среднего профессионального образования.
Таким образом, если в учебном плане индивидуальный проект представлен учебным предметом, включенным в общеобразовательный цикл, значит, сведения о нем как о предмете должны быть отражены в строгом соответствии с указанными в плане в части наименования, объема. Оценка выставляется в соответствии с результатами промежуточной аттестации.
Если индивидуальный проект выполнялся в пределах какого-либо предмета (или каких-либо предметов комплексно), т.е. учебный план индивидуальный проект не отражает, как отдельный учебный предмет, значит, сведения о нем в диплом об СПО внесены быть не могут.
В целом решение вопроса – это компетенция образовательной организации, о чем также сказано в письме Минпросвещения России от 28.07.2020 г. «О рассмотрении обращения (Индивидуальный проект в образовательных программах СПО)».
Вопрос от 25.01.2022 г.
Прошу разъяснить, где в приложении к диплому сделать запись о выполнении студентом индивидуального проекта?
Отразить факт выполнения обучающимся индивидуального проекта можно в случае, если учебный план в разделе общеобразовательных дисциплин включает дисциплину Индивидуальный проект, по которой проводится промежуточная аттестация. Результаты промежуточной аттестации, являющиеся итоговыми по дисциплинам, отражаются в зачетных книжках студентов, а затем переносятся в приложение к диплому об СПО в раздел «3. СВЕДЕНИЯ О СОДЕРЖАНИИ И РЕЗУЛЬТАТАХ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» (приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 г. № 1186 «Об утверждении порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов»).
Образовательные организации, реализующие образовательные программы СПО на базе среднего общего образования (СОО), имеющие государственную аккредитацию, общеобразовательный цикл разрабатывают на основе ФГОС СОО и с учетом примерной основной образовательной программы (ПООП) (приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»). В ПООП СОО, которая утверждена в июне 2016 года, индивидуальный проект представлен отдельной дисциплиной.
В пункте 18.3.1. ФГОС СОО сказано, что учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия». При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области. В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов).
Профессиональные образовательные организации, обладая автономией согласно статье 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в учебных планах образовательных программ СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования при формировании содержания общеобразовательного цикла вправе уточнять состав и количество общеобразовательных учебных дисциплин по выбору из обязательных предметных областей, а также часы на их изучение, учитывая особенности абитуриентов, специфику ППКРС, ППССЗ, осваиваемой профессии или специальности. При этом обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся по учебной дисциплине должна составлять: по базовой – не менее 34 часов, по профильной – не менее 68 часов.
Если индивидуальный проект выполняется обучающимися в рамках самостоятельной работы по какой-либо общеобразовательной дисциплине, то выполнение его может фиксироваться в журнале оценкой по итогам защиты. Однако, такие результаты как результаты текущей аттестации в дипломе не отражаются.
Вопрос от 14.02.2020 г.
Вносится ли индивидуальный проект в диплом о среднем профессиональном образовании?
Существуют варианты реализации выполнения индивидуального проекта обучающимися, осваивающими программу среднего общего образования в рамках образовательной программы среднего профессионального образования:
— в пределах разных учебных дисциплин (на выбор обучающихся);
— отдельной дисциплиной (элективным курсом), установленной учебным планом.
Второй вариант позволяет не только оценить качество выполненного обучающимся проекта также отдельно проводимой процедурой промежуточной аттестации, но и выставить эту оценку в диплом об СПО.
В целом решение вопроса относится к компетенции образовательной организации (часть 1 статьи 28 и часть 5 статьи 12 Федерального закона от 29.12.20212 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Вопрос от 11.05.2021 г.
Источник: www.informio.ru